440 Гц – частота камертона для планеты Земля - «Эзотерика»
“Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония
проникают в самые сокровенные глубины человеческой души”.
Древнегреческие рукописи
проникают в самые сокровенные глубины человеческой души”.
Древнегреческие рукописи
Человек является клеточкой огромного Вселенского организма и вовлечён во множество ритмических процессов, как внутренних, так и внешних, в том числе связанных с нашей планетой. Все они незримо сопровождают человека с момента зачатия в течение всей жизни, способствуя адаптации к постоянно изменяющимся внешним условиям. Мерой устойчивости человека как единой биологической системы является стабильность
его
внутренних ритмов и их соответствие принципам всеобщей гармонии, что может быть обеспечено путём синхронизации с внешними задающими ритмами. Синхронизация с ними обеспечивает структурный, энергетический и информационный гомеостаз всех подсистем организма человека, что является одним из важнейших условий поддержания оптимального уровня биоритмической адаптации и сохранения здоровья человека в целом.
Поскольку человек представляет собой сложную автоколебательную волновую систему, основанную на непрерывном взаимодействии множества внутренних фазосогласованных ритмов, то нарушение правильного протекания ритмических процессов в любом из звеньев данной системы неизбежно влечёт за собой привнесение разбалансировки и разсогласования в слаженную работу всего организма. Любое нарушение равновесия является одной из причин развития заболеваний, поэтому поддержание должного равновесия между внутренними и внешними ритмами является одной из актуальных задач, имеющих важное практическое значение для человека.
Для решения подобной задачи очень удобным является использование акустического типа воздействия, поскольку изменение внутренних параметров организма определяется частотой, а не типом воздействующего поля. На этом основании звук, благодаря резонансному взаимодействию с присущими человеку волновыми процессами, может применяться в качестве инструмента для проведения сонастройки и поддержания оптимального гомеостаза организма человека. Это объясняет, почему с глубокой древности все без исключения культуры мира использовали звук для осуществления того или иного воздействия на человека, а также для выполнения различных практик с целью трансформации сознания.
Остаётся только выяснить, какие именно звуки лучше всего использовать для решения подобных задач и какая система организации звуков по высоте является наиболее оптимальной как для восприятия человеком, так и для настройки музыкальных инструментов, с тем чтобы музыкально-акустическое воздействие могло оказывать благотворное воздействие на организм человека.
Любой музыкальный строй отталкивается от точно определённой высоты какого-либо звука, по которому производится настройка музыкальных инструментов. Для воспроизведения звука эталонной высоты пользуются камертоном, который был изобретен в 1711 г. придворным трубачом английской королевы Елизаветы Джоном Шором.
Справка
Камертон (нем. Kammerton, от Kammer - комната и Тоn - звук) - источник звука, представляющий собой изогнутый и закреплённый посредине металлич. стержень, концы которого могут свободно колебаться. Служит эталоном высоты при настройке муз. инструментов и в пении.
«Музыкальная энциклопедия», гл. ред. Ю. В. Келдыш - М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973—1982
Камертон (нем. Kammerton, от Kammer - комната и Тоn - звук) - источник звука, представляющий собой изогнутый и закреплённый посредине металлич. стержень, концы которого могут свободно колебаться. Служит эталоном высоты при настройке муз. инструментов и в пении.
«Музыкальная энциклопедия», гл. ред. Ю. В. Келдыш - М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973—1982
Интересно, что с момента изобретения камертона его частота неоднократно менялась и могла существенно отличаться от принятого в настоящее время эталона вплоть до целого тона в зависимости от того, для каких целей она применялась. Так, для настройки хора могла использоваться одна частота, для настройки органа другая, для исполнения старинной музыки третья, для исполнения академической музыки четвёртая и т.д. Вот примеры некоторых частот, на которые в разное время настраивались камертоны, которые приводит доктор искусствоведения, учёный-акустик и музыковед Гарбузов Николай Александрович:
419,9 Гц – частота самого первого камертона, изобретённого Джоном Шором, 1711 г.;
422,5 Гц - частота камертона, которую применял Георг Фридрих Гендель, 1741 г.;
423,2 Гц - частота камертона во времена Вебера, ок. 1815 г.;
435 Гц - частота камертона в Дрезденской опере, 1826 г.;
453 Гц - частота камертона в Парижской опере, 1841 г.;
456 Гц - частота камертона в Венской опере, ок. 1841 г.;
435 Гц - принят Международный эталон на конференции в Вене, 1885 г.;
439 Гц - частота камертона в Англии;
440 Гц – частота принята Национальным бюро стандартов США, 1825 г. [1].
Каких-либо письменных свидетельств или упоминаний о том, что та или иная частота настройки камертона является более правильной, опирающейся на некий теоретический трактат или старинный источник, не сохранилось, поэтому можно предположить, что столь значительный разброс частот для настройки камертона был вызван скорее всего неосознанным выбором музыкантов, связанным с особенностями музыкальных инструментов и удобством для исполнителей.
Вместе с тем приведённые выше частоты настройки камертона близки к октавным образам частот сидерических или синодических периодов обращения планет, что вряд ли можно считать случайным совпадением, на что обращает внимание Буданов Владимир Григорьевич, автор оригинального метода ритмокаскадов, используемого для описания развития сложных систем и синергетической теории гармонии.
