С точки зрения науки: целители - «Эзотерика»
У Эллочки Щукиной и дикаря из племени «Мумбо-Юмбо» – похожий словарный запас и любовь к блестящим предметам. У клиентов знахарей и дикаря из племени «Мумбо-Юмбо» – одна религия. Почему в XXI веке люди продолжают верить целителям? Чем могут помочь экстрасенсы? Могут ли вообще, и как они это делают?
Начнем издалека: вначале было слово. И принадлежало оно не кому другому, как самому знаменитому «извращенцу» всех времен и народов – Зигмунду Фрейду. Его книга «Тотем и табу» относится к разряду изменивших мир. В ней отец-основатель психоанализа доказывает происхождение всех современных мировых религий от института тотемизма, обожествления животного, который процветает у некоторых диких племен и поныне. Но останавливаться на выводах Фрейда мы сегодня не будем. Кратко напомним лишь схему эволюции любой монотеистической религии, которую Фрейд выдвигает главной гипотезой своей книги.
Наши первобытные предки жили, как известно, в патриархальных общинах под предводительством вожака. Только он один имел право на всех женщин своего племени, и только от него эти женщины могли рожать детей. За притязания на любовь любой из женщин (которые могли быть друг другу и матерями, и сестрами) отец карал непокорных (нередко своих же сыновей) двумя способами: кастрацией или изгнанием из общины. Не выдержав произвола, в один прекрасный день сыновья убили отца, а потом и съели – для того, чтобы «напитаться» его силой: в буквальном, схожим с детским, магическом мышлении дикарей силу можно получить лишь непосредственно поглотив ее.
Стоит сказать, что все это выглядит диким только для нас с Вами. В первобытной среде сексуальные отношения между членами семьи и каннибализм – вещи простые и понятные. Речь, конечно, не идет о единичном случае отцеубийства. Подобный бунт, вероятнее всего, происходил периодически, на протяжении веков, или тысяч лет. После успешного исхода борьбы за «свободную любовь» в темные сердца сыновей постучала совесть (все-таки убитым был их отец). С тех пор, дабы заглушить ее несмолкаемый глас, дикари придумали Ритуал. Символом убитого отца стало обожествленное тотемное животное. Убивать и есть его было запрещено под страхом смерти во все дни года... кроме одного.
Когда дикари собирались вместе (важный момент – именно и только вместе), они убивали несчастное тотемное животное и ели его, чтобы очиститься от скверны и вкусить его святость. Позже символом тотема стал монотеистический «сын божий»: Христос, Мухаммед и т. д. (о размышлениях по поводу символизма священного таинства Пасхи с поеданием «тела Христова» и выпиванием «крови Его», а также о Великом Посте перед этим, равно как о празднике Курбан-байрам мы умолчим, предоставив сделать это самим читателям).
Но между тотемом (а еще духами Природы и самого убитого тотема, которые потом превратились в языческих богов) должны иметься проводники. Ими стали шаманы: они лечили, предсказывали, наводили порчу, привораживали и очищали. Тысячелетия спустя некоторые шаманы, по-видимому, стали целителями. Еще позже – святыми. На Руси они назывались «божьими людьми» и «старцами», которые врачевали и совершали чудеса. Потом исчезли и они (в России это, как известно, произошло, что называется, «в рамках пятилетки» – насильственно и ускоренно, с приходом советской власти), уступив место... совершенно скептичным представителям здравоохранения – врачам.
Вероятно, поэтому после развала Союза, в опальные 1990-е годы в нашу страну ворвалось «цунами» отнюдь не святых старцев, а предшествовавшей им касты знахарей. 75 лет искоренения православия и других более развитых, чем язычество, религий, все-таки, сделали свое дело. Но цунами имеет свойство затихать. Полуторачасовые вещания по центральным каналам Кашпировского и Чумака, которые смотрела вся страна, сменились скромными, хоть и многочисленными объявлениями в газетах (а теперь и в Интернете) о целителях и знахарях всех мастей.
Но если природа возникновения и возрождения целительства в нашей стране понятна, то кто же посещает их, веря в их высшую силу? А может быть, она у них и в самом деле есть?
– Когда человек находится в стрессовом, угнетенном состоянии, часто наступает регресс к инфантильным состояниям психики, – говорит член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии Любовь Заева. – Например, у взрослого человека может активизироваться защитное магическое мышление (вспоминаем магическое мышление дикарей – NS), когда тревожность понижается неким ритуалом.
Дети часто придумывают такие игры, спасающие их от страхов, в основе которых – ритуальные действия. «Если я на одной ножке допрыгаю от этого дерева до дома, то мама никогда не умрет», «Если я насчитаю 50 черных машин, то хорошо напишу контрольную» (распространенные у детей ритуалы навязчивости – NS). Обращение к знахарям и колдунам – тоже, в какой-то мере, проявление магического мышления. Психика нуждается в ритуалах, ритуалы в какой-то мере способны структурировать психические процессы, и человек находит пространство, где через ритуальные действия психика получает ресурс.
В идеале, человек – саморегулирующаяся система, а психика всегда стремится к самоизлечению. Любыми способами. Иногда весьма затейливыми. Например, если в психике нарушен архетипический (данный нам на генном и нейронном уровнях) «файл» Самоцелителя, то включается механизм компенсации. Человек ищет фигуру, которой была бы деллегирована такая функция спасения. Для одних этой фигурой может стать любимый человек, друг, мать. Для других (если есть некоторые нарушения в глубинной сфере доверия к близким) такой компенсаторной фигурой должен стать чужак – Другой, но способный создавать эмоциональное поле принятия.
Знахарь всегда даст понять, что клиент – желанная фигура, что он будет понят и принят. Знахарь – это и есть принимающий Другой, чужой, но одновременно и новый Близкий, допущенный до сокровенного, тела и души. В восприятии клиента знахарь могуществен и бесстрашен, а значит, фантазийно, через общение с ним можно интроецировать, вобрать в себя часть его силы, как будто самому стать сильнее. В сущности, больные часто приходят к знахарю словно за неким разрешением быть сильным (получение «разрешения» происходит неосознанно, на невербальном уровне – NS). «Могу ли я не болеть?» – «Можешь».
