Учение Ари - «Эзотерика»
Мистическое мировоззрение Каббалы можно назвать одной из самых интересных попыток объяснить природу Бога и происхождение Вселенной. Философская система этого еврейского мистицизма представляет собою запутанную концепцию эманаций божественного света и глубокой взаимосвязи человека и Абсолюта. Наиболее эзотерической и сложной для понимания является каббалистическое учение Ари или Лурианская каббала - одна из каббалистических школ, основанная в XVI веке Ицхаком Лурией (Ари).
Эзотерическая доктрина учения Ари основывается на идеи некой божественной катастрофы, вследствие которой появилось добро и зло, а также все основные проблемы мироздания. Согласно Лурии, в начале мира существовал только божественный свет Эн-Соф. Желая самовыразится, эта предвечная субстанция начала создавать в середине себя пустоту, в которую изливались лучи божественного света. Трансформируясь и видоизменяясь, частицы божественного света обрели форму Адама Кадмона – первоначального, космического человека, который одновременно является высшим из всех миров. Из частей тела Адама Кадмона постепенно образовались сфироты – сущности-эманации, воплощения тех или иных качеств мироздания. Затем связь между частицами божественной субстанции разорвалась, так что их пришлось поместить в своеобразные сосуды-оболочки «келим», сотканные из чистой энергии. Но сосуды не выдержали давления божественного света и разлетелись вдребезги. Вследствие этой катастрофы искры энергии Эн-Соф разнеслись по всей Вселенной, одни из них поднялись в высшие сферы, другие – упали в низшие миры хаоса. С тех пор начался процесс восстановления частиц божественного света «тиккун», главная суть которого – добыть искры Эн-Соф из миров хаоса и воссоединить божественную субстанцию.
[img=left]http://www.kolizeo.ru/sites/default/files/journal/319.jpg?1315488368[/img]
Учение Ари видит главное предназначение человека именно в содействии процессу тиккун, основное место в котором отводилось еврейскому народу. Лурия утверждал, что аналогом момента разрушения сосудов на земле было изгнание евреев из земли Израиля. Он также видел в этом изгнании не горе, а ещё одно доказательство избранности еврейского народа. Рассеянные по миру еврейские общины подобны рассеянным в космосе божественным искрам. Сам Господь пожелал, распотрошить еврейское племя по всей планете, чтобы оно всюду воплощало идею тиккун. Таким образом, учение Ари смогло несколько облегчить незавидную участь еврейского народа, так долго страдающего на чужбине.
Философия учения Ари включает в себя ещё одну очень интересную идею, активно подхваченную многими эзотерическими учениями. Речь идёт о концепции Нишмах – Высшей Души. Согласно этой идее, душа, воплощенная в теле, является всего лишь продолжением трансцендентного существа, которое отбрасывает «тень» в тело, создавая таким образом человека. Так Высшая душа помогает восстановлению Эн-Соф, ища пропавшие божественные искры в нашем мире. Кроме того, в учении Ари присутствует понятие о реинкарнации или «гилгул», которая содействует продолжительному участию души в процессе тиккун.
Практическая сторона учения Ари представляет собой противодействие злу, главное выражение которого – печаль. Человек, исповедующий учение Ари, должен быть всегда весел и не пускать в своё сердце грусть, которая затмевает разум и отдаляет человека от его истинного предназначения. Также Ицхак Лурия придавал огромное значение концентрации и стремлению к спокойствию. Кроме того, очень важным в деле содействия Богу было соблюдение Торы и медитация на священные имена Бога.
Учение Ари стало основой для всех последующих каббалистических школ, в частности, для философской системы Хасидизма и Саббатианской каббалы. Оно также оставило заметный след в развитии европейского оккультизма. Учение Ари и сегодня является одни из самых авторитетных для каббалистических кругов Израиля.
Мистическое мировоззрение Каббалы можно назвать одной из самых интересных попыток объяснить природу Бога и происхождение Вселенной. Философская система этого еврейского мистицизма представляет собою запутанную концепцию эманаций божественного света и глубокой взаимосвязи человека и Абсолюта. Наиболее эзотерической и сложной для понимания является каббалистическое учение Ари или Лурианская каббала - одна из каббалистических школ, основанная в XVI веке Ицхаком Лурией (Ари). Эзотерическая доктрина учения Ари основывается на идеи некой божественной катастрофы, вследствие которой появилось добро и зло, а также все основные проблемы мироздания. Согласно Лурии, в начале мира существовал только божественный свет Эн-Соф. Желая самовыразится, эта предвечная субстанция начала создавать в середине себя пустоту, в которую изливались лучи божественного света. Трансформируясь и видоизменяясь, частицы божественного света обрели форму Адама Кадмона – первоначального, космического человека, который одновременно является высшим из всех миров. Из частей тела Адама Кадмона постепенно образовались сфироты – сущности-эманации, воплощения тех или иных качеств мироздания. Затем связь между частицами божественной субстанции разорвалась, так что их пришлось поместить в своеобразные сосуды-оболочки «келим», сотканные из чистой энергии. Но сосуды не выдержали давления божественного света и разлетелись вдребезги. Вследствие этой катастрофы искры энергии Эн-Соф разнеслись по всей Вселенной, одни из них поднялись в высшие сферы, другие – упали в низшие миры хаоса. С тех пор начался процесс восстановления частиц божественного света «тиккун», главная суть которого – добыть искры Эн-Соф из миров хаоса и воссоединить божественную субстанцию. _