Вампиры - восставшие из мертвых - «Демонология»
Демонология » Вампиры
Темы: демонологияВот мы с Вами, господа, и подошли к рассмотрению самой большой и наиболее известной из групп вампиров, а именно к ожившим мертвецам. Сомневаюсь, что смогу уложиться в одну публикацию. Скорее всего, придется делать цикл из нескольких статей. Вобщем как получится.
ПОЧЕМУ МЕРТВЫМ НЕ ЛЕЖИТСЯ?
Давным-давно, когда еще мир не был настолько охвачен общими моральными принципами основных религиозных конфессий (христианство, ислам, буддизм), сложно было представить себе, что мертвецу не будут давать покоя некие грехи, совершенные при земной жизни. Собственно и само понятие греха в те времена практически отсутствовало. В одном сообществе что-то признавалось доблестью, в другом это же деяние считалось страшным преступлением перед богами и людьми (например, ритуальный каннибализм). Однако в подавляющем большинстве политеистических религий был один общий признак – если покойника не надлежащим образом проводили в последний путь, то он может вернуться и жестоко отомстить тем, кто лишил его заслуженного покоя. Дальше идут различные версии: умерший может появиться как бесплотный дух (классическое привидение), или как вполне осязаемый и вредоносный призрак (исландский «драуг»), или как вампир, или… возможны любые варианты вплоть до вселения духа в животное.
С рождением ребенка примерно такая же история. Если ребенок появился в «неудачное» время, верили, что в будущем его ждут несчастья. Например, в Корнуолле считали, что рожденный в то время, когда старой луны нет, а новая еще не появилась, не доживет до зрелых лет. В средние века в некоторых областях Западной Европы верили, что ребенок, рожденный в Рождество, будет водить дружбу с нечистым (рождение в Рождество рассматривалось, как некое соперничество с родившимся в этот же день Христом). А, например, в Болгарии эта же ситуация толковалась с точностью до наоборот: родиться в Рождество считалось большой удачей. Согласно поверьям, вампиром мог стать ребенок появившийся на свет в «рубашке», то есть в не разорвавшихся во время родов плодных оболочках, или рожденный с зубами, или с густой растительностью на голове и, что еще хуже, на теле. Возможных вампиров видели и в детях, которые родились с физическими дефектами: заячьей или волчьей губой и пр. Несомненно, примет и обрядов, связанных с рождением на порядок меньше, чем связанных со смертью и погребением.
Если обобщить то немногое, что нам известно о живых мертвецах, то получится примерно следующее:
Может вернуться в виде вампира
1. Рожденный в определенное время года (новолуние, святые праздники и т.д.)
2. Рожденный с хвостом (врожденная аномалия), с зубами или лишними сосками.
3. Рожденный с избыточным волосяным покровом, красной родинкой и пр.
4. Зачатый в святой праздник.
5. Слишком рано отнятый от материнской груди.
6. Вскормленный чужой грудью, после того как был отнят от материнской.
7. Умерший не крещенным.
8. Проклятый родителями или отлученный от Церкви.
9. Мать не ела достаточное количество соли во время беременности.
10. Мать видела вампира, будучи беременной.
11. Умерший в результате колдовства.
12. Совершивший самоубийство.
13. Много грешивший при жизни и не раскаявшийся перед смертью.
14. Переменивший веру.
15. Умерший в руках вампира.
16. Животное, перепрыгнуло через труп или гроб.
17. Постоянная тень на трупе.
18. Не захороненный труп или неподобающие похороны.
19. Умерший в результате насилия или убийства.
20. Не отмщенное убийство.
21. Труп, оставленный без внимания.
22. Смерть в результате несчастного случая на воде (утопленник).
23. Обкраденный труп.
С приходом и повсеместным распространением монотеизма и постепенным исчезновением язычества приметы и обрядовая сторона вопроса все больше уходят в область суеверий, которые сохраняются преимущественно в сельских районах. Вера в вампиров продолжает существовать, но основными признаками будущего кровососа становятся греховная жизнь, церковная анафема или занятие колдовством. На вампиров начинают обращать внимание богословы и демонологи. Одно из первых, если не самое первое, из документально зафиксированных упоминаний о вампире относится к 1047 году. В одном из документов употреблено слово «упырь» по отношению к одному из русских князей. В Европе в 1190 году в работе Уолтера Мэпа "De Nagis Curialium" содержались упоминания о вампирах в Англии, несколько историй о вампирах было помещено в «Хрониках» Уильяма Ньюбергского (1196 г.). Примерно с этого времени, то есть с XI-XII веков с разной периодичностью появляются свидетельства о кровососах на западе и востоке Европы, а также в России.