К знахарю приходят и за обменом, который невозможен в привычном пространстве, когда можно кому-то как бы оставить свои страхи, свою немощь, и объект (знахарь – NS) не будет разрушен (не заболеет, не умрет, не расстроится, в отличие, скажем, от близкого человека – NS), раз обладает защитной магической силой.
– Психоанализ и целительство сегодня не конкуренты, поэтому я не поддерживаю «охоту на ведьм», которую ведут некоторые коллеги, – рассказывает известный петербургский психотерапевт-психоаналитик Дмитрий Ольшанский. – К психоаналитикам, как правило (хотя есть и исключения), приходят высоко образованные, культурные люди, часто с университетским образованием, способные к рефлексии. Люди, которые вряд ли будут верить в гадание по руке, снятие венца безбрачия, соционические типы, Аюрведу, трансерфинг реальности, расстановки по Хеллингеру и вызывания духов.
Не думаю, что такие забавы, как рождественские гадания, ритуалы навязчивости (здесь вновь идет речь о роли ритуалов для определенной категории людей – NS) или астрологические гороскопы могут нанести какой-то серьезный вред психике. Ни пользы, ни вреда они не приносят, а бытуют на уровне развлечений.
Напротив, они способны стабилизовать многих невротиков и создавать удобоваримый бред для психотиков, который помогает им взаимодействовать с миром. Например, чья-то психика не может принять идею, что все люди принципиально разные, и каждый уникален; такие мысли могут довести человека до безумия. Тогда ему на помощь приходит какое-нибудь новомодное псевдо-психологическое учение и говорит, что существует всего 14 соционических типов, и с каждым можно строить отношения по уже готовой программе. То есть не надо каждого человека воспринимать как индивидуальность со своим собственным внутренним миром, к нему можно относиться как к одному из 14 типов механизмов, к каждому из которых прилагается инструкция. Многим психотикам это облегчает жизнь и защищает их от провала в психоз. Некоторые такие учения придумывают довольно интересные «программы управления реальностью», из которых психотик может создать свой индивидуальный бред.
Если говорить о реальной опасности, то ее могут представлять различные эзотерические учения и магические практики, в которых применяются психологические техники воздействия на сознание. Такие практики не только навязывают людям определенное магическое мировоззрение, противоречащее науке, но зачастую и систему ценностей, «что хорошо и что плохо», а также накладывают определенную дисциплину на тело и даже налагают ограничения в питании. Все это может нанести вред не только физическому, но и психическому здоровью.
– Для того, чтобы понять, насколько способны помочь человеку знахари, целители, маги и прочие колдуны, для начала важно узнать элементарные вещи: с какой целью все вышеперечисленные граждане занимаются исцелением; верят ли они сами в свои сверхъестественные способности; насколько они психически здоровы; хотят ли они обогатиться за счет своей деятельности и прочее, – говорит психоаналитик, директор Института развития психоанализа (г. Киев), президент Украинской Лиги Психоаналитических Психотерапий Людмила Ускова. – В зависимости от этого и будет строится процесс взаимодействия с пациентом. Не секрет, что среди вышеупомянутого контингента много шарлатанов. Но не исключено, что единицы их обладают какой-то сверхъестественной энергетической силой, которая доселе нами не изведана. Однако перевес в процентном отношении, все же, скорее, на стороне шарлатанов. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что у них могут присутствовать общие понятия об анатомии, физиологии и медицине, в результате чего несложно оказать помощь при легких заболеваниях.
Отдельная тема – страждущие. Первоначально, обращаясь к целителю, человек уже наделяет его в своих фантазиях невероятной силой и желанием это прочувствовать на себе. Все это подкрепляется восторженными рассказами через третьих знакомых, у которых якобы есть примеры излечения. В таком взаимодействии может присутствовать несколько факторов, которые «помогают» больному: внушение, дар убеждения, харизма, вера в исцеление, готовность больным принять свое здоровье (о похожем явлении говорилось выше – «разрешение» быть здоровым – NS), нежелание знать истинную причину заболевания и прочее.
По большей части, людям нужна волшебная таблетка, которая избавит их от страданий, и они не хотят знать причины, по которым эти страдания возникают. И уж тем более они не готовы длительно работать над своими проблемами, чтобы наладить собственную жизнь. Есть некая иллюзия, что существуют «высшие силы», способные в один момент решить все их проблемы. Чаще всего это происходит при отсутствии зрелой позиции, то есть при инфантилизации.
Возьмем такой пример. У молодого человека нарушение вегетативной функции, что у врачей часто называется вегето-сосудистой дистонией при отсутствии возможности поставить точный диагноз. Вылечить его не могут, потому что проблема не в теле, а в психике. Лекарства могут облегчить симптоматику, но не нормализовать состояние. Невозможность вылечиться вызывает у молодого человека тревогу и страх. Спустя пару лет походов по врачам он обессилен и готов на любые меры. И тут ему авторитетно сообщают, что за 550 километров, в какой-то глуши живет истинный волшебник, маг и чародей, который за один-два сеанса излечивает от всего! Как не поверить? Наш молодой человек проделывает долгий путь к своему счастью и... оно не может не случиться! Его вера в грядущее излечение была настолько велика, что он его принял! Другой вопрос – надолго ли. Симптом в виде ВСД был ему крайне необходим, так как за этим стояли какие-то переживания, события, вторичная выгода, в конце концов («вторичной выгодой» в психологии называют бессознательно мотивируемое стремление извлечь выгоду из невротических симптомов или болезни; первичная выгода – это то, почему происходит болезнь, вторичная – еще один неосознаваемый «плюс» от болезни – NS). Отобрав симптом, «волшебник» оголил проблемные места. В этом случае через какое-то время симптом вернется, либо появится другой.
В подобных ситуациях особого вреда знахари могут и не нанести. Но есть примеры, когда при диагнозе «онкозаболевание» люди обращаются за помощью к экстрасенсам и целителям, вместо того, чтобы пройти курс химиотерапии. Исход, как известно, здесь куда печальнее.