Так, частота первого камертона, предложенного Шором - 419,9 Гц, с точностью 0,3% (5 центов) совпадает с синодической частотой Луны. В 1741 г. Гендель применял частоту 422,5 Гц, что с точностью до 0,05% (0,8 цента) совпадает с сидерической частотой Нептуна. Вебер использовал 423,2 Гц, что отличается от частоты Нептуна всего на 4 цента. Применяемый в Дрезденской опере камертон, настроенный на 435 Гц, с точностью 7 центов совпадал с частотой пульсаций Солнечной магнитосферы. В 1841 г. в Парижской опере принята частота 453 Гц, а в Венской - 456 Гц, что отличается не более чем на 5 центов от сидерического периода Луны и среднего периода суток Солнца. Интересно, что погрешность в 5 центов при различении высоты двух близких частот, воспроизведённых последовательно одна за другой, обычный музыкант не слышит, а 10 центов не различает средний слушатель [2].
Справка
Сидерический период – промежуток времени, в течение которого небесное тело совершает полный оборот вокруг главного тела по отношению к далёким звёздам (гелиосистема). Синодический период – промежуток времени между двумя последовательными соединениями небесного тела при наблюдении с Земли (геосистема).
Сидерический период – промежуток времени, в течение которого небесное тело совершает полный оборот вокруг главного тела по отношению к далёким звёздам (гелиосистема). Синодический период – промежуток времени между двумя последовательными соединениями небесного тела при наблюдении с Земли (геосистема).
В настоящее время в качестве стандарта для настройки камертона принята нота А4 (Ля 1-й октавы) с частотой звучания 440 Гц. Данный стандарт был установлен на Лондонской конференции по стандартизации (ISA) в 1939 г. и утверждён Международной организацией по стандартизации (ISO) в 1953 г. В дальнейшем стандарт был подтверждён этой же организацией в 1975 г. под номером ISO 16:1975 [3].
Тем не менее, несмотря на утверждённый стандарт настройки камертона, по-прежнему можно встретить и другие мнения по поводу частоты его настройки. В частности, существуют сторонники настройки музыкальных инструментов на частоту 432 Гц и некоторые другие частоты, которые, как они утверждают, использовались во времена средневековья и даже античности. Однако, по причине отсутствия убедительных доказательств или обоснования подобных утверждений, все они не могут восприниматься всерьёз. Сказанное в равной степени относится и к утверждённому в 1939 году стандарту настройки камертона на частоту 440 Гц, поскольку не приводится каких-либо аргументов или расчётов в пользу того, почему именно данная частота должна являться эталоном для настройки камертона, во всяком случае подобные аргументы встретить не удалось.
В результате естественным образом возникает вопрос – какой всё-таки должна быть частота настройки камертона, чтобы музыкально-акустическое воздействие могло способствовать восстановлению утраченного человеком равновесия, гармонии и исцелению от недугов, оказывая на организм человека положительное воздействие в целом? Может ли подобная частота быть обоснована и рассчитана математически?
Для того, чтобы можно было ответить на подобные вопросы, необходимо двигаться от общего к частному, опираясь на значимые для человека ритмические процессы, в которые каждый из нас незримо вовлечён. Так как для нас родным домом является Земля, то среди множества внешних ритмов, в которые вовлечён человек, наиболее значимыми являются ритмы, связанные с нашей Землёй – это суточный и годовой ритмы. Именно эти две основные единицы - сутки и год естественным образом предложены нам самой Природой.
Действительно, в соответствии с суточным ритмом чередуется режим бодрствования и сна, работы и отдыха, происходят непрерывные изменения на микроуровне и на уровне различных органов и систем организма человека: меняется кровяное давление, частота дыхания, температура тела, работоспособность и т.д.
Годовой ритм незримо влияет на ход биосферных процессов на планете, в соответствии с которыми происходят сезонные изменения климатических условий, структурная перестройка процессов развития всех живых систем, изменение сезонной активности органов, происходит регуляция процессов адаптации, поддержание гомеостаза и динамического равновесия, изменение уровня психической возбудимости, светочувствительности глаз и т.д.
Очевидным подтверждением практической значимости для человека именно суточного и годового ритмов Земли, среди прочих других внешних ритмов, является создание и повсеместное использование человеком с глубокой древности различных устройств и объектов.
Сначала в качестве примеров рассмотрим несколько инструментов, использование которых связано с суточным ритмом. Для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в древности использовались солнечные часы. На Рис.1 представлены солнечные часы, обнаруженные в Египте учёными Базельского университета у входа в одну из гробниц Долины Царей, возраст которых оценивается в 3300 лет. Часы представляют собой известняковый диск размером с блюдце. Углубление в центре диска служило для фиксации деревянного или металлического стержня, тень от которого позволяла узнавать время.
На Рис.2 показаны каменные солнечные часы, которые были найдены в начале прошлого века недалеко от поселения Мадаин Салих (древнее название Хегра) в Саудовской Аравии. Их возраст оценивается минимум в 2500 лет. В настоящий момент эти солнечные часы хранятся в Стамбульском Археологическом Музее, в коллекции Музея Древнего Востока.
