"Будущее кардиологии за профилактикой"


«Если на данный момент не приостановить рост смертности, то длительность жизни начнет уменьшаться»
– В заключительнее время официальные власти признали факт увеличении смертности в нашей стране. По итогам первого квартала 2015 года, она составила 3,7%.
– Действительно, официальные личика признают, что ситуация в здравоохранении остается трудной и в наиблежайшее время смертность может возрости. В различные годы средняя длительность жизни народонаселения России изменялась, но в целом можнож разговаривать о ее волнообразном медлительном увеличении. В 70-80-х годах XX века длительность жизни сочиняла 68-69 лет. Начиная с 1990 года, шло понижение этого показателя до 65 лет. Вернуться к доперестроечному уровню удалось в 2011 году, когда длительность жизни составила 69,4 лет. Для сопоставления, в развитых и в неких развивающихся странах наблюдается тенденция к стремительному увеличению средней длительности жизни(Япония – 83,1 года, США – 78,7 лет, Китай – 75,2 лет).
В октябре 2014 года глава Минздрава Вероника Скворцова заявила, что длительность жизни в России составила 71,6 года, что на 0,8 лет больше, чем в 2013 году. Однако, в 2015 году ситуация поменялась, и ежели на данный момент не приостановить рост смертности, то средняя длительность жизни будет лишь убавляться.
Называют различные предпосылки роста смертности, включая социально-экономические причины. Это неэффективная работа территориальных органов здравоохранения, не оптимизированная система соц пособий, недостающее лечебное обеспечение и мед помощь.
– Известно, что сердечно-сосудистые болезни являются основной предпосылкой смертности. Какова ситуация непосредственно в России?
– Ежегодно от сердечно-сосудистых болезней(ССЗ)и, сначала, от осложнений ишемической хвори сердца(ИБС)в мире помирают около 17,5 млн человек. И наша страна по уровню смертности от ИБС занимает одно из фаворитных мест. В общей структуре смертности около 56% приходится на отягощения болезней сердечно-сосудистой системы. В 2014 году, по данным Росстата, от осложнений ССЗ в России умерло 64548 человек. Это в 2-3 раза больше, чем в итоге дорожно-транспортных происшествий и от инфекционных болезней.
Планы по сокращению смертности от ССЗ
– 2015 год объявлен в России годом борьбы с сердечно-сосудистыми болезнями. Есть ли государственный план по понижению заболеваемости?
– В начале 2015 года Минздрав общо с группой научных знатоков разработал план мероприятий по сокращению смертности от ИБС, состоящий из 4 блоков. Это: оценка мероприятий, направленных на улучшение первичной обслуживания ИБС, комплекса мер, направленных на вторичную профилактику осложнений ИБС, в том числе острого коронарного синдрома, также комплекса мер, направленных на повышение эффективности оказания мед поддержки нездоровым с ИБС и мониторинг неких демографически-статистических характеристик. Выполнение этих планов даже в критериях умеренного финансирования может значительно понизить заболеваемость и смертность от ИБС. Но для этого будет нужно долгая работа и действенный контроль системы здравоохранения. И, окончательно же, суровая пропаганда здорового вида жизни и мотивация народонаселения.
В целом, за прежние 15 лет в стране улучшилась диагностика ССЗ. Была введена система оказания сверхтехнологичной мед помощь. За заключительные 8 лет в России сотворено 112 региональных сосудистых центров, 348 первичных сосудистых отделений в 80 субъектах РФ. Во всех 85 субъектах окончено формирование трехуровневой системы оказания поддержки сосудистым нездоровым, из расчета один центр на 500 тыс. народонаселения. В больших городках, включая Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, Кемерово, Пермь, Новосибирск, Тюмень организована круглосуточная и доступная помощь. Это, непременно, понижает смертность от инфаркта миокарда и мозговых инсультов.
И их реализация
– Это в больших городках. А какова ситуация в целом по России?
– Реализацию плана борьбы с ССЗ в регионах затрудняют ограничение тромболизиса и экстренной интервенционной поддержки, нарушение шагов исцеления, реабилитации и обслуживания ИБС. А также неимение комплексного подхода на межведомственном уровне, административные и материальные ограничения, включая лечебное обеспечение. Это показал мониторинг ситуации в отдельных регионах России. Даже на Северном Кавказе, где демографические характеристики различаются от средних, а смертность в трудоспособном возрасте вдвое меньше, чем в среднем по стране, старение народонаселения, урбанизация и ряд суровых социально-экономических заморочек в перспективе могут отразиться на частоте заболеваемости и развития осложнений от ССЗ, что приведет к демографической катастрофе в регионе.
