Овинник, полевой, полуденница, болотник и русалка. - «Демонология»
Славянская демонология, Духи
Темы: магияДухи народных сказаний. Продолжение.
3) Среди дворовых крестьянских построек особое место занимал овин, где сушили привезенные с поля снопы. Дело в том, что в XIV веке один христианский книжник, обличая языческие обычаи, писал «молятся огневи под овином». То есть, овин был непосредственно связан с огнем, а с этой стихией шутить не стоит. В стародавние времена овином служила простая яма с настилом. В яме разводили огонь, а на настил ставили снопы и так их сушили. В XIX – начале XX веков овин имел вид большого сарая с очагом или печью. Внутри сарая были перекладины, на которые укладывались снопы и, так поддерживая в печи огонь, сушили хлеб.
Разумеется, такая большая и важная постройка не могла обойтись без своего хозяина – овинного духа или попросту овинника. Овинник выглядел, как высокий здоровый мужик с длинными волосами дымчатого цвета (это из-за дыма, которого всегда в овине было с избытком). Некоторые говорят, что овинник имеет вид огромного черного кота с горящими глазами.
Характер у данного персонажа довольно противоречив и непредсказуем. С одной стороны он бережет овин и его содержимое от всякой порчи, с другой он очень капризен и легко впадает в гнев, в котором способен даже убить человека.
Если овинника рассердить он может и подпалить овин, особенно если топить печь в те дни, когда овин – «именинник». Этих дней в году всего три: в день Феклы-Заревицы (24.09/07.10), на Воздвижение (14/27.09) и на Покров (1/14.10). А если совсем вывести овинника из себя, то он способен даже запихать самого хозяина в печь.
В овине нельзя оставаться на ночь. Но если необходимо переночевать, нужно попросить разрешения.
Чтобы задобрить овинника в день св. Козьмы и Дамиана (1/14.11) хозяин собственноручно приносит в овин пирог и петуха. Петуху он отрубает голову и ноги и бросает их на крышу избы, чтобы множились куры, а кровью окропляет все углы овина.
Увидев овинника нельзя креститься, иначе он сожжет всю усадьбу.
4) Полевой или полевик – это самый мирный и безопасный вид нечисти. Однако отвечает он за столь важное и жизненно необходимое дело, как урожай. Не сложатся отношения с хозяином поля – земля будет скудная, ничего не вырастет. А если все будет в порядке, то и урожай будет обильный, и от вредителей разных вместе с сорняками полевой защитит.
Полевой покрыт шерстью огненного цвета, у него очень длинные ноги и хвост. Кисточкой на хвосте он поднимает пыль, если не хочет, чтобы его увидели. Двигается он очень быстро, по этому человеку кажется промелькнувшей искрой. Полевые бывают видимы только в полдень. Слышать свист полевого или видеть его – к несчастью.
Чтобы задобрить и наладить отношения с полевым нужно украсть (именно украсть, а не выпросить или купить) у соседей петуха и пару яиц, причем петух должен быть безголосым (петушиного крика никакая нечисть не выносит). Все это в глухую ночь относили в поле, подальше от деревни и проезжей дороги.
Не получив жертвы полевой может сильно рассердиться и истребить в поле весь хлеб, может замучить пасущихся в поле животных, насылая на них мух и слепней, может отбить от стада одну из коров и загнать ее в овраг. Вообщем, не нанося вреда непосредственно человеку, гадостей может наделать изрядно.
5) Кто в поле действительно опасен для человека, так это полуденница. Она появляется в облике высокой старухи в белой рубахе с длинными распушенными волосами. В полдень ходит она по полю и высматривает тех, еще не прервал работу и не ушел в тень. На такого человека она насылает солнечный удар, а может и защекотать до смерти. Раньше рассказывали, что полуденницы в полдень ходили с косами по дорогам и косили встречавшихся на их пути людей. Некоторые даже заходили в деревню, по этому было принято в полдень закрывать ставни, чтобы полуденница не заглядывала в окна.
С детьми она поступает еще хуже. Может завести ребенка в такую даль, что самостоятельно он дорогу обратно найти не сможет. Да еще и памяти лишить может. С заходом солнца чары полуденницы исчезают. С полуденницей, как и с полевым, бороться не пристало. Лучше просто выполнять их правила. В данном случае не работать в полдень.
6) Следующего персонажа из духов народный сказаний следовало бы поставить сразу за лешим, но… Как получилось, так и получилось. Итак, знакомимся – болотник.