– Недавно мы проводили исследование, посвященное выявлению личностных особенностей людей, которые обращаются за помощью к экстрасенсам, – говорит психолог психоаналитической ориентации, преподаватель Кафедры психологии Академии Госслужбы при Президенте РФ Даниэля Рахматулина. – Скажу исключительно о наших выводах. Наше исследование показало, что к знахарям, магам и тому подобным врачевателям обращаются люди, склонные к мистическому мышлению. Также было выявлено, что людям, склонным к обращению за помощью к экстрасенсам, присущи такие защитные механизмы, как отрицание, регрессия, проекция, замещение. Кроме этого, у них нарушен и образ-Я, им свойственно растрачивание эмоций, они склонны по максимуму проявлять как положительные, так и отрицательные эмоции, что часто приводит к нарушениям в сфере эмоциональной отзывчивости, подрыву доверия в межличностных отношениях. Им свойственно фантазирование, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, к последствиям своих действий.
Выявлена связь между частотой обращений к экстрасенсам и воспроизведению негативных переживаний, что свидетельствует о склонности обращаться к сверхъестественным силам людей, надолго сохраняющих впечатления о пережитом, в основном, о негативных переживаниях.
Обнаружена и связь между частотой обращений к экстрасенсам и такой особенностью субъективного контроля, как интернальность неудач. Это значит, что эти люди склонны списывать ответственность за неприятные события на других людей или, например, на «злой рок», порчу или сглаз. В итоге, в своем исследовании мы сделали вывод, что людям, обращающимся за помощью к экстрасенсу, свойственны черты так называемой «пограничной» личности. Это означает, что эти люди могут быть нарушенными с точки зрения психологического здоровья.
Так могут ли помочь экстрасенсы, знахари и целители? Возможно. Особенно если в это верить. Верующие, как известно, видят то, что желают, а часто – и чувствуют то, что желают, причем, на физиологическом уровне. Психологической науке давно известен факт излечения от самых страшных болезней только «психологическим» путем, равно как и заболеваниями ими через тот же канал – только через психику. Известно, например, что аутисты часто практически ничем не болеют: ни простудами, ни гриппом. Их психологический мир не пускает в себя никого: даже бактерии и вирусы. Невероятно, но факт.
Никто не отменял и эффект плацебо. Но главное – никто не отменял глубокие психологические механизмы взаимодействия, которые происходят между «верующим» клиентом и его целителем. Это всегда связка двух людей, между которыми происходит «нечто». Кто-то это отнесет к чуду, а кто-то – к самой обыкновенной психотерапии. Хотя зачастую совершенно бесполезной, а порой и вредной, так как вектор «лечения» направлен не туда.
А как же предсказания экстрасенсов, которые иногда сбываются? Возможно и это. Некоторые люди, как известно, обладают настолько сильной интуицией, что действительно способны предсказывать или видеть людей насквозь. Но и это не чудо. Феноменально развитая интуиция есть, вероятно, не что иное, как очень сильная близость человека к его бессознательному, которое способно очень точно считывать и чувствовать текущую ситуацию и, соответственно, уметь предсказывать ее исход в дальнейшем: от политических событий до действий конкретного человека. Все это в уме экстрасенса происходит совершенно неосознанно, поэтому он и приписывает такую способность дару свыше. Но, увы, такая близость к своему бессознательному часто говорит, похоже, о сильной нарушенности человека, который часто может быть потенциальным пациентом психбольницы. Хотя и талантливым.
Источник:
Naked Science
У Эллочки Щукиной и дикаря из племени «Мумбо-Юмбо» – похожий словарный запас и любовь к блестящим предметам. У клиентов знахарей и дикаря из племени «Мумбо-Юмбо» – одна религия. Почему в XXI веке люди продолжают верить целителям? Чем могут помочь экстрасенсы? Могут ли вообще, и как они это делают? Шаман, целитель и Серафим Саровский Начнем издалека: вначале было слово. И принадлежало оно не кому другому, как самому знаменитому «извращенцу» всех времен и народов – Зигмунду Фрейду. Его книга «Тотем и табу» относится к разряду изменивших мир. В ней отец-основатель психоанализа доказывает происхождение всех современных мировых религий от института тотемизма, обожествления животного, который процветает у некоторых диких племен и поныне. Но останавливаться на выводах Фрейда мы сегодня не будем. Кратко напомним лишь схему эволюции любой монотеистической религии, которую Фрейд выдвигает главной гипотезой своей книги. Наши первобытные предки жили, как известно, в патриархальных общинах под предводительством вожака. Только он один имел право на всех женщин своего племени, и только от него эти женщины могли рожать детей. За притязания на любовь любой из женщин (которые могли быть друг другу и матерями, и сестрами) отец карал непокорных (нередко своих же сыновей) двумя способами: кастрацией или изгнанием из общины. Не выдержав произвола, в один прекрасный день сыновья убили отца, а потом и съели – для того, чтобы «напитаться» его силой: в буквальном, схожим с детским, магическом мышлении дикарей силу можно получить лишь непосредственно поглотив ее. Стоит сказать, что все это выглядит диким только для нас с Вами. В первобытной среде сексуальные отношения между членами семьи и каннибализм – вещи простые и понятные. Речь, конечно, не идет о единичном случае отцеубийства. Подобный бунт, вероятнее всего, происходил периодически, на протяжении веков, или тысяч лет. После успешного исхода борьбы за «свободную любовь» в темные сердца сыновей постучала совесть (все-таки убитым был их отец). С тех пор, дабы заглушить ее несмолкаемый глас, дикари придумали Ритуал. Символом убитого отца стало обожествленное тотемное животное. Убивать и есть его было запрещено под страхом смерти во все дни года. кроме одного. Когда дикари собирались вместе (важный момент – именно и только вместе), они убивали несчастное тотемное животное и ели его, чтобы очиститься от скверны и вкусить его святость. Позже символом тотема стал монотеистический «сын божий»: Христос, Мухаммед и т. д. (о размышлениях по поводу символизма священного таинства Пасхи с поеданием «тела Христова» и выпиванием «крови Его», а также о Великом Посте перед этим, равно как о празднике Курбан-байрам мы умолчим, предоставив сделать это самим читателям). Но между тотемом (а еще духами Природы и самого убитого тотема, которые потом превратились в языческих богов) должны иметься проводники. Ими стали шаманы: они лечили, предсказывали, наводили порчу, привораживали и очищали. Тысячелетия спустя некоторые шаманы, по-видимому, стали целителями. Еще позже – святыми. На Руси они назывались «божьими людьми» и «старцами», которые врачевали и совершали чудеса. Потом исчезли и они (в России это, как известно, произошло, что называется, «в рамках пятилетки» – насильственно и ускоренно, с приходом советской власти), уступив место. совершенно скептичным представителям здравоохранения – врачам. Вероятно, поэтому после развала Союза, в опальные 1990-е годы в нашу страну ворвалось «цунами» отнюдь не святых старцев, а предшествовавшей им касты знахарей. 