По данным министерств здравоохранения Северокавказских республик, ВМП нездоровым оказывается в 70% случаев, и пациенты имеют возможность выбора центральных федеральных институтов Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Кроме того, во всех республиках работают сосудистые центры. Но в сосудистых центрах на местном уровне в плановом порядке чрезкожные вмешательства проводятся лишь до 20% от нужного. Примечательно, что в Ингушетии бригада профессионалов оказывает круглосуточную помощь по проведению коронорографии и ангиопластики. Осложнения этих процедур сочиняют не наиболее 1%, что подходит интернациональным показателям. При остром коронарном синдроме «скорая помощь» приезжает к пациенту за 20 минут в 80% случаев. Доля нездоровых с острым коронарным синдромом, госпитализированных в стационар в сроки наименее 1 часа от начала болезни, добивается 30%. Конечно, для понижения вероятности развития осложнений в 1-ые часы, этот показатель нужно увеличивать.
Главной неувязкой оказания экстренной поддержки остается проведение тромболизиса. В догоспитальном шаге службы быстрой поддержки проводят его в около 5% случаев. Это обусловлено недостающим опытом бригад быстрой поддержки в проведении процедуры и ценою идущих в ногу со временем тромболитических препаратов. В стационарных критериях эта процедура проводится не наиболее чем в 15% случаев. Еще одна суровая неувязка – неимение имеющих главное прогностическое значение второго и третьего шагов реабилитации, также лечебное обеспечение пациентов опосля сердечно-сосудистых инцидентов.
Первичная профилактика исполняется не на высочайшем уровне. Проверка первичной мед документации показала, что таковой показатель как целевой уровень артериального давления(<140/90 мм рт ст)достигается и поддерживается не наиболее, чем в 35% случаев. А ведь непосредственно этот фактор вносит большой вклад в развитие мозгового инсульта и инфаркта миокарда. Такая же картина по достижению целевого уровня общего холестерина. А федеральная программа диспансеризации взрослого народонаселения была выполнена в среднем на 65%.
– Не преувеличено ли значение диспансеризации?
– Именно диспансеризация позволяет выявить скрытые либо не диагностированные случаи ССЗ. Так, в итоге диспансеризации степень выявления ССЗ оказалась в 3,5 раза выше по сравнению с самостоятельной обращаемостью граждан в поликлинику.
Кроме того, ведущие эксперты сходятся во мнении, что использование лишь мед способов сохранения здоровья народонаселения недостаточно. Это приводит к значительному увеличению расходов на здравоохранение, но лишь к умеренному понижению уровня смертности. Так, в США, где на нужды медицины расходуется 18% ВВП, по мнению наших южноамериканских коллег, при сохранении таковых темпов развития теснее в ближайшем будущем нужно будет тратить на кардиохирургию наиболее 40% ВВП. А этого не выдержит экономика ни одной страны.
Поэтому будущее кардиологии – это профилактика ССЗ и их осложнений. В России в заключительные два года восстанавливается система диспансеризации, работают многочисленные центры здоровья для выявления факторов риска. В международной практике есть примеры превосходных результатов долгосрочных программ, реализованных на государственном уровне. Успешный опыт показали в Финляндии в направленном на предупреждение ССЗ проекте «Северная Карелия». Страна, которая в 70-х годах имела довольно высокую смертность от ССЗ, добилась понижения сердечно-сосудистых и иных социально значимых осложнений до 60%.
Ирина Резник
Почему в России растет смертность народонаселения, что представляет собой государственный план по понижению смертности от сердечно-сосудистых болезней, и что показал мониторинг его реализации в регионах – «МедНовостям» поведал д.м.н, доктор, управляющий лаборатории Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава России Мехман Мамедов. «Если на данный момент не приостановить рост смертности, то длительность жизни начнет уменьшаться» – В заключительнее время официальные власти признали факт увеличении смертности в нашей стране. По итогам первого квартала 2015 года, она составила 3,7%. – Действительно, официальные личика признают, что ситуация в здравоохранении остается трудной и в наиблежайшее время смертность может возрости. В различные годы средняя длительность жизни народонаселения России изменялась, но в целом можнож разговаривать о ее волнообразном медлительном увеличении. В 70-80-х годах XX века длительность жизни сочиняла 68-69 лет. Начиная с 1990 года, шло понижение этого показателя до 65 лет. Вернуться к доперестроечному уровню удалось в 2011 году, когда длительность жизни составила 69,4 лет. Для сопоставления, в развитых и в неких развивающихся странах наблюдается тенденция к стремительному увеличению средней длительности жизни(Япония – 83,1 года, США – 78,7 лет, Китай – 75,2 лет). В октябре 2014 года глава Минздрава Вероника Скворцова заявила, что длительность жизни в России составила 71,6 года, что на 0,8 лет больше, чем в 2013 году. Однако, в 2015 году ситуация поменялась, и ежели на данный момент не приостановить рост смертности, то средняя длительность жизни будет лишь