Синестезии можно научить
Специальная тренировка подсобляет пробудить у жителя нашей планеты цветографемную синестезию, а заодно и повысить коэффициент интеллекта.
Синестезия – один из самых необыкновенных психоневрологических феноменов, когда не совпадают род раздражителя и тип эмоций, которые человек испытывает. То есть стимул относится к одним органам эмоций, а чувства – к другим. Так, цветографемная синестезия значит, что человек видит либо ощущает изображение букв либо цифр в цвете. Музыкально-цветовая – ежели музыка воспринимается в виде закономерно и невольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн.
Механизм её не полностью ясен. Например, несколько годов назад нейробиологи из Оксфорда(Великобритания)высказали предположение, что в синестетических чувствах виноваты особенные сверхвозбудимые нейроны, владеющие наиболее низким порогом возбуждения, и которые могут устанавливать контакты с нейронами из различных сенсорных анализаторов. Вот такие нейроны, которым в буквальном смысле до всего есть дело, перебрасывают стимулы к чужим анализаторам. С иной стороны, знаменито, что ассоциации меж цветом и эмблемой при цветографемной синестезии различаются постоянством во медли и повторяются у различных жителей нашей планеты, что разговаривает о том, что ассоциации эти могли сформироваться под воздействием ребяческих воспоминаний. Логично было бы предположить, что синестеты должны собственной необыкновенностью своим генам, правящим развитием мозга и сердитых цепочек в нём; что все-таки до конкретных ассоциаций, то они как разов могут произрастать из собственного опыта.
Однако результаты психологов из Университета Сассекса(Великобритания)разговаривают о том, что синестезии можнож научить даже того, у кого её сроду не было. Дэниэл Бор(Daniel Bor)и его коллеги обучали несколько взрослых жителей нашей планеты по специальной програмке, созданной для «связывания» букв с тем либо другим цветом; всего таковых ассоциаций предполагалось тринадцать. То есть, смотря на какую-то букву, соучастнику опыта в конце концов обязан был прибывать на разум её цвет. Но это не обязана была быть просто ассоциация «от ума», человек вправду обязан был ощущать букву цветной, даже ежели она была изображена чёрно-белой.(Подчеркнём, что речь не идёт о галлюцинациях, другими словами человек отдаёт себе отчёт, что на самом деле буква чёрно-белая.)
В статье в Scientific Reports творцы пишут, что всё таки и было: выученные цветографемной синестезии добровольцы начали ощущать цветную природу букв, причём не совсем лишь в лаборатории, но и в обыкновенной жизни.(Бывало и так, что буквы получали личностные свойства, другими словами, к примеру, «X» делалась скучноватой, «W» – безмятежной, и т. д.)Кроме того, психологи отметили любознательный побочный эффект: у выученных синестезии повышался IQ, приблизительно на 12 пт.
Напомним, что соучастники опыта до него никаких синестетических возможностей не проявляли. Безусловно, отсюда не идет, что синестезия никак не зависит от генов, но воздействия генетических причин и причин среды в таком случае смотрятся труднее, чем можнож было бы поразмыслить. Например, гены могут лишь творить предпосылки для синестетических возможностей, но они будут находиться в неявном, дремлющем виде, пока среда не пробудит их, не вытащит их наружу. Подобные опыты должны посодействовать нам выяснить больше не совсем лишь о самой синестезии, но и о общих механизмах восприятия, психологических и нейрофизиологических.
Что же до «любопытного побочного эффекта», связанного с повышением IQ, то, вероятно, тут всё дело в расширении диапазона ассоциаций, случившемся опосля тренинга. Впрочем, вышло ли это конкретно из-за пробудившихся синестетических возможностей, либо же предпосылкой тому были сами по себе умственные усилия, которые пришлось прилагать добровольцам во время опыта, исследователям ещё предстоит выяснить.
