Кикимора и банник - «Демонология»
Демонология » Славянская демонология
Темы: духи народных сказанийДухи народных сказаний. Продолжение.
Итак, мы упомянули основных демонических существ славянского фольклора, а именно: домового, водяного и лешего. Про каждого из них можно написать (и неоднократно писались) целые исследования с примерами, рассказами очевидцев и прочими многостраничными выводами фольклористов. Как я уже говорил, мне совершенно не хочется растекаться мыслию по древу, по этому эту статью я посвящу сразу нескольким инфернальным созданиям отечественной демонологии.
Сразу за домовым, если плясать от печки, по рангу следуют: кикимора, банник и обдериха, овинник, полевой, полуденница, болотник и русалка. О них коротко:
1) Кикимора – дух, наподобие домового. Выражение «кикимора болотная» не верно в корне. Кикимора – исключительно домашний демон. Специалистка по порче пряжи и других домашних вещей. В раздражении может действовать, как полтергейст. Творит мелкие пакости, не дает спать по ночам, пугает, бросает на пол и бьет посуду, вообщем, развлекается, как может. Появляется кикимора не просто так. Она может поселиться в доме, если он построен на месте, где умер ребенок или лежит самоубийца или неотпетый покойник. Ее мог наслать злой человек, чтобы за что-нибудь отомстить. Но человек не простой, а знающий как это сделать. Часто грешили на строителей дома или печников. Если хозяева их плохо кормили или обманули при расчете работники, если среди них попадался колдун, могли напустить кикимору. Для этого надо положить сделанную из щепочек и тряпочек фигурку кикиморы под матицу (центральную балку в избе) или в последний ряд бревен, под потолок. Но не просто положить, а с произнесением специальных слов. Вот эта фигурка потом оживает и становится кикиморой. Само слово является составным. Первая часть его восходит к древнему корню кик-/кык-/ кук-, который обозначает нечто горбатое, скрюченное. Вторая часть мора восходит к общеславянскому корню моръ – смерть.
Избавиться от кикиморы достаточно непросто. Можно, конечно найти куклу, заложенную колдуном и сжечь ее, но для этого, может статься, придется всю избу разобрать. Кикимора боится можжевельника. Если она начинает греметь посудой, то ее нужно обмыть водой настоянной на папоротнике, и она не сможет к ней прикоснуться. Но лучше всего, конечно, освятить весь дом.
P.S. Отец рассказывал: Клал печник одной бабе в избе печку. А баба вреднющая была, почище всякой кикиморы. Ох, и извела она его во время работы! Это ей не так, то не эдак – вообщем, забодала мужика вконец. Но аванс получен – работу делать надо. Подумал мужик, какую бы этой стерве на прощание каверзу учинить, взял несколько штук патефонных иголок и закрепил их изнутри дымохода между кирпичами. Настало время окончательного расчета. Тут баба совсем из себя вышла: и работу он делал долго, и сложил печь как-то кривовато, и грязь после работы несусветная, которую ей каждый день убирать приходилось. Свела к тому, что и половины обещанной суммы не заплатила. Мужик спорить не стал, деньги забрал, но предупредил, что за ее пакости и жадность подсадил ей в печь кикимору. Баба только смеется. Кто ж, дескать, в наши советские времена в такую чушь верит? Печник пожал плечами и пошел восвояси. Жена его дома немного поругала: говорили же тебе не берись у нее печь класть – на работе намаешься, так еще и обманет. «Погоди, Маруся. Пару-тройку дней подождем – сама придет». Вы представляете, какой звук издают несколько патефонных иголок при хорошей печной тяге? Нет? Это скрежет с воем, пополам с таким дребезжанием, от которого все зубы разболеться могут. Даже металлокерамические. Баба продержалась с неделю. Печник был даже немного удивлен ее стойкости. Потом все-таки пожаловала. Еще бы: либо спать в холодной избе, либо топить печь, но не спать вовсе. Принесла баба недостающие деньги, но тут и печник встал в позу. «А ты знаешь, сколько стоит кикимору выгнать»? «Бери, сколько хочешь, кормилец, только избавь от напасти этой». Вообщем, убрал мужик «кикимору», но тетку ободрал, как липку. Больше, говорят, не жадничала и с работниками рассчитывалась всегда честно.
2) Банник и обдериха.
Для русского человека баня была гораздо большим, чем теперешние ванны и души. Баня была и главная больница, и прачечная, и роддом, и место встречи для важных бесед. По этому место это было и важное и страшное. В бане нет икон, креста. А сам банник – это самая страшная дворовая нечисть.
