История возникновения традиции Телемы и ее основные тезисы. - «Магия»
Телема
Авторское эссе, излагающее небольшую историческую справку о возникновении Телемы и так же проливающее свет на некоторые из ее основных тезисов. Телема (греч. – «Воля») – это система физических, ментальных и духовных практик и дисциплин, которые стоят на двух вселенских столпах «Твори свою Волю, таков да будет весь Закон» и «Любовь есть Закон, любовь в согласии с Волей». Происхождение данной Традиции обязано Алистеру Кроули - поэту, писателю, альпинисту, философу и, конечно же, Великому Магу. Всякому творению предшествует соответствующий волевой акт, но прежде чем эта Воля начнёт действовать, ей должен быть сообщен определенный Логос, который одухотворит её и дарует этой Воле бессмертие на пути её реализации. Этим Логосом в Телеме и стало получение «Книги Закона» (хотя, чтобы Логос снизошел, тоже требуется определенный волевой акт). Подробности того, как появилась эта Книга, описаны в работах Кроули «Равноденствие Богов», «Храм царя Соломона» и в других публикациях. Я лишь приведу краткое историческое изложение событий, которые привели к получению «Книги Закона». В 1903 году Кроули почти оставил занятия магией и отправился в медовый месяц путешествовать со своей женой Розой по экзотическим странам, включая Египет. В декабре они обнаружили, что Роза беременна, и предпочли вернуться в Каир, поселившись в отель. Однажды Кроули провёл «предварительное заклинание Гоэтии», чтобы показать Розе сильфов - воздушных духов-элементалей. Роза ничего не увидела (она вообще не интересовалась магией), но вместо этого она впала в некий транс и начала повторять какие-то странные слова о том что Кроули кто-то ждет, что все дело в ребенке, а так же, что Бог Гор очень зол на него за то, что тот не обращает на него внимания. Кроули отнесся к этому как к бреду или просто детскому поведению Розы. Однако он подверг видения Розы строгой проверке, расспрашивая о технических атрибутах этого Бога. Цвет, характер, качества, Роза ответила на все вопросы со 100% точностью. Проходя по Булакскому музею в Каире, Кроули просил ему показать изображение Гора (Роза ничего не понимала в египтологии). Роза прошла мимо нескольких изображений Бога, и Кроули только посмеивался над ней, но вдруг она остановилась и указала на погребальную стелу с изображением Гора, стелу фиванского жреца Монту (бога войны буквально «владыка Фив») Анх-эф-на-Хонсу, датированную периодом XXIII династии. В каталоге музея эта стела была под номером «666», тем же солнечным числом, с которым отождествлял себя сам Кроули с юных лет. Он был поражён этим фактом. И даже когда Кроули загадал про себя A,B,C,D и что D это Гор, а затем просил Розу назвать ту букву, которую он загадал, Роза ответила D. Следовательно, этот Бог мог читать мысли Алистера, и был сильно связан с ним. Кроули не мог проигнорировать такую потрясающую цепочку событий, заказав копию стелы (в Телеме она называется «Стела Откровения», и её копия должна находиться у каждого телемита). Он принялся за систематическую работу, а Роза выступала как ассистент. Оказалось, что Роза общалась не непосредственно с Гором, а некой сущностью Айвассом, посланником Гор-Па-Краата (Гор в аспекте невинного младенца изображавшийся стоя на 2 крокодилах или лотосе прижимая палец к губам в знак молчания). Айвасс объявил о наступлении Равноденствия Богов, смене эпохи и о намерении использовать Кроули для получения книги, которая станет основой для новой эпохи.
20 марта 1904 года Кроули исполнил «Высшую Инвокацию Гора». Согласно инструкциям он входил в свой храм точно в полдень 8, 9 и 10 апреля (эти даты считаются священными в Телеме, а 1904 г объявлен первым годом нового Эона), садился за письменный стол, записывал то, что диктовал ему голос. Результатом этих трёх часов и являются три главы «Книги Закона».
