Владимир Серкин «Бубен Шамана» - «Эзотерика»
После выхода книги «Хохот Шамана» меня часто спрашивают: «Как ты с ним познакомился?» В начале общения с Шаманом (поздняя осень) я еще не вел записи диалогов, поэтому реконструирую ответ по памяти. Точной даты не помню.
Окончив основные подготовительные работы к обустройству домика, я первым делом решил изучить окрестности в радиусе пяти-шести часов ходьбы вокруг. То есть, чтобы вернуться в тот же день. На север по побережью, примерно в двух часах ходьбы, я не раз замечал следы на снегу. Человек регулярно выходил на лед. Так делают все краболовы. Краболовки нужно проверять раньше, чем вся наживка будет съедена, и крабы расползутся. Я почти знал, что это следы Шамана. Проходя мимо, невольно отмечал наличие и следа в море, и обратно. Не приглашали, и я не поднимался к жилью. Конечно, и Шаман видел мои следы, но не заходил.
В один из солнечных дней я заметил, что свежих следов в сторону моря нет. Снега не было несколько дней, и еще просматривались старые. Это необычно. Одно из неписаных правил колымской солидарности: даже при небольших признаках настороженности обязательно нужно навестить соседа. Человек может заболеть, подвернуть ногу, мало ли что, и помощи ждать неоткуда. Я поднялся по старым следам к землянке, постучал в дверь и вошел. В землянке было тепло и чисто. Одетый Шаман лежал поверх постели, заложив руки за голову.
—
Здорово, сосед.
—
Здорово.
—
Смотрю, следов нет. Решил проверить, не заболел ли кто?
—
А, спасибо. Все в порядке. Просто день такой.
—
Какой?
—
Не работать.
—
Ну ладно.
—
Чай будешь?
—
Не, спасибо, пойду.
Однако, чуть отойдя от землянки, я почувствовал, что хочу пообщаться с этим человеком. Это не было желание пообщаться вообще, естественное при отсутствии людей. Я понял, что Шаману все равно, останусь я пить чай или нет. Он не будет расстроен, если я уйду, но и не будет напряжен от общения со мной. Я знаю и других отшельников, которые через месяц-другой одиночества или начинают прятаться от людей, или, наоборот, от их общения невозможно отделаться. Независимость Шамана показалась мне любопытной.
— Вот, решил вернуться, однако. Давай свой чай.
17.07.97
Когда я рассказал Шаману о методиках рассеивания сухого льда для конденсации осадков и о разгоне облаков метеоракетами, он искренне хохотал.
«Варварство выражается в невнимательности к миру и в непонимании. Но это иногда компенсируется энергией, — сказал он, отсмеявшись. — Не очень хорошо, так как нарушает гармонию среды».
—
Как шаманы предсказывают погоду по звездам?
—
Не только по звездам. Бубен гораздо более сложен, чем многим кажется. Он символизирует небосвод. Активизируя определенные части бубна, ты активизируешь солнце, луну или звезды над собой. А они активизируют бубен определенным образом. Нужно жить со своим бубном, чтобы чувствовать это.
—
Как активизируют?
—
Звук бубна действует как свернутая программа, символ, глиф для потоков мира.
—
То есть не все равно, как и в какую часть бубна ударять?
—
И еще «чем», «когда» и в «каком состоянии».
—
Но на бубне это не обозначено.
—
Конечно, клавиатура не нарисована (смеется). Но шаман помнит небо как картину, и видит эту картину на бубне.
—
Это используется и для лечения?
—
Конечно.
—
Сегодня тысячи горожан колотят в бубны просто так. Это вредит им и окружающей среде?
—
Редко. Бубен, изготовленный в другой местности, практически бесполезен. Он связан с небосводом места изготовления. Кроме того, колотушка должна быть особо подобрана к бубну. Горожане чаще всего колотят не по бубну, по его муляжу, «кукле».
* * *
После обеда пришли два молодых эвелна. Они пришли к Шаману и с утра уже побывали у его землянки. Поздоровавшись с нами прикосновением ладоней, они неторопливо побеседовали с Шаманом на смеси русского и эвелнского языков. Я понимаю эвелнский, но мне трудно говорить, из-за того, что в их языке один наш звук может звучать по-разному. Внимание привлекли очень добротно сделанные ножны и чехлы для карабинов. Штучная работа. Наверняка, на рукоятках и прикладах вырезаны интереснейшие сюжеты.
