Радостный праздник Коляда: веселье в славянских традициях - «Эзотерика» » Женскими глазами
Навигация: Женскими глазами » Виды гаданий, лечение народными средствами... » Радостный праздник Коляда: веселье в славянских традициях - «Эзотерика»

Радостный праздник Коляда: веселье в славянских традициях - «Эзотерика»

Радостный праздник Коляда: веселье в славянских традициях - «Эзотерика»
Радостный праздник Коляда: веселье в славянских традициях - «Эзотерика»Когда для вас наступает Новый год? Этот волшебный день, когда прошлое уже не властно над нами, а будущее — не известно… В этот день все равны в своём праве на счастье. Вот и наши предки говаривали: «В день начала года перед Богом все равны». И праздновали они Новый год не 31 декабря, а на 10 дней раньше – в день зимнего солнцестояния. Да и называли этот праздник иначе, в честь молодого Солнца, солнечного Бога Коляды.
21 декабря, по старинным поверьям, умирает старое Солнце и рождается новое, молодое. Мудрый Авсень-Световит отдаёт право на управление новым счастьем Коляде, Богу молодого Солнца. И приходит к славянам радостный зимний праздник. Начинают славяне колядовать, плясать и веселиться.  С нами это произойдёт двадцать первого декабря, в три минуты двенадцатого ночи. В этой статье я, опираясь на достоверные источники, расскажу, откуда пошли русские колядки, как праздновали раньше праздник Коляды. 

Как связан праздник колядки с Солнцестоянием?


Вот, например, Александр Сергеевич Фаминцын, в своём труде «Божества древних славян» (1884г) писал, что в древних летописях есть Боги, чьи имена совпадают с двумя великими «народными сходками».  Это Купало и Коляда, боги летнего и зимнего праздников. Кроме того встречаем имя Усеня или Таусеня, ещё одного воплощения солнечного Бога. Мы знаем его под именем Авсеня-Световита.

А.Н. Афанасьев, в своём труде «Поэтические воззрения славян на природу» (1869 г) писал о том, что Солнце для славян являлось синонимом счастья, олицетворением Бога. Божество это было благое и милосердное, прекрасное, светлое, пробуждающее земную жизнь, к нему обращаются с просьбами о пище и покровительстве. Одновременно этим и объясняется мифическая связь Солнца с Судьбой, во всех сказках герой обращается к нему в трудных случаях жизни. И, в то же время у Солнца есть ещё одно важное дело — вместе с этим солнце является и карателем всякого зла, т.е. по первоначальному воззрению – карателем нечистой силы мрака и холода, а потом и нравственного зла – неправды и нечестия. Праздник русские колядки — проявление этого особого отношения к Солнцу. Это широкое народное действие так и называется — праздник Коляды.



Как народ собирался колядовать?


Меня радует, что сейчас люди собираются вместе на природе вокруг костра, стараются как-то отметить место сбора, организовать капище, устроить праздник колядки да спеть традиционные песни колядки.  А как же это было раньше?

А.С. Фамицын рассказывает, что раньше идолы устанавливались на холмах, или на берегах водоёмов. А были ли древние храмы? Современные славянские художники испытывают определённые трудности, если хотят изобразить архитектуру далёких сказочных времён, потому что свидетельств практически не осталось, и остаётся лишь фантазировать на эту тему. Стояли ли изваяния на открытом месте, или покрывались какими – либо шатрами? Были ли храмы прочными высокими постройками, или их не было вовсе? Прикрывались ли чем-то требища, места, где приносили требы? Но впрочем, есть одно свидетельство! Кое-что о нашем Севере известно из сохранившейся древнескандинавской саги одиннадцатого века, ведущей сказ об Олафе Тригвесоне, что служил у князя Владимира. В саге можно прочитать о том, что Олаф ездил с Владимиром к языческому храму. Буду считать это доказательством того, что какое то крытое строение существовало.

Что же происходило на солнечном празднике Коляды?


А.С. Фамицын пишет, что к святым капищам собирались огромное количество славян для жертвоприношений.



Это первая, необходимая часть древнего праздника. Общение с Богами, просьбы, обеты, гадание. Конечно, для этого ритуального действия нужен был волхв. Если это небольшое, семейное празднование, то роль человека, который обеспечивает связь рода с Богами, выполнял старший мужчина. Гадание было связано с жертвоприношением и предшествовало ему. Так, например, бросали в костёр требу-хлеб, или другое печенье, и наблюдали за пламенем. Вспыхнет костёр, принята жертва, дано человеку обещание. Были времена, когда жертвоприношение делалось птицами или домашними животными. В этом случае кровь, которая считалась чудодейственной, разбрызгивалась для отогнания злых навий.  Несъедобные части животного сжигались, зарывались или топились в воде.