Кирилл Стасевич
Специальная тренировка подсобляет пробудить у жителя нашей планеты цветографемную синестезию, а заодно и повысить коэффициент интеллекта. Синестезия – один из самых необыкновенных психоневрологических феноменов, когда не совпадают род раздражителя и тип эмоций, которые человек испытывает. То есть стимул относится к одним органам эмоций, а чувства – к другим. Так, цветографемная синестезия значит, что человек видит либо ощущает изображение букв либо цифр в цвете. Музыкально-цветовая – ежели музыка воспринимается в виде закономерно и невольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн. Механизм её не полностью ясен. Например, несколько годов назад нейробиологи из Оксфорда(Великобритания)высказали предположение, что в синестетических чувствах виноваты особенные сверхвозбудимые нейроны, владеющие наиболее низким порогом возбуждения, и которые могут устанавливать контакты с нейронами из различных сенсорных анализаторов. Вот такие нейроны, которым в буквальном смысле до всего есть дело, перебрасывают стимулы к чужим анализаторам. С иной стороны, знаменито, что ассоциации меж цветом и эмблемой при цветографемной синестезии различаются постоянством во медли и повторяются у различных жителей нашей планеты, что разговаривает о том, что ассоциации эти могли сформироваться под воздействием ребяческих воспоминаний. Логично было бы предположить, что синестеты должны собственной необыкновенностью своим генам, правящим развитием мозга и сердитых цепочек в нём; что все-таки до конкретных ассоциаций, то они как разов могут произрастать из собственного опыта. Однако результаты психологов из Университета Сассекса(Великобритания)разговаривают о том, что синестезии можнож научить даже того, у кого её сроду не было. Дэниэл Бор(Daniel Bor)и его коллеги обучали несколько взрослых жителей нашей планеты по специальной програмке, созданной для «связывания» букв с тем либо другим цветом; всего таковых ассоциаций предполагалось тринадцать. То есть, смотря на какую-то букву, соучастнику опыта в конце концов обязан был прибывать на разум её цвет. Но это не обязана была быть просто ассоциация «от ума», человек вправду обязан был ощущать букву цветной, даже ежели она была изображена чёрно-белой.(Подчеркнём, что речь не идёт о галлюцинациях, другими словами человек отдаёт себе отчёт, что на самом деле буква чёрно-белая.) В статье в Scientific Reports творцы пишут, что всё таки и было: выученные цветографемной синестезии добровольцы начали ощущать цветную природу букв, причём не совсем лишь в лаборатории, но и в обыкновенной жизни.(Бывало и так, что буквы получали личностные свойства, другими словами, к примеру, «X» делалась скучноватой, «W» – безмятежной, и т. д.)Кроме того, психологи отметили любознательный побочный эффект: у выученных синестезии повышался IQ, приблизительно на 12 пт. Напомним, что соучастники опыта до него никаких синестетических возможностей не проявляли. Безусловно, отсюда не идет, что синестезия никак не зависит от генов, но воздействия генетических причин и причин среды в таком случае смотрятся труднее, чем можнож было бы поразмыслить. Например, гены могут лишь творить предпосылки для синестетических возможностей, но они будут находиться в неявном, дремлющем виде, пока среда не пробудит их, не вытащит их наружу. Подобные опыты должны посодействовать нам выяснить больше не совсем лишь о самой синестезии, но и о общих механизмах восприятия, психологических и нейрофизиологических. Что же до «любопытного побочного эффекта», связанного с повышением IQ, то, вероятно, тут всё дело в расширении диапазона ассоциаций, случившемся опосля тренинга. Впрочем, вышло ли это конкретно из-за пробудившихся синестетических возможностей, либо же предпосылкой тому были сами по себе умственные усилия, которые пришлось прилагать добровольцам во время опыта, исследователям ещё предстоит выяснить. Кирилл Стасевич
Синестезия – один из самых необыкновенных психоневрологических феноменов, когда не совпадают род раздражителя и тип эмоций, которые человек испытывает. То есть стимул относится к одним органам эмоций, а чувства – к другим. Так, цветографемная синестезия значит, что человек видит либо ощущает изображение букв либо цифр в цвете. Музыкально-цветовая – ежели музыка воспринимается в виде закономерно и невольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн.
Механизм её не полностью ясен. Например, несколько годов назад нейробиологи из Оксфорда(Великобритания)высказали предположение, что в синестетических чувствах виноваты особенные сверхвозбудимые нейроны, владеющие наиболее низким порогом возбуждения, и которые могут устанавливать контакты с нейронами из различных сенсорных анализаторов. Вот такие нейроны, которым в буквальном смысле до всего есть дело, перебрасывают стимулы к чужим анализаторам. С иной стороны, знаменито, что ассоциации меж цветом и эмблемой при цветографемной синестезии различаются постоянством во медли и повторяются у различных жителей нашей планеты, что разговаривает о том, что ассоциации эти могли сформироваться под воздействием ребяческих воспоминаний. Логично было бы предположить, что синестеты должны собственной необыкновенностью своим генам, правящим развитием мозга и сердитых цепочек в нём; что все-таки до конкретных ассоциаций, то они как разов могут произрастать из собственного опыта.
Однако результаты психологов из Университета Сассекса(Великобритания)разговаривают о том, что синестезии можнож научить даже того, у кого её сроду не было. Дэниэл Бор(Daniel Bor)и его коллеги обучали несколько взрослых жителей нашей планеты по специальной програмке, созданной для «связывания» букв с тем либо другим цветом; всего таковых ассоциаций предполагалось тринадцать. То есть, смотря на какую-то букву, соучастнику опыта в конце концов обязан был прибывать на разум её цвет. Но это не обязана была быть просто ассоциация «от ума», человек вправду обязан был ощущать букву цветной, даже ежели она была изображена чёрно-белой.(Подчеркнём, что речь не идёт о галлюцинациях, другими словами человек отдаёт себе отчёт, что на самом деле буква чёрно-белая.)
В статье в Scientific Reports творцы пишут, что всё таки и было: выученные цветографемной синестезии добровольцы начали ощущать цветную природу букв, причём не совсем лишь в лаборатории, но и в обыкновенной жизни.(Бывало и так, что буквы получали личностные свойства, другими словами, к примеру, «X» делалась скучноватой, «W» – безмятежной, и т. д.)Кроме того, психологи отметили любознательный побочный эффект: у выученных синестезии повышался IQ, приблизительно на 12 пт.