Никто не просит доверять этому рассказу. Каждый должен судить об этой Книге сам и определить её значение в своей жизни. Сам Кроули долгое время отвергал эту Книгу из-за некоторых высказываний, которые шли в разрез с его мировоззрением того времени. «Книга Закона» полна сложных каббалистических ребусов, и Кроули долгие годы бился над их разгадкой, написав 4 комментария к ней. Он проникал в тайны этой Книги лишь по мере последовательного восхождения по степеням посвящения, либо вовсе благодаря цепочке случайных событий, на первый взгляд не имеющих отношения к Книге.
Так в чём же значимость и актуальность этой Книги? В начале первой главы мы видим ответ на этот вопрос. «Каждый мужчина и каждая женщина — звезда.» (I:3) Это означает, что вне зависимости от пола, профессии, материального состояния и всех «благостей земных» внутри человека обитает Бог («Я — пламя, горящее в сердце каждого человека и в ядре каждой звезды.» (I:6)), и посему вполне логическое следствие отсюда, - «Твори свою Волю». Но здесь скрыта великая опасность, заключённая в самом понятии «Воля». Речь идёт отнюдь не о сиюминутных желаниях человека, навеянных ему социальным окружением, родственниками, его эгоизмом и фантомными эмоциями, а об Истинной Воле, той, которая равна его миссии на Земле, той, которая соответствует Воле Бога. В контексте Телемы Истинная Воля может совершенно противоречить мимолетным желаниям повседневной жизни человека, но в этом скрывается и великая ложь, ибо познавший Истинную Волю и осмелившийся вершить её, испытает воистину великое удовлетворение.
Кроули разделил жизнь и религию человечества на три Эона. Первый Эон был Эоном Матери Богини или Изиды. Это Эон торжества женских таинств и колдовства. Считалось, что женщина порождает жизнь и затем забирает ее в своё лоно. Роль мужчины в зарождении жизни не учитывалась. Это Эон всевозможных Богинь Земли и плодородия. Следует заметить, что в это же время процветал и матриархат. Второй Эон умирающего Бога или Осириса начался, когда человечество осознало, что мужчина играет важную роль в зачатии ребёнка, а плодородие «Чёрной Матери Земли» невозможно без света Солнца. Заметив великую роль Солнца, люди не могли не заметить и то, что Солнце пропадает, каждые сутки на ночь и теряет своё тепло каждый год зимой. Здесь и начинаются ритуалы почитания смерти и воскрешения. Солнце «возрождалось» каждое утро, но страх того, что Солнце умрёт насовсем, побуждал человечество исполнять тайные ритуалы возрождения и почитание смерти в знак страха перед ней, дабы умолить её отвернуть лик свой от живого мира сего. А роль женщины превращается в роль рабыни. Это время таких Богов как Осирис, Адонис, Дионис, Геркулес, Митра и, конечно же, Иисус. Чтоб стать спасённым (посвященным), нужно было следовать формулам этих Богов или формуле жертвоприношения - Любовь, катастрофа, смерть и возрождение. Особо ярко проявилась эта формула в христианстве. Таким образом, индивид получает некое благословление лишь после долгих мук и терзаний. «Человек греховен от рождения, он далёк от Бога, он обречен на страдания и муки, и лишь если человек осознает свою ущербность и посвятит себя рабству божьему и покаянию, то может быть он и минует пламя ада, но и то не факт» - это общее положение для религий старого Эона Осириса. Все «ярые» последователи религии старого Эона, всевозможные аскеты истязали свою плоть и погружали сознание в идею греховности и внутренней неполноценности. И лишь наиболее просветленные и проницательные мистики прежних религий учили - «Искра Божья» в человеке это та частица, которая роднит человека с Богом и даёт возможность единения с ним. Но Эон Осириса закончился, дав начало Эону Гора, Эону Коронованного и Побеждающего Ребёнка. Человеку больше не нужно испытывать мучения души, вечную вину и комплекс неполноценности от наличия первородного греха. Человечество пришло к осознанию того, что Солнце не умирает и не уходит. Оно стоит на месте и «смерть» его лишь оптическая иллюзия, как и все эти мистерии прошлого. Формула Эона Гора – есть Жизнь и радость этой Жизни.