Но подлинный расцвет вампирологии приходится на период XV-VIII веков. Именно тогда были написаны основные труды, в которых рассматривался вампир, вера в него, симптомы, проявляющиеся у жертв и способы его уничтожения. Например, об этом рассуждал знаменитый европейский ученый и мистик Иоганн Генрих Цопфиус в своем труде «Рассуждения о вампирах подчиненных» (1733 г.): «Вампиры выходят по ночам из своих могил, набрасываются на людей, мирно спящих в своих кроватях, высасывают всю кровь из их тел, убивая их таким образом. Эти чудовища одинаково преследуют мужчин, женщин, детей, не разбирая ни возраста, ни пола. Те, кто испытал их пагубное воздействие, жалуются на удушье, подавленность и полный упадок сил, после чего быстро умирают. Некоторые из тех, кто был уже при смерти, на вопрос, знают ли они, чем вызван их недуг, отвечали, что такие-то и такие-то люди, недавно умершие, вставали из могилы, чтобы их мучить и истязать». К исследованиям подключилась и церковь. Так Джузеппе Даванцати, архиепископ римско-католической церкви в 1744 году издает работу «Размышление о вампирах», в которой приходит к выводу, что сообщения и сама вера в вампиров есть ни что иное, как плод человеческой фантазии, хотя возможно и дьявольского происхождения. Основным аргументом было то, что Даванцати обнаружил большинство вампирских преданий среди необразованного и в большинстве своем безграмотного крестьянского сословия. Книга архиепископа пользовалась большим успехом и на некоторый период времени именно она формировала представления о вампирах в европейском обществе. Однако слава самого знаменитого вампиролога XVIII века досталась не Даванцати. В 1746 году католический священник и ученый, автор фундаментального 23-х томного толкования к Библии Дом Августин Кальме публикует'» «Диссертацию о появлении ангелов, демонов и призраков, а также о появлениях вампиров в Венгрии, Богемии, Моравии и Силезии». Книга пользовалась бешеной популярностью. Она выдержала три переиздания во Франции: 1746, 1747 и 1748 годах. В Германии вышла в 1752 году, в Англии - в 1759 году. Это исследование серьезно пошатнуло до сих пор непререкаемый авторитет книги Даванцати. Кальме обратил пристальное внимание на детальные и достаточно убедительные свидетельства случаев вампиризма, которые поступали из Восточной Европы. Хотя Кальме резко осудил истерию и эксгумацию тел подозреваемых в вампиризме, он оставляет вопрос о реальности существования кровососов открытым.
Кальме, как и Цопфиус, определил вампира, как человека, который умер, но вернулся из могилы, чтобы мучить людей и пить их кровь. Известно, что труд Дома Августина Кальме использовал, как источник для своих исследований, последний из крупных демонологов Монтегю Саммерс.
Наверное, нет такого человека, кто сделал бы больше в изучении образа вампира, чем Монтегю Саммерс. Католический священник (некоторые исследователи утверждают, что он самовольно присвоил себе духовное звание), он не просто изучал вампиров, он верил в них. И хотя наибольшую известность ему принесли его работы по истории колдовства в Европе, книги «Вампир: его знакомые и родня» (1928 г.) и «Вампир в Европе» (1929 г.) остаются неоценимым кладезем информации по кровососущим. К сожалению на русский язык были переведены только две книги. «История колдовства» (подлинное название «История ведьмовства и демонологии» 1926г.) и «История вампиров» (нормальное название «Вампир в Европе»). Ваш покорный слуга имел обе этих книги, хотя они вышли до неприличия маленьким тиражом – всего по 5000 экземпляров. И сейчас уже являются библиографической редкостью. К большому сожалению, я опрометчиво дал их почитать одному знакомому, который оказался недобросовестным человеком. Так я остался без книг. Впрочем, я успел прочитать оба исследования и не по одному разу. Даже сделал некоторые выписки. Всем настоятельно советую прочитать эти работы (можно просто скачать в сети). Более обширного научного материала по западноевропейскому колдовству и вампирам я не встречал.
Как лицо духовное, наиболее подробно Саммерс разбирает такие причины появления мертвеца в качестве вампира, как церковная анафема, греховная жизнь и родовое проклятие. Видимо, он считал их основными.
На этом пока все. Продолжение, как всегда, следует. Ваш Darek.
С древнейших времен, можно сказать на заре цивилизации, когда только складывались основные религиозные и обрядовые понятия, из всего периода человеческой жизни особенно выделялись два события: это день рождения и день смерти. На протяжении столетий люди самое пристальное внимание уделяли процессам появления человека в мире и исходу из него. Этим двум событиям были посвящены важнейшие обряды, а также многочисленные поверья и предания. И не дай Бог какой-нибудь из обрядов будет нарушен или проведен неправильно! В таком случае можно смело ожидать усопшего в гости. Что же побуждает покойников вылезать из могилы?