Болото всегда было местом страшным и опасным. И, как следствие, народное сознание представляло его, как место поселения разной нечистой силы. Однако главным хозяином был все-таки болотник.
Его представляли по-разному. Некоторые рассказывали о пузатом, голом старике с огромным ртом, длинной бородой и лягушачьими лапами, другие говорили, что болотник имеет вид человека, покрытого серой шерстью с длинными руками и закрученным хвостом, он облеплен болотной тиной, грязью и прочими составляющими среды его обитания. В отличие от водяного или лешего у болотника нет семьи. Сидит он один на дне самого глубокого болотного омута или трясины и ждет неосторожного путника.
Этот тип совершенно аморален, и пробовать с ним договориться, или задобрить его никогда не имели успеха. Основная функция болотника заманивать в болото людей и топить их. Он может приманить свою жертву, крякая по-утиному или мыча, как корова. Полезет сердобольный гражданин скотинку выручить, а тут его уже поджидают. Проваливается неосторожный человек в трясину и, если рядом никого нет, то спастись от болотника шансов очень мало.
Есть мнение, что от болотника можно спастись, сжав в кулаке нательный крест и произнеся молитву, также говорят, что болотник не выносит вещей сделанных из железа. Что ж, очень может быть, но проверять на собственном опыте я бы не советовал никому.
7) Не менее болотника опасна и русалка. Особенно для мужчин. Немало мужиков прельстила совершенно голая красивая девушка, из одежды у которой присутствуют только ее собственные длинные волосы. Правда, они немного неестественно зеленоватого оттенка (ну, подумаешь, очередная инновация от «Шварцкопф», стойкая крем-краска для ваших волос). Да, кстати, никаких хвостов у наших русалок нет! Это все происки империалистического Запада! Вот там у них действительно бедным девушкам, согласно Андерсену и Голливуду, приходилось менять у морской ведьмы свой голос на человеческие нижние конечности. И назывались они не русалками, а морскими девами. У наших с ногами все в порядке и живут они только в пресной воде. А при наличии ног и бегают русалки по земле очень быстро.
Русалками становятся утонувшие до замужества девушки, дети, утонувшие до крещения или проклятые своими родителями. Основное занятие русалки – это сидеть где-нибудь на берегу и расчесывать гребнем свои длинные волосы (что у Пушкина русалка делала «на ветвях», не совсем понятно). Кстати, распущенные волосы в те времена считались принадлежностью к потустороннему миру. Для девушки или женщины в старину ходить с распущенными волосами считалось просто неприлично, как и ходить без головного убора. Волосы распускались (кроме обычной бани), когда снимался и пояс. То есть, когда надо было вступить в контакт с «иным» миром. Например, во время гаданий или занятий колдовством.
Второе занятие русалок – это щекотка людей на суше и заманивание их в воду. Надо сказать, что получалось и то и другое.
Русалки с глубокой древности живут в наших реках и озерах, а вот имя их, по одной из версий, связано с названием античного праздника роз rosalia. Этот праздник в Древнем Риме был посвящен душам умерших и праздновался, когда распускались розы. Потом название праздника было перенесено и на наших русалок. Так, как слово «русалка» заимствовано из другой традиции, во многих областях России оно было просто неизвестно. А этих существ в народе называли «шутовками», «водяными чертовками», «водянихами», «колотовками» и пр.
По другой версии это слово произошло от обычного слова «русло».
От русалок всегда стоит держаться подальше. Тем более не трогать их вещи.
Рассказывают, что однажды испугалась чего-то русалка и прыгнула в воду, а свой гребень, которым волосы расчесывала, на камне оставила. Шла мимо девушка, увидела очень красивый гребень, да и взяла его себе. И вот, каждую ночь стала приходить к ней под окна русалка и требовать назад свой гребень. А девушке уж так не хотелось его отдавать. Гребень был сделан из большой перламутровой раковины и был красоты необыкновенной. «Походит, походит, да и отстанет», - подумала девушка и жестоко ошиблась. Стала она везде ходить с этим гребнем, перед подружками хвастаться. Но недолго продолжалось это хвастовство. Нашли ее задушенную собственной косой прямо около того камня, на котором русалка сидела, а коса тем самым гребнем и была закреплена. Девушку похоронили, а знающие люди проклятый гребень забросили далеко в озеро.