Несколько слов о грехе. В «Книге Закона» сказано «Слово греха — Ограничение» (I:41). Грех – это ограниченность, возникающая при наличии лени в противовес расширения своего кругозора. Грех – это когда человек поступает по старым правилам лишь потому, что так велят ему постулаты его предков или общества. Грех – это та ограниченность, которая налагается на нас нашими предрассудками делать что-то, потому что так поступает большинство. Грех – это ограничение Истинной Воли и принесение её в жертву ради обычаев. Отсюда никаких стандартов, закостенелых правил, жесткого набора моральных устоев. Единственное правило – это «Твори свою Волю!» Фактически смысл всей Великой Работы Телемита – открыть в себе Бога.
Но каким же образом человеку познать самого себя, свою Истинную Волю? Чтобы познать Истинную Волю он должен освободиться от всех бессознательных влияний и взять их под контроль сознания с помощью магических и йогических практик. Дело в том, что магия и мистицизм хоть и представляют собой два различных пути, однако пути эти параллельны. Практики магии и йоги тренируют наше Тело Света, которое имеет очень большое значение, ибо служит проводником между Макрокосмом и Микрокосмом. Хорошо натренированное и гармонизированное Тело Света является инструментом познания человека и понимания его природы. Многие могут возразить, что йога Востока не имеет ничего общего с западными магическими традициями. Это непонимание возникает, скорее всего, из-за того, что эти многие и не понимают само понятие «йога». Как пишет Кроули в книге «Восемь лекций по йоге»:
«Йога-это основной из всех возможных союзов объекта и субъекта сознания, слияние видящего предмет с самим предметом».
Йога по своей природе тождественна таким понятиям как «Воля» и «Любовь» или как в Законе Телемы «Любовь в согласии с Волей». В «Книге Четыре» Кроули добавляет к этому:
«…лишь энергетически соединившись с объектом магического усилия - будь то внутри нас или снаружи - мы сможем направить его изменения и вызвать то, что внешние наблюдатели назовут чудом или магическим воздействием. Для этого «всего-навсего» надо научиться работать: во-первых, с Волей, во-вторых, с Энергией. Мы должны научиться запускать Двигатели Магии. И йога как наиболее развитая из всех систем тренинга – незаменимый помощник в этом деле».
Определение Магии, которое Кроули даёт в своей книге «Магия в теории и на практике» получило широкую известность:
«Магия есть Наука и Искусство вызывать перемены в соответствии с Волей». Под сие определения попадает любое действие «в согласии с Волей» и не подходит импульсивное или механически выработанное. Но единственной целью волевых или магических действий должно стать достижение Знания и Собеседование со Святым Ангелом - Хранителем, ибо только Он может указать человеку, что есть его Истинная Воля. Это и есть апофеоз процесса выявления всех бессознательных стимулов человека и обретение подлинной сознательной власти над ними. Кроули в книге «Магия в теории и на практике» пишет:
«..Это возвышение цельного человека по вертикальной прямой. Любое отклонение от этой прямой имеет тенденцию становиться чёрной магией. Любые другие операции являются чёрной магией… если магу требуется выполнить любую другую операцию, кроме этой, она законна настолько, насколько является необходимостью подготавливающей Единое Делание».