Демонология » Вампиры Темы: демонология Вот мы с Вами, господа, и подошли к рассмотрению самой большой и наиболее известной из групп вампиров, а именно к ожившим мертвецам. Сомневаюсь, что смогу уложиться в одну публикацию. Скорее всего, придется делать цикл из нескольких статей. Вобщем как получится. ПОЧЕМУ МЕРТВЫМ НЕ ЛЕЖИТСЯ? Давным-давно, когда еще мир не был настолько охвачен общими моральными принципами основных религиозных конфессий (христианство, ислам, буддизм), сложно было представить себе, что мертвецу не будут давать покоя некие грехи, совершенные при земной жизни. Собственно и само понятие греха в те времена практически отсутствовало. В одном сообществе что-то признавалось доблестью, в другом это же деяние считалось страшным преступлением перед богами и людьми (например, ритуальный каннибализм). Однако в подавляющем большинстве политеистических религий был один общий признак – если покойника не надлежащим образом проводили в последний путь, то он может вернуться и жестоко отомстить тем, кто лишил его заслуженного покоя. Дальше идут различные версии: умерший может появиться как бесплотный дух (классическое привидение), или как вполне осязаемый и вредоносный призрак (исландский «драуг»), или как вампир, или… возможны любые варианты вплоть до вселения духа в животное. С рождением ребенка примерно такая же история. Если ребенок появился в «неудачное» время, верили, что в будущем его ждут несчастья. Например, в Корнуолле считали, что рожденный в то время, когда старой луны нет, а новая еще не появилась, не доживет до зрелых лет. В средние века в некоторых областях Западной Европы верили, что ребенок, рожденный в Рождество, будет водить дружбу с нечистым (рождение в Рождество рассматривалось, как некое соперничество с родившимся в этот же день Христом). А, например, в Болгарии эта же ситуация толковалась с точностью до наоборот: родиться в Рождество считалось большой удачей. Согласно поверьям, вампиром мог стать ребенок появившийся на свет в «рубашке», то есть в не разорвавшихся во время родов плодных оболочках, или рожденный с зубами, или с густой растительностью на голове и, что еще хуже, на теле. Возможных вампиров видели и в детях, которые родились с физическими дефектами: заячьей или волчьей губой и пр. Несомненно, примет и обрядов, связанных с рождением на порядок меньше, чем связанных со смертью и погребением. Если обобщить то немногое, что нам известно о живых мертвецах, то получится примерно следующее: Может вернуться в виде вампира 1. Рожденный в определенное время года (новолуние, святые праздники и т.д.) 2. Рожденный с хвостом (врожденная аномалия), с зубами или лишними сосками. 3. Рожденный с избыточным волосяным покровом, красной родинкой и пр. 4. Зачатый в святой праздник. 5. Слишком рано отнятый от материнской груди. 6. Вскормленный чужой грудью, после того как был отнят от материнской. 7. Умерший не крещенным. 8. Проклятый родителями или отлученный от Церкви. 9. Мать не ела достаточное количество соли во время беременности. 10. Мать видела вампира, будучи беременной. 11. Умерший в результате колдовства. 12. Совершивший самоубийство. 13. Много грешивший при жизни и не раскаявшийся перед смертью. 14. Переменивший веру. 15. Умерший в руках вампира. 16. Животное, перепрыгнуло через труп или гроб. 17. Постоянная тень на трупе. 18. Не захороненный труп или неподобающие похороны. 19. Умерший в результате насилия или убийства. 20. Не отмщенное убийство. 21. Труп, оставленный без внимания. 22. Смерть в результате несчастного случая на воде (утопленник). 23. Обкраденный труп. С приходом и повсеместным распространением монотеизма и постепенным исчезновением язычества приметы и обрядовая сторона вопроса все больше уходят в область суеверий, которые сохраняются преимущественно в сельских районах. Вера в вампиров продолжает существовать, но основными признаками будущего кровососа становятся греховная жизнь, церковная анафема или занятие колдовством. На вампиров начинают обращать внимание богословы и демонологи. Одно из первых, если не самое первое, из документально зафиксированных упоминаний о вампире относится к 1047 году. В одном из документов употреблено слово «упырь» по отношению к одному из русских князей. В Европе в 1190 году в работе Уолтера Мэпа "De Nagis Curialium" содержались упоминания о вампирах в Англии, несколько историй о вампирах было помещено в «Хрониках» Уильяма Ньюбергского (1196 г.). Примерно с этого времени, то есть с XI-XII веков с разной периодичностью появляются свидетельства о кровососах на западе и востоке Европы, а также в России. Но подлинный расцвет вампирологии приходится на период XV-VIII веков. Именно тогда были написаны основные труды, в которых рассматривался вампир, вера