Закалывали жертвенное животное старцы, творили обращения к Богам. Гадание и обеты перемежали песни колядки, исполняемыми парнями и девушками. Стихи колядки передавали из века в век. Песнопения эти обращались к Коляде, Богу молодого Солнца.



Вторая часть ритуального праздника — общественная трапеза, шумный пир, прославляющий Богов, как Богов Прави, так и Богов Нави, например, Чернобога. Съедали жертвенную пищу, пили по кругу питьё из чаши-братины, произносили славление Богам, заклинали их помогать людям добрым. Снова исполняли обрядные песни колядки.
Третья часть праздника — «игрища», песни, пляски под народные инструменты  гусли, гудок, дрова, рожок. Это общая часть праздничных обрядов и обычаев всех языческих славян.

Праздник Коляды имел свою особенность. На следующее утро колядовать ходят дети, человек по десять, им дают на всех два или три пирога. Пироги делят на всех, когда обойдут несколько домов. Затем ходят колядовать девицы-невесты и поют песенки. Им, на человек двадцать, дают несколько калачей или пряников. Потом идут женщины, потом и мужики. Им тоже давали пряники и калачи.

Обрядные песни колядки


Песни колядки поют под окнами, а не в домах. Девицы просят позволение зайти в дом, входят в избу, становятся в кружок и поют «виноградьё».  Я привожу  поздравительно-величальные стихи колядки, записанные в 1898 году. Такую колядку пели в Олонецкой губернии,  («виноградьё» происходит от рефрена, который повторялся после каждого стиха «Виноградье красно-зелено!»). Русские колядки «виноградьё» были широко распространены у нас на Севере. 



На Севере часто вместо пирожков колядующим дарили северное обрядовое печенье («козульки»), сделанные в виде животного, или птицы из особого теста, которое хранится очень долго. Вот что было написано про это печенье-фигурку:  



Ещё более древняя форма северного обрядового печенья могла содержать знаки, обращённые к Богам, печенье в виде знака Рода или Солнца.

Такие весёлые народные колядки противоречили христианским доктринам


В тысяча пятьсот пятом году один из игуменов одного из монастырей написал наместнику донесение, описывающее народный праздник как раз во время Рождества Христова. Конечно, это все считалось  «сотонинским» и «непотребным».



Конечно, открытое веселье по поводу, не связанному с христианской религией, не могло не возмущать монаха. Но такое весёлое шумное ликование при встрече Коляды, вероятно, можно считать исконным славянским обычаем, сохранившимся многие века. Ведь до сих пор розовощёкие от свежего воздуха и морозца девицы и парни колядуют, развлекая себя и прохожих песнями и шутками, совершая традиционные русские колядки.

Праздник Коляды в наши дни


Что такое праздник? Если прислушаться к звучанию этого слова и вдуматься в него, то слышна становится древняя музыка образов. пРАзДНИк. Божественные, просветлённые дни. Дни радости, света, надежды на лучшее будущее. Таков и пРАзДНИк Коляды, Бога Молодого Солнца,  который, как говорят,  праздновали 3-5 или 7-9 дней, а то и одиннадцать.

Отец семейства садится в эти дни за стол с кушаньями, обставленный снопами и спрашивал:  «Видите ли меня, дети?» Ему отвечают: «Не видим».  Отец  говорит: «Ну, дай Бог, чтобы и на тот год не видели» (пожелание богатого урожая и на следующий год).

Так солнцепоклонники славяне жили в одном ритме с природой, с божественным Солнцем. И отмечали день Коляды как важную веху, как конец старого и начало нового. Распевали песни колядки, колядовали, да обменивались друг с другом добрыми пожеланиями. 

Как можно отпраздновать Коляду в наши дни? — Да точно так же, как и наши добрые предки! Это время беззаботного веселья, время радости! Ведь, по народным приметам, в этот день заканчивается зима (как ни странно) — световой день, который до этого убывал, начинает расти, а значит, и бесконечная зимняя тьма с каждым днём будет отступать, чтобы в марте наступил день весеннего равноденствия, а там и до лета тёплого недалеко. Так давайте же и мы будем радоваться, словно дети, в эти волшебные дни! Будем колядовать, будем дарить всем козульки, наши северные пряники. Они особенно понравятся ребятишкам, посмотрите, какие они яркие и красивые.


Северное обрядовое печенье

Да и по поверьям, козуля может стать оберегом для семьи на целый год (хранятся эти вкусные обрядовые печенья очень долго, благодаря особому северному рецепту). Поэтому, запасаемся козульками и ждём этот сказочный день — праздник Молодого Солнца.