Напомним, что соучастники опыта до него никаких синестетических возможностей не проявляли. Безусловно, отсюда не идет, что синестезия никак не зависит от генов, но воздействия генетических причин и причин среды в таком случае смотрятся труднее, чем можнож было бы поразмыслить. Например, гены могут лишь творить предпосылки для синестетических возможностей, но они будут находиться в неявном, дремлющем виде, пока среда не пробудит их, не вытащит их наружу. Подобные опыты должны посодействовать нам выяснить больше не совсем лишь о самой синестезии, но и о общих механизмах восприятия, психологических и нейрофизиологических.
Что же до «любопытного побочного эффекта», связанного с повышением IQ, то, вероятно, тут всё дело в расширении диапазона ассоциаций, случившемся опосля тренинга. Впрочем, вышло ли это конкретно из-за пробудившихся синестетических возможностей, либо же предпосылкой тому были сами по себе умственные усилия, которые пришлось прилагать добровольцам во время опыта, исследователям ещё предстоит выяснить.
Кирилл Стасевич
Специальная тренировка подсобляет пробудить у жителя нашей планеты цветографемную синестезию, а заодно и повысить коэффициент интеллекта. Синестезия – один из самых необыкновенных психоневрологических феноменов, когда не совпадают род раздражителя и тип эмоций, которые человек испытывает. То есть стимул относится к одним органам эмоций, а чувства – к другим. Так, цветографемная синестезия значит, что человек видит либо ощущает изображение букв либо цифр в цвете. Музыкально-цветовая – ежели музыка воспринимается в виде закономерно и невольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн. Механизм её не полностью ясен. Например, несколько годов назад нейробиологи из Оксфорда(Великобритания)высказали предположение, что в синестетических чувствах виноваты особенные сверхвозбудимые нейроны, владеющие наиболее низким порогом возбуждения, и которые могут устанавливать контакты с нейронами из различных сенсорных анализаторов. Вот такие нейроны, которым в буквальном смысле до всего есть дело, перебрасывают стимулы к чужим анализаторам. С иной стороны, знаменито, что ассоциации меж цветом и эмблемой при цветографемной синестезии различаются постоянством во медли и повторяются у различных жителей нашей планеты, что разговаривает о том, что ассоциации эти могли сформироваться под воздействием ребяческих воспоминаний. Логично было бы предположить, что синестеты должны собственной необыкновенностью своим генам, правящим развитием мозга и сердитых цепочек в нём; что все-таки до конкретных ассоциаций, то они как разов могут произрастать из собственного опыта. Однако результаты психологов из Университета Сассекса(Великобритания)разговаривают о том, что синестезии можнож научить даже того, у кого её сроду не было. Дэниэл Бор(Daniel Bor)и его коллеги обучали несколько взрослых жителей нашей планеты по специальной програмке, созданной для «связывания» букв с тем либо другим цветом; всего таковых ассоциаций предполагалось тринадцать. То есть, смотря на какую-то букву, соучастнику опыта в конце концов обязан был прибывать на разум её цвет. Но это не обязана была быть просто ассоциация «от ума», человек вправду обязан был ощущать букву цветной, даже ежели она была изображена чёрно-белой.(Подчеркнём, что речь не идёт о галлюцинациях, другими словами человек отдаёт себе отчёт, что на самом деле буква чёрно-белая.) В статье в Scientific Reports творцы пишут, что всё таки и было: выученные цветографемной синестезии добровольцы начали ощущать цветную природу букв, причём не совсем лишь в лаборатории, но и в обыкновенной жизни.(Бывало и так, что буквы получали личностные свойства, другими словами, к примеру, «X» делалась скучноватой, «W» – безмятежной, и т. д.)Кроме того, психологи отметили любознательный побочный эффект: у выученных синестезии повышался IQ, приблизительно на 12 пт. Напомним, что соучастники опыта до него никаких синестетических возможностей не проявляли. Безусловно, отсюда не идет, что синестезия никак не зависит от генов, но воздействия генетических причин и причин среды в таком случае смотрятся труднее, чем можнож было бы поразмыслить. Например, гены могут лишь творить предпосылки для синестетических возможностей, но они будут находиться в неявном, дремлющем виде, пока среда не пробудит их, не вытащит их наружу. Подобные опыты должны посодействовать нам выяснить больше не совсем лишь о самой синестезии, но и о общих механизмах восприятия, психологических и нейрофизиологических. Что же до «любопытного побочного эффекта», связанного с повышением IQ, то, вероятно, тут всё дело в расширении диапазона ассоциаций, случившемся опосля тренинга. Впрочем, вышло ли это конкретно из-за пробудившихся синестетических возможностей, либо же предпосылкой тому были сами по себе умственные усилия, которые пришлось прилагать добровольцам во время опыта, исследователям ещё предстоит выяснить. Кирилл Стасевич