Вампиры-чудовища и животные - «Демонология»
Демонология » Вампиры
Темы: чудовищаВ прошлой статье мы немного поговорили о вампирах, которые и не думали помирать, чтобы перейти в такое состояние. Сегодня продолжим разбирать эту же тему, только нашими героями будут не люди, а монстры. Или же люди ставшие монстрами.
За вампирами-людьми следующая по численности группа – вампиры-монстры. И рассматривать мы их начнем аж с древнейших времен. Одними из самых первых (если вообще не самыми первыми) монстры, наделенные вампирическими признаками, появились в Древней Греции. Это были Эмпуса и Ламия.
Эмпуса
С Эмпусой на самом деле все просто. Это демон женского пола с ослиными ногами, который находился в свите Гекаты (богини колдовства, кладбищ, перекрестков дорог и лунного света). Этот демон был не только вампиром, но и оборотнем-универсалом способным принимать всевозможные облики, от животных до человеческих. Эмпусе часто приписывали похищения детей и высасывание крови у мужчин, которым она являлась в облике прекрасной женщины. Говорили, что после того, как Эмпуса высосет из жертвы всю кровь, она может пожрать и мясо.
Ламия
С Ламией все гораздо сложнее. По преданию она была царицей Ливии, очень красивой женщиной и матерью большого семейства. Ее возжелал Зевс, и она (с верховным богом не поспоришь) родила ему несколько детей. Но законной и ревнивой супруге громовержца Гере все это не слишком понравилось, и она отомстила царице в лучших традициях того времени. Ламия была превращена в ужасное чудовище, мало того, Гера заставила ее проглотить собственных детей. Вот это, наверное, было уже чересчур. В гневе Ламия прокляла богов и весь человеческий род. Она стала являться по ночам и похищать маленьких детей, чтобы насыщаться их кровью. Также она не обходила вниманием и красивых юношей для этого Ламия имела способность на время возвращать свою красоту. По некоторым источникам Ламия монстр с телом прекрасной женщины, но только до пояса. Ниже у нее змеиное тело и хвост.
Лилит
По древности происхождения с Ламией и Эмпусой может соперничать только один вампирический персонаж – это Лилит. Имя ее восходит к именам трех шумерских демонов: Лилу (инкуб, т.е. демон мужского пола), Лилиту (суккуб, т.е. демон женского пола) и Ардат Лили. В еврейской традиции она была первой женой Адама, с которым непрестанно ссорилась. В итоге она вообще ушла от мужа, который обратился с жалобой на негодницу к Иегове. Бог послал за ней трех ангелов, по именам Сеной, Сансеной и Самангелоф. Они обнаружили Лилит у Красного моря в обществе многочисленных демонов. Она отказалась вернуться к Адаму и заявила, что будет вредить человеческим младенцам. После угрозы убить ее, Лилит поклялась, что не тронет любого ребенка, если увидит в доме начертание имен этих трех ангелов. Затем она становится женой демона Асмодея, от которого производит на свет целую грядку демонов (в ассиро-вавилонской традиции они носили общее имя «лилин»).
Считалось, что Лилит не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их и пьет кровь. Молодым неженатым еврейским мужчинам Талмуд советует не ночевать в одиночестве, так как они тоже представляют интерес для вампирицы.
На иврите и в некоторых других языках семитской группы слово «лилит» означает сову, ночную птицу и предвестницу несчастий. Например, у древних шумеров Лилит изображается с крыльями и вместе с совой.
Надо сказать, что сове «посчастливилось» встать у истоков вампирического «животного» пантеона, летучая мышь, как вампирский символ, появилась гораздо позднее. А началось все опять же в Древней Греции.
Жила себе да поживала во Фракии (часть нынешнего Балканского полуострова) женщина по имени Полифонта, которая имела в покровительницах богиню любви Афродиту. Да и сама дамочка была не так уж и проста. В прадедушках у нее числился не кто-нибудь, а сам бог войны Арес. Казалось бы, чего ж тебе еще надо? Живи и радуйся. Но… Уж не знаю, чего они там с Афродитой не поделили, но Полифонта внезапно оставила свою покровительницу и стала почитать богиню охоты Артемиду. Оскорбленная Афродита отомстила как обычно в древнегреческом стиле. Она наслала на женщину безумие, а до кучи еще и внушила ей любовь к дикому медведю. От которого (внимание!) Полифонта умудрилась родить двух сыновей Агрия и Орея. Это были великаны-людоеды, настолько сильные и кровожадные, что бог Гермес предложил незамедлительно отрубить им руки и ноги. Однако могущественный прадедушка Полифонты успел превратить их в птиц. В сову превратилась и их мать. Примерно с этих пор к совам и прочим ночным птицам отношение стало, мягко говоря, прохладным (исключения составляли, может быть, только почитатели богини Гекаты).
