6 января - Баба-яга по-итальянски
Наверное, у каждого народа есть своя Баба-яга. Например, итальянцы отмечают праздничек Бабы-яги - Епифании, либо просто Бефаны, 6 января. День Епифании заканчивает вереницу рождественских и новогодних праздничков, о этом разговаривает и народная итальянская пословица: «Метла Бефаны сметает все праздники».
Российские детки получают свои подарки в главном от Деда Мороза в новогоднюю ночь. А итальянским детям чулки, набитые сладостями, приносит Бефана.
Сложно сказать, когда и как возникла в Италии традиция даровать детям сладости на праздничек Епифании, но есть легенды, пытающиеся это разъяснить. Например, по одной из их Епифания, которая была родом из Вифлеема, встретила на дороге волхвов, спешивших с подарками к новорожденному Христу. Она попросила их брать ее с собой, но волхвы отказались, взамен этого повелели ей отправиться по всему белоснежному свету и даровать подарки всем превосходным детям. Так Бефана попала на Апеннины.
По другой легенде у дома, в каком Епифания подметала пол, остановились три волхва и позвали ее пойти совместно с ими к родившемуся младенцу Иисусу, но Бефана отказалась, сказав, что она очень занята.
Потом Епифания раздумала, но было теснее поздно. И сейчас она каждый год летает от дома к дому в поисках младенца Иисуса и оставляет повсюду для него сладостные подарки, полагаясь, что он их получит.
Внешне Епифания подсказывает Бабу-ягу из российских сказок. У нее тоже крючковатый нос, великая бородавка на щеке. На ней надета ветхая рваная юбка, дырявые чулки, сверху длиннющий плащ с заплатками, а на голове темная остроконечная шапка, из-под которой торчат длинноватые нечесаные космы.
Но, в отличие от Бабы-яги, Бефана летает не в ступе, а верхом на метле, как и все благородные западные ведьмы. Дети Епифанию не опасаются. По ночам она незначительно просачивается в дома через дымоходные трубы и оставляет на каминах либо у ребяческих кроваток чулки, заполненные различными сладостями.
А 20 января день богини Бабы Дены либо Бабы-яги отмечают в Болгарии.
Русская Баба-яга нередко изображается злобной старушенцией. Вот что написано в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля»: «Баба-яга либо Яга-баба, сказочное чудовище, болыпуха над колдуньями, подручница сатаны. Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет(упирается), помелом след заметает. Она простоволоса и в одной рубашке без опояски: то и иное - верх бесчиния».
Некоторые ученые подразумевают, что в виде Бабы-яги воплотились отзвуки матриархата и быть может даже сама королева амазонок, царь-девица.
Отец истории древнегреческий историк Геродот(меж 490 и 480 — около 425 до н. э.)в собственных трудах обрисовывал обычаи тавров, живших на Крымском полуострове и приносивших в жертву Деве пленных мореходов.
«Ага» со практически всех тюркских языков переводится как ветшайшая, верховная.
И быстрее всего, Баба-яга, как самая старшая бабушка, отвечала за сохранение традиций и деток, другими словами была собственного рода Берегиней.
И у тавров в давние времена существовал ритуал очищения огнем - типа того, как у христиан существует Крещение. Яга - старшая в роде дама - клала младенцев в установленную в печи камеру, в которую сам огонь не попадал. Так что, быстрее всего, от этого ритуала очищения и возникли на свет басни о том, что Баба-яга сажает в печь жителей нашей планеты и позже их ест.
Образ трансформировался, и разумная Берегиня была преобразована в злобную сгорбленную старуху с крючковатым носом, стальными зубами, лохматой головой и костяной ногой.
А иная нога у Бабы-яги по старым суевериям была золотой. В бывшие времена Бабой-ягой стращали своенравных деток.
Современных деток теснее ничем не испугаешь. Да и наиболее старшее поколение, выросшее на русских фильмах-сказках, Бабу-ягу не опасалось. Да и как можнож было опасаться ее в выполнении незабвенного артиста Лебедева либо забавных мультяшных Бабок-ежек, распевающих частушки:
«Самый вредный из жителей нашей планеты -
Это сказочник лиходей.
Вот уж лгун качественный,
Жаль, что он невкусный».
Все с юношества знают, что Баба-яга жила в лесу в избушке на курьих ножках. И избушка была догадливой, осмысливала человеческую речь.
Любой путешественник, увидев обращенную к лесу передом избушку, мог произнести чудесные слова:
«Встань по ветхому, как мама поставила!
К лесу задом, ко мне передом».
И избушка, повернувшись на собственной оси, исполняла его просьбу. А Баба-яга, почуяв непрошеного гостя, восклицала: «Что это русским духом пахнет»! Средством передвижения Бабе-яге служила ступа, а заместо руля - помело.
