Секреты успешного общения
Порой нам никак не удается найти общий язык с собеседником, и на этой почве легко возникают конфликты. Чтобы такого не происходило, следует избегать определенных ошибок при общении и соблюдать некоторые правила. Вот что советуют психологи.
Установите контакт взглядом
Если вы, разговаривая, не смотрите на собеседника или, не дай бог, повернулись к нему спиной, вряд ли между вами возникнет хороший контакт. Как бы вы ни были заняты, если к вам обращаются, найдите время повернуть голову и взглянуть на человека. Избегание общения лицом к лицу обычно воспринимается второй стороной как признак пренебрежения. Недаром при описании подобных ситуаций часто используется выражение: «Да он на меня даже и не взглянул!» Конечно, вы имеете право отказать в общении тому, кто вам не нужен или не интересен, но во всех остальных случаях обязательно используйте визуальный контакт!
Соблюдайте дистанцию
И все же не следует при разговоре подходить или подсаживаться к человеку слишком близко. Чаще всего люди воспринимают это как вторжение в личное пространство, им начинает казаться, что собеседник ведет себя слишком нахально, не вполне адекватен, пытается манипулировать или даже сексуально их домогается. Вы легко определите, когда нарушена допустимая грань: человек в этом случае обычно отодвигается, делает шаг назад, скрещивает руки на груди или выставляет вперед ногу, как бы воздвигая барьер между вами… Как правило, комфортная дистанция составляет метр-полтора для людей, которые не состоят между собой в близких отношениях.
Если есть возможность, обращайтесь к человеку по имени
Этот прием часто используют менеджеры различных фирм, пытающиеся заманить клиентов. Достаточно им узнать имя потенциального клиента, как они начинают употреблять его к месту и не к месту. Человеку, который называет вас по имени, труднее отказать. Но не стоит и перебарщивать. Бесконечное повторение имени многих раздражает. Кроме того, постарайтесь узнать, какое обращение для собеседника предпочтительнее. Так, пожилые люди нередко предпочитают, чтобы их называли по имени-отчеству. А тех, кому меньше 50, чаще всего устраивает просто обращение по имени, за исключением совсем уж официальных ситуаций.
Старайтесь уловить настроение собеседника
Чтобы это сделать, при встрече обязательно слегка улыбнитесь. Большинство людей улыбнутся в ответ. Если этого не произошло, значит, человек плохо себя чувствует, расстроен, рассержен, напуган и т.д. В последнем случае следует говорить с человеком спокойно, участливо, стараться сгладить ситуацию. Когда причина плохого настроения не очевидна, не стесняйтесь спросить: «У тебя что-то случилось?» Как правило, люди благодарны за участие.
Не давайте оценку чужим эмоциям
Мы не телепаты, поэтому можем легко ошибиться, оценивая эмоциональное состояние другого человека. Даже если вы абсолютно уверены в своем правильном «прочтении» его эмоций, не стоит этого афишировать. Далеко не все хотят, чтобы их «читали». Поэтому даже замечание: «Я вижу, что вы встревожены» может вызвать негативную реакцию. Лучше сказать: «Мне кажется, что вы чем-то обеспокоены». По крайней мере, это не прямое утверждение. И, возможно, человек действительно поведает вам о своих проблемах.
Старайтесь услышать собеседника
Пример неправильного «слушания» - это, скажем, когда человек хочет купить товар подешевле, а вы предлагаете ему дорогой. Не имеет смысл расхваливать достоинства дорогого товара, если у покупателя элементарно нет на него денег. Попробуйте предложить что-то в пределах той суммы, которой человек располагает, или посоветовать ему обратиться в другое место.
Это что касается профессионального общения на уровне «продавец – покупатель». Но такие ситуации могут возникать и при личном общении. Допустим, вы подбиваете приятельницу поехать с вами отдохнуть в Таиланд, но не учитываете ее ситуации (нет средств, семейные обстоятельства не позволяют, аллергия на солнце и т.д.) Сначала выслушайте аргументы собеседника, поймите, чего он хочет и какие у него возможности, а тогда уже что-то советуйте и высказывайте свое мнение.
Не давайте собеседнику отрицательных оценок
Мы очень любим величать других хамами, нахалами, обманщиками, идиотами и т.п. Но когда мы высказываем собеседнику такие вещи, это неминуемо ведет к усугублению конфликтной ситуации. Не переходите на личности, говорите только о тех чувствах и эмоциях, которые вызвало у вас поведение этого человека. Скажем: «я огорчена вашим поведением», «я разочарована», «мне неприятно, когда вы так со мной разговариваете». Людям обычно не по себе, когда они осознают, что становятся причиной чужого расстройства. И если даже вам не удастся полностью свести конфликт на нет, то хотя бы удастся снизить градус накала.
Избегайте жестких директив и отрицаний
Человек, которому приказывают: «Сядьте», «подождите», «сделайте то-то и то-то», обычно испытывает психологический дискомфорт. Если хотите поддержать нормальный контакт, используйте выражения: «садитесь пожалуйста», «пожалуйста, подождите», «не могли бы вы сделать то-то?» Тогда это будет восприниматься (хотя бы формально) как просьба, а не как приказ.
Также негативно воспринимаются «повеления» с частицей «не»: «Не входите в мой кабинет!», «Не вздумайте опаздывать!», «Не надо мне хамить!» и т.п.
Попробуйте всегда следовать этим правилам в процессе общения – и вы поймете, что вам гораздо легче стало налаживать отношения с окружающими.
