Опробовано на себе: ретрит Академии Хэппибаскет - «Эзотерика»
Когда мне было лет восемь, по дороге в школу я однажды спросила себя: «Кто я на самом деле? Где я была, когда меня не было? Где я буду, когда меня, этой, не будет?». В тот момент я даже остановилась от внезапности вопроса. Я хорошо запомнила ту тянущую тоску внутри, которая возникла при этом. Да и как забыть эту тоску – она сопровождала меня последующие двадцать лет.
Практически всё, чем я занималась эти двадцать лет, было попыткой заполнить болезненную пустоту в груди, которая требовала заполнения, но, как бездонная пропасть, заглатывала всё, чем я пыталась её унять. В юношестве я формулировала ситуацию для себя так: на месте этой пустоты во мне должен быть Бог. И я не могла в одиночку нащупать тот самый путь, куда жить, и как унять эту внутреннюю тоску по чему-то большему. Поэтому я искала Учителя. А если точнее, то делала всё, чтобы дожить до того момента, когда буду готова к встрече с ним. На жизнь зарабатывала, работая в сфере обработки космических снимков, в цифровой картографии, позже – в IT-отрасли.
Когда несколько лет назад я впервые попала на Семинар к Илье Бондаренко – не могу сказать, что моя жизнь круто переменилась, нет. Но там я нащупала ту ниточку, которая может вывести меня из мрака невежества. Я поняла – вот оно! Вот за эту ниточку с тех пор я и держусь, практически, как за воздух.
В этой статье я хочу рассказать о своём опыте прохождения Ретритов под руководством Ильи Бондаренко. Первый Ретрит Академии Хэппибаскет проходил в арендованном комплексе под Киевом в мае 2014 г. С тех пор я побывала ещё на четырёх Ретритах, в том числе, 12-дневном. И каждый раз, когда возвращалась после Ретрита на работу в офис, что, например, я могла бы рассказать своим коллегам об отпуске? Разве что то, что это было офигенное путешествие.
Формат Ретрита предполагает довольно суровые правила. 7 дней социальной депривации – молчание, а также запрет на любые виды невербальных коммуникаций. Нас просят отказаться от мобильных телефонов и всевозможных гаджетов, фотоаппаратов и прочих электронных устройств. Не рекомендуется применять косметику и сильно пахнущие средства.
Также существует запрет на чтение любой текстовой информации, кроме расписания занятий. Это правило оказалось для меня самым сложным – не представляла, что нас окружает столько текста, и что так сильна привычка его механически прочитывать – от надписей на футболках участников Ретрита до этикеток шампуней. Нельзя и писать тексты, например, вести дневник. Поэтому дневника в этой заметке не будет.
На время Ретрита нас просят воздержаться от самостоятельных занятий спортом и от применения сторонних практик (йога, цигун и т.п.). При этом практически ежедневно проводятся общие для всех физкультурные разминки.
Кроме того, нас ждёт некоторое ограничение в питании (специальная вегетарианская диета без перекусов и чаёвничаний). Сюрпризом может стать «голодный» день, когда из еды будет предложен только кефир на завтрак или на ужин.
С полной версией правил и ограничений Ретрита можно ознакомиться здесь
В целом, практически ничего, чем я привыкла занимать себя в течение дня, делать нельзя. А что можно? Учиться медитировать. Несколько раз в день (обычно от 4 до 8 медитаций в день). Медитации сидячие, организаторы предоставляют очень удобные стульчики для сидения, можно также сидеть на подушке, стуле, ну и к концу второго дня становится всё равно, как сидеть, лишь бы высидеть. Длительность занятия – от 30 минут до 1,5 часов. «Полторашечки» случаются редко, обычно один раз за Ретрит, но их я полюбила больше всего. Перед каждым занятием Ведущий озвучивает задание на медитацию, например, концентрация внимания на дыхании, счет вдохов или фиксация вниманием точек между вдохом и выдохом. Для успеха практики важно придерживаться рекомендаций Ведущего, отложив для другого случая свои, наработанные ранее, упражнения по работе со вниманием. Иногда практикуются медитации в движении (ходьбе) с направлением внимания к рукам и/или ногам.
Примерно так это выглядит
Что ещё можно делать? На Ретритах Хэппибаскет можно спать в перерывах между попытками медитировать. Сон желанный и благодатный. К занятию разбудит звон колокольчика. Могут порадовать и прогулки на свежем воздухе. Расписание дня обновляется ежедневно и учитывает текущее состояние практикующих. Да, на Ретрите обычно бывает от 20 до 40 участников. Это люди разных возрастов и профессий, объединенные стремлением к внутренней чистоте, усердные и стойкие в этом стремлении. Ведь для того чтобы приехать на такой Ретрит и не сбежать на третий день – нужны действительно веские причины.
Например, таким на Ретрите может быть расписание.