Эвелны очень вежливы. Отказавшись от приглашения зайти в домик, они традиционно спросили меня, где можно развести костер. Пока один из них занимался сбором дров, второй предложил поменять мои запасы чая на очень ровный большой кристалл александрита. У меня оставалось лишь три пачки, две подарил им. Пришлось попросить Шамана специально поговорить с эвелнами, чтобы не отдаривались.
У эвелнов есть предпринимательская жилка — хотели договориться со мной о доставке чая и других легких, по их мнению, предметов. Совершенно естественно они приняли и мои объяснения об особом образе жизни и нежелании брать на себя обязательства. В городе такое редко кому объяснишь. Когда и второй эвелн ушел за дровами, я стал расспрашивать Шамана о них.
—
Кто-то заболел?
—
Нет, пришли поговорить со мной.
—
Надолго?
—
Утром уйдут. Разговор ночью.
—
Могу я спросить, если не секрет?
—
Исчезла одна звезда, наверное, шестой величины.
—
Где исчезла?
—
В небе. Сегодня первая половина ночи будет ясной.
—
Это — катастрофа?
—
Наверное. Много тысяч лет назад.
—
Я видел эту звезду?
—
Это — вряд ли. У тебя не такое зрение, как у местных.
—
Они что, постоянно считают звезды?
—
Они не умеют считать.
—
???
—
Мы с тобой умеем считать, поэтому мы ничего бы не заметили. А они видят небо как картину, целиком, и заметили, что картина изменилась.
—
Почему они пришли к тебе?
—
Они хотят знать, что это за знак?
—
А это знак?
—
Конечно.
—
Я могу узнать?
—
Мне нужно дождаться ночи и самому увидеть эту часть неба.
—
Часть неба имеет значение?
—
В каждой части живут свои духи.
—
В школе учил астрономию?
—
Не только в школе. Астрономия не помогает, например, узнать погоду по небу, а знание о духах помогает.
—
А сам ты не заметил изменений?
—
Я смотрю в небо чаще тебя, но не так часто, как местные.
—
Они сами пришли, или их послали?
—
Сами, двое.
19.07.97
Почему практичные эвелны бросили свои дела и предприняли двухсуточное тяжелое путешествие ради единственной встречи с Шаманом? Можно понять, когда привозят больного или ищут потерявшегося родственника. Но поговорить о звездах....
—
Зачем племена содержат шаманов?
—
Не особо. Шаманы, как правило, бедны. И, чаще всего, сами охотятся, рыбачат или пасут оленей.
—
Но им же платят за лечение, камлание.
—
Потому что в это время шаман не может работать.
—
Шаман в племени заменяет врача?
—
Это тоже. Но не главное.
—
А что главное?
—
Представь себе стойбище древних чукчей, эскимосов или эвелнов. Это тридцать — сорок человек, которые всю долгую полярную ночь, весь год или даже несколько лет не видят других людей. Что бы ни случилось, не будет ни помощи, ни сочувствия.
—
Жуть.
—
Для тебя — да. Но они не чувствуют себя одинокими.
—
Почему?
—
Благодаря Шаману они связаны со всем человечеством и даже больше — со своими предками, потомками, Духами... Они знают, куда и как пойдут после физической смерти, с кем встретятся, что будут делать. Искренне в это верят. И выживают благодаря этому.
—
Ну и еще благодаря мужеству, силе.
—
Без смысла никакого мужества не хватит.
—
Да. Я бы тоже в тех условиях заботился о Шамане.
—
Конечно.