Баба-яга в баснях почаще подсобляла героям, чем вредила. Почти во всех баснях она не совсем лишь напоит, накормит, в бане попарит, но и дорогу укажет, и как лиходея Кощея либо Змея Горыныча одолеть, подскажет.
Вероятнее всего, у славян, как и у иных народов, когда-то Баба-яга была до этого всего одним из благих божеств славянского пантеона, олицетворяла прародительницу, хранительницу и защитницу рода. Наверное, была она и воительницей.
В неких преданиях у Бабы-яги есть дочери, которые ей подсобляют.
По старым суевериям Баба-яга была проводником в другой мир и хранительницей входа в потустороннее королевство.
Ей покорялись звери, птицы и все лесное место.
А еще Баба-яга была самым древним… библиотекарем. Сидела она в собственной избушке и выдавала заблудившимся Иванам Царевичам нити со знаками из узелков, замотанные в клубки, другими словами творения узелковой письменности.
Клубок разматывался, и Иваны Царевичи читали узелковые записи и узнавали, как им добраться до подходящего места.
К тому же, оказывается, Баба-яга живет не совсем лишь в баснях и легендах. Так, в 2004 году в России нашлась отчизна Бабы-яги. Это маленькое село Кукобой Первомайского округа, расположенное в 180 километрах от Ярославля, на границе Ярославской и Вологодской областей, посреди густых лесов на берегу реки Ухтомы.
В давние времена в этих местах обитали финно-угорские племена. Слово Кукобой переводится с 1-го из языков этих племен как «длинный ручей», а Ухтома – «река с волоком».
Бабу-ягу избрали на конкурсной базе.
Создали музей Бабы-яги, выстроив избушку на курьих ножках, и подарили ей сверхскоростную ступу.
В гости к Бабе-яге нередко заглядывают туристы, и она поит их чаем, заваренным на родниковой воде, и потчует своими руками испеченными кукобойскими пирогами.
А день рождения русской Бабы-яги празднуется в заключительную субботу июня.
Больше всего, окончательно, Бабу-ягу обожают детки, с которыми она охотно играет на свежем воздухе. Эта милая старушка так схожа на бывших классических бабушек, которых современные детки теснее не застигли... А басни, искреннего тепла, благого совета так не хватает в наше высокоскоростное время всем - и детям, и взрослым. Так что пусть здравствуют и совершают чудеса чудесные и обыденные старушки всех народов!
Наверное, у каждого народа есть своя Баба-яга. Например, итальянцы отмечают праздничек Бабы-яги - Епифании, либо просто Бефаны, 6 января. День Епифании заканчивает вереницу рождественских и новогодних праздничков, о этом разговаривает и народная итальянская пословица: «Метла Бефаны сметает все праздники». Российские детки получают свои подарки в главном от Деда Мороза в новогоднюю ночь. А итальянским детям чулки, набитые сладостями, приносит Бефана. Сложно сказать, когда и как возникла в Италии традиция даровать детям сладости на праздничек Епифании, но есть легенды, пытающиеся это разъяснить. Например, по одной из их Епифания, которая была родом из Вифлеема, встретила на дороге волхвов, спешивших с подарками к новорожденному Христу. Она попросила их брать ее с собой, но волхвы отказались, взамен этого повелели ей отправиться по всему белоснежному свету и даровать подарки всем превосходным детям. Так Бефана попала на Апеннины. По другой легенде у дома, в каком Епифания подметала пол, остановились три волхва и позвали ее пойти совместно с ими к родившемуся младенцу Иисусу, но Бефана отказалась, сказав, что она очень занята. Потом Епифания раздумала, но было теснее поздно. И сейчас она каждый год летает от дома к дому в поисках младенца Иисуса и оставляет повсюду для него сладостные подарки, полагаясь, что он их получит. Внешне Епифания подсказывает Бабу-ягу из российских сказок. У нее тоже крючковатый нос, великая бородавка на щеке. На ней надета ветхая рваная юбка, дырявые чулки, сверху длиннющий плащ с заплатками, а на голове темная остроконечная шапка, из-под которой торчат длинноватые нечесаные космы. Но, в отличие от Бабы-яги, Бефана летает не в ступе, а верхом на метле, как и все благородные западные ведьмы. Дети Епифанию не опасаются. По ночам она незначительно просачивается в дома через дымоходные трубы и оставляет на каминах либо у ребяческих кроваток чулки, заполненные различными сладостями. А 20 января день богини Бабы Дены либо Бабы-яги отмечают в Болгарии. Русская Баба-яга нередко изображается злобной старушенцией. Вот что написано в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля»: «Баба-яга либо Яга-баба, сказочное чудовище, болыпуха над колдуньями, подручница сатаны. Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет(упирается), помелом след заметает. Она простоволоса и в одной рубашке без опояски: то и иное - верх бесчиния». Некоторые ученые подразумевают, что в виде Бабы-яги воплотились отзвуки матриархата и быть может даже сама королева амазонок, царь-девица. Отец истории древнегреческий историк Геродот(меж 490 и 480 — около 425 до н. э.)в собственных трудах обрисовывал обычаи тавров, живших на Крымском полуострове и приносивших в жертву Деве пленных мореходов. «Ага» со практически всех тюркских языков переводится как ветшайшая, верховная. И быстрее всего, Баба-яга, как самая старшая бабушка, отвечала за сохранение традиций и деток, другими словами была собственного рода Берегиней. И у тавров в давние времена существовал ритуал очищения огнем - типа того, как у христиан существует Крещение. Яга - старшая в роде дама - клала младенцев в установленную в печи камеру, в которую сам огонь не попадал. Так что, быстрее всего, от этого ритуала очищения и возникли на свет басни о том, что Баба-яга сажает в печь жителей нашей планеты и позже их ест. Образ трансформировался, и разумная Берегиня была преобразована в злобную сгорбленную старуху с крючковатым носом, стальными зубами, лохматой головой и костяной ногой. А иная нога у Бабы-яги по старым суевериям была золотой. В бывшие времена Бабой-ягой стращали своенравных деток. Современных деток теснее ничем не испугаешь. Да и наиболее старшее поколение, выросшее на русских фильмах-сказках, Бабу-ягу не опасалось. Да и как можнож было опасаться ее в выполнении незабвенного артиста Лебедева либо забавных мультяшных Бабок-ежек, распевающих частушки: «Самый вредный из жителей нашей планеты - Это сказочник лиходей. Вот уж лгун качественный, Жаль, что он невкусный». Все с юношества знают, что Баба-яга жила в лесу в избушке на курьих ножках. И избушка была догадливой, осмысливала человеческую речь. Любой путешественник, увидев обращенную к лесу передом избушку, мог произнести чудесные слова: «Встань по ветхому, как мама поставила! К лесу задом, ко мне передом». И избушка, повернувшись на собственной оси, исполняла его просьбу. А Баба-яга, почуяв непрошеного гостя, восклицала: «Что это русским духом пахнет»! Средством передвижения Бабе-яге служила ступа, а заместо руля - помело. Баба-яга в баснях почаще подсобляла героям, чем вредила. Почти во всех баснях она не совсем лишь напоит, накормит, в бане попарит, но и дорогу укажет, и как лиходея Кощея либо Змея Горыныча одолеть, подскажет. Вероятнее всего, у славян, как и у иных народов, когда-то Баба-яга была до этого всего одним из благих божеств славянского пантеона, олицетворяла прародительницу, хранительницу и защитницу рода. Наверное, была она и воительницей. В неких преданиях у Бабы-яги есть дочери, которые ей подсобляют. По старым суевериям Баба-яга была проводником в другой мир и хранительницей входа в потустороннее королевство. Ей покорялись звери, птицы и все лесное место. А еще Баба-яга была самым древним… библиотекарем. Сидела она в собственной избушке и выдавала заблудившимся Иванам Царевичам нити со знаками из узелков, замотанные в клубки, другими словами творения узелковой письменности. Клубок разматывался, и Иваны Царевичи читали узелковые записи и узнавали, как им добраться до подходящего места. К тому же, оказывается, Баба-яга живет не совсем лишь в баснях и легендах. Так, в 2004 году в России нашлась отчизна Бабы-яги. Это маленькое село Кукобой Первомайского округа, расположенное в 180 километрах от Ярославля, на границе Ярославской и Вологодской областей, посреди густых лесов на берегу реки Ухтомы. В давние времена в этих местах обитали финно-угорские племена. Слово Кукобой переводится с 1-го из языков этих племен как «длинный ручей», а Ухтома – «река с волоком». Бабу-ягу избрали на конкурсной базе. Создали музей Бабы-яги, выстроив избушку на курьих ножках, и подарили ей сверхскоростную ступу. В гости к Бабе-яге нередко заглядывают туристы, и она поит их чаем, заваренным на родниковой воде, и потчует своими руками испеченными кукобойскими пирогами. А день рождения русской Бабы-яги празднуется в заключительную субботу июня. Больше всего, окончательно, Бабу-ягу обожают детки, с которыми она охотно играет на свежем воздухе. Эта милая старушка так схожа на бывших классических бабушек, которых современные детки теснее не застигли. А басни, искреннего тепла, благого совета так не хватает в наше высокоскоростное время всем - и детям, и взрослым. Так что пусть здравствуют и совершают чудеса чудесные и обыденные старушки всех народов!