Здесь сеансы приема пищи разделены на мужскую и женскую половины
из-за ограниченной площади столовой
Все упражнения выполняются вместе с Ведущим и под его чутким наблюдением. Ведущий – Илья Бондаренко, человек, чей жизненный опыт, глубина интеллекта и бесконечное сострадание неоднократно оказывали для меня такую необходимую поддержку в условиях Ретрита. Отдельно хочется отметить искристый юмор Ильи – редко какая медитация обходится без его вступительных добрых шуток.
Ключевое слово Ретрита – преодоление – я прочувствовала на себе 80% времени, проведенного в занятиях. Усилия, усилия, преодоление физической боли и внутреннего сопротивления. Но отпечатались в памяти не сопротивление и дискомфорт, с которыми пришлось столкнуться, а опыт переживания внутренней улыбки и тишины, удивительной внутренней радости и красоты, дарованными милостью извне. Эти дивные переживания остаются для меня указателем и советчиком в жизненных ситуациях.
В целом, как это происходило для меня. Не растрачивая сил и внимания на привычную болтовню, самолюбование, залипание в интернете, не потакая слабостям в болезненных ситуациях привычным образом (жалуясь, критикуя или прибегая к утешению), волей-неволей начинаешь обращать внимание на типичные шаблоны своего мышления и реакций, отслеживать корни абсурдности своих действий и по-новому воспринимать себя. Как бы со стороны. Например, на Ретрите внезапно находится ответ на вопрос, что заставляет меня в столовой тянуться за третьим куском хлеба, хотя я понимаю, что это действие может лишить соседа по столу первого куска. Этот третий кусок питает даже не моё тело и уж тем более не дух, он кормит мою жадность, так тщательно взлелеянную за жизнь и замаскированную. И открытие масштабов такой жадности – не для того, чтобы в очередной раз самоуничижаться на тему «я хуже и страшнее всех, и даже жаднее всех!». Но чтобы признать сам факт существования проблемы, а затем – постепенно изживать это качество. Ведь если осознаёшь проблему – значит, уже понимаешь, над чем работать.
В условиях Ретрита обостряются внимание, слух, зрение, способность и потребность анализировать, ощущать, вспоминать. И вот уже приходит понимание, что от себя всё равно не убежишь. А здесь, на Ретрите – подходящее время и место, чтобы встретиться с собой и с правдой о себе, – какой бы ужасной или прекрасной не была эта правда. Встретиться, чтобы сделать первый (а затем – второй и третий…) шаг к прощению себя и людей, которые встречаются в жизни. Сделать шаг к принятию себя и обретению целостности.
Ну, например, бывает, сижу во время медитации, страдаю – ничего не получается, тело болит, всё настойчивее мысли: «Зачем мне всё это?! Мне же всего лишь была нужна капелька смирения. А это совсем не то, эта практика не для меня». Но параллельно с этими мыслями как бы из глубины, в другой плоскости возникает ощущение, что вот из этих усилий и рождается та капля смирения, которой я так жажду. Так потребность следовать внутренним, более глубоким и тонким ощущениям становится сильнее. Придумываю себе различные уловки, чтобы не поддаваться голосу лени, страхов и деструктивных эмоций.
Например, сижу в попытке медитировать, накатывает раздражение и возмущение – сосед слева сопит, соседка сзади надушилась (а обоняние в медитациях обострённое, наверное, как у парфюмера). Так вот, раздражение растёт, а я ему туда: «Любовь и радость победят любую гадость!» И второй раз, и ещё, и ещё. И тут сосед перестаёт сопеть, а пахнет, оказывается, мой же шампунь. Так из страданий и волевых усилий, направленных на то, чтобы от этих страданий избавиться, изнутри постепенно рождается состояние ни от чего не зависящей светлой радости без каких-либо слов. А со временем это состояние становится более прочным, как внутренний стержень, на который уже можно опереться в бушующем потоке жизни.
Это настоящая милость.
Из событий последних лет хочется отметить даже не те, что со мной происходят, но те, что уже некоторое время в моей жизни не случаются. Это надрывные, болезненные события и состояния, из которых я долгое время практически не выбиралась. Именно они были моими жестокими учителями на пути к очищению. С обретением прочного доверия Учителю их присутствие в моей жизни стало меньшим.
Если оставить в стороне какие-то эзотерические чудеса, хочется сказать о простых жизненных ценностях, которые обрели для меня смысл благодаря практике. Больший объем внимания в повседневной жизни, естественное стремление к уходу за собой и чистоте в быту, открытие уважения к своим чувствам и чувствам других людей, более глубокое понимание и управление своей эмоциональной природой, большее трудолюбие, повышение интеллекта, способность глубже, честнее переживать и ощущать как радость, так и боль... Это одни из немногих «побочных эффектов» медитации, которые я на себе испытала. Но и ощущение, что нет тех заслуг в практике, которые я могла бы присвоить себе.