Отрывок из книги
Владимир Серкин «Шаманский лес»
После выхода книги «Хохот Шамана» меня часто спрашивают: «Как ты с ним познакомился?» В начале общения с Шаманом (поздняя осень) я еще не вел записи диалогов, поэтому реконструирую ответ по памяти. Точной даты не помню. Окончив основные подготовительные работы к обустройству домика, я первым делом решил изучить окрестности в радиусе пяти-шести часов ходьбы вокруг. То есть, чтобы вернуться в тот же день. На север по побережью, примерно в двух часах ходьбы, я не раз замечал следы на снегу. Человек регулярно выходил на лед. Так делают все краболовы. Краболовки нужно проверять раньше, чем вся наживка будет съедена, и крабы расползутся. Я почти знал, что это следы Шамана. Проходя мимо, невольно отмечал наличие и следа в море, и обратно. Не приглашали, и я не поднимался к жилью. Конечно, и Шаман видел мои следы, но не заходил. В один из солнечных дней я заметил, что свежих следов в сторону моря нет. Снега не было несколько дней, и еще просматривались старые. Это необычно. Одно из неписаных правил колымской солидарности: даже при небольших признаках настороженности обязательно нужно навестить соседа. Человек может заболеть, подвернуть ногу, мало ли что, и помощи ждать неоткуда. Я поднялся по старым следам к землянке, постучал в дверь и вошел. В землянке было тепло и чисто. Одетый Шаман лежал поверх постели, заложив руки за голову. — Здорово, сосед. — Здорово. — Смотрю, следов нет. Решил проверить, не заболел ли кто? — А, спасибо. Все в порядке. Просто день такой. — Какой? — Не работать. — Ну ладно. — Чай будешь? — Не, спасибо, пойду. Однако, чуть отойдя от землянки, я почувствовал, что хочу пообщаться с этим человеком. Это не было желание пообщаться вообще, естественное при отсутствии людей. Я понял, что Шаману все равно, останусь я пить чай или нет. Он не будет расстроен, если я уйду, но и не будет напряжен от общения со мной. Я знаю и других отшельников, которые через месяц-другой одиночества или начинают прятаться от людей, или, наоборот, от их общения невозможно отделаться. Независимость Шамана показалась мне любопытной. — Вот, решил вернуться, однако. Давай свой чай. Бубен Шамана 17.07.97 Когда я рассказал Шаману о методиках рассеивания сухого льда для конденсации осадков и о разгоне облаков метеоракетами, он искренне хохотал. «Варварство выражается в невнимательности к миру и в непонимании. Но это иногда компенсируется энергией, — сказал он, отсмеявшись. — Не очень хорошо, так как нарушает гармонию среды». — Как шаманы предсказывают погоду по звездам? — Не только по звездам. Бубен гораздо более сложен, чем многим кажется. Он символизирует небосвод. Активизируя определенные части бубна, ты активизируешь солнце, луну или звезды над собой. А они активизируют бубен определенным образом. Нужно жить со своим бубном, чтобы чувствовать это. — Как активизируют? — Звук бубна действует как свернутая программа, символ, глиф для потоков мира. — То есть не все равно, как и в какую часть бубна ударять? — И еще «чем», «когда» и в «каком состоянии». — Но на бубне это не обозначено. — Конечно, клавиатура не нарисована (смеется). Но шаман помнит небо как картину, и видит эту картину на бубне. — Это используется и для лечения? — Конечно. — Сегодня тысячи горожан колотят в бубны просто так. Это вредит им и окружающей среде? — Редко. Бубен, изготовленный в другой местности, практически бесполезен. Он связан с небосводом места изготовления. Кроме того, колотушка должна быть особо подобрана к бубну. Горожане чаще всего колотят не по бубну, по его муляжу, «кукле». * * * После обеда пришли два молодых эвелна. Они пришли к Шаману и с утра уже побывали у его землянки. Поздоровавшись с нами прикосновением ладоней, они неторопливо побеседовали с Шаманом на смеси русского и эвелнского языков. Я понимаю эвелнский, но мне трудно говорить, из-за того, что в их языке один наш звук может звучать по-разному. Внимание привлекли очень добротно сделанные ножны и чехлы для карабинов. Штучная работа. Наверняка, на рукоятках и прикладах вырезаны интереснейшие сюжеты. Эвелны очень вежливы. Отказавшись от приглашения зайти в домик, они традиционно спросили меня, где можно развести костер. Пока один из них занимался сбором дров, второй предложил поменять мои запасы чая на очень ровный большой кристалл александрита. У меня оставалось лишь три пачки, две подарил им. Пришлось попросить Шамана специально поговорить с эвелнами, чтобы не отдаривались. У эвелнов есть предпринимательская жилка — хотели договориться со мной о доставке чая