Надо заметить, что древнегреческие богини в выборе наказания или мести отличались от богов гораздо большей изобретательностью, если не сказать извращенностью. Тот же Прометей мог смело сказать, что ему необычайно повезло. С ним разбирался Зевс, а не Гера или какая-нибудь Афродита. Стырил божественный огонь, при чем не суть важно для людей или в собственное пользование, и попался. Все просто: вот тебе скала для приковывания и вот тебе орел для печени. И Сизиф со своим камнем, и Тантал с вечным голодом и жаждой, все-таки не проглатывали своих детей и не рожали уродов от медведя. Ну, да ладно. Вернемся к нашим бара… вампирам.
Изначально словом «strix» у древних римлян (словечко пришло, разумеется, от греков, как, впрочем, и львиная доля римской культуры и практически весь пантеон богов) обозначалась просто сова. Впоследствии этим же, словом стали называть летающего ночного демона-кровопийцу. По некоторым румынским поверьям стригами или стригоями становились умершие колдуны и ведьмы. Они превращались по ночам в сов, влетали в окна и пили кровь находившихся в доме, зачастую, как наиболее легкая добыча, это были дети. Однако стриг нельзя однозначно отнести ни к ожившим мертвецам, ни к людям-вампирам. Это какое-то промежуточное звено, о котором имелись совершенно различные представления:
- в мифологии албанцев (слово произносилось, как «штрига») это мертвец, покидающий ночью могилу и бродящий по окрестностям. Имеет способности к оборотничеству;
- у румын стригои бывают как живыми (стригои вии), так и мертвыми (стригои морти), причем живые стригои здорово отличаются от простых вампиров. Родиться стригой может как у родителей-вампиров, так и у обычной человеческой женщины, которая либо забеременела вне брака, либо не ела соль, пока вынашивала плод, или даже у той, на которую всего лишь посмотрел другой вампир, когда она уже была беременна. Такой ребенок обычно рождается с физическими отклонениями, по которым опытные люди могут определить в нем будущего кровососа;
- со времен позднего средневековья и почти до ХХ века в восточнославянских странах стригой, а точнее стригойкой называли вообще любую ведьму, вне зависимости от того пьет она кровь или нет.
Вампиры в других культурах
Поблизости от источников и родников Ирландии живет ланон ши (у древних кельтов ланнан ши). Так называемая «прекрасная возлюбленная». Особенность этого монстра, являющегося только неженатым мужчинам в образе прекрасной девушки, заключалась в том, что ланнан ши не могла причинить никакого вреда человеку, если он не влюбится в нее. Как вампирица определяла, влюбился мужик или еще нет – остается загадкой.
В Японии наряду с обычными вампирами водится водяной вампир под названием каппе (про него я уже упоминал в статье посвященной классическому водяному). Каппе становились дети-утопленники. Правда, они несколько видоизменялись, что и позволяет отнести этот вид вампиров к чудовищам. Детишки покрывались зеленой кожей, появлялись перепонки между пальцами и несколько рядов острейших зубов во рту. Они ловили пловцов, утаскивали их на дно и выпивали кровь, прокусывая вену почему-то под коленкой, а иногда и более оригинально – через задний проход. (Вот это я понимаю! Вот это по-японски! Узнал бы Дракула – в могиле бы перевернулся).
Так же, как в случае с стригами, к ожившим мертвецам нельзя отнести и кицунэ – лисицу-оборотня, родина которой Китай. Лисицей-оборотнем становилась после смерти красивая девушка, если при жизни она не отличалась добродетельным поведением. Днем этот вампир предпочитает находиться в облике симпатичной черной лисицы, при чем совершенно ручной и домашней. Неразумный ребенок или жалостливая женщина часто брали ласкового зверька в дом, откуда наутро выносили трупы. Кицунэ по ночам превращалась в прекрасную девушку, но красота ничуть не уменьшала ее кровожадности.
Индийских ракшасов, демонических существ с вампирическими признаками, также можно классифицировать, как вампиров-монстров. Излюбленное место обитания ракшасов – это кладбище. Иногда они появляются на поле сразу после кровопролитного сражения и утоляют свой голод, поедая свежие трупы. Зачастую ракшасы не брезгуют и мертвечинкой «второй свежести». Вроде бы на лицо все признаки вурдалака-трупоеда, но никак не вампира. Однако в некоторых текстах их называли «асра-па» или «асрк-ра» (буквально: пьющие кровь). Как и древнегреческая Ламия, ракшасы нападаю детей и похищают младенцев, чтобы насытиться их кровью. Имеют устрашающую внешность, склонны к оборотничеству.