И есть тихая благодарность тем людям, усилиями которых на Ретрите созданы условия, чтобы каждый, для кого это важно, смог совершить своё удивительное путешествие вглубь, в своё бесконечное внутреннее пространство, и прикоснуться к тишине.
Когда мне было лет восемь, по дороге в школу я однажды спросила себя: «Кто я на самом деле? Где я была, когда меня не было? Где я буду, когда меня, этой, не будет?». В тот момент я даже остановилась от внезапности вопроса. Я хорошо запомнила ту тянущую тоску внутри, которая возникла при этом. Да и как забыть эту тоску – она сопровождала меня последующие двадцать лет. Практически всё, чем я занималась эти двадцать лет, было попыткой заполнить болезненную пустоту в груди, которая требовала заполнения, но, как бездонная пропасть, заглатывала всё, чем я пыталась её унять. В юношестве я формулировала ситуацию для себя так: на месте этой пустоты во мне должен быть Бог. И я не могла в одиночку нащупать тот самый путь, куда жить, и как унять эту внутреннюю тоску по чему-то большему. Поэтому я искала Учителя. А если точнее, то делала всё, чтобы дожить до того момента, когда буду готова к встрече с ним. На жизнь зарабатывала, работая в сфере обработки космических снимков, в цифровой картографии, позже – в IT-отрасли. Когда несколько лет назад я впервые попала на Семинар к Илье Бондаренко – не могу сказать, что моя жизнь круто переменилась, нет. Но там я нащупала ту ниточку, которая может вывести меня из мрака невежества. Я поняла – вот оно! Вот за эту ниточку с тех пор я и держусь, практически, как за воздух. В этой статье я хочу рассказать о своём опыте прохождения Ретритов под руководством Ильи Бондаренко. Первый Ретрит Академии Хэппибаскет проходил в арендованном комплексе под Киевом в мае 2014 г. С тех пор я побывала ещё на четырёх Ретритах, в том числе, 12-дневном. И каждый раз, когда возвращалась после Ретрита на работу в офис, что, например, я могла бы рассказать своим коллегам об отпуске? Разве что то, что это было офигенное путешествие. Как это происходит Формат Ретрита предполагает довольно суровые правила. 7 дней социальной депривации – молчание, а также запрет на любые виды невербальных коммуникаций. Нас просят отказаться от мобильных телефонов и всевозможных гаджетов, фотоаппаратов и прочих электронных устройств. Не рекомендуется применять косметику и сильно пахнущие средства. Также существует запрет на чтение любой текстовой информации, кроме расписания занятий. Это правило оказалось для меня самым сложным – не представляла, что нас окружает столько текста, и что так сильна привычка его механически прочитывать – от надписей на футболках участников Ретрита до этикеток шампуней. Нельзя и писать тексты, например, вести дневник. Поэтому дневника в этой заметке не будет. На время Ретрита нас просят воздержаться от самостоятельных занятий спортом и от применения сторонних практик (йога, цигун и т.п.). При этом практически ежедневно проводятся общие для всех физкультурные разминки. Кроме того, нас ждёт некоторое ограничение в питании (специальная вегетарианская диета без перекусов и чаёвничаний). Сюрпризом может стать «голодный» день, когда из еды будет предложен только кефир на завтрак или на ужин. С полной версией правил и ограничений Ретрита можно ознакомиться здесь В целом, практически ничего, чем я привыкла занимать себя в течение дня, делать нельзя. А что можно? Учиться медитировать. Несколько раз в день (обычно от 4 до 8 медитаций в день). Медитации сидячие, организаторы предоставляют очень удобные стульчики для сидения, можно также сидеть на подушке, стуле, ну и к концу второго дня становится всё равно, как сидеть, лишь бы высидеть. Длительность занятия – от 30 минут до 1,5 часов. «Полторашечки» случаются редко, обычно один раз за Ретрит, но их я полюбила больше всего. Перед каждым занятием Ведущий озвучивает задание на медитацию, например, концентрация внимания на дыхании, счет вдохов или фиксация вниманием точек между вдохом и выдохом. Для успеха практики важно придерживаться рекомендаций Ведущего, отложив для другого случая свои, наработанные ранее, упражнения по работе со вниманием. Иногда практикуются медитации в движении (ходьбе) с направлением внимания к рукам и/или ногам. Примерно так это выглядит Что ещё можно делать? На Ретритах Хэппибаскет можно спать в перерывах между попытками медитировать. Сон желанный и благодатный. К занятию разбудит звон колокольчика. Могут порадовать и прогулки на свежем воздухе. Расписание дня обновляется ежедневно и учитывает текущее состояние практикующих. Да, на Ретрите обычно бывает от 20 до 40 участников. Это люди разных возрастов и профессий, объединенные стремлением к внутренней чистоте, усердные и стойкие в этом стремлении. Ведь для того чтобы приехать на такой Ретрит и не сбежать на третий день – нужны действительно веские причины. Например, таким на Ретрите может быть расписание. Здесь сеансы приема пищи разделены на мужскую и женскую половины из-за ограниченной площади столовой Все упражнения выполняются вместе с Ведущим