и других легких, по их мнению, предметов. Совершенно естественно они приняли и мои объяснения об особом образе жизни и нежелании брать на себя обязательства. В городе такое редко кому объяснишь. Когда и второй эвелн ушел за дровами, я стал расспрашивать Шамана о них. — Кто-то заболел? — Нет, пришли поговорить со мной. — Надолго? — Утром уйдут. Разговор ночью. — Могу я спросить, если не секрет? — Исчезла одна звезда, наверное, шестой величины. — Где исчезла? — В небе. Сегодня первая половина ночи будет ясной. — Это — катастрофа? — Наверное. Много тысяч лет назад. — Я видел эту звезду? — Это — вряд ли. У тебя не такое зрение, как у местных. — Они что, постоянно считают звезды? — Они не умеют считать. — ??? — Мы с тобой умеем считать, поэтому мы ничего бы не заметили. А они видят небо как картину, целиком, и заметили, что картина изменилась. — Почему они пришли к тебе? — Они хотят знать, что это за знак? — А это знак? — Конечно. — Я могу узнать? — Мне нужно дождаться ночи и самому увидеть эту часть неба. — Часть неба имеет значение? — В каждой части живут свои духи. — В школе учил астрономию? — Не только в школе. Астрономия не помогает, например, узнать погоду по небу, а знание о духах помогает. — А сам ты не заметил изменений? — Я смотрю в небо чаще тебя, но не так часто, как местные. — Они сами пришли, или их послали? — Сами, двое. 19.07.97 Почему практичные эвелны бросили свои дела и предприняли двухсуточное тяжелое путешествие ради единственной встречи с Шаманом? Можно понять, когда привозят больного или ищут потерявшегося родственника. Но поговорить о звездах — Зачем племена содержат шаманов? — Не особо. Шаманы, как правило, бедны. И, чаще всего, сами охотятся, рыбачат или пасут оленей. — Но им же платят за лечение, камлание. — Потому что в это время шаман не может работать. — Шаман в племени заменяет врача? — Это тоже. Но не главное. — А что главное? — Представь себе стойбище древних чукчей, эскимосов или эвелнов. Это тридцать — сорок человек, которые всю долгую полярную ночь, весь год или даже несколько лет не видят других людей. Что бы ни случилось, не будет ни помощи, ни сочувствия. — Жуть. — Для тебя — да. Но они не чувствуют себя одинокими. — Почему? — Благодаря Шаману они связаны со всем человечеством и даже больше — со своими предками, потомками, Духами. Они знают, куда и как пойдут после физической смерти, с кем встретятся, что будут делать. Искренне в это верят. И выживают благодаря этому. — Ну и еще благодаря мужеству, силе. — Без смысла никакого мужества не хватит. — Да. Я бы тоже в тех условиях заботился о Шамане. — Конечно. Отрывок из книги Владимир Серкин «Шаманский лес»
Окончив основные подготовительные работы к обустройству домика, я первым делом решил изучить окрестности в радиусе пяти-шести часов ходьбы вокруг. То есть, чтобы вернуться в тот же день. На север по побережью, примерно в двух часах ходьбы, я не раз замечал следы на снегу. Человек регулярно выходил на лед. Так делают все краболовы. Краболовки нужно проверять раньше, чем вся наживка будет съедена, и крабы расползутся. Я почти знал, что это следы Шамана. Проходя мимо, невольно отмечал наличие и следа в море, и обратно. Не приглашали, и я не поднимался к жилью. Конечно, и Шаман видел мои следы, но не заходил.
В один из солнечных дней я заметил, что свежих следов в сторону моря нет. Снега не было несколько дней, и еще просматривались старые. Это необычно. Одно из неписаных правил колымской солидарности: даже при небольших признаках настороженности обязательно нужно навестить соседа. Человек может заболеть, подвернуть ногу, мало ли что, и помощи ждать неоткуда. Я поднялся по старым следам к землянке, постучал в дверь и вошел. В землянке было тепло и чисто. Одетый Шаман лежал поверх постели, заложив руки за голову.
—
Здорово, сосед.
—
Здорово.
—
Смотрю, следов нет. Решил проверить, не заболел ли кто?
—
А, спасибо. Все в порядке. Просто день такой.
—
Какой?
—
Не работать.
—
Ну ладно.
—
Чай будешь?
—
Не, спасибо, пойду.
Однако, чуть отойдя от землянки, я почувствовал, что хочу пообщаться с этим человеком. Это не было желание пообщаться вообще, естественное при отсутствии людей. Я понял, что Шаману все равно, останусь я пить чай или нет. Он не будет расстроен, если я уйду, но и не будет напряжен от общения со мной. Я знаю и других отшельников, которые через месяц-другой одиночества или начинают прятаться от людей, или, наоборот, от их общения невозможно отделаться. Независимость Шамана показалась мне любопытной.
— Вот, решил вернуться, однако. Давай свой чай.