75 лет искоренения православия и других более развитых, чем язычество, религий, все-таки, сделали свое дело. Но цунами имеет свойство затихать. Полуторачасовые вещания по центральным каналам Кашпировского и Чумака, которые смотрела вся страна, сменились скромными, хоть и многочисленными объявлениями в газетах (а теперь и в Интернете) о целителях и знахарях всех мастей. Но если природа возникновения и возрождения целительства в нашей стране понятна, то кто же посещает их, веря в их высшую силу? А может быть, она у них и в самом деле есть? Несчастные люди-дикари – Когда человек находится в стрессовом, угнетенном состоянии, часто наступает регресс к инфантильным состояниям психики, – говорит член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии Любовь Заева. – Например, у взрослого человека может активизироваться защитное магическое мышление (вспоминаем магическое мышление дикарей – NS), когда тревожность понижается неким ритуалом. Дети часто придумывают такие игры, спасающие их от страхов, в основе которых – ритуальные действия. «Если я на одной ножке допрыгаю от этого дерева до дома, то мама никогда не умрет», «Если я насчитаю 50 черных машин, то хорошо напишу контрольную» (распространенные у детей ритуалы навязчивости – NS). Обращение к знахарям и колдунам – тоже, в какой-то мере, проявление магического мышления. Психика нуждается в ритуалах, ритуалы в какой-то мере способны структурировать психические процессы, и человек находит пространство, где через ритуальные действия психика получает ресурс. В идеале, человек – саморегулирующаяся система, а психика всегда стремится к самоизлечению. Любыми способами. Иногда весьма затейливыми. Например, если в психике нарушен архетипический (данный нам на генном и нейронном уровнях) «файл» Самоцелителя, то включается механизм компенсации. Человек ищет фигуру, которой была бы деллегирована такая функция спасения. Для одних этой фигурой может стать любимый человек, друг, мать. Для других (если есть некоторые нарушения в глубинной сфере доверия к близким) такой компенсаторной фигурой должен стать чужак – Другой, но способный создавать эмоциональное поле принятия. Знахарь всегда даст понять, что клиент – желанная фигура, что он будет понят и принят. Знахарь – это и есть принимающий Другой, чужой, но одновременно и новый Близкий, допущенный до сокровенного, тела и души. В восприятии клиента знахарь могуществен и бесстрашен, а значит, фантазийно, через общение с ним можно интроецировать, вобрать в себя часть его силы, как будто самому стать сильнее. В сущности, больные часто приходят к знахарю словно за неким разрешением быть сильным (получение «разрешения» происходит неосознанно, на невербальном уровне – NS). «Могу ли я не болеть?» – «Можешь». К знахарю приходят и за обменом, который невозможен в привычном пространстве, когда можно кому-то как бы оставить свои страхи, свою немощь, и объект (знахарь – NS) не будет разрушен (не заболеет, не умрет, не расстроится, в отличие, скажем, от близкого человека – NS), раз обладает защитной магической силой. Невротики и психотики – Психоанализ и целительство сегодня не конкуренты, поэтому я не поддерживаю «охоту на ведьм», которую ведут некоторые коллеги, – рассказывает известный петербургский психотерапевт-психоаналитик Дмитрий Ольшанский. – К психоаналитикам, как правило (хотя есть и исключения), приходят высоко образованные, культурные люди, часто с университетским образованием, способные к рефлексии. Люди, которые вряд ли будут верить в гадание по руке, снятие венца безбрачия, соционические типы, Аюрведу, трансерфинг реальности, расстановки по Хеллингеру и вызывания духов. Не думаю, что такие забавы, как рождественские гадания, ритуалы навязчивости (здесь вновь идет речь о роли ритуалов для определенной категории людей – NS) или астрологические гороскопы могут нанести какой-то серьезный вред психике. Ни пользы, ни вреда они не приносят, а бытуют на уровне развлечений. Напротив, они способны стабилизовать многих невротиков и создавать удобоваримый бред для психотиков, который помогает им взаимодействовать с миром. Например, чья-то психика не может принять идею, что все люди принципиально разные, и каждый уникален; такие мысли могут довести человека до безумия. Тогда ему на помощь приходит какое-нибудь новомодное псевдо-психологическое учение и говорит, что существует всего 14 соционических типов, и с каждым можно строить отношения по уже готовой программе. То есть не надо каждого человека воспринимать как индивидуальность со своим собственным внутренним миром, к нему можно относиться как к одному из 14 типов механизмов, к каждому из которых прилагается инструкция. Многим психотикам это облегчает жизнь и защищает их от провала в психоз. Некоторые такие учения придумывают довольно интересные «программы управления реальностью», из которых психотик может создать свой индивидуальный бред. Если говорить о реальной опасности, то ее могут представлять различные эзотерические учения и магические практики, в которых применяются психологические техники воздействия на сознание. Такие практики не только навязывают людям определенное магическое мировоззрение, противоречащее науке, но зачастую и систему ценностей, «что хорошо и что плохо», а также накладывают определенную дисциплину на тело и даже налагают ограничения в питании. Все это может нанести вред не только физическому, но и психическому здоровью. Волшебная тарелка – Для того, чтобы понять, насколько способны помочь человеку знахари, целители, маги и прочие колдуны, для начала важно узнать элементарные вещи: с какой целью все вышеперечисленные граждане занимаются исцелением; верят ли они сами в свои сверхъестественные способности; насколько они психически здоровы; хотят ли они обогатиться за счет своей деятельности и прочее, – говорит психоаналитик, директор Института развития психоанализа (г. Киев), президент Украинской Лиги Психоаналитических Психотерапий Людмила Ускова. – В зависимости от этого и будет строится процесс взаимодействия с пациентом. Не секрет, что среди вышеупомянутого контингента много шарлатанов. Но не исключено, что единицы их обладают какой-то сверхъестественной энергетической силой, которая доселе нами не изведана. Однако перевес в процентном отношении, все же, скорее, на стороне шарлатанов. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что у них могут присутствовать общие понятия об анатомии, физиологии и медицине, в результате чего несложно оказать помощь при легких заболеваниях. Отдельная тема –
Шаман, целитель и Серафим Саровский
Начнем издалека: вначале было слово. И принадлежало оно не кому другому, как самому знаменитому «извращенцу» всех времен и народов – Зигмунду Фрейду. Его книга «Тотем и табу» относится к разряду изменивших мир. В ней отец-основатель психоанализа доказывает происхождение всех современных мировых религий от института тотемизма, обожествления животного, который процветает у некоторых диких племен и поныне. Но останавливаться на выводах Фрейда мы сегодня не будем. Кратко напомним лишь схему эволюции любой монотеистической религии, которую Фрейд выдвигает главной гипотезой своей книги.