и под его чутким наблюдением. Ведущий – Илья Бондаренко, человек, чей жизненный опыт, глубина интеллекта и бесконечное сострадание неоднократно оказывали для меня такую необходимую поддержку в условиях Ретрита. Отдельно хочется отметить искристый юмор Ильи – редко какая медитация обходится без его вступительных добрых шуток. Как это было у меня Ключевое слово Ретрита – преодоление – я прочувствовала на себе 80% времени, проведенного в занятиях. Усилия, усилия, преодоление физической боли и внутреннего сопротивления. Но отпечатались в памяти не сопротивление и дискомфорт, с которыми пришлось столкнуться, а опыт переживания внутренней улыбки и тишины, удивительной внутренней радости и красоты, дарованными милостью извне. Эти дивные переживания остаются для меня указателем и советчиком в жизненных ситуациях. В целом, как это происходило для меня. Не растрачивая сил и внимания на привычную болтовню, самолюбование, залипание в интернете, не потакая слабостям в болезненных ситуациях привычным образом (жалуясь, критикуя или прибегая к утешению), волей-неволей начинаешь обращать внимание на типичные шаблоны своего мышления и реакций, отслеживать корни абсурдности своих действий и по-новому воспринимать себя. Как бы со стороны. Например, на Ретрите внезапно находится ответ на вопрос, что заставляет меня в столовой тянуться за третьим куском хлеба, хотя я понимаю, что это действие может лишить соседа по столу первого куска. Этот третий кусок питает даже не моё тело и уж тем более не дух, он кормит мою жадность, так тщательно взлелеянную за жизнь и замаскированную. И открытие масштабов такой жадности – не для того, чтобы в очередной раз самоуничижаться на тему «я хуже и страшнее всех, и даже жаднее всех!». Но чтобы признать сам факт существования проблемы, а затем – постепенно изживать это качество. Ведь если осознаёшь проблему – значит, уже понимаешь, над чем работать. В условиях Ретрита обостряются внимание, слух, зрение, способность и потребность анализировать, ощущать, вспоминать. И вот уже приходит понимание, что от себя всё равно не убежишь. А здесь, на Ретрите – подходящее время и место, чтобы встретиться с собой и с правдой о себе, – какой бы ужасной или прекрасной не была эта правда. Встретиться, чтобы сделать первый (а затем – второй и третий…) шаг к прощению себя и людей, которые встречаются в жизни. Сделать шаг к принятию себя и обретению целостности. Ну, например, бывает, сижу во время медитации, страдаю – ничего не получается, тело болит, всё настойчивее мысли: «Зачем мне всё это?! Мне же всего лишь была нужна капелька смирения. А это совсем не то, эта практика не для меня». Но параллельно с этими мыслями как бы из глубины, в другой плоскости возникает ощущение, что вот из этих усилий и рождается та капля смирения, которой я так жажду. Так потребность следовать внутренним, более глубоким и тонким ощущениям становится сильнее. Придумываю себе различные уловки, чтобы не поддаваться голосу лени, страхов и деструктивных эмоций. Например, сижу в попытке медитировать, накатывает раздражение и возмущение – сосед слева сопит, соседка сзади надушилась (а обоняние в медитациях обострённое, наверное, как у парфюмера). Так вот, раздражение растёт, а я ему туда: «Любовь и радость победят любую гадость!» И второй раз, и ещё, и ещё. И тут сосед перестаёт сопеть, а пахнет, оказывается, мой же шампунь. Так из страданий и волевых усилий, направленных на то, чтобы от этих страданий избавиться, изнутри постепенно рождается состояние ни от чего не зависящей светлой радости без каких-либо слов. А со временем это состояние становится более прочным, как внутренний стержень, на который уже можно опереться в бушующем потоке жизни. Это настоящая милость. А что дальше? Из событий последних лет хочется отметить даже не те, что со мной происходят, но те, что уже некоторое время в моей жизни не случаются. Это надрывные, болезненные события и состояния, из которых я долгое время практически не выбиралась. Именно они были моими жестокими учителями на пути к очищению. С обретением прочного доверия Учителю их присутствие в моей жизни стало меньшим. Если оставить в стороне какие-то эзотерические чудеса, хочется сказать о простых жизненных ценностях, которые обрели для меня смысл благодаря практике. Больший объем внимания в повседневной жизни, естественное стремление к уходу за собой и чистоте в быту, открытие уважения к своим чувствам и чувствам других людей, более глубокое понимание и управление своей эмоциональной природой, большее трудолюбие, повышение интеллекта, способность глубже, честнее переживать и ощущать как радость, так и боль. Это одни из немногих «побочных эффектов» медитации, которые я на себе испытала. Но и ощущение, что нет тех заслуг в практике, которые я могла бы присвоить себе. И есть тихая благодарность тем людям, усилиями которых на Ретрите созданы условия, чтобы каждый, для кого это важно, смог совершить своё удивительное путешествие вглубь, в своё бесконечное внутреннее пространство, и прикоснуться к тишине.