Давайте, вслед за нашими славными Предками, отбросив печали и воздадим хвалу Солнцу, за то, что всё когда-то начинается и кончается, за наше будущее счастье, за радость и любовь!
Иванова Ирина,
главный редактор издательства «Северная сказка»

Когда для вас наступает Новый год? Этот волшебный день, когда прошлое уже не властно над нами, а будущее — не известно… В этот день все равны в своём праве на счастье. Вот и наши предки говаривали: «В день начала года перед Богом все равны». И праздновали они Новый год не 31 декабря, а на 10 дней раньше – в день зимнего солнцестояния. Да и называли этот праздник иначе, в честь молодого Солнца, солнечного Бога Коляды. 21 декабря, по старинным поверьям, умирает старое Солнце и рождается новое, молодое. Мудрый Авсень-Световит отдаёт право на управление новым счастьем Коляде, Богу молодого Солнца. И приходит к славянам радостный зимний праздник. Начинают славяне колядовать, плясать и веселиться. С нами это произойдёт двадцать первого декабря, в три минуты двенадцатого ночи. В этой статье я, опираясь на достоверные источники, расскажу, откуда пошли русские колядки, как праздновали раньше праздник Коляды. Как связан праздник колядки с Солнцестоянием? Вот, например, Александр Сергеевич Фаминцын, в своём труде «Божества древних славян» (1884г) писал, что в древних летописях есть Боги, чьи имена совпадают с двумя великими «народными сходками». Это Купало и Коляда, боги летнего и зимнего праздников. Кроме того встречаем имя Усеня или Таусеня, ещё одного воплощения солнечного Бога. Мы знаем его под именем Авсеня-Световита. А.Н. Афанасьев, в своём труде «Поэтические воззрения славян на природу» (1869 г) писал о том, что Солнце для славян являлось синонимом счастья, олицетворением Бога. Божество это было благое и милосердное, прекрасное, светлое, пробуждающее земную жизнь, к нему обращаются с просьбами о пище и покровительстве. Одновременно этим и объясняется мифическая связь Солнца с Судьбой, во всех сказках герой обращается к нему в трудных случаях жизни. И, в то же время у Солнца есть ещё одно важное дело — вместе с этим солнце является и карателем всякого зла, т.е. по первоначальному воззрению – карателем нечистой силы мрака и холода, а потом и нравственного зла – неправды и нечестия. Праздник русские колядки — проявление этого особого отношения к Солнцу. Это широкое народное действие так и называется — праздник Коляды. Как народ собирался колядовать? Меня радует, что сейчас люди собираются вместе на природе вокруг костра, стараются как-то отметить место сбора, организовать капище, устроить праздник колядки да спеть традиционные песни колядки. А как же это было раньше? А.С. Фамицын рассказывает, что раньше идолы устанавливались на холмах, или на берегах водоёмов. А были ли древние храмы? Современные славянские художники испытывают определённые трудности, если хотят изобразить архитектуру далёких сказочных времён, потому что свидетельств практически не осталось, и остаётся лишь фантазировать на эту тему. Стояли ли изваяния на открытом месте, или покрывались какими – либо шатрами? Были ли храмы прочными высокими постройками, или их не было вовсе? Прикрывались ли чем-то требища, места, где приносили требы? Но впрочем, есть одно свидетельство! Кое-что о нашем Севере известно из сохранившейся древнескандинавской саги одиннадцатого века, ведущей сказ об Олафе Тригвесоне, что служил у князя Владимира. В саге можно прочитать о том, что Олаф ездил с Владимиром к языческому храму. Буду считать это доказательством того, что какое то крытое строение существовало. Что же происходило на солнечном празднике Коляды? А.С. Фамицын пишет, что к святым капищам собирались огромное количество славян для жертвоприношений. Это первая, необходимая часть древнего праздника. Общение с Богами, просьбы, обеты, гадание. Конечно, для этого ритуального действия нужен был волхв. Если это небольшое, семейное празднование, то роль человека, который обеспечивает связь рода с Богами, выполнял старший мужчина. Гадание было связано с жертвоприношением и предшествовало ему. Так, например, бросали в костёр требу-хлеб, или другое печенье, и наблюдали за пламенем. Вспыхнет костёр, принята жертва, дано человеку обещание. Были времена, когда жертвоприношение делалось птицами или домашними животными. В этом случае кровь, которая считалась чудодейственной, разбрызгивалась для отогнания злых навий. Несъедобные части животного сжигались, зарывались или топились в воде. Закалывали жертвенное животное старцы, творили обращения к Богам. Гадание и обеты перемежали песни колядки, исполняемыми парнями и девушками. Стихи колядки передавали из века в век. Песнопения эти