То есть любой магический акт должен быть как бы вспомогательным для воссоединения с Ангелом. Ритуал, заклинание, гадание, медитация – это кирпичики в пирамиде, имя которой «Достижение Знания и Собеседование со Святым Ангелом-Хранителем». Родни Орфей в своей книге «Абрахадабра» даёт, на мой взгляд, прекрасную формулу Святого Ангела-Хранителя: Ангел-Хранитель = Вселенная - Я, и далее добавляет:
«Таким образом, ваш Ангел это всё во Вселенной, чем вы не являетесь. Ваш Ангел это особая сущность со своей Волей. И так вышло, что Воля его присматривать за вашим развитием. Устанавливая связь с ним, вы получаете доступ ко всей Вселенной - как внутри себя, так и вне себя.»
Как достигнуть Знания и Собеседование со Святым Ангелом-Хранителем я не могу сказать. Это тяжкий труд, и он не ограничен однодневной молитвой и заклинанием. Эта работа может длиться несколько лет, человек должен желать Его как влюбленная девушка желает своего принца. Человек должен неустанно трудиться во имя этой цели. Каждый человек – Звезда, а у каждой звезды своя орбита. Этот ритуал очень интимный, ибо только «Любовь в согласии с Волей» может соединить человека с Ангелом, а потому нет определенных догматичных предписаний. Любое магическое действие должно служить этой цели иначе оно обернётся чёрной магией, а в этом случае человек начинает «разделяться в себе самом».
Однако достижение Знания и Собеседование со Святым Ангелом-Хранителем это лишь полпути. Ибо закон Телемы «Твори свою Волю». Ангел помогает познать и понять Истинную Волю, но отважиться творить её должен сам человек.
Автор: аХад418
Телема Авторское эссе, излагающее небольшую историческую справку о возникновении Телемы и так же проливающее свет на некоторые из ее основных тезисов. Телема (греч. – «Воля») – это система физических, ментальных и духовных практик и дисциплин, которые стоят на двух вселенских столпах «Твори свою Волю, таков да будет весь Закон» и «Любовь есть Закон, любовь в согласии с Волей». Происхождение данной Традиции обязано Алистеру Кроули - поэту, писателю, альпинисту, философу и, конечно же, Великому Магу. Всякому творению предшествует соответствующий волевой акт, но прежде чем эта Воля начнёт действовать, ей должен быть сообщен определенный Логос, который одухотворит её и дарует этой Воле бессмертие на пути её реализации. Этим Логосом в Телеме и стало получение «Книги Закона» (хотя, чтобы Логос снизошел, тоже требуется определенный волевой акт). Подробности того, как появилась эта Книга, описаны в работах Кроули «Равноденствие Богов», «Храм царя Соломона» и в других публикациях. Я лишь приведу краткое историческое изложение событий, которые привели к получению «Книги Закона». В 1903 году Кроули почти оставил занятия магией и отправился в медовый месяц путешествовать со своей женой Розой по экзотическим странам, включая Египет. В декабре они обнаружили, что Роза беременна, и предпочли вернуться в Каир, поселившись в отель. Однажды Кроули провёл «предварительное заклинание Гоэтии», чтобы показать Розе сильфов - воздушных духов-элементалей. Роза ничего не увидела (она вообще не интересовалась магией), но вместо этого она впала в некий транс и начала повторять какие-то странные слова о том что Кроули кто-то ждет, что все дело в ребенке, а так же, что Бог Гор очень зол на него за то, что тот не обращает на него внимания. Кроули отнесся к этому как к бреду или просто детскому поведению Розы. Однако он подверг видения Розы строгой проверке, расспрашивая о технических атрибутах этого Бога. Цвет, характер, качества, Роза ответила на все вопросы со 100% точностью. Проходя по Булакскому музею в Каире, Кроули просил ему показать изображение Гора (Роза ничего не понимала в египтологии). Роза прошла мимо нескольких изображений Бога, и Кроули только посмеивался над ней, но вдруг она остановилась и указала на погребальную стелу с изображением Гора, стелу фиванского