Хасидская Каббала - «Эзотерика»
Еврейское мистическое учение Каббала – это весьма сложная система философских концепций, объясняющих существование мира и место человека в нём с позиций символизма Торы (Пятикнижие Моисея). Изучение каббалы - дело очень серьёзное и влекущее за собой большую ответственность, поэтому доверяли его далеко не каждому. Благодаря эзотерическому характеру Каббалы, мистическое познание Бога с её помощью было доступно только раввинам, а обычным евреям следовало довольствоваться просто верой. Такое положение вещей изменилось в XVIII веке благодаря появлению Хасидской Каббалы. Согласно учению создателя Хасидской Каббалы Бешта (Исраэль Бааль Шем Тов), мистическое познание сущности Бога доступно каждому человеку, а не только знатокам символических значений Торы.
Философия Хасидской Каббалы
Как и остальные разновидности Каббалы, Хассидская Каббала базируется на учении Ицхака Лурии (Ари). Этот еврейский богослов XVI века создал сложную метафизическую интерпретацию происхождения мира. Взятое за основу Хасидской Каббалой учение Ари рассказывает о бесконечной абсолютной субстанции «Эн-Соф», которая с целью самореализации создаёт пустоту, куда потом испускает свой свет, порождая эманации. Для создания пустоты Эн-Соф вжимается сам в себя, совершив тем самым подобие вздоха. Для объяснения идеи вздоха Эн-Соф в вероучении Хасидской Каббалы появляется понятие «цумцим» - «уход в себя». Благодаря «цумцим» образовалась пустота, в которую Эн-Соф выдохнул, изливая свой свет и создавая миры. Хасидская Каббала утверждает, что Эн-Соф создал своеобразные сосуды, которые начал «наполнять» своим светом. Не выдержав силы божественных эманаций, «сосуды» лопнули, разлетевшись на огромное количество осколков или искр. Но в каждой такой искре по-прежнему оставалась частичка божественного света. Соответственно Хасидской Каббале, именно из таких осколков появились люди - крошечные резервуары, в которых присутствует частица Эн-Соф. Исходя из этой идеи, Хасидская Каббала призывает каждого человека к участию в «тиккун» - процессе воссоединения искр света Эн-Соф. Адепт Хасидской Каббалы сможет помочь Эн-Соф воссоединится, только ведя праведный образ жизни и всячески пробуждая в себе божественный свет.
Отличительные черты Хасидской Каббалы
Вышеизложенная концепция появления мира и человека стала источником учения Луррианской Каббалы, открытой только высокообразованным богословам. В отличие от них, последователи Хасидской Каббалы утверждали, что все без исключения люди могут помочь восстановлению Эн-Соф. Для достижения этой цели Хасидская Каббала предлагает просто от всего сердца любить окружающую действительность, видеть божественный свет во всём вокруг, и быть набожным, высокоморальным человеком.
Хасидская Каббала – это попытка демократизации Каббалы как таковой. Упростив ритуальную часть, Хасидская Каббала поставила акцент на психологическом восприятии учения о Эн-Соф, выдвигая на первое место значение позитивных эмоций, а не начитанности и образованности.
Хасидская Каббала в качестве обрядов поклонения Эн-Соф предлагает молитвенное пение без слов и танцевальные движения. Суть ритуалов Хасидской Каббалы - достижение экстатических состояний полного счастья. Последователи Хасидской Каббалы уверенны, что Бог – это в первую очередь источник добра и любви, а вовсе не суровый каратель. С этих позиций веселье и радость воспринимаются Хасидской Каббалой как первейший способ общения с Всевышним.
Еврейское мистическое учение Каббала – это весьма сложная система философских концепций, объясняющих существование мира и место человека в нём с позиций символизма Торы (Пятикнижие Моисея). Изучение каббалы - дело очень серьёзное и влекущее за собой большую ответственность, поэтому доверяли его далеко не каждому. Благодаря эзотерическому характеру Каббалы, мистическое познание Бога с её помощью было доступно только раввинам, а обычным евреям следовало довольствоваться просто верой. Такое положение вещей изменилось в XVIII веке благодаря появлению Хасидской Каббалы. Согласно учению создателя Хасидской Каббалы Бешта (Исраэль Бааль Шем Тов), мистическое познание сущности Бога доступно каждому человеку, а не только знатокам символических значений Торы. Философия Хасидской Каббалы Как и остальные разновидности Каббалы, Хассидская Каббала базируется на учении Ицхака Лурии (Ари). Этот еврейский богослов XVI века создал сложную метафизическую интерпретацию происхождения мира. Взятое за основу Хасидской Каббалой учение Ари рассказывает о бесконечной абсолютной субстанции «Эн-Соф», которая с целью самореализации создаёт пустоту, куда потом испускает свой свет, порождая эманации. Для создания пустоты Эн-Соф вжимается сам в себя, совершив тем самым подобие вздоха. Для объяснения идеи вздоха Эн-Соф в вероучении Хасидской Каббалы появляется понятие «цумцим» - «уход в себя». Благодаря «цумцим» образовалась пустота, в которую Эн-Соф выдохнул, изливая свой свет и создавая миры. Хасидская Каббала утверждает, что Эн-Соф создал своеобразные сосуды, которые начал «наполнять» своим светом. Не выдержав силы божественных эманаций, «сосуды» лопнули, разлетевшись на огромное количество осколков или искр. Но в каждой такой искре по-прежнему оставалась частичка божественного света. Соответственно Хасидской Каббале, именно из таких осколков появились люди - крошечные резервуары, в которых присутствует частица Эн-Соф. Исходя из этой идеи, Хасидская Каббала призывает каждого человека к участию в «тиккун» - процессе воссоединения искр света Эн-Соф. Адепт Хасидской Каббалы сможет помочь Эн-Соф воссоединится, только ведя праведный образ жизни и всячески пробуждая в себе божественный свет. Отличительные черты Хасидской Каббалы Вышеизложенная концепция появления мира и человека стала источником учения Луррианской Каббалы, открытой только высокообразованным богословам. В отличие от них, последователи Хасидской Каббалы утверждали, что все без исключения люди могут помочь восстановлению Эн-Соф. Для достижения этой цели Хасидская Каббала предлагает просто от всего сердца любить окружающую действительность, видеть божественный свет во всём вокруг, и быть набожным, высокоморальным человеком. Хасидская Каббала – это попытка демократизации Каббалы как таковой. Упростив ритуальную часть, Хасидская Каббала поставила акцент на психологическом восприятии учения о Эн-Соф, выдвигая на первое место значение позитивных эмоций, а не начитанности и образованности. Хасидская Каббала в качестве обрядов поклонения Эн-Соф предлагает молитвенное пение без слов и танцевальные движения. Суть ритуалов Хасидской Каббалы - достижение экстатических состояний полного счастья. Последователи Хасидской Каббалы уверенны, что Бог – это в первую очередь источник добра и любви, а вовсе не суровый каратель. С этих позиций веселье и радость воспринимаются Хасидской Каббалой как первейший способ общения с Всевышним. автор: Валентина