обращались к Коляде, Богу молодого Солнца. Вторая часть ритуального праздника — общественная трапеза, шумный пир, прославляющий Богов, как Богов Прави, так и Богов Нави, например, Чернобога. Съедали жертвенную пищу, пили по кругу питьё из чаши-братины, произносили славление Богам, заклинали их помогать людям добрым. Снова исполняли обрядные песни колядки. Третья часть праздника — «игрища», песни, пляски под народные инструменты гусли, гудок, дрова, рожок. Это общая часть праздничных обрядов и обычаев всех языческих славян. Праздник Коляды имел свою особенность. На следующее утро колядовать ходят дети, человек по десять, им дают на всех два или три пирога. Пироги делят на всех, когда обойдут несколько домов. Затем ходят колядовать девицы-невесты и поют песенки. Им, на человек двадцать, дают несколько калачей или пряников. Потом идут женщины, потом и мужики. Им тоже давали пряники и калачи. Обрядные песни колядки Песни колядки поют под окнами, а не в домах. Девицы просят позволение зайти в дом, входят в избу, становятся в кружок и поют «виноградьё». Я привожу поздравительно-величальные стихи колядки, записанные в 1898 году. Такую колядку пели в Олонецкой губернии, («виноградьё» происходит от рефрена, который повторялся после каждого стиха «Виноградье красно-зелено!»). Русские колядки «виноградьё» были широко распространены у нас на Севере. На Севере часто вместо пирожков колядующим дарили северное обрядовое печенье («козульки»), сделанные в виде животного, или птицы из особого теста, которое хранится очень долго. Вот что было написано про это печенье-фигурку: Ещё более древняя форма северного обрядового печенья могла содержать знаки, обращённые к Богам, печенье в виде знака Рода или Солнца. Такие весёлые народные колядки противоречили христианским доктринам В тысяча пятьсот пятом году один из игуменов одного из монастырей написал наместнику донесение, описывающее народный праздник как раз во время Рождества Христова. Конечно, это все считалось «сотонинским» и «непотребным». Конечно, открытое веселье по поводу, не связанному с христианской религией, не могло не возмущать монаха. Но такое весёлое шумное ликование при встрече Коляды, вероятно, можно считать исконным славянским обычаем, сохранившимся многие века. Ведь до сих пор розовощёкие от свежего воздуха и морозца девицы и парни колядуют, развлекая себя и прохожих песнями и шутками, совершая традиционные русские колядки. Праздник Коляды в наши дни Что такое праздник? Если прислушаться к звучанию этого слова и вдуматься в него, то слышна становится древняя музыка образов. пРАзДНИк. Божественные, просветлённые дни. Дни радости, света, надежды на лучшее будущее. Таков и пРАзДНИк Коляды, Бога Молодого Солнца, который, как говорят, праздновали 3-5 или 7-9 дней, а то и одиннадцать. Отец семейства садится в эти дни за стол с кушаньями, обставленный снопами и спрашивал: «Видите ли меня, дети?» Ему отвечают: «Не видим». Отец говорит: «Ну, дай Бог, чтобы и на тот год не видели» (пожелание богатого урожая и на следующий год). Так солнцепоклонники славяне жили в одном ритме с природой, с божественным Солнцем. И отмечали день Коляды как важную веху, как конец старого и начало нового. Распевали песни колядки, колядовали, да обменивались друг с другом добрыми пожеланиями. Как можно отпраздновать Коляду в наши дни? — Да точно так же, как и наши добрые предки! Это время беззаботного веселья, время радости! Ведь, по народным приметам, в этот день заканчивается зима (как ни странно) — световой день, который до этого убывал, начинает расти, а значит, и бесконечная зимняя тьма с каждым днём будет отступать, чтобы в марте наступил день весеннего равноденствия, а там и до лета тёплого недалеко. Так давайте же и мы будем радоваться, словно дети, в эти волшебные дни! Будем колядовать, будем дарить всем козульки, наши северные пряники. Они особенно понравятся ребятишкам, посмотрите, какие они яркие и красивые. Северное обрядовое печенье Да и по поверьям, козуля может стать оберегом для семьи на целый год (хранятся эти вкусные обрядовые печенья очень долго, благодаря особому северному рецепту). Поэтому, запасаемся козульками и ждём этот сказочный день — праздник Молодого Солнца. Давайте, вслед за нашими славными Предками, отбросив печали и воздадим хвалу Солнцу, за то, что всё когда-то начинается и кончается, за наше будущее счастье, за радость и любовь! Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка»

Похожие статьи

Оставить комментарий

ВАША РЕКЛАМА


ДОБАВИТЬ БАННЕР
  «Прикоснись к тайнам настоящего и будущего,а также лечение народными способами и не традиционной медициной и многое полезное для вашего благополучия...»