Практически всё, чем я занималась эти двадцать лет, было попыткой заполнить болезненную пустоту в груди, которая требовала заполнения, но, как бездонная пропасть, заглатывала всё, чем я пыталась её унять. В юношестве я формулировала ситуацию для себя так: на месте этой пустоты во мне должен быть Бог. И я не могла в одиночку нащупать тот самый путь, куда жить, и как унять эту внутреннюю тоску по чему-то большему. Поэтому я искала Учителя. А если точнее, то делала всё, чтобы дожить до того момента, когда буду готова к встрече с ним. На жизнь зарабатывала, работая в сфере обработки космических снимков, в цифровой картографии, позже – в IT-отрасли.
Когда несколько лет назад я впервые попала на Семинар к Илье Бондаренко – не могу сказать, что моя жизнь круто переменилась, нет. Но там я нащупала ту ниточку, которая может вывести меня из мрака невежества. Я поняла – вот оно! Вот за эту ниточку с тех пор я и держусь, практически, как за воздух.
В этой статье я хочу рассказать о своём опыте прохождения Ретритов под руководством Ильи Бондаренко. Первый Ретрит Академии Хэппибаскет проходил в арендованном комплексе под Киевом в мае 2014 г. С тех пор я побывала ещё на четырёх Ретритах, в том числе, 12-дневном. И каждый раз, когда возвращалась после Ретрита на работу в офис, что, например, я могла бы рассказать своим коллегам об отпуске? Разве что то, что это было офигенное путешествие.
Как это происходит
Формат Ретрита предполагает довольно суровые правила. 7 дней социальной депривации – молчание, а также запрет на любые виды невербальных коммуникаций. Нас просят отказаться от мобильных телефонов и всевозможных гаджетов, фотоаппаратов и прочих электронных устройств. Не рекомендуется применять косметику и сильно пахнущие средства.
Также существует запрет на чтение любой текстовой информации, кроме расписания занятий. Это правило оказалось для меня самым сложным – не представляла, что нас окружает столько текста, и что так сильна привычка его механически прочитывать – от надписей на футболках участников Ретрита до этикеток шампуней. Нельзя и писать тексты, например, вести дневник. Поэтому дневника в этой заметке не будет.
На время Ретрита нас просят воздержаться от самостоятельных занятий спортом и от применения сторонних практик (йога, цигун и т.п.). При этом практически ежедневно проводятся общие для всех физкультурные разминки.
Кроме того, нас ждёт некоторое ограничение в питании (специальная вегетарианская диета без перекусов и чаёвничаний). Сюрпризом может стать «голодный» день, когда из еды будет предложен только кефир на завтрак или на ужин.
С полной версией правил и ограничений Ретрита можно ознакомиться здесь
В целом, практически ничего, чем я привыкла занимать себя в течение дня, делать нельзя. А что можно? Учиться медитировать. Несколько раз в день (обычно от 4 до 8 медитаций в день). Медитации сидячие, организаторы предоставляют очень удобные стульчики для сидения, можно также сидеть на подушке, стуле, ну и к концу второго дня становится всё равно, как сидеть, лишь бы высидеть. Длительность занятия – от 30 минут до 1,5 часов. «Полторашечки» случаются редко, обычно один раз за Ретрит, но их я полюбила больше всего. Перед каждым занятием Ведущий озвучивает задание на медитацию, например, концентрация внимания на дыхании, счет вдохов или фиксация вниманием точек между вдохом и выдохом. Для успеха практики важно придерживаться рекомендаций Ведущего, отложив для другого случая свои, наработанные ранее, упражнения по работе со вниманием. Иногда практикуются медитации в движении (ходьбе) с направлением внимания к рукам и/или ногам.
Примерно так это выглядит
Что ещё можно делать? На Ретритах Хэппибаскет можно спать в перерывах между попытками медитировать. Сон желанный и благодатный. К занятию разбудит звон колокольчика. Могут порадовать и прогулки на свежем воздухе. Расписание дня обновляется ежедневно и учитывает текущее состояние практикующих. Да, на Ретрите обычно бывает от 20 до 40 участников. Это люди разных возрастов и профессий, объединенные стремлением к внутренней чистоте, усердные и стойкие в этом стремлении. Ведь для того чтобы приехать на такой Ретрит и не сбежать на третий день – нужны действительно веские причины.
Например, таким на Ретрите может быть расписание.
Здесь сеансы приема пищи разделены на мужскую и женскую половины
из-за ограниченной площади столовой
Все упражнения выполняются вместе с Ведущим и под его чутким наблюдением. Ведущий – Илья Бондаренко, человек, чей жизненный опыт, глубина интеллекта и бесконечное сострадание неоднократно оказывали для меня такую необходимую поддержку в условиях Ретрита. Отдельно хочется отметить искристый юмор Ильи – редко какая медитация обходится без его вступительных добрых шуток.