Бубен Шамана
17.07.97
Когда я рассказал Шаману о методиках рассеивания сухого льда для конденсации осадков и о разгоне облаков метеоракетами, он искренне хохотал.
«Варварство выражается в невнимательности к миру и в непонимании. Но это иногда компенсируется энергией, — сказал он, отсмеявшись. — Не очень хорошо, так как нарушает гармонию среды».
—
Как шаманы предсказывают погоду по звездам?
—
Не только по звездам. Бубен гораздо более сложен, чем многим кажется. Он символизирует небосвод. Активизируя определенные части бубна, ты активизируешь солнце, луну или звезды над собой. А они активизируют бубен определенным образом. Нужно жить со своим бубном, чтобы чувствовать это.
—
Как активизируют?
—
Звук бубна действует как свернутая программа, символ, глиф для потоков мира.
—
То есть не все равно, как и в какую часть бубна ударять?
—
И еще «чем», «когда» и в «каком состоянии».
—
Но на бубне это не обозначено.
—
Конечно, клавиатура не нарисована (смеется). Но шаман помнит небо как картину, и видит эту картину на бубне.
—
Это используется и для лечения?
—
Конечно.
—
Сегодня тысячи горожан колотят в бубны просто так. Это вредит им и окружающей среде?
—
Редко. Бубен, изготовленный в другой местности, практически бесполезен. Он связан с небосводом места изготовления. Кроме того, колотушка должна быть особо подобрана к бубну. Горожане чаще всего колотят не по бубну, по его муляжу, «кукле».
* * *
После обеда пришли два молодых эвелна. Они пришли к Шаману и с утра уже побывали у его землянки. Поздоровавшись с нами прикосновением ладоней, они неторопливо побеседовали с Шаманом на смеси русского и эвелнского языков. Я понимаю эвелнский, но мне трудно говорить, из-за того, что в их языке один наш звук может звучать по-разному. Внимание привлекли очень добротно сделанные ножны и чехлы для карабинов. Штучная работа. Наверняка, на рукоятках и прикладах вырезаны интереснейшие сюжеты.
Эвелны очень вежливы. Отказавшись от приглашения зайти в домик, они традиционно спросили меня, где можно развести костер. Пока один из них занимался сбором дров, второй предложил поменять мои запасы чая на очень ровный большой кристалл александрита. У меня оставалось лишь три пачки, две подарил им. Пришлось попросить Шамана специально поговорить с эвелнами, чтобы не отдаривались.
У эвелнов есть предпринимательская жилка — хотели договориться со мной о доставке чая и других легких, по их мнению, предметов. Совершенно естественно они приняли и мои объяснения об особом образе жизни и нежелании брать на себя обязательства. В городе такое редко кому объяснишь. Когда и второй эвелн ушел за дровами, я стал расспрашивать Шамана о них.
—
Кто-то заболел?
—
Нет, пришли поговорить со мной.
—
Надолго?
—
Утром уйдут. Разговор ночью.
—
Могу я спросить, если не секрет?
—
Исчезла одна звезда, наверное, шестой величины.
—
Где исчезла?
—
В небе. Сегодня первая половина ночи будет ясной.
—
Это — катастрофа?
—
Наверное. Много тысяч лет назад.
—
Я видел эту звезду?
—
Это — вряд ли. У тебя не такое зрение, как у местных.
—
Они что, постоянно считают звезды?
—
Они не умеют считать.
—
???
—
Мы с тобой умеем считать, поэтому мы ничего бы не заметили. А они видят небо как картину, целиком, и заметили, что картина изменилась.
—
Почему они пришли к тебе?
—
Они хотят знать, что это за знак?
—
А это знак?
—
Конечно.
—
Я могу узнать?
—
Мне нужно дождаться ночи и самому увидеть эту часть неба.
—
Часть неба имеет значение?
—
В каждой части живут свои духи.
—
В школе учил астрономию?
—
Не только в школе. Астрономия не помогает, например, узнать погоду по небу, а знание о духах помогает.
—
А сам ты не заметил изменений?
—
Я смотрю в небо чаще тебя, но не так часто, как местные.
—
Они сами пришли, или их послали?
—
Сами, двое.
19.07.97
Почему практичные эвелны бросили свои дела и предприняли двухсуточное тяжелое путешествие ради единственной встречи с Шаманом? Можно понять, когда привозят больного или ищут потерявшегося родственника. Но поговорить о звездах....