Наши первобытные предки жили, как известно, в патриархальных общинах под предводительством вожака. Только он один имел право на всех женщин своего племени, и только от него эти женщины могли рожать детей. За притязания на любовь любой из женщин (которые могли быть друг другу и матерями, и сестрами) отец карал непокорных (нередко своих же сыновей) двумя способами: кастрацией или изгнанием из общины. Не выдержав произвола, в один прекрасный день сыновья убили отца, а потом и съели – для того, чтобы «напитаться» его силой: в буквальном, схожим с детским, магическом мышлении дикарей силу можно получить лишь непосредственно поглотив ее.
Стоит сказать, что все это выглядит диким только для нас с Вами. В первобытной среде сексуальные отношения между членами семьи и каннибализм – вещи простые и понятные. Речь, конечно, не идет о единичном случае отцеубийства. Подобный бунт, вероятнее всего, происходил периодически, на протяжении веков, или тысяч лет. После успешного исхода борьбы за «свободную любовь» в темные сердца сыновей постучала совесть (все-таки убитым был их отец). С тех пор, дабы заглушить ее несмолкаемый глас, дикари придумали Ритуал. Символом убитого отца стало обожествленное тотемное животное. Убивать и есть его было запрещено под страхом смерти во все дни года... кроме одного.
Когда дикари собирались вместе (важный момент – именно и только вместе), они убивали несчастное тотемное животное и ели его, чтобы очиститься от скверны и вкусить его святость. Позже символом тотема стал монотеистический «сын божий»: Христос, Мухаммед и т. д. (о размышлениях по поводу символизма священного таинства Пасхи с поеданием «тела Христова» и выпиванием «крови Его», а также о Великом Посте перед этим, равно как о празднике Курбан-байрам мы умолчим, предоставив сделать это самим читателям).
Но между тотемом (а еще духами Природы и самого убитого тотема, которые потом превратились в языческих богов) должны иметься проводники. Ими стали шаманы: они лечили, предсказывали, наводили порчу, привораживали и очищали. Тысячелетия спустя некоторые шаманы, по-видимому, стали целителями. Еще позже – святыми. На Руси они назывались «божьими людьми» и «старцами», которые врачевали и совершали чудеса. Потом исчезли и они (в России это, как известно, произошло, что называется, «в рамках пятилетки» – насильственно и ускоренно, с приходом советской власти), уступив место... совершенно скептичным представителям здравоохранения – врачам.
Вероятно, поэтому после развала Союза, в опальные 1990-е годы в нашу страну ворвалось «цунами» отнюдь не святых старцев, а предшествовавшей им касты знахарей. 75 лет искоренения православия и других более развитых, чем язычество, религий, все-таки, сделали свое дело. Но цунами имеет свойство затихать. Полуторачасовые вещания по центральным каналам Кашпировского и Чумака, которые смотрела вся страна, сменились скромными, хоть и многочисленными объявлениями в газетах (а теперь и в Интернете) о целителях и знахарях всех мастей.
Но если природа возникновения и возрождения целительства в нашей стране понятна, то кто же посещает их, веря в их высшую силу? А может быть, она у них и в самом деле есть?
Несчастные люди-дикари
– Когда человек находится в стрессовом, угнетенном состоянии, часто наступает регресс к инфантильным состояниям психики, – говорит член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии Любовь Заева. – Например, у взрослого человека может активизироваться защитное магическое мышление (вспоминаем магическое мышление дикарей – NS), когда тревожность понижается неким ритуалом.
Дети часто придумывают такие игры, спасающие их от страхов, в основе которых – ритуальные действия. «Если я на одной ножке допрыгаю от этого дерева до дома, то мама никогда не умрет», «Если я насчитаю 50 черных машин, то хорошо напишу контрольную» (распространенные у детей ритуалы навязчивости – NS). Обращение к знахарям и колдунам – тоже, в какой-то мере, проявление магического мышления. Психика нуждается в ритуалах, ритуалы в какой-то мере способны структурировать психические процессы, и человек находит пространство, где через ритуальные действия психика получает ресурс.
В идеале, человек – саморегулирующаяся система, а психика всегда стремится к самоизлечению. Любыми способами. Иногда весьма затейливыми. Например, если в психике нарушен архетипический (данный нам на генном и нейронном уровнях) «файл» Самоцелителя, то включается механизм компенсации. Человек ищет фигуру, которой была бы деллегирована такая функция спасения. Для одних этой фигурой может стать любимый человек, друг, мать. Для других (если есть некоторые нарушения в глубинной сфере доверия к близким) такой компенсаторной фигурой должен стать чужак – Другой, но способный создавать эмоциональное поле принятия.
Знахарь всегда даст понять, что клиент – желанная фигура, что он будет понят и принят. Знахарь – это и есть принимающий Другой, чужой, но одновременно и новый Близкий, допущенный до сокровенного, тела и души. В восприятии клиента знахарь могуществен и бесстрашен, а значит, фантазийно, через общение с ним можно интроецировать, вобрать в себя часть его силы, как будто самому стать сильнее. В сущности, больные часто приходят к знахарю словно за неким разрешением быть сильным (получение «разрешения» происходит неосознанно, на невербальном уровне – NS). «Могу ли я не болеть?» – «Можешь».
К знахарю приходят и за обменом, который невозможен в привычном пространстве, когда можно кому-то как бы оставить свои страхи, свою немощь, и объект (знахарь – NS) не будет разрушен (не заболеет, не умрет, не расстроится, в отличие, скажем, от близкого человека – NS), раз обладает защитной магической силой.
