Мэрцишоры - вестники весны
На смену февралю постоянно прибывает март, 1-ый весенний месяц. А ведь когда-то конкретно в марте наши прородители встречали Новый год, сопровождали длинную затянутую зиму и призывали солнце и тепло.
Интересно, что у почти всех народов есть подходящие ритуалы и обычаи.
Буйный месяц март
У старых римлян март числился месяцем своенравным, само заглавие его было соединено с Марсом, всевышним войны, плодородия и бешеной природы. Однако для обитателей Восточной Европы весна могла ассоциироваться лишь с дамой. Отсюда и имя – Марта…
Не взирая же и сами римляне все следующие солнечные, согревающие щедрые месяцы окрестили именами дам — богинь Афродиты(апрель), Майи(май), Юноны(июнь). А каких богов и святых призывали христиане, чтоб посодействовали отстоять лучезарную Весну?Если у обитателей Восточной Европы это была Марта, то нашим соотечественникам подсобляли и Власий, и Евдокия, и сам Георгий Победоносец…
Марцышоры и Мартеницы
…Зима на Балканах была длинной. Злые метели, будто рассерженные колдуны, недельками кутили над полями. Глубокие сугробы, как медведи, залегли вдоль бугров, протянули друг другу снежные лапы. Даже солнце казалось озябшим.
Вот и март наступил, а весна все не ворачивалась. Не могли пробиться через снега подснежники, не возникли фиалки… Земля не могла встретить весну цветами. Капризная кросотка, огорчась, не захотела заходить в этот край…
Кто знает, что стало бы в тот грозный год с людьми, зверями и птицами, ежели бы не молдавская чародейка Ленуца — дочь реченского пастуха. Это она додумалась, как совладать с бедой.
Ленуца собрала разноцветные нитки, которыми вышивала сорочки, сплела из их красные и белоснежные цветочки и приколола к шубке. То же самое сделали скоро иные парнишки и девчата села, а за ними больше и больше жителей нашей планеты. Издалека могло показаться — земля и вправду расцвела. И весна поверила, возвратилась. А лютой зиме пришлось убираться подальше. С той поры и повелось, при этом не совсем лишь в Молдавии, но и в соседней Румынии. А цветочки из ниток стали величаться мэрцишорами.
Среди болгар, наверняка, тоже нашлась таковая же сообразительная женщина, как Ленуца. Главное - не тосковать, не мучиться одному, а подзадорить, слиться с иными. В Болгарии старый обычай скрашивать одежду в честь весны именовали мартеницами. Шнурки, скрученные из нескольких бардовых и белоснежных ниток, прикрепляли к воротникам, шапкам, к отворотам пальто либо плащей. Ну а дальше для больщей значимости к шнуркам стали привязывать шарики, кисточки, фигуры животных и жителей нашей планеты, прикреплять монеты и иные декорации. И желанно было не снимать мартеницы до тех пор, пока не возвратится с юга 1-ый аист.
Жаворонки по-славянски
Славяне давно торжествовали в марте Жаворонки. В различных местах праздничек отмечали с 1 по 12 марта по Юлианскому календарю(либо с 14 по 25 марта по Григорианскому, другими словами по новенькому стилю).
Согласно суевериям, к этому сроку из-за моря прилетали 40 птиц, потому время от времени праздничек именовали и Сороки. Но числилось, что первым прилетает жаворонок.
Еще накануне хозяйки заботились у печек, пекли пироги, хлеб и, окончательно «жаворонки», выкладывая на громадные противни фигуры из теста, изображения «божьей птички». К этому праздничку были приурочены калоритные ритуалы и гуляния, где основную роль игрались девушки. Им предстояло встречать рассвет и сопровождать закат на каком-нибудь возвышенном и открытом месте. Они обращались к Солнцу: «Весна красна!Приди!Приди!». Входили в обряд и особенные заклинания, к примеру, девушки просили птиц принести ключи, чтоб отомкнуть землю, закованную в зимний период. Они напевали(закликали весну)и скакали через костер.