Живет банник за каменной печкой или под полком, где обычно парятся.
Любит пошутить, как и леший, попугать моющихся, подпереть дверь бани, чтобы не могли выйти, может вылить воду из бочек, если не захочет пускать людей в баню. Обычно банник ведет себя враждебно, если человек нарушает его запреты:
а) перед тем, как зайти в баню нужно попросить разрешения, а после помывки оставить немного горячей и холодной воды с куском мыла;
б) никогда не ходить в баню ночью, тем более ночевать в бане;
в) париться только в положенное время: до семи вечера – летом и до полудня – зимой;
г) париться только в три смены, то есть пропаривать баню не более трех раз. «Четвертый пар» - для самого банника и его гостей; это было известно повсеместно и если кто-нибудь нагонял пар в четвертый раз, то живым его уже не ждали – или угорит, или перегреется (на самом деле банник задавит).
Вот такие несложные правила. Однако в народе было принято соблюдать их неукоснительно.
Очень популярная традиция, связанная с банником, это гадание на святках. Девушки ночью приходили к бане, гадающая поднимала юбку и просовывала заднюю часть в приоткрытую дверь бани, а банник гладил ее. Если лапа банника была жесткой и когтистой, то женитьба, как и вся семейная жизнь, будет неудачной и бедной, а если лапа была мягкой, то девушка верила, что брак ее будет счастливым, а муж богатым.
Женский дух бани (это не жена банника, он предпочитает одиночество) является самостоятельной хозяйкой бани. Чаще всего ее называют обдерихой, из-за того, что она может своими железными когтями ободрать с человека всю кожу. Она живет в тех местах, где нет банника. У нее также требуется спрашивать разрешения на помывку и благодарить после. Но больше всего обдериха опасна для рожениц. По этому рожавшую никогда не оставляли в бане одну. Не советуют ходить в баню с еще не окрещенным ребенком – обдериха задерет. Обычно обдериха является в виде женщины с широко расставленными глазами, длинными распущенными волосами и большими зубами.
На сегодня, по моему, достаточно. В скором времени пойдем по списку дальше. Отдельно надо не забыть поговорить о Бабе-Яге.
Всегда Ваш, Darek.
Демонология » Славянская демонология Темы: духи народных сказаний Духи народных сказаний. Продолжение. Итак, мы упомянули основных демонических существ славянского фольклора, а именно: домового, водяного и лешего. Про каждого из них можно написать (и неоднократно писались) целые исследования с примерами, рассказами очевидцев и прочими многостраничными выводами фольклористов. Как я уже говорил, мне совершенно не хочется растекаться мыслию по древу, по этому эту статью я посвящу сразу нескольким инфернальным созданиям отечественной демонологии. Сразу за домовым, если плясать от печки, по рангу следуют: кикимора, банник и обдериха, овинник, полевой, полуденница, болотник и русалка. О них коротко: 1) Кикимора – дух, наподобие домового. Выражение «кикимора болотная» не верно в корне. Кикимора – исключительно домашний демон. Специалистка по порче пряжи и других домашних вещей. В раздражении может действовать, как полтергейст. Творит мелкие пакости, не дает спать по ночам, пугает, бросает на пол и бьет посуду, вообщем, развлекается, как может. Появляется кикимора не просто так. Она может поселиться в доме, если он построен на месте, где умер ребенок или лежит самоубийца или неотпетый покойник. Ее мог наслать злой человек, чтобы за что-нибудь отомстить. Но человек не простой, а знающий как это сделать. Часто грешили на строителей дома или печников. Если хозяева их плохо кормили или обманули при расчете работники, если среди них попадался колдун, могли напустить кикимору. Для этого надо положить сделанную из щепочек и тряпочек фигурку кикиморы под матицу (центральную балку в избе) или в последний ряд бревен, под потолок. Но не просто положить, а с произнесением специальных слов. Вот эта фигурка потом оживает и становится кикиморой. Само слово является составным. Первая часть его восходит к древнему корню кик-/кык-/ кук-, который обозначает нечто горбатое, скрюченное. Вторая часть мора восходит к общеславянскому корню моръ – смерть. Избавиться от кикиморы достаточно непросто. Можно, конечно найти куклу, заложенную колдуном и сжечь ее, но для этого, может статься, придется всю избу разобрать. Кикимора боится можжевельника. Если она начинает греметь посудой, то ее нужно