жреца Монту (бога войны буквально «владыка Фив») Анх-эф-на-Хонсу, датированную периодом XXIII династии. В каталоге музея эта стела была под номером «666», тем же солнечным числом, с которым отождествлял себя сам Кроули с юных лет. Он был поражён этим фактом. И даже когда Кроули загадал про себя A,B,C,D и что D это Гор, а затем просил Розу назвать ту букву, которую он загадал, Роза ответила D. Следовательно, этот Бог мог читать мысли Алистера, и был сильно связан с ним. Кроули не мог проигнорировать такую потрясающую цепочку событий, заказав копию стелы (в Телеме она называется «Стела Откровения», и её копия должна находиться у каждого телемита). Он принялся за систематическую работу, а Роза выступала как ассистент. Оказалось, что Роза общалась не непосредственно с Гором, а некой сущностью Айвассом, посланником Гор-Па-Краата (Гор в аспекте невинного младенца изображавшийся стоя на 2 крокодилах или лотосе прижимая палец к губам в знак молчания). Айвасс объявил о наступлении Равноденствия Богов, смене эпохи и о намерении использовать Кроули для получения книги, которая станет основой для новой эпохи. 20 марта 1904 года Кроули исполнил «Высшую Инвокацию Гора». Согласно инструкциям он входил в свой храм точно в полдень 8, 9 и 10 апреля (эти даты считаются священными в Телеме, а 1904 г объявлен первым годом нового Эона), садился за письменный стол, записывал то, что диктовал ему голос. Результатом этих трёх часов и являются три главы «Книги Закона». Никто не просит доверять этому рассказу. Каждый должен судить об этой Книге сам и определить её значение в своей жизни. Сам Кроули долгое время отвергал эту Книгу из-за некоторых высказываний, которые шли в разрез с его мировоззрением того времени. «Книга Закона» полна сложных каббалистических ребусов, и Кроули долгие годы бился над их разгадкой, написав 4 комментария к ней. Он проникал в тайны этой Книги лишь по мере последовательного восхождения по степеням посвящения, либо вовсе благодаря цепочке случайных событий, на первый взгляд не имеющих отношения к Книге. Так в чём же значимость и актуальность этой Книги? В начале первой главы мы видим ответ на этот вопрос. «Каждый мужчина и каждая женщина — звезда.» (I:3) Это означает, что вне зависимости от пола, профессии, материального состояния и всех «благостей земных» внутри человека обитает Бог («Я — пламя, горящее в сердце каждого человека и в ядре каждой звезды.» (I:6)), и посему вполне логическое следствие отсюда, - «Твори свою Волю». Но здесь скрыта великая опасность, заключённая в самом понятии «Воля». Речь идёт отнюдь не о сиюминутных желаниях человека, навеянных ему социальным окружением, родственниками, его эгоизмом и фантомными эмоциями, а об Истинной Воле, той, которая равна его миссии на Земле, той, которая соответствует Воле Бога. В контексте Телемы Истинная Воля может совершенно противоречить мимолетным желаниям повседневной жизни человека, но в этом скрывается и великая ложь, ибо познавший Истинную Волю и осмелившийся вершить её, испытает воистину великое удовлетворение. Кроули разделил жизнь и религию человечества на три Эона. Первый Эон был Эоном Матери Богини или Изиды. Это Эон торжества женских таинств и колдовства. Считалось, что женщина порождает жизнь и затем забирает ее в своё лоно. Роль мужчины в зарождении жизни не учитывалась. Это Эон всевозможных Богинь Земли и плодородия. Следует заметить, что в это же время процветал и матриархат. Второй Эон умирающего Бога или Осириса начался, когда человечество осознало, что мужчина играет важную роль в зачатии ребёнка, а плодородие «Чёрной Матери Земли» невозможно без света Солнца. Заметив великую роль Солнца, люди не могли не заметить и то, что Солнце пропадает, каждые сутки на ночь и теряет своё тепло каждый год зимой. Здесь и начинаются ритуалы почитания смерти и воскрешения. Солнце «возрождалось» каждое утро, но страх того, что