С приходом христианства славянские традиции стали уходить в прошедшее. Однако весенний праздничек сохранился. Отныне он был посвящен сорока страдальцам севастийским, и отмечали его 9 марта по Юлианскому календарю либо 22 марта по Григорианскому. Но, желая наши прородители, перешедшие в христианство, и поминали в сей день павших воинов-мучеников, традиция встречать весну осталась. В каждом доме пекли печенье в виде птичек из сладостного теста. Зачастую оно представляло собой узелок либо бантик, концы которого преобразовывались в крылья, а из центра поднималась нехитро слепленная голова с глазом-изюминкой. Смотрели «жаворонки» постоянно в профиль. Птичек из теста не совсем лишь ели, но также употребляли в ритуальных целях, к примеру, усаживали на стог либо крышу амбара, полагаясь на будущее плодородие.
Применяли «жаворонков» и для гаданий. Хозяйки запекали вовнутрь изделий немудреные декорации - бусину, кольцо, монетку либо простую щепку со значением. Ели осмотрительно. Если попадалась, к примеру, бусина, это значило быструю свадьбу. Пустой «жаворонок» числился нехороший приметой. Поэтому дамы пекли их раздельно и, отдавая, предостерегали, чтоб изделия не ели, а скрашивали ними стог либо двор.
Кроме «жаворонков» к этому дню выпекали колобки, числом 40. Они не предназначались для торжественного стола. Их пекли для Мороза, который удерживал пришествие весны. Колобки выкидывали за окно и просили Мороза принять подношение и уйти со двора.
Также числилось, что в этот праздничек необходимо непременно порвать 40 нитей и сломать 40 палок, тогда черные силы, сковывающие землю, отступят. С этими разорванными узами кончалась власть зимы над землею…
Оцените статью:
Средняя оценка: 5.0(2 гласа)
Источник: MyJane.ru
На смену февралю постоянно прибывает март, 1-ый весенний месяц. А ведь когда-то конкретно в марте наши прородители встречали Новый год, сопровождали длинную затянутую зиму и призывали солнце и тепло. Интересно, что у почти всех народов есть подходящие ритуалы и обычаи. Буйный месяц март У старых римлян март числился месяцем своенравным, само заглавие его было соединено с Марсом, всевышним войны, плодородия и бешеной природы. Однако для обитателей Восточной Европы весна могла ассоциироваться лишь с дамой. Отсюда и имя – Марта… Не взирая же и сами римляне все следующие солнечные, согревающие щедрые месяцы окрестили именами дам — богинь Афродиты(апрель), Майи(май), Юноны(июнь). А каких богов и святых призывали христиане, чтоб посодействовали отстоять лучезарную Весну?Если у обитателей Восточной Европы это была Марта, то нашим соотечественникам подсобляли и Власий, и Евдокия, и сам Георгий Победоносец… Марцышоры и Мартеницы …Зима на Балканах была длинной. Злые метели, будто рассерженные колдуны, недельками кутили над полями. Глубокие сугробы, как медведи, залегли вдоль бугров, протянули друг другу снежные лапы. Даже солнце казалось озябшим. Вот и март наступил, а весна все не ворачивалась. Не могли пробиться через снега подснежники, не возникли фиалки… Земля не могла встретить весну цветами. Капризная кросотка, огорчась, не захотела заходить в этот край… Кто знает, что стало бы в тот грозный год с людьми, зверями и птицами, ежели бы не молдавская чародейка Ленуца — дочь реченского пастуха. Это она додумалась, как совладать с бедой. Ленуца собрала разноцветные нитки, которыми вышивала сорочки, сплела из их красные и белоснежные цветочки и приколола к шубке. То же самое сделали скоро иные парнишки и девчата села, а за ними больше и больше жителей нашей планеты. Издалека могло показаться — земля и вправду