Как это было у меня
Ключевое слово Ретрита – преодоление – я прочувствовала на себе 80% времени, проведенного в занятиях. Усилия, усилия, преодоление физической боли и внутреннего сопротивления. Но отпечатались в памяти не сопротивление и дискомфорт, с которыми пришлось столкнуться, а опыт переживания внутренней улыбки и тишины, удивительной внутренней радости и красоты, дарованными милостью извне. Эти дивные переживания остаются для меня указателем и советчиком в жизненных ситуациях.
В целом, как это происходило для меня. Не растрачивая сил и внимания на привычную болтовню, самолюбование, залипание в интернете, не потакая слабостям в болезненных ситуациях привычным образом (жалуясь, критикуя или прибегая к утешению), волей-неволей начинаешь обращать внимание на типичные шаблоны своего мышления и реакций, отслеживать корни абсурдности своих действий и по-новому воспринимать себя. Как бы со стороны. Например, на Ретрите внезапно находится ответ на вопрос, что заставляет меня в столовой тянуться за третьим куском хлеба, хотя я понимаю, что это действие может лишить соседа по столу первого куска. Этот третий кусок питает даже не моё тело и уж тем более не дух, он кормит мою жадность, так тщательно взлелеянную за жизнь и замаскированную. И открытие масштабов такой жадности – не для того, чтобы в очередной раз самоуничижаться на тему «я хуже и страшнее всех, и даже жаднее всех!». Но чтобы признать сам факт существования проблемы, а затем – постепенно изживать это качество. Ведь если осознаёшь проблему – значит, уже понимаешь, над чем работать.
В условиях Ретрита обостряются внимание, слух, зрение, способность и потребность анализировать, ощущать, вспоминать. И вот уже приходит понимание, что от себя всё равно не убежишь. А здесь, на Ретрите – подходящее время и место, чтобы встретиться с собой и с правдой о себе, – какой бы ужасной или прекрасной не была эта правда. Встретиться, чтобы сделать первый (а затем – второй и третий…) шаг к прощению себя и людей, которые встречаются в жизни. Сделать шаг к принятию себя и обретению целостности.
Ну, например, бывает, сижу во время медитации, страдаю – ничего не получается, тело болит, всё настойчивее мысли: «Зачем мне всё это?! Мне же всего лишь была нужна капелька смирения. А это совсем не то, эта практика не для меня». Но параллельно с этими мыслями как бы из глубины, в другой плоскости возникает ощущение, что вот из этих усилий и рождается та капля смирения, которой я так жажду. Так потребность следовать внутренним, более глубоким и тонким ощущениям становится сильнее. Придумываю себе различные уловки, чтобы не поддаваться голосу лени, страхов и деструктивных эмоций.
Например, сижу в попытке медитировать, накатывает раздражение и возмущение – сосед слева сопит, соседка сзади надушилась (а обоняние в медитациях обострённое, наверное, как у парфюмера). Так вот, раздражение растёт, а я ему туда: «Любовь и радость победят любую гадость!» И второй раз, и ещё, и ещё. И тут сосед перестаёт сопеть, а пахнет, оказывается, мой же шампунь. Так из страданий и волевых усилий, направленных на то, чтобы от этих страданий избавиться, изнутри постепенно рождается состояние ни от чего не зависящей светлой радости без каких-либо слов. А со временем это состояние становится более прочным, как внутренний стержень, на который уже можно опереться в бушующем потоке жизни.
Это настоящая милость.
А что дальше?
Из событий последних лет хочется отметить даже не те, что со мной происходят, но те, что уже некоторое время в моей жизни не случаются. Это надрывные, болезненные события и состояния, из которых я долгое время практически не выбиралась. Именно они были моими жестокими учителями на пути к очищению. С обретением прочного доверия Учителю их присутствие в моей жизни стало меньшим.
Если оставить в стороне какие-то эзотерические чудеса, хочется сказать о простых жизненных ценностях, которые обрели для меня смысл благодаря практике. Больший объем внимания в повседневной жизни, естественное стремление к уходу за собой и чистоте в быту, открытие уважения к своим чувствам и чувствам других людей, более глубокое понимание и управление своей эмоциональной природой, большее трудолюбие, повышение интеллекта, способность глубже, честнее переживать и ощущать как радость, так и боль... Это одни из немногих «побочных эффектов» медитации, которые я на себе испытала. Но и ощущение, что нет тех заслуг в практике, которые я могла бы присвоить себе.
И есть тихая благодарность тем людям, усилиями которых на Ретрите созданы условия, чтобы каждый, для кого это важно, смог совершить своё удивительное путешествие вглубь, в своё бесконечное внутреннее пространство, и прикоснуться к тишине.