в него, симптомы, проявляющиеся у жертв и способы его уничтожения. Например, об этом рассуждал знаменитый европейский ученый и мистик Иоганн Генрих Цопфиус в своем труде «Рассуждения о вампирах подчиненных» (1733 г.): «Вампиры выходят по ночам из своих могил, набрасываются на людей, мирно спящих в своих кроватях, высасывают всю кровь из их тел, убивая их таким образом. Эти чудовища одинаково преследуют мужчин, женщин, детей, не разбирая ни возраста, ни пола. Те, кто испытал их пагубное воздействие, жалуются на удушье, подавленность и полный упадок сил, после чего быстро умирают. Некоторые из тех, кто был уже при смерти, на вопрос, знают ли они, чем вызван их недуг, отвечали, что такие-то и такие-то люди, недавно умершие, вставали из могилы, чтобы их мучить и истязать». К исследованиям подключилась и церковь. Так Джузеппе Даванцати, архиепископ римско-католической церкви в 1744 году издает работу «Размышление о вампирах», в которой приходит к выводу, что сообщения и сама вера в вампиров есть ни что иное, как плод человеческой фантазии, хотя возможно и дьявольского происхождения. Основным аргументом было то, что Даванцати обнаружил большинство вампирских преданий среди необразованного и в большинстве своем безграмотного крестьянского сословия. Книга архиепископа пользовалась большим успехом и на некоторый период времени именно она формировала представления о вампирах в европейском обществе. Однако слава самого знаменитого вампиролога XVIII века досталась не Даванцати. В 1746 году католический священник и ученый, автор фундаментального 23-х томного толкования к Библии Дом Августин Кальме публикует'» «Диссертацию о появлении ангелов, демонов и призраков, а также о появлениях вампиров в Венгрии, Богемии, Моравии и Силезии». Книга пользовалась бешеной популярностью. Она выдержала три переиздания во Франции: 1746, 1747 и 1748 годах. В Германии вышла в 1752 году, в Англии - в 1759 году. Это исследование серьезно пошатнуло до сих пор непререкаемый авторитет книги Даванцати. Кальме обратил пристальное внимание на детальные и достаточно убедительные свидетельства случаев вампиризма, которые поступали из Восточной Европы. Хотя Кальме резко осудил истерию и эксгумацию тел подозреваемых в вампиризме, он оставляет вопрос о реальности существования кровососов открытым. Кальме, как и Цопфиус, определил вампира, как человека, который умер, но вернулся из могилы, чтобы мучить людей и пить их кровь. Известно, что труд Дома Августина Кальме использовал, как источник для своих исследований, последний из крупных демонологов Монтегю Саммерс. Наверное, нет такого человека, кто сделал бы больше в изучении образа вампира, чем Монтегю Саммерс. Католический священник (некоторые исследователи утверждают, что он самовольно присвоил себе духовное звание), он не просто изучал вампиров, он верил в них. И хотя наибольшую известность ему принесли его работы по истории колдовства в Европе, книги «Вампир: его знакомые и родня» (1928 г.) и «Вампир в Европе» (1929 г.) остаются неоценимым кладезем информации по кровососущим. К сожалению на русский язык были переведены только две книги. «История колдовства» (подлинное название «История ведьмовства и демонологии» 1926г.) и «История вампиров» (нормальное название «Вампир в Европе»). Ваш покорный слуга имел обе этих книги, хотя они вышли до неприличия маленьким тиражом – всего по 5000 экземпляров. И сейчас уже являются библиографической редкостью. К большому сожалению, я опрометчиво дал их почитать одному знакомому, который оказался недобросовестным человеком. Так я остался без книг. Впрочем, я успел прочитать оба исследования и не по одному разу. Даже сделал некоторые выписки. Всем настоятельно советую прочитать эти работы (можно просто скачать в сети). Более обширного научного материала по западноевропейскому колдовству и вампирам я не встречал. Как лицо духовное, наиболее подробно Саммерс разбирает такие причины появления мертвеца в качестве вампира, как церковная анафема, греховная жизнь и родовое проклятие. Видимо, он считал их основными. На этом пока все. Продолжение, как всегда, следует. Ваш Darek. С древнейших времен, можно сказать на заре цивилизации, когда только складывались основные религиозные и обрядовые понятия, из всего периода человеческой жизни особенно выделялись два события: это день рождения и день смерти. На протяжении столетий люди самое пристальное внимание уделяли процессам появления человека в мире и исходу из него. Этим двум событиям были посвящены важнейшие обряды, а также многочисленные поверья и предания. И не дай Бог какой-нибудь из обрядов будет нарушен или проведен неправильно! В таком случае можно смело ожидать усопшего в гости. Что же побуждает покойников вылезать из могилы?