Не так давно посмотрел фильм про филиппинских асвангов. У меня сосед приторговывает DVD-дисками, а фильм ужасов для меня, как дым отечества «и сладок, и приятен». Правда, в последнее время ничем хорошим нас не радуют. Этот фильм не стал исключением. Асванги в нем показаны, как некие лазающие по деревьям монстры, которые естественно нападают на американскую съемочную группу, приехавшую на какой-то остров. И пока тупые янки прочухивали в чем, собственно, дело, кровожадные и халтурно прорисованные на компьютере «коренные островитяне» смачно хавали киношников. Вобщем фильм, не отягощенный смысловой нагрузкой, из серии кровь-сопли-какашки.
На самом деле, асванги совершенно другие. Ими становились только девушки, и только если они умерли насильственной смертью. Ночью асванг превращался в большую черную птицу. Он садился на крышу домов и опускал в дымоход свой трубчатый язык очень длинный и острый на конце, которым вампир прокалывал вену спящего человека и высасывал кровь.
Нельзя обойти вниманием и Малайзию с ее вампирами. На мой взгляд, здесь наиболее интересен птанггалан. По преданию этот вампир появился в результате сильного испуга женщины. Она исполняла одну из религиозных церемоний, когда сзади подошел мужчина и громко окликнул ее. Женщина от страха побежала настолько быстро, что ее голова оторвалась и вместе с потянувшимися за ней внутренностями взлетела на ближайшее дерево. Эта голова со свисающими кишками и стала вампиром. Она появляется на крышах домов, где только что родился ребенок и пытается подобраться к нему, чтобы высосать кровь.
Еще два малазийских вампира лангсуяр и понтианак неразрывно связаны, так как один обязан своим происхождением другому.
Одна женщина родила мертвого ребенка и когда ей сказали об этом, она внезапно хлопнула ладонями и взлетела на дерево. Впоследствии ее видели одетую в зеленое платье, с длинными ногтями и длинными черными волосами. Волосы прикрывали дыру на шее, через которую лангсуяр пила кровь у детей.
А понтианак и был тем самым мертвым ребенком, не познавшим материнской ласки. Он превратился в некоторое подобие древесной ящерицы с присосками на кончиках лап и очень острыми зубами. Понтианак сидит на дереве и нападает на проходящего мимо человека, впиваясь ему в шею. Считалось, что оторвать от себя вампира практически невозможно.
Африканского обайфо можно смело записывать в самые неординарные вампиры. Днем это обычный человек, а ночью у него изо рта вылетает светящийся шар, который летит по воздуху и нападает по дороге на все живое. Кстати, это единственный вид вампиров, который не чурается вегетарианской диеты. Он может довольствоваться и соком плодов, растущих на деревьях.
На этом, пожалуй, остановимся. Разумеется, список вампиров-монстров далек от совершенства. Здесь приведены только наиболее известные и, можно сказать, знаковые существа. Есть много других, но они, в той или иной степени, повторяют повадки выше приведенных персонажей.
И, наконец (поздравим себя) мы вплотную подошли к разбору самого многочисленного из видов вампиров, а именно к ожившим мертвецам или к «не-мертвым» (nosferatu). Но это в следующий раз.
Спасибо за внимание. Продолжение следует. Ваш Darek.