Не стоит шутить с русалками, ибо сугубо враждебные людям существа.
Ваш Darek.
Славянская демонология, Духи Темы: магия Духи народных сказаний. Продолжение. 3) Среди дворовых крестьянских построек особое место занимал овин, где сушили привезенные с поля снопы. Дело в том, что в XIV веке один христианский книжник, обличая языческие обычаи, писал «молятся огневи под овином». То есть, овин был непосредственно связан с огнем, а с этой стихией шутить не стоит. В стародавние времена овином служила простая яма с настилом. В яме разводили огонь, а на настил ставили снопы и так их сушили. В XIX – начале XX веков овин имел вид большого сарая с очагом или печью. Внутри сарая были перекладины, на которые укладывались снопы и, так поддерживая в печи огонь, сушили хлеб. Разумеется, такая большая и важная постройка не могла обойтись без своего хозяина – овинного духа или попросту овинника. Овинник выглядел, как высокий здоровый мужик с длинными волосами дымчатого цвета (это из-за дыма, которого всегда в овине было с избытком). Некоторые говорят, что овинник имеет вид огромного черного кота с горящими глазами. Характер у данного персонажа довольно противоречив и непредсказуем. С одной стороны он бережет овин и его содержимое от всякой порчи, с другой он очень капризен и легко впадает в гнев, в котором способен даже убить человека. Если овинника рассердить он может и подпалить овин, особенно если топить печь в те дни, когда овин – «именинник». Этих дней в году всего три: в день Феклы-Заревицы (24.09/07.10), на Воздвижение (14/27.09) и на Покров (1/14.10). А если совсем вывести овинника из себя, то он способен даже запихать самого хозяина в печь. В овине нельзя оставаться на ночь. Но если необходимо переночевать, нужно попросить разрешения. Чтобы задобрить овинника в день св. Козьмы и Дамиана (1/14.11) хозяин собственноручно приносит в овин пирог и петуха. Петуху он отрубает голову и ноги и бросает их на крышу избы, чтобы множились куры, а кровью окропляет все углы овина. Увидев овинника нельзя креститься, иначе он сожжет всю усадьбу. 4) Полевой или полевик – это самый мирный и безопасный вид нечисти. Однако отвечает он за столь важное и жизненно необходимое дело, как урожай. Не сложатся отношения с хозяином поля – земля будет скудная, ничего не вырастет. А если все будет в порядке, то и урожай будет обильный, и от вредителей разных вместе с сорняками полевой защитит. Полевой покрыт шерстью огненного цвета, у него очень длинные ноги и хвост. Кисточкой на хвосте он поднимает пыль, если не хочет, чтобы его увидели. Двигается он очень быстро, по этому человеку кажется промелькнувшей искрой. Полевые бывают видимы только в полдень. Слышать свист полевого или видеть его – к несчастью. Чтобы задобрить и наладить отношения с полевым нужно украсть (именно украсть, а не выпросить или купить) у соседей петуха и пару яиц, причем петух должен быть безголосым (петушиного крика никакая нечисть не выносит). Все это в глухую ночь относили в поле, подальше от деревни и проезжей дороги. Не получив жертвы полевой может сильно рассердиться и истребить в поле весь хлеб, может замучить пасущихся в поле животных, насылая на них мух и слепней, может отбить от стада одну из коров и загнать ее в овраг. Вообщем, не нанося вреда непосредственно человеку, гадостей может наделать изрядно. 5) Кто в поле действительно опасен для человека, так это полуденница. Она появляется в облике высокой старухи в белой рубахе с длинными распушенными волосами. В полдень ходит она по полю и высматривает тех, еще не прервал работу и не ушел в тень. На такого человека она насылает солнечный удар, а может и защекотать до смерти. Раньше рассказывали, что полуденницы в полдень ходили с косами по дорогам и косили встречавшихся на их пути людей. Некоторые даже заходили в деревню, по этому было принято в полдень закрывать ставни, чтобы полуденница не заглядывала в окна. С детьми она поступает еще хуже. Может завести ребенка в такую даль, что самостоятельно он дорогу обратно найти не сможет. Да еще и памяти лишить может. С заходом солнца чары полуденницы исчезают. С полуденницей, как и с полевым, бороться не пристало. Лучше просто выполнять их правила. В данном случае не работать в полдень. 