расцвела. И весна поверила, возвратилась. А лютой зиме пришлось убираться подальше. С той поры и повелось, при этом не совсем лишь в Молдавии, но и в соседней Румынии. А цветочки из ниток стали величаться мэрцишорами. Среди болгар, наверняка, тоже нашлась таковая же сообразительная женщина, как Ленуца. Главное - не тосковать, не мучиться одному, а подзадорить, слиться с иными. В Болгарии старый обычай скрашивать одежду в честь весны именовали мартеницами. Шнурки, скрученные из нескольких бардовых и белоснежных ниток, прикрепляли к воротникам, шапкам, к отворотам пальто либо плащей. Ну а дальше для больщей значимости к шнуркам стали привязывать шарики, кисточки, фигуры животных и жителей нашей планеты, прикреплять монеты и иные декорации. И желанно было не снимать мартеницы до тех пор, пока не возвратится с юга 1-ый аист. Жаворонки по-славянски Славяне давно торжествовали в марте Жаворонки. В различных местах праздничек отмечали с 1 по 12 марта по Юлианскому календарю(либо с 14 по 25 марта по Григорианскому, другими словами по новенькому стилю). Согласно суевериям, к этому сроку из-за моря прилетали 40 птиц, потому время от времени праздничек именовали и Сороки. Но числилось, что первым прилетает жаворонок. Еще накануне хозяйки заботились у печек, пекли пироги, хлеб и, окончательно «жаворонки», выкладывая на громадные противни фигуры из теста, изображения «божьей птички». К этому праздничку были приурочены калоритные ритуалы и гуляния, где основную роль игрались девушки. Им предстояло встречать рассвет и сопровождать закат на каком-нибудь возвышенном и открытом месте. Они обращались к Солнцу: «Весна красна!Приди!Приди!». Входили в обряд и особенные заклинания, к примеру, девушки просили птиц принести ключи, чтоб отомкнуть землю, закованную в зимний период. Они напевали(закликали весну)и скакали через костер. С приходом христианства славянские традиции стали уходить в прошедшее. Однако весенний праздничек сохранился. Отныне он был посвящен сорока страдальцам севастийским, и отмечали его 9 марта по Юлианскому календарю либо 22 марта по Григорианскому. Но, желая наши прородители, перешедшие в христианство, и поминали в сей день павших воинов-мучеников, традиция встречать весну осталась. В каждом доме пекли печенье в виде птичек из сладостного теста. Зачастую оно представляло собой узелок либо бантик, концы которого преобразовывались в крылья, а из центра поднималась нехитро слепленная голова с глазом-изюминкой. Смотрели «жаворонки» постоянно в профиль. Птичек из теста не совсем лишь ели, но также употребляли в ритуальных целях, к примеру, усаживали на стог либо крышу амбара, полагаясь на будущее плодородие. Применяли «жаворонков» и для гаданий. Хозяйки запекали вовнутрь изделий немудреные декорации - бусину, кольцо, монетку либо простую щепку со значением. Ели осмотрительно. Если попадалась, к примеру, бусина, это значило быструю свадьбу. Пустой «жаворонок» числился нехороший приметой. Поэтому дамы пекли их раздельно и, отдавая, предостерегали, чтоб изделия не ели, а скрашивали ними стог либо двор. Кроме «жаворонков» к этому дню выпекали колобки, числом 40. Они не предназначались для торжественного стола. Их пекли для Мороза, который удерживал пришествие весны. Колобки выкидывали за окно и просили Мороза принять подношение и уйти со двора. Также числилось, что в этот праздничек необходимо непременно порвать 40 нитей и сломать 40 палок, тогда черные силы, сковывающие землю, отступят. С этими разорванными узами кончалась власть зимы над землею… Оцените статью: Средняя оценка: 5.0(2 гласа) Источник: MyJane.ru