Демонология » Вампиры Темы: чудовища В прошлой статье мы немного поговорили о вампирах, которые и не думали помирать, чтобы перейти в такое состояние. Сегодня продолжим разбирать эту же тему, только нашими героями будут не люди, а монстры. Или же люди ставшие монстрами. За вампирами-людьми следующая по численности группа – вампиры-монстры. И рассматривать мы их начнем аж с древнейших времен. Одними из самых первых (если вообще не самыми первыми) монстры, наделенные вампирическими признаками, появились в Древней Греции. Это были Эмпуса и Ламия. Содержание публикации ЭмпусаЛамияЛилитВампиры в других культурах Эмпуса С Эмпусой на самом деле все просто. Это демон женского пола с ослиными ногами, который находился в свите Гекаты (богини колдовства, кладбищ, перекрестков дорог и лунного света). Этот демон был не только вампиром, но и оборотнем-универсалом способным принимать всевозможные облики, от животных до человеческих. Эмпусе часто приписывали похищения детей и высасывание крови у мужчин, которым она являлась в облике прекрасной женщины. Говорили, что после того, как Эмпуса высосет из жертвы всю кровь, она может пожрать и мясо. Ламия С Ламией все гораздо сложнее. По преданию она была царицей Ливии, очень красивой женщиной и матерью большого семейства. Ее возжелал Зевс, и она (с верховным богом не поспоришь) родила ему несколько детей. Но законной и ревнивой супруге громовержца Гере все это не слишком понравилось, и она отомстила царице в лучших традициях того времени. Ламия была превращена в ужасное чудовище, мало того, Гера заставила ее проглотить собственных детей. Вот это, наверное, было уже чересчур. В гневе Ламия прокляла богов и весь человеческий род. Она стала являться по ночам и похищать маленьких детей, чтобы насыщаться их кровью. Также она не обходила вниманием и красивых юношей для этого Ламия имела способность на время возвращать свою красоту. По некоторым источникам Ламия монстр с телом прекрасной женщины, но только до пояса. Ниже у нее змеиное тело и хвост. Лилит По древности происхождения с Ламией и Эмпусой может соперничать только один вампирический персонаж – это Лилит. Имя ее восходит к именам трех шумерских демонов: Лилу (инкуб, т.е. демон мужского пола), Лилиту (суккуб, т.е. демон женского пола) и Ардат Лили. В еврейской традиции она была первой женой Адама, с которым непрестанно ссорилась. В итоге она вообще ушла от мужа, который обратился с жалобой на негодницу к Иегове. Бог послал за ней трех ангелов, по именам Сеной, Сансеной и Самангелоф. Они обнаружили Лилит у Красного моря в обществе многочисленных демонов. Она отказалась вернуться к Адаму и заявила, что будет вредить человеческим младенцам. После угрозы убить ее, Лилит поклялась, что не тронет любого ребенка, если увидит в доме начертание имен этих трех ангелов. Затем она становится женой демона Асмодея, от которого производит на свет целую грядку демонов (в ассиро-вавилонской традиции они носили общее имя «лилин»). Считалось, что Лилит не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их и пьет кровь. Молодым неженатым еврейским мужчинам Талмуд советует не ночевать в одиночестве, так как они тоже представляют интерес для вампирицы. На иврите и в некоторых других языках семитской группы слово «лилит» означает сову, ночную птицу и предвестницу несчастий. Например, у древних шумеров Лилит изображается с крыльями и вместе с совой. Надо сказать, что сове «посчастливилось» встать у истоков вампирического «животного» пантеона, летучая мышь, как вампирский символ, появилась гораздо позднее. А началось все опять же в Древней Греции. Жила себе да поживала во Фракии (часть нынешнего Балканского полуострова) женщина по имени Полифонта, которая имела в покровительницах богиню любви Афродиту. Да и сама дамочка была не так уж и проста. В прадедушках у нее числился не кто-нибудь, а сам бог войны Арес. Казалось бы, чего ж тебе еще надо? Живи и радуйся. Но… Уж не знаю, чего они там с Афродитой не поделили, но Полифонта внезапно оставила свою покровительницу и стала почитать богиню охоты Артемиду. Оскорбленная Афродита отомстила как обычно в древнегреческом стиле. Она наслала на женщину безумие, а до кучи еще и внушила ей любовь к дикому медведю. От которого (внимание!) Полифонта умудрилась родить двух сыновей Агрия и Орея. Это были великаны-людоеды, настолько сильные и кровожадные, что бог Гермес предложил незамедлительно отрубить им руки и ноги. Однако могущественный прадедушка Полифонты успел превратить их в птиц. В сову превратилась и их мать. Примерно с этих пор к совам и прочим ночным птицам отношение стало, мягко говоря, прохладным (исключения составляли, может быть, только почитатели богини Гекаты). Надо заметить, что древнегреческие богини в выборе наказания или мести отличались от богов гораздо большей изобретательностью, если не сказать извращенностью. Тот же Прометей мог смело сказать, что ему необычайно повезло. С ним разбирался Зевс, а не Гера или какая-нибудь Афродита. Стырил божественный огонь, при чем не суть важно для людей