Невротики и психотики
– Психоанализ и целительство сегодня не конкуренты, поэтому я не поддерживаю «охоту на ведьм», которую ведут некоторые коллеги, – рассказывает известный петербургский психотерапевт-психоаналитик Дмитрий Ольшанский. – К психоаналитикам, как правило (хотя есть и исключения), приходят высоко образованные, культурные люди, часто с университетским образованием, способные к рефлексии. Люди, которые вряд ли будут верить в гадание по руке, снятие венца безбрачия, соционические типы, Аюрведу, трансерфинг реальности, расстановки по Хеллингеру и вызывания духов.
Не думаю, что такие забавы, как рождественские гадания, ритуалы навязчивости (здесь вновь идет речь о роли ритуалов для определенной категории людей – NS) или астрологические гороскопы могут нанести какой-то серьезный вред психике. Ни пользы, ни вреда они не приносят, а бытуют на уровне развлечений.
Напротив, они способны стабилизовать многих невротиков и создавать удобоваримый бред для психотиков, который помогает им взаимодействовать с миром. Например, чья-то психика не может принять идею, что все люди принципиально разные, и каждый уникален; такие мысли могут довести человека до безумия. Тогда ему на помощь приходит какое-нибудь новомодное псевдо-психологическое учение и говорит, что существует всего 14 соционических типов, и с каждым можно строить отношения по уже готовой программе. То есть не надо каждого человека воспринимать как индивидуальность со своим собственным внутренним миром, к нему можно относиться как к одному из 14 типов механизмов, к каждому из которых прилагается инструкция. Многим психотикам это облегчает жизнь и защищает их от провала в психоз. Некоторые такие учения придумывают довольно интересные «программы управления реальностью», из которых психотик может создать свой индивидуальный бред.
Если говорить о реальной опасности, то ее могут представлять различные эзотерические учения и магические практики, в которых применяются психологические техники воздействия на сознание. Такие практики не только навязывают людям определенное магическое мировоззрение, противоречащее науке, но зачастую и систему ценностей, «что хорошо и что плохо», а также накладывают определенную дисциплину на тело и даже налагают ограничения в питании. Все это может нанести вред не только физическому, но и психическому здоровью.
Волшебная тарелка
– Для того, чтобы понять, насколько способны помочь человеку знахари, целители, маги и прочие колдуны, для начала важно узнать элементарные вещи: с какой целью все вышеперечисленные граждане занимаются исцелением; верят ли они сами в свои сверхъестественные способности; насколько они психически здоровы; хотят ли они обогатиться за счет своей деятельности и прочее, – говорит психоаналитик, директор Института развития психоанализа (г. Киев), президент Украинской Лиги Психоаналитических Психотерапий Людмила Ускова. – В зависимости от этого и будет строится процесс взаимодействия с пациентом. Не секрет, что среди вышеупомянутого контингента много шарлатанов. Но не исключено, что единицы их обладают какой-то сверхъестественной энергетической силой, которая доселе нами не изведана. Однако перевес в процентном отношении, все же, скорее, на стороне шарлатанов. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что у них могут присутствовать общие понятия об анатомии, физиологии и медицине, в результате чего несложно оказать помощь при легких заболеваниях.
Отдельная тема – страждущие. Первоначально, обращаясь к целителю, человек уже наделяет его в своих фантазиях невероятной силой и желанием это прочувствовать на себе. Все это подкрепляется восторженными рассказами через третьих знакомых, у которых якобы есть примеры излечения. В таком взаимодействии может присутствовать несколько факторов, которые «помогают» больному: внушение, дар убеждения, харизма, вера в исцеление, готовность больным принять свое здоровье (о похожем явлении говорилось выше – «разрешение» быть здоровым – NS), нежелание знать истинную причину заболевания и прочее.
По большей части, людям нужна волшебная таблетка, которая избавит их от страданий, и они не хотят знать причины, по которым эти страдания возникают. И уж тем более они не готовы длительно работать над своими проблемами, чтобы наладить собственную жизнь. Есть некая иллюзия, что существуют «высшие силы», способные в один момент решить все их проблемы. Чаще всего это происходит при отсутствии зрелой позиции, то есть при инфантилизации.
Возьмем такой пример. У молодого человека нарушение вегетативной функции, что у врачей часто называется вегето-сосудистой дистонией при отсутствии возможности поставить точный диагноз. Вылечить его не могут, потому что проблема не в теле, а в психике. Лекарства могут облегчить симптоматику, но не нормализовать состояние. Невозможность вылечиться вызывает у молодого человека тревогу и страх. Спустя пару лет походов по врачам он обессилен и готов на любые меры. И тут ему авторитетно сообщают, что за 550 километров, в какой-то глуши живет истинный волшебник, маг и чародей, который за один-два сеанса излечивает от всего! Как не поверить? Наш молодой человек проделывает долгий путь к своему счастью и... оно не может не случиться! Его вера в грядущее излечение была настолько велика, что он его принял! Другой вопрос – надолго ли. Симптом в виде ВСД был ему крайне необходим, так как за этим стояли какие-то переживания, события, вторичная выгода, в конце концов («вторичной выгодой» в психологии называют бессознательно мотивируемое стремление извлечь выгоду из невротических симптомов или болезни; первичная выгода – это то, почему происходит болезнь, вторичная – еще один неосознаваемый «плюс» от болезни – NS). Отобрав симптом, «волшебник» оголил проблемные места. В этом случае через какое-то время симптом вернется, либо появится другой.
В подобных ситуациях особого вреда знахари могут и не нанести. Но есть примеры, когда при диагнозе «онкозаболевание» люди обращаются за помощью к экстрасенсам и целителям, вместо того, чтобы пройти курс химиотерапии. Исход, как известно, здесь куда печальнее.
Нарушенные люди
– Недавно мы проводили исследование, посвященное выявлению личностных особенностей людей, которые обращаются за помощью к экстрасенсам, – говорит психолог психоаналитической ориентации, преподаватель Кафедры психологии Академии Госслужбы при Президенте РФ Даниэля Рахматулина. – Скажу исключительно о наших выводах. Наше исследование показало, что к знахарям, магам и тому подобным врачевателям обращаются люди, склонные к мистическому мышлению. Также было выявлено, что людям, склонным к обращению за помощью к экстрасенсам, присущи такие защитные механизмы, как отрицание, регрессия, проекция, замещение. Кроме этого, у них нарушен и образ-Я, им свойственно растрачивание эмоций, они склонны по максимуму проявлять как положительные, так и отрицательные эмоции, что часто приводит к нарушениям в сфере эмоциональной отзывчивости, подрыву доверия в межличностных отношениях. Им свойственно фантазирование, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, к последствиям своих действий.