В настоящее время с целью определения текущего времени суток применяются хорошо знакомые каждому из нас механические или электронные часы (Рис.3).
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Что касается годового ритма, то для того, чтобы можно было собственный ритм жизни человека вписать в годовой ритм, необходим календарь. Календарь - это упорядоченная система счёта дней, которая должна учитывать годовую периодичность природных явлений. С помощью календаря возможно деление года на удобные периодические интервалы времени, что позволяет фиксировать важные для человека события и измерять различные временные интервалы. Календарь, как инструмент планирования, имеет огромную практическую ценность для земледельцев и деловых людей, с его помощью можно также в нужный момент провести сонастройку внутренних биоритмов с важнейшими для человека внешними ритмами, а также решать множество других задач.
Привязка к ключевым датам связанным с годовым ритмом, которые имели важное значение для древних - зимние и летние солнцестояния и весенние и осенние равноденствия, в древности осуществлялась с помощью особым образом ориентированных на местности сооружений и календарей различного типа.
В качестве примера рассмотрим мегалитический комплекс Ньюгрейндж (Newgrange) в Ирландии, возраст которого оценивается примерно в 5-6 тысяч лет (Рис.4). Его особенностью является то, что внутри данного комплекса имеется узкий каменный коридор, который ориентирован на юго-восток, точно на место восхода Солнца в день зимнего солнцестояния, поэтому только в период с 19 по 23 декабря лучи восходящего Солнца могут проникнуть в каменный коридор через небольшое окно, расположенное над входом и осветить внутреннюю камеру в конце коридора.
Ещё одним из интересных примеров сооружений, с помощью которого осуществлялась привязка к важнейшим дата в течение года, является ступенчатая пирамида Кукулькана, расположенная на полуострове Юкатан, Мексика. В дни весеннего и осеннего равноденствий приблизительно в три часа дня лучи Солнца освещают западную балюстраду главной лестницы пирамиды таким образом, что свет и тень образуют изображение семи равнобедренных треугольников, составляющих тело тридцатисемиметровой змеи, «ползущей» по мере передвижения Солнца к собственной голове, вырезанной в основании лестницы. В дни зимнего и летнего солнцестояния пирамида делится светом и тенью точно пополам (Рис.5).
На Рис.6 представлен 12-ти месячный календарь на каменной плите, найденный в Риме. В центре календаря помещены изображения знаков зодиака, а справа и слева - обозначения чисел месяцев. В верхней части календаря расположены фигуры богов, которым посвящены дни недели.
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Жизнь в согласии с октавными образами ритмов земного года и суток является естественным и органичным для людей, живущих в непосредственном контакте с природой, благодаря чему человек уподобляется и сливается с природой через её ритм, реализуя антропокосмическое единство.
Так, бушмены из пустыни Калахари отмечают праздник медоеда, который длится несколько дней. Французских антропологов поразила сверхвысокая стабильность ритма — 0,641 сек, который с точностью до 3% совпадает с октавным ритмом земных суток (в ритмах такая неточность неразличима обычным человеком). В монастыре города Дхарамсала (Dharamsala) на севере Индии, в ритуальных песнопениях отслеживается постоянный ритм 0,472 сек, что с точностью 0,4% совпадает с годовым ритмом Земли. В Непале, во время богослужения касты Невари, один ритм периода 0,471 сек с точностью 0,1% совпадает с частотой годового ритма Земли. Другой ритм 0,325 сек совпадает с точностью 1,3% с частотой земных суток [2].
Приведённые примеры свидетельствуют о том, что человек с глубокой древности знал о важности синхронизации собственного ритма жизни с ритмами Земли:
- с суточным ритмом;
- с годовым ритмом.
Поскольку суточный ритм протекает на фоне годового ритма, то годовой ритм является наиболее важным для человека. Следовательно, частота камертона должна быть связана с годовым ритмом Земли, что будет способствовать синхронизации внутренних ритмических процессов в организме человека с наиболее значимым для него ритмом – годовым ритмом Земли, что позволит обеспечить устойчивость человека как целостной биологической системы и поддерживать состояние здоровья на должном уровне.
Чтобы определить частоту камертона, необходимо сначала рассчитать частоту годового ритма Земли. Частота годового ритма Земли определяется на основании продолжительности звёздного года (сидерический период обращения), это промежуток времени, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца относительно звёзд, округлённо: 365 суток, 6 часов, 9 минут, 9,98 секунды [4] и составляет 3,16 ?10-8 Гц. Данная частота является слишком низкой и поэтому является не слышимой для человека.
Однако, используя октавный принцип, можно за счёт последовательного умножения полученной частоты по степеням двойки получить резонансно связанную с ней, но уже слышимую человеком частоту годового ритма Земли. Поэтому, поднимая полученную частоту на 32 октавы, получим резонансно связанную с ней, но уже слышимую человеком частоту 136,096 Гц (округлённо 136,1 Гц), которая близка к ноте «До-диез» малой октавы звукоряда музыкальной системы (138,59 Гц).