6) Следующего персонажа из духов народный сказаний следовало бы поставить сразу за лешим, но… Как получилось, так и получилось. Итак, знакомимся – болотник. Болото всегда было местом страшным и опасным. И, как следствие, народное сознание представляло его, как место поселения разной нечистой силы. Однако главным хозяином был все-таки болотник. Его представляли по-разному. Некоторые рассказывали о пузатом, голом старике с огромным ртом, длинной бородой и лягушачьими лапами, другие говорили, что болотник имеет вид человека, покрытого серой шерстью с длинными руками и закрученным хвостом, он облеплен болотной тиной, грязью и прочими составляющими среды его обитания. В отличие от водяного или лешего у болотника нет семьи. Сидит он один на дне самого глубокого болотного омута или трясины и ждет неосторожного путника. Этот тип совершенно аморален, и пробовать с ним договориться, или задобрить его никогда не имели успеха. Основная функция болотника заманивать в болото людей и топить их. Он может приманить свою жертву, крякая по-утиному или мыча, как корова. Полезет сердобольный гражданин скотинку выручить, а тут его уже поджидают. Проваливается неосторожный человек в трясину и, если рядом никого нет, то спастись от болотника шансов очень мало. Есть мнение, что от болотника можно спастись, сжав в кулаке нательный крест и произнеся молитву, также говорят, что болотник не выносит вещей сделанных из железа. Что ж, очень может быть, но проверять на собственном опыте я бы не советовал никому. 7) Не менее болотника опасна и русалка. Особенно для мужчин. Немало мужиков прельстила совершенно голая красивая девушка, из одежды у которой присутствуют только ее собственные длинные волосы. Правда, они немного неестественно зеленоватого оттенка (ну, подумаешь, очередная инновация от «Шварцкопф», стойкая крем-краска для ваших волос). Да, кстати, никаких хвостов у наших русалок нет! Это все происки империалистического Запада! Вот там у них действительно бедным девушкам, согласно Андерсену и Голливуду, приходилось менять у морской ведьмы свой голос на человеческие нижние конечности. И назывались они не русалками, а морскими девами. У наших с ногами все в порядке и живут они только в пресной воде. А при наличии ног и бегают русалки по земле очень быстро. Русалками становятся утонувшие до замужества девушки, дети, утонувшие до крещения или проклятые своими родителями. Основное занятие русалки – это сидеть где-нибудь на берегу и расчесывать гребнем свои длинные волосы (что у Пушкина русалка делала «на ветвях», не совсем понятно). Кстати, распущенные волосы в те времена считались принадлежностью к потустороннему миру. Для девушки или женщины в старину ходить с распущенными волосами считалось просто неприлично, как и ходить без головного убора. Волосы распускались (кроме обычной бани), когда снимался и пояс. То есть, когда надо было вступить в контакт с «иным» миром. Например, во время гаданий или занятий колдовством. Второе занятие русалок – это щекотка людей на суше и заманивание их в воду. Надо сказать, что получалось и то и другое. Русалки с глубокой древности живут в наших реках и озерах, а вот имя их, по одной из версий, связано с названием античного праздника роз rosalia. Этот праздник в Древнем Риме был посвящен душам умерших и праздновался, когда распускались розы. Потом название праздника было перенесено и на наших русалок. Так, как слово «русалка» заимствовано из другой традиции, во многих областях России оно было просто неизвестно. А этих существ в народе называли «шутовками», «водяными чертовками», «водянихами», «колотовками» и пр. По другой версии это слово произошло от обычного слова «русло». От русалок всегда стоит держаться подальше. Тем более не трогать их вещи. Рассказывают, что однажды испугалась чего-то русалка и прыгнула в воду, а свой гребень, которым волосы расчесывала, на камне оставила. Шла мимо девушка, увидела очень красивый гребень, да и взяла его себе. И вот, каждую ночь стала приходить к ней под окна русалка и требовать назад свой гребень. А девушке уж так не хотелось его отдавать. Гребень был сделан из большой перламутровой раковины и был красоты необыкновенной. «Походит, походит, да и отстанет», - подумала девушка и жестоко ошиблась. Стала она везде ходить с этим гребнем, перед подружками хвастаться. Но недолго продолжалось это хвастовство. Нашли ее задушенную собственной косой прямо около того камня, на котором русалка сидела, а коса тем самым гребнем и была закреплена. Девушку похоронили, а знающие люди проклятый гребень забросили далеко в озеро. Не стоит шутить с русалками, ибо сугубо враждебные людям существа. Ваш Darek.