—
Зачем племена содержат шаманов?
—
Не особо. Шаманы, как правило, бедны. И, чаще всего, сами охотятся, рыбачат или пасут оленей.
—
Но им же платят за лечение, камлание.
—
Потому что в это время шаман не может работать.
—
Шаман в племени заменяет врача?
—
Это тоже. Но не главное.
—
А что главное?
—
Представь себе стойбище древних чукчей, эскимосов или эвелнов. Это тридцать — сорок человек, которые всю долгую полярную ночь, весь год или даже несколько лет не видят других людей. Что бы ни случилось, не будет ни помощи, ни сочувствия.
—
Жуть.
—
Для тебя — да. Но они не чувствуют себя одинокими.
—
Почему?
—
Благодаря Шаману они связаны со всем человечеством и даже больше — со своими предками, потомками, Духами... Они знают, куда и как пойдут после физической смерти, с кем встретятся, что будут делать. Искренне в это верят. И выживают благодаря этому.
—
Ну и еще благодаря мужеству, силе.
—
Без смысла никакого мужества не хватит.
—
Да. Я бы тоже в тех условиях заботился о Шамане.
—
Конечно.
Отрывок из книги
Владимир Серкин «Шаманский лес»
После выхода книги «Хохот Шамана» меня часто спрашивают: «Как ты с ним познакомился?» В начале общения с Шаманом (поздняя осень) я еще не вел записи диалогов, поэтому реконструирую ответ по памяти. Точной даты не помню. Окончив основные подготовительные работы к обустройству домика, я первым делом решил изучить окрестности в радиусе пяти-шести часов ходьбы вокруг. То есть, чтобы вернуться в тот же день. На север по побережью, примерно в двух часах ходьбы, я не раз замечал следы на снегу. Человек регулярно выходил на лед. Так делают все краболовы. Краболовки нужно проверять раньше, чем вся наживка будет съедена, и крабы расползутся. Я почти знал, что это следы Шамана. Проходя мимо, невольно отмечал наличие и следа в море, и обратно. Не приглашали, и я не поднимался к жилью. Конечно, и Шаман видел мои следы, но не заходил. В один из солнечных дней я заметил, что свежих следов в сторону моря нет. Снега не было несколько дней, и еще просматривались старые. Это необычно. Одно из неписаных правил колымской солидарности: даже при небольших признаках настороженности обязательно нужно навестить соседа. Человек может заболеть, подвернуть ногу, мало ли что, и помощи ждать неоткуда. Я поднялся по старым следам к землянке, постучал в дверь и вошел. В землянке было тепло и чисто. Одетый Шаман лежал поверх постели, заложив руки за голову. — Здорово, сосед. — Здорово. — Смотрю, следов нет. Решил проверить, не заболел ли кто? — А, спасибо. Все в порядке. Просто день такой. — Какой? — Не работать. — Ну ладно. — Чай будешь? — Не, спасибо, пойду. Однако, чуть отойдя от землянки, я почувствовал, что хочу пообщаться с этим человеком. Это не было желание пообщаться вообще, естественное при отсутствии людей. Я понял, что Шаману все равно, останусь я пить чай или нет. Он не будет расстроен, если я уйду, но и не будет напряжен от общения со мной. Я знаю и других отшельников, которые через месяц-другой одиночества или начинают прятаться от людей, или, наоборот, от их общения невозможно отделаться. Независимость Шамана показалась мне любопытной. — Вот, решил вернуться, однако. Давай свой чай. Бубен Шамана 17.07.97 Когда я рассказал Шаману о методиках рассеивания сухого льда для конденсации осадков и о разгоне облаков метеоракетами, он искренне хохотал. «Варварство выражается в невнимательности к миру и в непонимании. Но это иногда компенсируется энергией, — сказал он, отсмеявшись. — Не очень хорошо, так как нарушает гармонию среды». — Как шаманы предсказывают погоду по звездам? — Не только по звездам. Бубен гораздо более сложен, чем многим кажется. Он символизирует небосвод. Активизируя определенные части бубна, ты активизируешь солнце, луну или звезды над собой. А они активизируют бубен определенным образом. Нужно жить со своим бубном, чтобы чувствовать это. — Как активизируют? — Звук бубна действует как свернутая программа, символ, глиф для потоков мира. — То есть не все равно, как и в какую часть бубна ударять? — И еще «чем», «когда» и в «каком состоянии». — Но на бубне это не обозначено. — Конечно, клавиатура