Солнце умрёт насовсем, побуждал человечество исполнять тайные ритуалы возрождения и почитание смерти в знак страха перед ней, дабы умолить её отвернуть лик свой от живого мира сего. А роль женщины превращается в роль рабыни. Это время таких Богов как Осирис, Адонис, Дионис, Геркулес, Митра и, конечно же, Иисус. Чтоб стать спасённым (посвященным), нужно было следовать формулам этих Богов или формуле жертвоприношения - Любовь, катастрофа, смерть и возрождение. Особо ярко проявилась эта формула в христианстве. Таким образом, индивид получает некое благословление лишь после долгих мук и терзаний. «Человек греховен от рождения, он далёк от Бога, он обречен на страдания и муки, и лишь если человек осознает свою ущербность и посвятит себя рабству божьему и покаянию, то может быть он и минует пламя ада, но и то не факт» - это общее положение для религий старого Эона Осириса. Все «ярые» последователи религии старого Эона, всевозможные аскеты истязали свою плоть и погружали сознание в идею греховности и внутренней неполноценности. И лишь наиболее просветленные и проницательные мистики прежних религий учили - «Искра Божья» в человеке это та частица, которая роднит человека с Богом и даёт возможность единения с ним. Но Эон Осириса закончился, дав начало Эону Гора, Эону Коронованного и Побеждающего Ребёнка. Человеку больше не нужно испытывать мучения души, вечную вину и комплекс неполноценности от наличия первородного греха. Человечество пришло к осознанию того, что Солнце не умирает и не уходит. Оно стоит на месте и «смерть» его лишь оптическая иллюзия, как и все эти мистерии прошлого. Формула Эона Гора – есть Жизнь и радость этой Жизни. Несколько слов о грехе. В «Книге Закона» сказано «Слово греха — Ограничение» (I:41). Грех – это ограниченность, возникающая при наличии лени в противовес расширения своего кругозора. Грех – это когда человек поступает по старым правилам лишь потому, что так велят ему постулаты его предков или общества. Грех – это та ограниченность, которая налагается на нас нашими предрассудками делать что-то, потому что так поступает большинство. Грех – это ограничение Истинной Воли и принесение её в жертву ради обычаев. Отсюда никаких стандартов, закостенелых правил, жесткого набора моральных устоев. Единственное правило – это «Твори свою Волю!» Фактически смысл всей Великой Работы Телемита – открыть в себе Бога. Но каким же образом человеку познать самого себя, свою Истинную Волю? Чтобы познать Истинную Волю он должен освободиться от всех бессознательных влияний и взять их под контроль сознания с помощью магических и йогических практик. Дело в том, что магия и мистицизм хоть и представляют собой два различных пути, однако пути эти параллельны. Практики магии и йоги тренируют наше Тело Света, которое имеет очень большое значение, ибо служит проводником между Макрокосмом и Микрокосмом. Хорошо натренированное и гармонизированное Тело Света является инструментом познания человека и понимания его природы. Многие могут возразить, что йога Востока не имеет ничего общего с западными магическими традициями. Это непонимание возникает, скорее всего, из-за того, что эти многие и не понимают само понятие «йога». Как пишет Кроули в книге «Восемь лекций по йоге»: «Йога-это основной из всех возможных союзов объекта и субъекта сознания, слияние видящего предмет с самим предметом». Йога по своей природе тождественна таким понятиям как «Воля» и «Любовь» или как в Законе Телемы «Любовь в согласии с Волей». В «Книге Четыре» Кроули добавляет к этому: «…лишь энергетически соединившись с объектом магического усилия - будь то внутри нас или снаружи - мы сможем направить его изменения и вызвать то, что внешние наблюдатели назовут чудом или магическим воздействием. Для этого «всего-навсего» надо научиться работать: во-первых, с Волей, во-вторых, с Энергией. Мы должны научиться запускать Двигатели Магии. И