Средняя оценка: 5.0 (1 голос)
Порой нам никак не удается найти общий язык с собеседником, и на этой почве легко возникают конфликты. Чтобы такого не происходило, следует избегать определенных ошибок при общении и соблюдать некоторые правила. Вот что советуют психологи. Установите контакт взглядом Если вы, разговаривая, не смотрите на собеседника или, не дай бог, повернулись к нему спиной, вряд ли между вами возникнет хороший контакт. Как бы вы ни были заняты, если к вам обращаются, найдите время повернуть голову и взглянуть на человека. Избегание общения лицом к лицу обычно воспринимается второй стороной как признак пренебрежения. Недаром при описании подобных ситуаций часто используется выражение: «Да он на меня даже и не взглянул!» Конечно, вы имеете право отказать в общении тому, кто вам не нужен или не интересен, но во всех остальных случаях обязательно используйте визуальный контакт! Соблюдайте дистанцию И все же не следует при разговоре подходить или подсаживаться к человеку слишком близко. Чаще всего люди воспринимают это как вторжение в личное пространство, им начинает казаться, что собеседник ведет себя слишком нахально, не вполне адекватен, пытается манипулировать или даже сексуально их домогается. Вы легко определите, когда нарушена допустимая грань: человек в этом случае обычно отодвигается, делает шаг назад, скрещивает руки на груди или выставляет вперед ногу, как бы воздвигая барьер между вами… Как правило, комфортная дистанция составляет метр-полтора для людей, которые не состоят между собой в близких отношениях. Если есть возможность, обращайтесь к человеку по имени Этот прием часто используют менеджеры различных фирм, пытающиеся заманить клиентов. Достаточно им узнать имя потенциального клиента, как они начинают употреблять его к месту и не к месту. Человеку, который называет вас по имени, труднее отказать. Но не стоит и перебарщивать. Бесконечное повторение имени многих раздражает. Кроме того, постарайтесь узнать, какое обращение для собеседника предпочтительнее. Так, пожилые люди нередко предпочитают, чтобы их называли по имени-отчеству. А тех, кому меньше 50, чаще всего устраивает просто обращение по имени, за исключением совсем уж официальных ситуаций. Старайтесь уловить настроение собеседника Чтобы это сделать, при встрече обязательно слегка улыбнитесь. Большинство людей улыбнутся в ответ. Если этого не произошло, значит, человек плохо себя чувствует, расстроен, рассержен, напуган и т.д. В последнем случае следует говорить с человеком спокойно, участливо, стараться сгладить ситуацию. Когда причина плохого настроения не очевидна, не стесняйтесь спросить: «У тебя что-то случилось?» Как правило, люди благодарны за участие. Не давайте оценку чужим эмоциям Мы не телепаты, поэтому можем легко ошибиться, оценивая эмоциональное состояние другого человека. Даже если вы абсолютно уверены в своем правильном «прочтении» его эмоций, не стоит этого афишировать. Далеко не все хотят, чтобы их «читали». Поэтому даже замечание: «Я вижу, что вы встревожены» может вызвать негативную реакцию. Лучше сказать: «Мне кажется, что вы чем-то обеспокоены». По крайней мере, это не прямое утверждение. И, возможно, человек действительно поведает вам о своих проблемах. Старайтесь услышать собеседника Пример неправильного «слушания» - это, скажем, когда человек хочет купить товар подешевле, а вы предлагаете ему дорогой. Не имеет смысл расхваливать достоинства дорогого товара, если у покупателя элементарно нет на него денег. Попробуйте предложить что-то в пределах той суммы, которой человек располагает, или посоветовать ему обратиться в другое место. Это что касается профессионального общения на уровне «продавец – покупатель». Но такие ситуации могут возникать и при личном общении. Допустим, вы подбиваете приятельницу поехать с вами отдохнуть в Таиланд, но не учитываете ее ситуации (нет средств, семейные обстоятельства не позволяют, аллергия на солнце и т.д.) Сначала выслушайте аргументы собеседника, поймите, чего он хочет и какие у него возможности, а тогда уже что-то советуйте и высказывайте свое мнение. Не давайте собеседнику отрицательных оценок Мы очень любим величать других хамами, нахалами, обманщиками, идиотами и т.п. Но когда мы высказываем собеседнику такие вещи, это неминуемо ведет к усугублению конфликтной ситуации. Не переходите на личности, говорите только о тех чувствах и эмоциях, которые вызвало у вас поведение этого человека. Скажем: «я огорчена вашим поведением», «я разочарована», «мне неприятно, когда вы так со мной разговариваете». Людям обычно не по себе, когда они осознают, что становятся причиной чужого расстройства. И если даже вам не удастся полностью свести конфликт на нет, то хотя бы удастся снизить градус накала. Избегайте жестких директив и отрицаний Человек, которому приказывают: «Сядьте», «подождите», «сделайте то-то и то-то», обычно испытывает психологический дискомфорт. Если хотите поддержать нормальный контакт, используйте выражения: «садитесь пожалуйста», «пожалуйста, подождите», «не могли бы вы сделать то-то?» Тогда это будет восприниматься (хотя бы формально) как просьба, а не как приказ. Также негативно воспринимаются «повеления» с частицей «не»: «Не входите в мой кабинет!», «Не вздумайте опаздывать!», «Не надо мне хамить!» и т.п. Попробуйте всегда следовать этим правилам в процессе общения – и вы поймете, что вам гораздо легче стало налаживать отношения с окружающими. Средняя оценка: 5.0 (1 голос)