обмыть водой настоянной на папоротнике, и она не сможет к ней прикоснуться. Но лучше всего, конечно, освятить весь дом. P.S. Отец рассказывал: Клал печник одной бабе в избе печку. А баба вреднющая была, почище всякой кикиморы. Ох, и извела она его во время работы! Это ей не так, то не эдак – вообщем, забодала мужика вконец. Но аванс получен – работу делать надо. Подумал мужик, какую бы этой стерве на прощание каверзу учинить, взял несколько штук патефонных иголок и закрепил их изнутри дымохода между кирпичами. Настало время окончательного расчета. Тут баба совсем из себя вышла: и работу он делал долго, и сложил печь как-то кривовато, и грязь после работы несусветная, которую ей каждый день убирать приходилось. Свела к тому, что и половины обещанной суммы не заплатила. Мужик спорить не стал, деньги забрал, но предупредил, что за ее пакости и жадность подсадил ей в печь кикимору. Баба только смеется. Кто ж, дескать, в наши советские времена в такую чушь верит? Печник пожал плечами и пошел восвояси. Жена его дома немного поругала: говорили же тебе не берись у нее печь класть – на работе намаешься, так еще и обманет. «Погоди, Маруся. Пару-тройку дней подождем – сама придет». Вы представляете, какой звук издают несколько патефонных иголок при хорошей печной тяге? Нет? Это скрежет с воем, пополам с таким дребезжанием, от которого все зубы разболеться могут. Даже металлокерамические. Баба продержалась с неделю. Печник был даже немного удивлен ее стойкости. Потом все-таки пожаловала. Еще бы: либо спать в холодной избе, либо топить печь, но не спать вовсе. Принесла баба недостающие деньги, но тут и печник встал в позу. «А ты знаешь, сколько стоит кикимору выгнать»? «Бери, сколько хочешь, кормилец, только избавь от напасти этой». Вообщем, убрал мужик «кикимору», но тетку ободрал, как липку. Больше, говорят, не жадничала и с работниками рассчитывалась всегда честно. 2) Банник и обдериха. Для русского человека баня была гораздо большим, чем теперешние ванны и души. Баня была и главная больница, и прачечная, и роддом, и место встречи для важных бесед. По этому место это было и важное и страшное. В бане нет икон, креста. А сам банник – это самая страшная дворовая нечисть. Живет банник за каменной печкой или под полком, где обычно парятся. Любит пошутить, как и леший, попугать моющихся, подпереть дверь бани, чтобы не могли выйти, может вылить воду из бочек, если не захочет пускать людей в баню. Обычно банник ведет себя враждебно, если человек нарушает его запреты: а) перед тем, как зайти в баню нужно попросить разрешения, а после помывки оставить немного горячей и холодной воды с куском мыла; б) никогда не ходить в баню ночью, тем более ночевать в бане; в) париться только в положенное время: до семи вечера – летом и до полудня – зимой; г) париться только в три смены, то есть пропаривать баню не более трех раз. «Четвертый пар» - для самого банника и его гостей; это было известно повсеместно и если кто-нибудь нагонял пар в четвертый раз, то живым его уже не ждали – или угорит, или перегреется (на самом деле банник задавит). Вот такие несложные правила. Однако в народе было принято соблюдать их неукоснительно. Очень популярная традиция, связанная с банником, это гадание на святках. Девушки ночью приходили к бане, гадающая поднимала юбку и просовывала заднюю часть в приоткрытую дверь бани, а банник гладил ее. Если лапа банника была жесткой и когтистой, то женитьба, как и вся семейная жизнь, будет неудачной и бедной, а если лапа была мягкой, то девушка верила, что брак ее будет счастливым, а муж богатым. Женский дух бани (это не жена банника, он предпочитает одиночество) является самостоятельной хозяйкой бани. Чаще всего ее называют обдерихой, из-за того, что она может своими железными когтями ободрать с человека всю кожу. Она живет в тех местах, где нет банника. У нее также требуется спрашивать разрешения на помывку и благодарить после. Но больше всего обдериха опасна для рожениц. По этому рожавшую никогда не оставляли в бане одну. Не советуют ходить в баню с еще не окрещенным ребенком – обдериха задерет. Обычно обдериха является в виде женщины с широко расставленными глазами, длинными распущенными волосами и большими зубами. На сегодня, по моему, достаточно. В скором времени пойдем по списку дальше. Отдельно надо не забыть поговорить о Бабе-Яге. Всегда Ваш, Darek.