Справка
Октавный принцип - один из фундаментальных принципов, благодаря которому возможно посредством увеличения или уменьшения частот соединение воедино объектов в различных пространственно-временных масштабах. Используя октавный принцип можно за счёт последовательного умножения исходной частоты по степеням двойки трансформировать неслышимую частоту в слышимую, резонансно связанную с исходной частотой.
Октавный принцип - один из фундаментальных принципов, благодаря которому возможно посредством увеличения или уменьшения частот соединение воедино объектов в различных пространственно-временных масштабах. Используя октавный принцип можно за счёт последовательного умножения исходной частоты по степеням двойки трансформировать неслышимую частоту в слышимую, резонансно связанную с исходной частотой.
Использование акустического типа воздействия позволяет благодаря явлению резонанса оказывать выраженное и многостороннее воздействие практически на все функции в теле человека (кровообращение, пищеварение, дыхание, внутреннюю секрецию, деятельность нервной системы, мозга и т.д.), а также на эмоциональную сферу и духовное развитие.
Наши Предки знали об этом, поэтому подобные звуки, резонансно связанные со значимыми для человека частотами, считались священными, потому что с их помощью возможно поддержание жизненной энергии, преображение внутреннего мира человека и влияние на внешнюю действительность.
Настройка человека на священные вибрации Земли способна помочь исцелить многие заболевания как на физическом, так и на душевном уровне, что является одной из важнейших тайн здоровья и долголетия.
Связанный с годовым ритмом Земли звук известен с глубокой древности. В Индии, например, существовало учение о высшем звуке «Нада-Брахман», являющимся зародышем всего мироздания. В своём первичном состоянии он не проявлен, затем развёртывается в видимый мир, представляя из себя вибрации той или иной высоты.
В индийской музыке это очень важный басовый тон, который называется «sadja» или «отец для других», именно он является лейтмотивом всего музыкального произведения.
Другим примером использования данного звука, считающегося самым священным звуком в индуистской и ведической традиции, является древняя традиция пения мантры «ОМ». В соответствии с ведическим наследием считается, что звук «ОМ» был первым, давшим начало воспринимаемой нами Вселенной, поэтому он произносится в начале священных текстов, мантр и медитаций [5].
При пении мантры «ОМ» происходит перенастройка организма человека, проясняется ум, устраняются препятствия на пути духовного роста, человек естественным образом раскрывается и через переживание подобного состояния получает возможность обрести новый для себя опыт. «Жаждущие просветления должны вдуматься в звук и смысл ОМ» (Дхьянбинду-упанишада).
При этом большое значение имеет не только сама по себе мантра «ОМ», её вибрационные характеристики и внутреннее душевное состояние исполнителя, но и правильность её вокального исполнения. Только при соблюдении данного условия возможно достижение реального исцеляющего воздействия на организм человека, поэтому всем тем, кто желает научиться правильно петь мантру «ОМ», необходимо либо найти настоящего Учителя, являющегося носителем Традиции, который мог бы научить правильно её исполнять, либо можно посетить выставочный зал «Колокола Руси» в Сергиевом Посаде, где находится басовое било «Голос Земли», точно настроенное на частоту священного звука «ОМ»[6] (Рис.7).
Рис.7
Басовое било «Голос Земли» является простым в применении и удивительным по своим возможностям инструментом. С его помощью можно не только научиться правильному вокальному исполнению мантры «ОМ», но и решать широкий спектр задач, включая как восстановление здоровья человека, так и оказание реальной помощи всем тем, кто избрал для себя Путь саморазвития, раскрытия имеющегося потенциала, преображения себя и окружающего мира.
Окружающий нас мир в своей основе прост, красив и гармоничен. Гармония Мироздания выражается в первую очередь в октавной, музыкальной организации его структуры. Открытый в глубокой древности принцип октавного подобия, то есть фрактальности оси частот, перенесенный на всю Вселенную, констатирует наличие в ней определяющего главного принципа развития материи не только и не столько как механического движения, сколько как информационного процесса, сохраняющего структуру (информацию) [7].
Так как для человека наиболее значимым является звук, связанный с годовым ритмом Земли, который находится в промежутке между нотами «До» и «До-диез», то именно с ноты «До» начинается октава – музыкальный интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет два к одному, то есть верхний звук имеет вдвое большую частоту колебаний, чем нижний звук.
Соответственно, если поднять известную нам частоту годового ритма Земли на 33 октавы, то получим октавный образ резонансно связанной с ней частоты на уровне первой октавы 272,19 Гц, а вдвое большая частота составит 544,38 Гц, что и составит октаву, частоты которой резонансно связаны с годовым ритмом Земли.
Построение октав на основе частот, резонансно связанных с годовым ритмом Земли, является оптимальным для построения звукоряда музыкальной системы, поскольку в этом случае при оказании музыкально-акустического воздействия за счёт резонансных явлений будет происходить синхронизация внутренних ритмов в организме человека с внешним задающим ритмом, связанным с нашей планетой, что будет способствовать обеспечению устойчивости человека как целостной биологической системы и поддержанию состояния здоровья на должном уровне.