Выявлена связь между частотой обращений к экстрасенсам и воспроизведению негативных переживаний, что свидетельствует о склонности обращаться к сверхъестественным силам людей, надолго сохраняющих впечатления о пережитом, в основном, о негативных переживаниях.
Обнаружена и связь между частотой обращений к экстрасенсам и такой особенностью субъективного контроля, как интернальность неудач. Это значит, что эти люди склонны списывать ответственность за неприятные события на других людей или, например, на «злой рок», порчу или сглаз. В итоге, в своем исследовании мы сделали вывод, что людям, обращающимся за помощью к экстрасенсу, свойственны черты так называемой «пограничной» личности. Это означает, что эти люди могут быть нарушенными с точки зрения психологического здоровья.
Близость к бессознательному
Так могут ли помочь экстрасенсы, знахари и целители? Возможно. Особенно если в это верить. Верующие, как известно, видят то, что желают, а часто – и чувствуют то, что желают, причем, на физиологическом уровне. Психологической науке давно известен факт излечения от самых страшных болезней только «психологическим» путем, равно как и заболеваниями ими через тот же канал – только через психику. Известно, например, что аутисты часто практически ничем не болеют: ни простудами, ни гриппом. Их психологический мир не пускает в себя никого: даже бактерии и вирусы. Невероятно, но факт.
Никто не отменял и эффект плацебо. Но главное – никто не отменял глубокие психологические механизмы взаимодействия, которые происходят между «верующим» клиентом и его целителем. Это всегда связка двух людей, между которыми происходит «нечто». Кто-то это отнесет к чуду, а кто-то – к самой обыкновенной психотерапии. Хотя зачастую совершенно бесполезной, а порой и вредной, так как вектор «лечения» направлен не туда.
А как же предсказания экстрасенсов, которые иногда сбываются? Возможно и это. Некоторые люди, как известно, обладают настолько сильной интуицией, что действительно способны предсказывать или видеть людей насквозь. Но и это не чудо. Феноменально развитая интуиция есть, вероятно, не что иное, как очень сильная близость человека к его бессознательному, которое способно очень точно считывать и чувствовать текущую ситуацию и, соответственно, уметь предсказывать ее исход в дальнейшем: от политических событий до действий конкретного человека. Все это в уме экстрасенса происходит совершенно неосознанно, поэтому он и приписывает такую способность дару свыше. Но, увы, такая близость к своему бессознательному часто говорит, похоже, о сильной нарушенности человека, который часто может быть потенциальным пациентом психбольницы. Хотя и талантливым.
Источник:
Naked Science
У Эллочки Щукиной и дикаря из племени «Мумбо-Юмбо» – похожий словарный запас и любовь к блестящим предметам. У клиентов знахарей и дикаря из племени «Мумбо-Юмбо» – одна религия. Почему в XXI веке люди продолжают верить целителям? Чем могут помочь экстрасенсы? Могут ли вообще, и как они это делают? Шаман, целитель и Серафим Саровский Начнем издалека: вначале было слово. И принадлежало оно не кому другому, как самому знаменитому «извращенцу» всех времен и народов – Зигмунду Фрейду. Его книга «Тотем и табу» относится к разряду изменивших мир. В ней отец-основатель психоанализа доказывает происхождение всех современных мировых религий от института тотемизма, обожествления животного, который процветает у некоторых диких племен и поныне. Но останавливаться на выводах Фрейда мы сегодня не будем. Кратко напомним лишь схему эволюции любой монотеистической религии, которую Фрейд выдвигает главной гипотезой своей книги. Наши первобытные предки жили, как известно, в патриархальных общинах под предводительством вожака. Только он один имел право на всех женщин своего племени, и только от него эти женщины могли рожать детей. За притязания на любовь любой из женщин (которые могли быть друг другу и матерями, и сестрами) отец карал непокорных (нередко своих же сыновей) двумя способами: кастрацией или изгнанием из общины. Не выдержав произвола, в один прекрасный день сыновья убили отца, а потом и съели – для того, чтобы «напитаться» его силой: в буквальном, схожим с детским, магическом мышлении дикарей силу можно получить лишь непосредственно поглотив ее. Стоит сказать, что все это выглядит диким только для нас с Вами. В первобытной среде сексуальные отношения между членами семьи и каннибализм – вещи простые и понятные. Речь, конечно, не идет о единичном случае отцеубийства. Подобный бунт, вероятнее всего, происходил периодически, на протяжении веков, или тысяч лет. После успешного исхода борьбы за «свободную любовь» в темные сердца сыновей постучала совесть (все-таки убитым был их отец). С тех пор, дабы заглушить ее несмолкаемый глас, дикари придумали Ритуал. Символом убитого отца стало обожествленное тотемное животное. Убивать и есть его было запрещено под страхом смерти во все дни года. кроме одного. Когда дикари собирались вместе (важный момент – именно и только вместе), они убивали несчастное тотемное животное и ели его, чтобы очиститься от скверны и вкусить его святость. Позже символом тотема стал монотеистический «сын божий»: Христос, Мухаммед и т. д. (о размышлениях по поводу символизма священного таинства Пасхи с поеданием «тела Христова» и выпиванием «крови Его», а также о Великом Посте перед этим, равно как о празднике Курбан-байрам мы умолчим, предоставив сделать это самим читателям). Но между тотемом (а еще духами Природы и самого убитого тотема, которые потом превратились в языческих богов) должны иметься проводники. Ими стали шаманы: они лечили, предсказывали, наводили порчу, привораживали и очищали. Тысячелетия спустя некоторые шаманы, по-видимому, стали целителями. Еще позже – святыми. На Руси они назывались «божьими людьми» и «старцами», которые врачевали и совершали чудеса. Потом исчезли и они (в России это, как известно, произошло, что называется, «в рамках пятилетки» – насильственно и ускоренно, с приходом советской власти), уступив место. совершенно скептичным представителям здравоохранения – врачам. Вероятно, поэтому после развала Союза, в опальные 1990-е годы в нашу страну ворвалось «цунами» отнюдь не святых старцев, а предшествовавшей им касты знахарей. 