Когда мне было лет восемь, по дороге в школу я однажды спросила себя: «Кто я на самом деле? Где я была, когда меня не было? Где я буду, когда меня, этой, не будет?». В тот момент я даже остановилась от внезапности вопроса. Я хорошо запомнила ту тянущую тоску внутри, которая возникла при этом. Да и как забыть эту тоску – она сопровождала меня последующие двадцать лет. Практически всё, чем я занималась эти двадцать лет, было попыткой заполнить болезненную пустоту в груди, которая требовала заполнения, но, как бездонная пропасть, заглатывала всё, чем я пыталась её унять. В юношестве я формулировала ситуацию для себя так: на месте этой пустоты во мне должен быть Бог. И я не могла в одиночку нащупать тот самый путь, куда жить, и как унять эту внутреннюю тоску по чему-то большему. Поэтому я искала Учителя. А если точнее, то делала всё, чтобы дожить до того момента, когда буду готова к встрече с ним. На жизнь зарабатывала, работая в сфере обработки космических снимков, в цифровой картографии, позже – в IT-отрасли. Когда несколько лет назад я впервые попала на Семинар к Илье Бондаренко – не могу сказать, что моя жизнь круто переменилась, нет. Но там я нащупала ту ниточку, которая может вывести меня из мрака невежества. Я поняла – вот оно! Вот за эту ниточку с тех пор я и держусь, практически, как за воздух. В этой статье я хочу рассказать о своём опыте прохождения Ретритов под руководством Ильи Бондаренко. Первый Ретрит Академии Хэппибаскет проходил в арендованном комплексе под Киевом в мае 2014 г. С тех пор я побывала ещё на четырёх Ретритах, в том числе, 12-дневном. И каждый раз, когда возвращалась после Ретрита на работу в офис, что, например, я могла бы рассказать своим коллегам об отпуске? Разве что то, что это было офигенное путешествие. Как это происходит Формат Ретрита предполагает довольно суровые правила. 7 дней социальной депривации – молчание, а также запрет на любые виды невербальных коммуникаций. Нас просят отказаться от мобильных телефонов и всевозможных гаджетов, фотоаппаратов и прочих электронных устройств. Не рекомендуется применять косметику и сильно пахнущие средства. Также существует запрет на чтение любой текстовой информации, кроме расписания занятий. Это правило оказалось для меня самым сложным – не представляла, что нас окружает столько текста, и что так сильна привычка его механически прочитывать – от надписей на футболках участников Ретрита до этикеток шампуней. Нельзя и писать тексты, например, вести дневник. Поэтому дневника в этой заметке не будет. На время Ретрита нас просят воздержаться от самостоятельных занятий спортом и от применения сторонних практик (йога, цигун и т.п.). При этом практически ежедневно проводятся общие для всех физкультурные разминки. Кроме того, нас ждёт некоторое ограничение в питании (специальная вегетарианская диета без перекусов и чаёвничаний). Сюрпризом может стать «голодный» день, когда из еды будет предложен только кефир на завтрак или на ужин. С полной версией правил и ограничений Ретрита можно ознакомиться здесь В целом, практически ничего, чем я привыкла занимать себя в течение дня, делать нельзя. А что можно? Учиться медитировать. Несколько раз в день (обычно от 4 до 8 медитаций в день). Медитации сидячие, организаторы предоставляют очень удобные стульчики для сидения, можно также сидеть на подушке, стуле, ну и к концу второго дня становится всё равно, как сидеть, лишь бы высидеть. Длительность занятия – от 30 минут до 1,5 часов. «Полторашечки» случаются редко, обычно один раз за Ретрит, но их я полюбила больше всего. Перед каждым занятием Ведущий озвучивает задание на медитацию, например, концентрация внимания на дыхании, счет вдохов или фиксация вниманием точек между вдохом и выдохом. Для успеха практики важно придерживаться рекомендаций Ведущего, отложив для другого случая свои, наработанные ранее, упражнения по работе со вниманием. Иногда практикуются медитации в движении (ходьбе) с направлением внимания к рукам и/или ногам. Примерно так это выглядит Что ещё можно делать? На Ретритах Хэппибаскет можно спать в перерывах между попытками медитировать. Сон желанный и благодатный. К занятию разбудит звон колокольчика. Могут порадовать и прогулки на свежем воздухе. Расписание дня обновляется ежедневно и учитывает текущее состояние практикующих. Да, на Ретрите обычно бывает от 20 до 40 участников. Это люди разных возрастов и профессий, объединенные стремлением к внутренней чистоте, усердные и стойкие в этом стремлении. Ведь для того чтобы приехать на такой Ретрит и не сбежать на третий день – нужны действительно веские причины. Например, таким на Ретрите может быть расписание. Здесь сеансы приема пищи разделены на мужскую и женскую половины из-за ограниченной площади столовой Все упражнения выполняются вместе с Ведущим и под его чутким наблюдением. Ведущий – Илья Бондаренко, человек, чей жизненный опыт, глубина интеллекта и бесконечное сострадание