или в собственное пользование, и попался. Все просто: вот тебе скала для приковывания и вот тебе орел для печени. И Сизиф со своим камнем, и Тантал с вечным голодом и жаждой, все-таки не проглатывали своих детей и не рожали уродов от медведя. Ну, да ладно. Вернемся к нашим бара… вампирам. Изначально словом «strix» у древних римлян (словечко пришло, разумеется, от греков, как, впрочем, и львиная доля римской культуры и практически весь пантеон богов) обозначалась просто сова. Впоследствии этим же, словом стали называть летающего ночного демона-кровопийцу. По некоторым румынским поверьям стригами или стригоями становились умершие колдуны и ведьмы. Они превращались по ночам в сов, влетали в окна и пили кровь находившихся в доме, зачастую, как наиболее легкая добыча, это были дети. Однако стриг нельзя однозначно отнести ни к ожившим мертвецам, ни к людям-вампирам. Это какое-то промежуточное звено, о котором имелись совершенно различные представления: - в мифологии албанцев (слово произносилось, как «штрига») это мертвец, покидающий ночью могилу и бродящий по окрестностям. Имеет способности к оборотничеству; - у румын стригои бывают как живыми (стригои вии), так и мертвыми (стригои морти), причем живые стригои здорово отличаются от простых вампиров. Родиться стригой может как у родителей-вампиров, так и у обычной человеческой женщины, которая либо забеременела вне брака, либо не ела соль, пока вынашивала плод, или даже у той, на которую всего лишь посмотрел другой вампир, когда она уже была беременна. Такой ребенок обычно рождается с физическими отклонениями, по которым опытные люди могут определить в нем будущего кровососа; - со времен позднего средневековья и почти до ХХ века в восточнославянских странах стригой, а точнее стригойкой называли вообще любую ведьму, вне зависимости от того пьет она кровь или нет. Вампиры в других культурах Поблизости от источников и родников Ирландии живет ланон ши (у древних кельтов ланнан ши). Так называемая «прекрасная возлюбленная». Особенность этого монстра, являющегося только неженатым мужчинам в образе прекрасной девушки, заключалась в том, что ланнан ши не могла причинить никакого вреда человеку, если он не влюбится в нее. Как вампирица определяла, влюбился мужик или еще нет – остается загадкой. В Японии наряду с обычными вампирами водится водяной вампир под названием каппе (про него я уже упоминал в статье посвященной классическому водяному). Каппе становились дети-утопленники. Правда, они несколько видоизменялись, что и позволяет отнести этот вид вампиров к чудовищам. Детишки покрывались зеленой кожей, появлялись перепонки между пальцами и несколько рядов острейших зубов во рту. Они ловили пловцов, утаскивали их на дно и выпивали кровь, прокусывая вену почему-то под коленкой, а иногда и более оригинально – через задний проход. (Вот это я понимаю! Вот это по-японски! Узнал бы Дракула – в могиле бы перевернулся). Так же, как в случае с стригами, к ожившим мертвецам нельзя отнести и кицунэ – лисицу-оборотня, родина которой Китай. Лисицей-оборотнем становилась после смерти красивая девушка, если при жизни она не отличалась добродетельным поведением. Днем этот вампир предпочитает находиться в облике симпатичной черной лисицы, при чем совершенно ручной и домашней. Неразумный ребенок или жалостливая женщина часто брали ласкового зверька в дом, откуда наутро выносили трупы. Кицунэ по ночам превращалась в прекрасную девушку, но красота ничуть не уменьшала ее кровожадности. Индийских ракшасов, демонических существ с вампирическими признаками, также можно классифицировать, как вампиров-монстров. Излюбленное место обитания ракшасов – это кладбище. Иногда они появляются на поле сразу после кровопролитного сражения и утоляют свой голод, поедая свежие трупы. Зачастую ракшасы не брезгуют и мертвечинкой «второй свежести». Вроде бы на лицо все признаки вурдалака-трупоеда, но никак не вампира. Однако в некоторых текстах их называли «асра-па» или «асрк-ра» (буквально: пьющие кровь). Как и древнегреческая Ламия, ракшасы нападаю детей и похищают младенцев, чтобы насытиться их кровью. Имеют устрашающую внешность, склонны к оборотничеству. Не так давно посмотрел фильм про филиппинских асвангов. У меня сосед приторговывает DVD-дисками, а фильм ужасов для меня, как дым отечества «и сладок, и приятен». Правда, в последнее время ничем хорошим нас не радуют. Этот фильм не стал исключением. Асванги в нем показаны, как некие лазающие по деревьям монстры, которые естественно нападают на американскую съемочную группу, приехавшую на какой-то остров. И пока тупые янки прочухивали в чем, собственно, дело, кровожадные и халтурно прорисованные на компьютере «коренные островитяне» смачно хавали киношников. Вобщем фильм, не отягощенный смысловой нагрузкой, из серии кровь-сопли-какашки. На самом деле, асванги совершенно другие. Ими становились только девушки, и только если они умерли насильственной смертью. Ночью асванг превращался в большую черную птицу. Он садился на крышу домов и опускал в дымоход свой