Можно отметить определённую близость принятого в настоящее время диапазона частот звукоряда музыкальной системы к диапазону частот, резонансно связанных с годовым ритмом Земли. Если рассмотреть в качестве примера первую октаву звукоряда музыкальной системы, включающую в себя звуки с частотами от 261,63 Гц до 523,25 Гц, то в сравнении с диапазоном частот, резонансно связанных с годовым ритмом Земли – от 272,19 Гц до 544,38 Гц, разница составит соответственно 10,56 Гц и 21,13 Гц.
Столь большая разница в частотах не позволяет провести синхронизацию слушателя с годовым ритмом Земли, поэтому принятый в настоящее время звукоряд музыкальной системы не способен оказать должного положительного воздействия на здоровье человека. Так как для нас представляет интерес именно достижение положительного эффекта на здоровье человека при оказании музыкально-акустического воздействия, то для дальнейших рассуждений будем рассматривать диапазон частот, резонансно связанный с годовым ритмом Земли.
Известно, что одним из фундаментальных принципов построения живой материи является принцип Золотой пропорции. При математическом делении диапазона частот 272,19 Гц - 544,38 Гц, резонансно связанных с годовым ритмом Земли в Золотой пропорции (в отношении 61,8 % и 38,2 %), получаем частоту 440,4 Гц (Рис.8).
Рис.8
Таким образом, применительно к диапазону частот, резонансно связанным с годовым ритмом Земли, частота 440,4 Гц являет собой проявление принципа Золотой пропорции, являющегося одним из фундаментальных принципов Мироздания, проявлением высшего структурного и функционального совершенства, что является непременным условием красоты и гармонии.
Следовательно, использование частоты 440,4 Гц, равно как и её октавных образов, будет способствовать как для человека, так и для всего живого на нашей планете восстановлению гармонии и устранению имеющейся в организме разбалансировки, а также привнесению упорядоченности в работу органов и систем и переводу организма в оптимальный режим функционирования.
Принятая в настоящее время в качестве стандарта частота настройки камертона 440 Гц практически совпадает с частотой 440,4 Гц, полученной в результате деления резонансно связанных с годовым ритмом Земли частот на уровне первой октавы в отношении Золотой пропорции. Поэтому среди разных используемых ранее и предлагаемых в настоящее время частот для настройки камертона, частота 440 Гц наилучшим образом подходит в качестве стандарта для настройки камертона.
Имеющаяся погрешность при этом составляет 0,4 Гц, т.е. всего 0,095% или 0,77 центов, что неразличимо для слуха человека. Строго говоря, камертон правильнее было бы настраивать точно на частоту 440,4 Гц, однако на практике это влечёт за собой усложнение процесса изготовления камертона и осуществления в дальнейшем контроля за точностью его настройки.
Данное обоснование расчёта частоты камертона для планеты Земля было представлено автором данной статьи в докладе «Методы аудиостимуляции эндорфинергических механизмов мозга», прозвучавшего 23 марта 2017 г. в рамках проведения 2-й научной конференции «Строение, история и экология Земли: от древних знаний до технологий будущего», которая проходила в Международном независимом эколого-политологическом университете, г. Москва [8].
Приведённые рассуждения могут представлять интерес с познавательной точки зрения, однако для того, чтобы можно было убедиться в их справедливости необходимы примеры, подтверждающие факт использования человеком частоты 440,4 Гц или её октавных образов в древности, а также примеры их позитивного воздействия на организм человека. И такие примеры действительно существуют.
Прежде всего, можно обратить внимание на некоторые древние сооружения, сохранившиеся до наших дней. Например, курган Уэйлендз-Смайти (Wayland's Smithy), построенный около 2800 г. до н.э. и который находится в Беркшире (Berkshire), графстве на юге Англии. Он представляет собой длинный земляной курган с выложенным из камня 6-ти метровым коридором, который заканчивается крестообразной камерой (Рис.9, 10) [9].
Рис.9
Рис.10
Ещё одним примером построенного в древности сооружения является уже упоминаемый ранее мегалитический комплекс Ньюгрейндж (Newgrange), который находится в Ирландии, в 40 км к северу от Дублина (Рис.11, 12). Данный комплекс представляет собой большой курган высотой 13,5 метров и диаметром 85 метров, внутри которого находится выложенный из камней длинный 19-ти метровый коридор, который заканчивается крестообразной камерой со ступенчатым сводом. Основу камеры составляют вертикально поставленные каменные монолиты весом от 20 до 40 тонн.
Рис.11
Рис.12
Изучение акустических особенностей различных древних сооружений на территории Великобритании и Ирландии, в том числе кургана Уэйлендз-Смайти и мегалитического комплекса Ньюгрейндж, проводилось в 1944 г. исследователями из разных стран в составе группы PEAR (Princeton Engineering Abnormalities Research) под руководством профессора Принстонского Университета Роберта Дж. Яна (Robert G. Jahn).
С этой целью внутри исследуемых сооружений устанавливались громкоговорители, через которые излучался звук разной высоты. При этом подбиралась частота наибольшей интенсивности звуковых вибраций и наиболее громкого звучания. В результате оказалось, что во всех шести исследуемых древних сооружениях, несмотря на то, что они значительно отличались размерами, формой и строительными материалами, во внутренних помещениях отмечался устойчивый сильный резонанс на частотах между 95 Гц и 120 Гц [10].