не нарисована (смеется). Но шаман помнит небо как картину, и видит эту картину на бубне. — Это используется и для лечения? — Конечно. — Сегодня тысячи горожан колотят в бубны просто так. Это вредит им и окружающей среде? — Редко. Бубен, изготовленный в другой местности, практически бесполезен. Он связан с небосводом места изготовления. Кроме того, колотушка должна быть особо подобрана к бубну. Горожане чаще всего колотят не по бубну, по его муляжу, «кукле». * * * После обеда пришли два молодых эвелна. Они пришли к Шаману и с утра уже побывали у его землянки. Поздоровавшись с нами прикосновением ладоней, они неторопливо побеседовали с Шаманом на смеси русского и эвелнского языков. Я понимаю эвелнский, но мне трудно говорить, из-за того, что в их языке один наш звук может звучать по-разному. Внимание привлекли очень добротно сделанные ножны и чехлы для карабинов. Штучная работа. Наверняка, на рукоятках и прикладах вырезаны интереснейшие сюжеты. Эвелны очень вежливы. Отказавшись от приглашения зайти в домик, они традиционно спросили меня, где можно развести костер. Пока один из них занимался сбором дров, второй предложил поменять мои запасы чая на очень ровный большой кристалл александрита. У меня оставалось лишь три пачки, две подарил им. Пришлось попросить Шамана специально поговорить с эвелнами, чтобы не отдаривались. У эвелнов есть предпринимательская жилка — хотели договориться со мной о доставке чая и других легких, по их мнению, предметов. Совершенно естественно они приняли и мои объяснения об особом образе жизни и нежелании брать на себя обязательства. В городе такое редко кому объяснишь. Когда и второй эвелн ушел за дровами, я стал расспрашивать Шамана о них. — Кто-то заболел? — Нет, пришли поговорить со мной. — Надолго? — Утром уйдут. Разговор ночью. — Могу я спросить, если не секрет? — Исчезла одна звезда, наверное, шестой величины. — Где исчезла? — В небе. Сегодня первая половина ночи будет ясной. — Это — катастрофа? — Наверное. Много тысяч лет назад. — Я видел эту звезду? — Это — вряд ли. У тебя не такое зрение, как у местных. — Они что, постоянно считают звезды? — Они не умеют считать. — ??? — Мы с тобой умеем считать, поэтому мы ничего бы не заметили. А они видят небо как картину, целиком, и заметили, что картина изменилась. — Почему они пришли к тебе? — Они хотят знать, что это за знак? — А это знак? — Конечно. — Я могу узнать? — Мне нужно дождаться ночи и самому увидеть эту часть неба. — Часть неба имеет значение? — В каждой части живут свои духи. — В школе учил астрономию? — Не только в школе. Астрономия не помогает, например, узнать погоду по небу, а знание о духах помогает. — А сам ты не заметил изменений? — Я смотрю в небо чаще тебя, но не так часто, как местные. — Они сами пришли, или их послали? — Сами, двое. 19.07.97 Почему практичные эвелны бросили свои дела и предприняли двухсуточное тяжелое путешествие ради единственной встречи с Шаманом? Можно понять, когда привозят больного или ищут потерявшегося родственника. Но поговорить о звездах — Зачем племена содержат шаманов? — Не особо. Шаманы, как правило, бедны. И, чаще всего, сами охотятся, рыбачат или пасут оленей. — Но им же платят за лечение, камлание. — Потому что в это время шаман не может работать. — Шаман в племени заменяет врача? — Это тоже. Но не главное. — А что главное? — Представь себе стойбище древних чукчей, эскимосов или эвелнов. Это тридцать — сорок человек, которые всю долгую полярную ночь, весь год или даже несколько лет не видят других людей. Что бы ни случилось, не будет ни помощи, ни сочувствия. — Жуть. — Для тебя — да. Но они не чувствуют себя одинокими. — Почему? — Благодаря Шаману они связаны со всем человечеством и даже больше — со своими предками, потомками, Духами. Они знают, куда и как пойдут после физической смерти, с кем встретятся, что будут делать. Искренне в это верят. И выживают благодаря этому. — Ну и еще благодаря мужеству, силе. — Без смысла никакого мужества не хватит. — Да. Я бы тоже в тех условиях заботился о Шамане. — Конечно. Отрывок из книги Владимир Серкин «Шаманский лес»
Может вам это будет интересно