Краткая иконография дьявола. - «Демонология» » Женскими глазами
Навигация: Женскими глазами » Черная магия » Краткая иконография дьявола. - «Демонология»

Краткая иконография дьявола. - «Демонология»

Краткая иконография дьявола. - «Демонология»

Демонология » История демонологии

Темы: магия

Краткая иконография дьявола Западной церкви средних веков.


Итак, господа, мы вплотную подошли к давно обещанной теме иконографии дьявола.
Я уже говорил, что изначально Сатана изображался в виде падшего, но все-таки ангела. Этому свидетельствует самое раннее изображение дьявола на мозаике VI века Сан Апполинаре Нуово, в Равенне. На ней изображена сцена отделения агнцев от козлищ (то есть, праведных душ от грешных). В центре картины стоит Господь, справа от него стоит ангел в красной одежде, которая обозначает огонь (как очищение) и вечный покой, рядом с ним стоят агнцы, слева же от Господа стоит ангел в голубой одежде, данный цвет обозначает низший воздух, откуда он был низвергнут, слева от него стоят козлища.

На страницах Библии Грегуара Нацианского (между VI и IX вв.) Сатана изображается, как обольстительный искуситель, в достаточно приятном образе.

Первый «дьявольский взрыв произошел на Западе около XI-XII веков. Сатану изображают с горящим взором, огненными волосами и крыльями («Апокалипсис Сен-Севера, ХI в.), пожирателем людей (Сен-Пьер де Шовиньи), огромным демоном (у Отэна), или, как, например, в «Видении Тундала» (что тоже частично вошло буквально и частично имело сильное влияние на иконографию). Один неизвестный ирландский монах в 1149 году поведал миру историю о беспечном рыцаре Тундале, проводившим все свое основное время в пьянстве, на охоте и в прочих мирских удовольствиях. Однажды, прямо во время пиршества он был похищен и отправлен в ад. Там он увидел Сатану: «князь тьмы, враг рода человеческого, он был больше, нежели любое из чудовищ увиденных в аду. Он был черным, как ворон, тело его было, как человеческое, но с хвостом и многими руками. Чудовище имело тысячи рук, каждая длинною в сто локтей и толщиною в десять локтей. На каждой руке его было по двадцать пальцев, каждый длинною в сто ладоней и толщиною в десять ладоней. Ногти на пальцах были длиннее рыцарского копья. У него был также длинный клюв и длинный острый хвост с жалами, которыми он мучил осужденные души. Это ужасное существо было распростерто и приковано к железной решетке, под которой горели угли, раздуваемые множеством демонов. Все члены этого существа были скованы железными и бронзовыми цепями. При выдохе он исторгал из себя множество осужденных душ и развеивал их по различным областям ада, а когда он вдыхал, они попадали обратно в его серные испарения, где он пережевывал их».

(По моему скромному мнению, после такого красочного описания Лавкравт со своими Ктулху и Азатотом могут уныло идти курить в коридор).

В Европе в XIV веке началось (в изобразительном искусстве и литературе) сплошное бесовское нашествие. В иконографии возникают изображения адских мук и дьявольских искушений, к которым прибегает Сатана, чтобы погубить людей. После эпидемий Черной Смерти (или чумы), которую нередко олицетворяли в реальном образе, на стенах Кампо Санта в Пизе и часовни Санта-Мария-Новелла во Флоренции художник (А.Орканья) неотступно следуя тексту «Божественной Комедии» Данте рисует дьявола огромного роста, с чудовищной рогатой головой, сжимающий мощными руками грешников. Черти вытягивают кишки у завистников, выворачивают наизнанку скупых, бичуют прелюбодеев и сажают на кол неверных жен.

Но наивысшей жестокости кошмар достигает у Иеронима Босха («Страшный Суд», в Вене, Брюгге, триптих в Прадо), картины которого составляют единое целое, с произведениями фламандцев от Ван Дика, до Анри Блеза. Европейская иконографическая дьяволиада исполняется и восточными мотивами. Из Китая на Запад приходят черти с перепончатыми крыльями летучей мыши и женской грудью, драконы и единорогие великаны.

Судебные документы свидетельствуют, что в Юре и Лотарингии дьявол назывался не так, как в Библии, а имел совершенно другие наименования: Робин Гуд, Грепен, Хайнекен, Хинкенбайн, Хауссибатт, Чарлот, Румпельштильсткен и пр.

Сатану нередко рисовали не черным или красным, а зеленым (цвет охотников, за душами, соответственно), желтыми, синими и другими цветами, кроме белого.

Оно и понятно. Белым дьявол не мог быть просто по определению.