Обращает на себя внимание близость полученных резонансных частот помещений в исследуемых сооружениях к частоте 110 Гц, являющейся октавным образом частоты 440,4 Гц на уровне большой октавы (110,1 Гц), что вряд ли может расцениваться как случайное совпадение. Имеющиеся отклонения могут быть объяснены тем, что помещения в данных сооружениях выложены из необработанных камней, что препятствует достижению требуемой точности.
Ещё одним примером из числа сохранившихся до наших дней древних сооружений является подземный храм Гипогей Хал-Сафлиени на острове Мальта (Hal-Saflieni Hypogeum), возраст которого оценивается примерно в 5-6 тысяч лет. На втором подземном уровне данного храма находится «Палата Оракула» (The Oracle Room) с маленькой овальной нишей, расположенной на высоте лица. При произнесении в неё слов низким мужским голосом, звуки начинают резонировать сильным эхом по всему помещению храма (Рис.13, 14).
Рис.13
Рис.14
При проведении акустических исследований мальтийским композитором Рубеном Зарой (Ruben Zahra) совместно с исследовательской группой из Италии было установлено, что звук в Палате Оракула резонирует на частоте 110 Гц. Обращает на себя внимание её практически полное совпадение с октавным образом частоты, соответствующей Золотой пропорции на уровне большой октавы (110,1 Гц).
Достижение столь высокой точности стало возможным благодаря сочетанию двух факторов – умелому проектированию самого помещения с целью достижения заданных акустических свойств, а также благодаря тому, что оно вырубалось в известняке, а не выкладывалось из камней, как в случае с курганом Уэйлендз-Смайти (Рис. 15) или мегалитическим комплексом Ньюгрейндж (Рис. 16), а значит была возможность обработки поверхностей с требуемой точностью (Рис. 17).
Рис.15
Рис.16
Рис.17
Затем исследования продолжили специалисты в области медицины, которые пришли к выводу, что частота 110 Гц способна оказывать особое воздействие на психоэмоциональное состояние человека и позволяет выйти за рамки привычной реальности.
Так, Линда Инеикс (Linda Eneix), президент Фонда OTSF (Old Temples Study Foundation) из Флориды, при проведении исследований с помощью электроэнцефалографии обнаружила, что при воздействии звуковой вибрации с частотой 110 Гц происходит резкое изменение характера активности в префронтальной коре головного мозга, что приводит к частичному отключению языкового центра и переходу доминирования от левого полушария к правому, отвечающего за эмоциональность и творчество, а также происходит «включение» области мозга, которая ответственна за настроение, эмпатию и социальное поведение. Если же воздействовать звуковой вибрацией на других частотах, например на частоте 90 Гц или 130 Гц, то подобных резких изменений в активности головного мозга не отмечалось [11].
Доктор Паоло Дебертолис (Paolo Debertolis) после проведения серии тестов в Единой Клинике по нейрофизиологии в Университете Триеста в Италии (University of Trieste) пришёл к выводу, что активация фронтальной области мозга происходит в частотном диапазоне между 90 Гц и 120 Гц. Только в этом случае во время тестирования у человека возникали идеи и мысли, подобные тем, что обычно возникают во время медитации [12].
Профессор психиатрии Ян Кук (Ian Cook) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles) и его коллеги в 2008 году опубликовали результаты эксперимента, в котором с помощью ЭЭГ исследовалась местная активность головного мозга под воздействием разных резонансных частот. Результаты исследования показали, что при воздействии частоты 110 Гц паттерны активности префронтальной коры резко смещались, приводя к относительному отключению функционирования языкового центра и доминированию правополушарной деятельности головного мозга [13].
В связи с этим Николо Бисконти (Niccolo Bisconti) из Университета Сиены в Италии (University of Siena) высказал версию, что «Палата Оракула» в Гипогее специально была спроектирована таким образом, чтобы полученные акустические эффекты могли воздействовать на психику людей.
С момента появления в начале 2013 года в Методическом центре «Древо Рода» первого плоского колокола, настроенного на частоту 110 Гц, мы накопили определённый опыт его практического применения и обратили внимание на то, что аудиостимуляция головного мозга звуковой вибрацией на частоте 110 Гц приводит к качественному изменению в состоянии активности головного мозга, что фиксируется результатами компьютерной диагностики. При этом человек не только сохраняет полный контроль над собой и способность ясно воспринимать всё происходящее с ним, но и получает возможность выйти за рамки привычной реальности [14].
Достижение подобного состояния происходит благодаря снижению типичных для бодрствующего состояния бета-ритмов, однако при этом человек продолжает оставаться в сознании. Вместе с тем происходит существенный рост тэта-ритмов, что свидетельствует о выраженном переходе к доминированию правого полушария.
Аудиостимуляция головного мозга звуковой вибрацией на частоте 110 Гц приводит также к значительному снижению дельта-ритмов, что свидетельствует о явном выходе из неосознанного состояния и возвращению сосредоточенности, что достоверно фиксируется инструментально с помощью диагностического комплекса «Лотос» (Рис.18).