75 лет искоренения православия и других более развитых, чем язычество, религий, все-таки, сделали свое дело. Но цунами имеет свойство затихать. Полуторачасовые вещания по центральным каналам Кашпировского и Чумака, которые смотрела вся страна, сменились скромными, хоть и многочисленными объявлениями в газетах (а теперь и в Интернете) о целителях и знахарях всех мастей. Но если природа возникновения и возрождения целительства в нашей стране понятна, то кто же посещает их, веря в их высшую силу? А может быть, она у них и в самом деле есть? Несчастные люди-дикари – Когда человек находится в стрессовом, угнетенном состоянии, часто наступает регресс к инфантильным состояниям психики, – говорит член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии Любовь Заева. – Например, у взрослого человека может активизироваться защитное магическое мышление (вспоминаем магическое мышление дикарей – NS), когда тревожность понижается неким ритуалом. Дети часто придумывают такие игры, спасающие их от страхов, в основе которых – ритуальные действия. «Если я на одной ножке допрыгаю от этого дерева до дома, то мама никогда не умрет», «Если я насчитаю 50 черных машин, то хорошо напишу контрольную» (распространенные у детей ритуалы навязчивости – NS). Обращение к знахарям и колдунам – тоже, в какой-то мере, проявление магического мышления. Психика нуждается в ритуалах, ритуалы в какой-то мере способны структурировать психические процессы, и человек находит пространство, где через ритуальные действия психика получает ресурс. В идеале, человек – саморегулирующаяся система, а психика всегда стремится к самоизлечению. Любыми способами. Иногда весьма затейливыми. Например, если в психике нарушен архетипический (данный нам на генном и нейронном уровнях) «файл» Самоцелителя, то включается механизм компенсации. Человек ищет фигуру, которой была бы деллегирована такая функция спасения. Для одних этой фигурой может стать любимый человек, друг, мать. Для других (если есть некоторые нарушения в глубинной сфере доверия к близким) такой компенсаторной фигурой должен стать чужак – Другой, но способный создавать эмоциональное поле принятия. Знахарь всегда даст понять, что клиент – желанная фигура, что он будет понят и принят. Знахарь – это и есть принимающий Другой, чужой, но одновременно и новый Близкий, допущенный до сокровенного, тела и души. В восприятии клиента знахарь могуществен и бесстрашен, а значит, фантазийно, через общение с ним можно интроецировать, вобрать в себя часть его силы, как будто самому стать сильнее. В сущности, больные часто приходят к знахарю словно за неким разрешением быть сильным (получение «разрешения» происходит неосознанно, на невербальном уровне – NS). «Могу ли я не болеть?» – «Можешь». К знахарю приходят и за обменом, который невозможен в привычном пространстве, когда можно кому-то как бы оставить свои страхи, свою немощь, и объект (знахарь – NS) не будет разрушен (не заболеет, не умрет, не расстроится, в отличие, скажем, от близкого человека – NS), раз обладает защитной магической силой. Невротики и психотики – Психоанализ и целительство сегодня не конкуренты, поэтому я не поддерживаю «охоту на ведьм», которую ведут некоторые коллеги, – рассказывает известный петербургский психотерапевт-психоаналитик Дмитрий Ольшанский. – К психоаналитикам, как правило (хотя есть и исключения), приходят высоко образованные, культурные люди, часто с университетским образованием, способные к рефлексии. Люди, которые вряд ли будут верить в гадание по руке, снятие венца безбрачия, соционические типы, Аюрведу, трансерфинг реальности, расстановки по Хеллингеру и вызывания духов. Не думаю, что такие забавы, как рождественские гадания, ритуалы навязчивости (здесь вновь идет речь о роли ритуалов для определенной категории людей – NS) или астрологические гороскопы могут нанести какой-то серьезный вред психике. Ни пользы, ни вреда они не приносят, а бытуют на уровне развлечений. Напротив, они способны стабилизовать многих невротиков и создавать удобоваримый бред для психотиков, который помогает им взаимодействовать с миром. Например, чья-то психика не может принять идею, что все люди принципиально разные, и каждый уникален; такие мысли могут довести человека до безумия. Тогда ему на помощь приходит какое-нибудь новомодное псевдо-психологическое учение и говорит, что существует всего 14 соционических типов, и с каждым можно строить отношения по уже готовой программе. То есть не надо каждого человека воспринимать как индивидуальность со своим собственным внутренним миром, к нему можно относиться как к одному из 14 типов механизмов, к каждому из которых прилагается инструкция. Многим психотикам это облегчает жизнь и защищает их от провала в психоз. Некоторые такие учения придумывают довольно интересные «программы управления реальностью», из которых психотик может создать свой индивидуальный бред. Если говорить о реальной опасности, то ее могут представлять различные эзотерические учения и магические практики, в которых применяются психологические техники воздействия на сознание. Такие практики не только навязывают людям определенное магическое мировоззрение, противоречащее науке, но зачастую и систему ценностей, «что хорошо и что плохо», а также накладывают определенную дисциплину на тело и даже налагают ограничения в питании. Все это может нанести вред не только физическому, но и психическому здоровью. Волшебная тарелка – Для того, чтобы понять, насколько способны помочь человеку знахари, целители, маги и прочие колдуны, для начала важно узнать элементарные вещи: с какой целью все вышеперечисленные граждане занимаются исцелением; верят ли они сами в свои сверхъестественные способности; насколько они психически здоровы; хотят ли они обогатиться за счет своей деятельности и прочее, – говорит психоаналитик, директор Института развития психоанализа (г. Киев), президент Украинской Лиги Психоаналитических Психотерапий Людмила Ускова. – В зависимости от этого и будет строится процесс взаимодействия с пациентом. Не секрет, что среди вышеупомянутого контингента много шарлатанов. Но не исключено, что единицы их обладают какой-то сверхъестественной энергетической силой, которая доселе нами не изведана. Однако перевес в процентном отношении, все же, скорее, на стороне шарлатанов. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что у них могут присутствовать общие понятия об анатомии, физиологии и медицине, в результате чего несложно оказать помощь при легких заболеваниях. Отдельная тема –
Может вам это будет интересно