неоднократно оказывали для меня такую необходимую поддержку в условиях Ретрита. Отдельно хочется отметить искристый юмор Ильи – редко какая медитация обходится без его вступительных добрых шуток. Как это было у меня Ключевое слово Ретрита – преодоление – я прочувствовала на себе 80% времени, проведенного в занятиях. Усилия, усилия, преодоление физической боли и внутреннего сопротивления. Но отпечатались в памяти не сопротивление и дискомфорт, с которыми пришлось столкнуться, а опыт переживания внутренней улыбки и тишины, удивительной внутренней радости и красоты, дарованными милостью извне. Эти дивные переживания остаются для меня указателем и советчиком в жизненных ситуациях. В целом, как это происходило для меня. Не растрачивая сил и внимания на привычную болтовню, самолюбование, залипание в интернете, не потакая слабостям в болезненных ситуациях привычным образом (жалуясь, критикуя или прибегая к утешению), волей-неволей начинаешь обращать внимание на типичные шаблоны своего мышления и реакций, отслеживать корни абсурдности своих действий и по-новому воспринимать себя. Как бы со стороны. Например, на Ретрите внезапно находится ответ на вопрос, что заставляет меня в столовой тянуться за третьим куском хлеба, хотя я понимаю, что это действие может лишить соседа по столу первого куска. Этот третий кусок питает даже не моё тело и уж тем более не дух, он кормит мою жадность, так тщательно взлелеянную за жизнь и замаскированную. И открытие масштабов такой жадности – не для того, чтобы в очередной раз самоуничижаться на тему «я хуже и страшнее всех, и даже жаднее всех!». Но чтобы признать сам факт существования проблемы, а затем – постепенно изживать это качество. Ведь если осознаёшь проблему – значит, уже понимаешь, над чем работать. В условиях Ретрита обостряются внимание, слух, зрение, способность и потребность анализировать, ощущать, вспоминать. И вот уже приходит понимание, что от себя всё равно не убежишь. А здесь, на Ретрите – подходящее время и место, чтобы встретиться с собой и с правдой о себе, – какой бы ужасной или прекрасной не была эта правда. Встретиться, чтобы сделать первый (а затем – второй и третий…) шаг к прощению себя и людей, которые встречаются в жизни. Сделать шаг к принятию себя и обретению целостности. Ну, например, бывает, сижу во время медитации, страдаю – ничего не получается, тело болит, всё настойчивее мысли: «Зачем мне всё это?! Мне же всего лишь была нужна капелька смирения. А это совсем не то, эта практика не для меня». Но параллельно с этими мыслями как бы из глубины, в другой плоскости возникает ощущение, что вот из этих усилий и рождается та капля смирения, которой я так жажду. Так потребность следовать внутренним, более глубоким и тонким ощущениям становится сильнее. Придумываю себе различные уловки, чтобы не поддаваться голосу лени, страхов и деструктивных эмоций. Например, сижу в попытке медитировать, накатывает раздражение и возмущение – сосед слева сопит, соседка сзади надушилась (а обоняние в медитациях обострённое, наверное, как у парфюмера). Так вот, раздражение растёт, а я ему туда: «Любовь и радость победят любую гадость!» И второй раз, и ещё, и ещё. И тут сосед перестаёт сопеть, а пахнет, оказывается, мой же шампунь. Так из страданий и волевых усилий, направленных на то, чтобы от этих страданий избавиться, изнутри постепенно рождается состояние ни от чего не зависящей светлой радости без каких-либо слов. А со временем это состояние становится более прочным, как внутренний стержень, на который уже можно опереться в бушующем потоке жизни. Это настоящая милость. А что дальше? Из событий последних лет хочется отметить даже не те, что со мной происходят, но те, что уже некоторое время в моей жизни не случаются. Это надрывные, болезненные события и состояния, из которых я долгое время практически не выбиралась. Именно они были моими жестокими учителями на пути к очищению. С обретением прочного доверия Учителю их присутствие в моей жизни стало меньшим. Если оставить в стороне какие-то эзотерические чудеса, хочется сказать о простых жизненных ценностях, которые обрели для меня смысл благодаря практике. Больший объем внимания в повседневной жизни, естественное стремление к уходу за собой и чистоте в быту, открытие уважения к своим чувствам и чувствам других людей, более глубокое понимание и управление своей эмоциональной природой, большее трудолюбие, повышение интеллекта, способность глубже, честнее переживать и ощущать как радость, так и боль. Это одни из немногих «побочных эффектов» медитации, которые я на себе испытала. Но и ощущение, что нет тех заслуг в практике, которые я могла бы присвоить себе. И есть тихая благодарность тем людям, усилиями которых на Ретрите созданы условия, чтобы каждый, для кого это важно, смог совершить своё удивительное путешествие вглубь, в своё бесконечное внутреннее пространство, и прикоснуться к тишине.
Может вам это будет интересно