Демонология » История демонологии Темы: магия Краткая иконография дьявола Западной церкви средних веков. Итак, господа, мы вплотную подошли к давно обещанной теме иконографии дьявола. Я уже говорил, что изначально Сатана изображался в виде падшего, но все-таки ангела. Этому свидетельствует самое раннее изображение дьявола на мозаике VI века Сан Апполинаре Нуово, в Равенне. На ней изображена сцена отделения агнцев от козлищ (то есть, праведных душ от грешных). В центре картины стоит Господь, справа от него стоит ангел в красной одежде, которая обозначает огонь (как очищение) и вечный покой, рядом с ним стоят агнцы, слева же от Господа стоит ангел в голубой одежде, данный цвет обозначает низший воздух, откуда он был низвергнут, слева от него стоят козлища. На страницах Библии Грегуара Нацианского (между VI и IX вв.) Сатана изображается, как обольстительный искуситель, в достаточно приятном образе. Первый «дьявольский взрыв произошел на Западе около XI-XII веков. Сатану изображают с горящим взором, огненными волосами и крыльями («Апокалипсис Сен-Севера, ХI в.), пожирателем людей (Сен-Пьер де Шовиньи), огромным демоном (у Отэна), или, как, например, в «Видении Тундала» (что тоже частично вошло буквально и частично имело сильное влияние на иконографию). Один неизвестный ирландский монах в 1149 году поведал миру историю о беспечном рыцаре Тундале, проводившим все свое основное время в пьянстве, на охоте и в прочих мирских удовольствиях. Однажды, прямо во время пиршества он был похищен и отправлен в ад. Там он увидел Сатану: «князь тьмы, враг рода человеческого, он был больше, нежели любое из чудовищ увиденных в аду. Он был черным, как ворон, тело его было, как человеческое, но с хвостом и многими руками. Чудовище имело тысячи рук, каждая длинною в сто локтей и толщиною в десять локтей. На каждой руке его было по двадцать пальцев, каждый длинною в сто ладоней и толщиною в десять ладоней. Ногти на пальцах были длиннее рыцарского копья. У него был также длинный клюв и длинный острый хвост с жалами, которыми он мучил осужденные души. Это ужасное существо было распростерто и приковано к железной решетке, под которой горели угли, раздуваемые множеством демонов. Все члены этого существа были скованы железными и бронзовыми цепями. При выдохе он исторгал из себя множество осужденных душ и развеивал их по различным областям ада, а когда он вдыхал, они попадали обратно в его серные испарения, где он пережевывал их». (По моему скромному мнению, после такого красочного описания Лавкравт со своими Ктулху и Азатотом могут уныло идти курить в коридор). В Европе в XIV веке началось (в изобразительном искусстве и литературе) сплошное бесовское нашествие. В иконографии возникают изображения адских мук и дьявольских искушений, к которым прибегает Сатана, чтобы погубить людей. После эпидемий Черной Смерти (или чумы), которую нередко олицетворяли в реальном образе, на стенах Кампо Санта в Пизе и часовни Санта-Мария-Новелла во Флоренции художник (А.Орканья) неотступно следуя тексту «Божественной Комедии» Данте рисует дьявола огромного роста, с чудовищной рогатой головой, сжимающий мощными руками грешников. Черти вытягивают кишки у завистников, выворачивают наизнанку скупых, бичуют прелюбодеев и сажают на кол неверных жен. Но наивысшей жестокости кошмар достигает у Иеронима Босха («Страшный Суд», в Вене, Брюгге, триптих в Прадо), картины которого составляют единое целое, с произведениями фламандцев от Ван Дика, до Анри Блеза. Европейская иконографическая дьяволиада исполняется и восточными мотивами. Из Китая на Запад приходят черти с перепончатыми крыльями летучей мыши и женской грудью, драконы и единорогие великаны. Судебные документы свидетельствуют, что в Юре и Лотарингии дьявол назывался не так, как в Библии, а имел совершенно другие наименования: Робин Гуд, Грепен, Хайнекен, Хинкенбайн, Хауссибатт, Чарлот, Румпельштильсткен и пр. Сатану нередко рисовали не черным или красным, а зеленым (цвет охотников, за душами, соответственно), желтыми, синими и другими цветами, кроме белого. Оно и понятно. Белым дьявол не мог быть просто по определению.

Похожие статьи

Оставить комментарий

ВАША РЕКЛАМА


ДОБАВИТЬ БАННЕР
  «Прикоснись к тайнам настоящего и будущего,а также лечение народными способами и не традиционной медициной и многое полезное для вашего благополучия...»