убавляться. Называют различные предпосылки роста смертности, включая социально-экономические причины. Это неэффективная работа территориальных органов здравоохранения, не оптимизированная система соц пособий, недостающее лечебное обеспечение и мед помощь. – Известно, что сердечно-сосудистые болезни являются основной предпосылкой смертности. Какова ситуация непосредственно в России? – Ежегодно от сердечно-сосудистых болезней(ССЗ)и, сначала, от осложнений ишемической хвори сердца(ИБС)в мире помирают около 17,5 млн человек. И наша страна по уровню смертности от ИБС занимает одно из фаворитных мест. В общей структуре смертности около 56% приходится на отягощения болезней сердечно-сосудистой системы. В 2014 году, по данным Росстата, от осложнений ССЗ в России умерло 64548 человек. Это в 2-3 раза больше, чем в итоге дорожно-транспортных происшествий и от инфекционных болезней. Планы по сокращению смертности от ССЗ – 2015 год объявлен в России годом борьбы с сердечно-сосудистыми болезнями. Есть ли государственный план по понижению заболеваемости? – В начале 2015 года Минздрав общо с группой научных знатоков разработал план мероприятий по сокращению смертности от ИБС, состоящий из 4 блоков. Это: оценка мероприятий, направленных на улучшение первичной обслуживания ИБС, комплекса мер, направленных на вторичную профилактику осложнений ИБС, в том числе острого коронарного синдрома, также комплекса мер, направленных на повышение эффективности оказания мед поддержки нездоровым с ИБС и мониторинг неких демографически-статистических характеристик. Выполнение этих планов даже в критериях умеренного финансирования может значительно понизить заболеваемость и смертность от ИБС. Но для этого будет нужно долгая работа и действенный контроль системы здравоохранения. И, окончательно же, суровая пропаганда здорового вида жизни и мотивация народонаселения. В целом, за прежние 15 лет в стране улучшилась диагностика ССЗ. Была введена система оказания сверхтехнологичной мед помощь. За заключительные 8 лет в России сотворено 112 региональных сосудистых центров, 348 первичных сосудистых отделений в 80 субъектах РФ. Во всех 85 субъектах окончено формирование трехуровневой системы оказания поддержки сосудистым нездоровым, из расчета один центр на 500 тыс. народонаселения. В больших городках, включая Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, Кемерово, Пермь, Новосибирск, Тюмень организована круглосуточная и доступная помощь. Это, непременно, понижает смертность от инфаркта миокарда и мозговых инсультов. И их реализация – Это в больших городках. А какова ситуация в целом по России? – Реализацию плана борьбы с ССЗ в регионах затрудняют ограничение тромболизиса и экстренной интервенционной поддержки, нарушение шагов исцеления, реабилитации и обслуживания ИБС. А также неимение комплексного подхода на межведомственном уровне, административные и материальные ограничения, включая лечебное обеспечение. Это показал мониторинг ситуации в отдельных регионах России. Даже на Северном Кавказе, где демографические характеристики различаются от средних, а смертность в трудоспособном возрасте вдвое меньше, чем в среднем по стране, старение народонаселения, урбанизация и ряд суровых социально-экономических заморочек в перспективе могут отразиться на частоте заболеваемости и развития осложнений от ССЗ, что приведет к демографической катастрофе в регионе. По данным министерств здравоохранения Северокавказских республик, ВМП нездоровым оказывается в 70% случаев, и пациенты имеют возможность выбора центральных федеральных институтов Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Кроме того, во всех республиках работают сосудистые центры. Но в сосудистых центрах на местном уровне в плановом порядке чрезкожные вмешательства проводятся лишь до 20% от нужного. Примечательно, что в Ингушетии бригада профессионалов оказывает круглосуточную помощь по проведению коронорографии и ангиопластики. Осложнения этих процедур сочиняют не наиболее 1%, что подходит интернациональным показателям. При остром коронарном синдроме «скорая помощь» приезжает к пациенту за 20 минут в 80% случаев. Доля нездоровых с острым коронарным синдромом, госпитализированных в стационар в сроки наименее 1 часа от начала болезни, добивается 30%. Конечно, для понижения вероятности развития осложнений в 1-ые часы, этот показатель нужно увеличивать. Главной неувязкой оказания экстренной поддержки остается проведение тромболизиса. В догоспитальном шаге службы быстрой поддержки проводят его в около 5% случаев. Это обусловлено недостающим опытом бригад быстрой поддержки в проведении процедуры и ценою идущих в ногу со временем тромболитических препаратов. В стационарных критериях эта процедура проводится не наиболее чем в 15% случаев. Еще одна суровая неувязка – неимение имеющих главное прогностическое значение второго и третьего шагов реабилитации, также лечебное обеспечение пациентов опосля сердечно-сосудистых инцидентов. Первичная профилактика исполняется не на высочайшем уровне. Проверка первичной мед документации показала, что таковой показатель как целевой уровень артериального давления(