Рис.18
Пребывая в подобном состоянии человек сохраняет способность не только ясно воспринимать всё происходящее с ним здесь и сейчас, но и получает возможность доступа к области бессознательного, что позволяет взаимодействовать с окружающим миром и решать множество прикладных задач.
Таким образом, полученные при проведении научных исследований результаты свидетельствуют о том, что:
воздействие на человека звуковых вибраций с частотой 110 Гц приводит к качественному изменению в состоянии активности головного мозга и переходу человека в специфическое психофизиологическое состояние, при котором создаются оптимальные условия для взаимодействия с окружающим миром.
Не менее интересные результаты были получены доктором медицинских наук, профессором, академиком международной академии информатизации Каструбиным Эдуардом Михайловичем. По результатам проведённых им исследований оказалось, что частоты в диапазоне от 95 Гц до 110 Гц являются наиболее эффективными для стимуляции синтеза мозгом морфиноподобных веществ – эндорфинов, представляющих собой нейромодуляторы, которые оказывают обезболивающее действие, успокаивающе влияют на психику человека и играют значительную роль в снятии стресса.
Ещё одно важное открытие было сделано доктором медицинских наук, профессором Кубанского государственного медицинского университета Савиной Лидией Васильевной. Она определила типичные для здорового человека диапазоны частот, присущие его главным энергетическим зонам, и оказалось, что для сердечного центра характерен диапазон частот 90-110-120 Гц (Савина Л.В., Монография, «Я излучаю», Краснодар, 2001).
В обоих приведённых примерах также обращает на себя внимание близость выявленных при проведении исследований частот к частоте 110,1 Гц, являющейся октавным образом частоты 440,4 Гц. Взаимодействие с подобными частотами естественным образом переводит организм человека в оптимальный режим функционирования, а психоэмоциональное состояние человека в состояние лада и гармонии с окружающим миром.
Возможно, что одной из целей строительства в древности мегалитических комплексов и различных сооружений с подобными акустическими свойствами являлась возможность достижения человеком подобного особого психофизиологического состояния, что имело большую практическую ценность.
Выводы:
1. Рассматривая окружающий мир с позиции волновых процессов можно отметить, что человек, как клеточка огромного Вселенского организма, незримо вовлечён во множество внешних ритмических процессов, наиболее значимым из которых для человека является годовой ритм Земли.
2. Применительно к октавному образу частот, резонансно связанным с годовым ритмом Земли, частота 440,4 Гц являет собой проявление высшего структурного и функционального совершенства, поэтому её использование будет привносить упорядоченность и гармонию в работу органов и систем человеческого организма, способствуя устранению имеющейся разбалансировки и переводу организма в оптимальный режим функционирования.
3. Принятая в настоящее время для настройки камертона частота 440 Гц наилучшим образом подходит в качестве стандарта для настройки камертона. Имеющаяся погрешность в 0,4 Гц является несущественной, так как подобная точность при настройке музыкальных инструментов не требуется.
4. Для того, чтобы музыкально-акустическое воздействие могло оказывать на организм человека положительное воздействие и способствовать исцелению от недугов, необходимо проведение синхронизации частот звукоряда музыкальной системы с резонансно связанными с годовым ритмом Земли частотами.
5. Использование частоты 440 Гц в качестве эталона для настройки камертона и синхронизация звукоряда музыкальной системы с резонансно связанными с годовым ритмом Земли частотами позволит посредством музыкально-акустического воздействия реализовать антропокосмическое единство человека с Природой и обеспечить устойчивость человека как единой и целостной биологической системы, что является одним из важнейших условий поддержания оптимального уровня биоритмической адаптации и сохранения здоровья человека в целом.
© Дорошкевич Александр, 2017
Методический центр «Древо Рода»
Литература:
[1] Музыкальная акустика, Н.А. Гарбузов, В.А. Багадуров, П.Н. Зимин, С.Г. Корсунский, А.А. Рождественский, М., 1940; 2-е изд., испр. и доп., М., 1954. 236 с.
[2] Буданов В.Г., Косморитмы гармонии вокруг нас, Журнал «Ваша светлость», №1, 2006 г.
[3] Acoustics - Standard tuning frequency (Standard musical pitch), ISO 16:1975
http://webstore.ansi.org/RecordDetail.aspx?sku=ISO 16:1975
[4] Аллен К.У., Астрофизические величины. Справочник, перевод с англ. Х.Ф. Халиуллина под ред. Д.Я. Мартынова, Москва: Мир, 1977. - 446 с.
[5] Еремеев В.Е., Чертёж антропокосмоса. 2-е изд., испр. и доп. М.: АСМ, 1993. -384 с.
[6] Дорошкевич А.Н., «Голос Земли»: басовое било нового поколения, 09.01.2017,
http://drevoroda.ru/interesting/articles/2514/2459.html
[7] Кулинкович А.Е., Кулинкович В.Е. Гармония Вселенной.
http://www.ka2.ru/nauka/kulinkovich_3.html
[8] Дорошкевич А.Н., «Методы аудиостимуляции эндорфинергических механизмов мозга», 2-я научная конференция «Строение, история и экология Земли: от древних знаний до технологий будущего»,МНЭПУ, 23.03.2017, г. Москва,
https://www.youtube.com/watch?v=Uqym1MKNb_4
[9] Wayland's Smithy, Neolithic Chambered Long Barrow,
http://www.stone-circles.org.uk/stone/wayland.htm
[10] Jahn, Robert G., Acoustical Resonances of Assorted Ancient Structures, Technical Report PEAR. 95002, Princeton University, March 1995
[11] Linda Eneix, The Ancient Architects of Sound, Popular Archaeology Magazine, Vol. 6, March 2012.
http://popular-archaeology.com/issue/march-2012/article/the-ancient-architects-of-sound
[12] Paolo Debertolis, Department of Medical Sciences University of Trieste (Italy), Systems of acoustic resonance at ancient sites and related brain activity,
http://www.sbresearchgroup.eu/Immagini/Systems_of_acoustic_resonance_in_the_ancient_sites_and_related_brain_activity.pdf
[13] Кук И.А., UCLA, Фонд OTSF (Old Temples Study Foundation), «Время и мышление», 2008
[14] Дорошкевич А.Н., 110 Гц – ключ к переходу в особое состояние,
http://drevoroda.ru/interesting/articles/2514/2502.html
“Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души”. Древнегреческие рукописи Человек является клеточкой огромного Вселенского организма и вовлечён во множество ритмических процессов, как внутренних, так и внешних, в том числе связанных с нашей планетой. Все они незримо сопровождают человека с момента зачатия в течение всей жизни, способствуя адаптации к постоянно изменяющимся внешним условиям. Мерой устойчивости человека как единой биологической системы является стабильность его внутренних ритмов и их соответствие принципам всеобщей гармонии, что может быть обеспечено путём синхронизации с внешними задающими ритмами. Синхронизация с ними обеспечивает структурный, энергетический и информационный гомеостаз всех подсистем организма человека, что является одним из важнейших условий поддержания оптимального уровня биоритмической адаптации и сохранения здоровья человека в целом. Поскольку человек представляет собой сложную автоколебательную волновую систему, основанную на непрерывном взаимодействии множества внутренних фазосогласованных ритмов, то нарушение правильного протекания ритмических процессов в любом из звеньев данной системы неизбежно влечёт за собой привнесение разбалансировки и разсогласования в слаженную работу всего организма. Любое нарушение равновесия является одной из причин развития заболеваний, поэтому поддержание должного равновесия между внутренними и внешними ритмами является одной из актуальных задач, имеющих важное практическое значение для человека. Для решения подобной задачи очень удобным является использование акустического типа воздействия, поскольку изменение внутренних параметров организма определяется частотой, а не типом воздействующего поля. На этом основании звук, благодаря резонансному взаимодействию с присущими человеку волновыми процессами, может применяться в качестве инструмента для проведения сонастройки и поддержания оптимального гомеостаза организма человека. Это объясняет, почему с глубокой древности все без исключения культуры мира использовали звук для осуществления того или иного воздействия на человека, а также для выполнения различных практик с целью трансформации сознания. Остаётся только выяснить, какие именно звуки лучше всего использовать для решения подобных задач и какая система организации звуков по высоте является наиболее оптимальной как для восприятия человеком, так и для настройки музыкальных инструментов, с тем чтобы музыкально-акустическое воздействие могло оказывать благотворное воздействие на организм человека. Любой музыкальный строй отталкивается от точно определённой высоты какого-либо звука, по которому производится настройка музыкальных инструментов. Для воспроизведения звука эталонной высоты пользуются камертоном, который был изобретен в 1711 г. придворным трубачом английской королевы Елизаветы Джоном Шором. Справка Камертон (нем. Kammerton, от Kammer - комната и Тоn - звук) - источник звука, представляющий собой изогнутый и закреплённый посредине металлич. стержень, концы которого могут свободно колебаться. Служит эталоном высоты при настройке муз. инструментов и в пении. «Музыкальная энциклопедия», гл. ред. Ю. В. Келдыш - М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973—1982 Интересно, что с момента изобретения камертона его частота неоднократно менялась и могла существенно отличаться от принятого в настоящее время эталона вплоть до целого тона в зависимости от того, для каких целей она применялась. Так, для настройки хора могла использоваться одна частота, для настройки органа другая, для исполнения старинной музыки третья, для исполнения академической музыки четвёртая и т.д. Вот примеры некоторых частот, на которые в разное время настраивались камертоны, которые приводит доктор искусствоведения, учёный-акустик и музыковед Гарбузов Николай Александрович: 419,9 Гц – частота самого первого камертона, изобретённого Джоном Шором, 1711 г.; 422,5 Гц - частота камертона, которую применял Георг Фридрих Гендель, 1741 г.; 423,2 Гц - частота камертона во времена Вебера, ок. 1815 г.; 435 Гц - частота камертона в Дрезденской опере, 1826 г.; 453 Гц - частота камертона в Парижской опере, 1841 г.; 456 Гц - частота камертона в Венской опере, ок. 1841 г.; 435 Гц - принят Международный эталон на конференции в Вене, 1885 г.; 439 Гц - частота камертона в Англии; 440 Гц – частота принята Национальным бюро стандартов США, 1825 г. _