Веретничество и веретники
История магии
Те из Вас, уважаемые посетители сайта, кто почитывал мои публикации, вероятно, обратили внимание, что обычно сначала я представляю саму статью, то есть пытаюсь, по мере своих скромных, раскрыть тему, а потом иногда развлекаю читателя какой-нибудь историей (обычно со мной, любимым, в главной роли).
Здесь же все будет немного не так. Сначала поговорим обо мне люби… (да что такое! хватит уже!), а потом возьмемся непосредственно за сам очерк.
Примерно с середины 90-х годов я начал интересоваться историей магии и ведовства. Правда, сначала мои взгляды были обращены на историю католической церкви средних веков, затем последовал краткий до безобразия (тогда другого не было) «курс» по истории инквизиции, от которой я плавно перешел к демонологии и колдовству. Наверное, этому в немалой степени поспособствовало появление в городе видеосалонов. Полуподвалов, где за 50 копеек, а позднее за рубль, на обычном цветном телевизоре «Радуга» с видеомагнитофоном ВМ-12 можно было посмотреть что-нибудь из старых американских ужастиков с обязательным гнусавым переводом.
Надо заметить, что в то время достать какие-либо серьезные материалы по теме представлялось, мягко говоря, затруднительным, а зачастую и вовсе невозможным. В ходу были лишь общеупотребительные источники советских времен. Напечатали только «Молот ведьм» (киевское издание в мягкой обложке) и то кастрированный. Вместо буллы папы Иннокентия VIII «Всеми силами души», которая всегда служила предисловием к книге, впихнули статью атеиста Лозинского. Все остальное, кроме упомянутой книги добывалось неимоверным трудом. Читались переведенные на русский немногочисленные работы западных историков, большинство из которых не относились ни к исследованиям колдовства, ни к фольклору. Но в них проскальзывали цитаты из Бодена, Дель Рио, Реми и других демонологов. В некоторых книгах упоминались колдовские процессы, естественно, только с одной позиции: все ведьмы – сплошь невинные овечки, а инквизиторы – поголовно кровавые маньяки, что было идиотизмом и с исторической точки зрения, и с точки зрения простого здравого смысла.
В целом, из выдернутых из контекста цитат, обрывков историй, которые частенько смахивали на предания, и неподтвержденных фактов складывалась довольно мутная, но все же цельная картинка. В некоторых местах мутность здорово превалировала над цельностью, но становилось понятно, что сей исторический пейзаж здорово отличается от общепринятых воззрений.
С изучением колдовства в России было еще сложнее.
Здесь, мне кажется, причины (исторические и социальные) достаточно глобальны. Дело в том, что ни одна страна за всю свою историю не пережила такой «переоценки ценностей», которая произошла у нас в начале ХХ века. Ни в одной стране мира (может быть, за исключением карликовых Кубы, Венесуэлы и им подобных) к власти не приходили воинствующие атеисты, правление которых продолжалось бы более 70-ти лет. Ни в одной стране не уничтожались морально и физически носители отечественной самобытности. А почти вся народная история, как и фольклор, до определенного момента (революции 17-го года) подавалась исключительно как некое буйство необразованных мракобесов. Похожая ситуация была с американскими индейцами. Но здесь случай несколько другого рода. Индейцев изводили не свои соотечественники, а люди другой нации, носители совершенно другого сознания и менталитета.
Давно велись, и ведутся споры: 70 лет - много это или мало. Честно скажу – не знаю. Но за эти семь десятков выросло целое поколение (которое успело воспитать еще одно), с пеной у рта охаивавшее собственную историю и культуру, существовавшую до 17-го года.
Обычному обывателю «преданья старины глубокой» были доступны в формате школьной программы, карамзинской «Истории государства Российского» и исторического фантаста Пикуля.
С демонологией дело обстояло совсем плохо. Человек не учащийся на каком-либо специальном факультете в ВУЗе практически ничего не мог найти по этой теме. Работы Максимова и Орлова еще не печатали, Афанасьева низвели до простого собирателя сказок и только Гоголь со своими «Вечерами» чуть-чуть приоткрывал завесу над миром ведьм, чертей и прочей нечисти. Конечно, при огромном желании в некоторых библиотеках можно было найти кой-какую литературу, но желание действительно должно было присутствовать.
Хотя вначале 90-х издали «Дракулу» Стокера и начали регулярно печатать других авторов мистической беллетристики (Кинга, Маккаммона, Баркера и пр.), коими Ваш покорный слуга, конечно, зачитывался, но отдавал себе отчет в том, что в историческом плане эти вещи помогали очень слабо, если помогали вообще.
И тут мне здорово повезло (из серии «это не я такой умный, просто само так вышло»), причем аж целых два раза.
Во-первых, через одну знакомую я устроился на относительно непыльную должность внештатного корреспондента небольшой газеты, которая специализировалась на всякого рода мистике и оккультизме. Название газеты я вам не скажу, ибо это не важно. Важно то, что именно это назначение привело меня к личному общению с интереснейшими людьми и в итоге к «повезло №2».
Стоит отметить, что в этой газетке почти все статьи писались тремя способами.
Способ первый заключался в переписывании своими словами интернет-публикации на тему зомби, вампиров или колдунов. Вторым способом пользовались те, у кого с собственной фантазией было все в порядке, и статья писалась методом «палец-пол-потолок», то есть просто придумывалась, но выдавалась, однако за реальную историю. И способ третий (для чего, собственно, и требовался внештатный мальчик на побегушках). Он заключался в том, что мальчика засылали к какому-нибудь чародею, потомственной ведьме или астрологу (коих расплодилось великое множество) или к жертве (колдовства, вампиров, пришельцев, пси-оружия, трансформеров, телепузиков – нужное подчеркнуть), с целью взять у него/нее интервью. Потом послушный ребенок притаскивал то, что нарыл в редакцию, и уже умудренный опытом журналист стряпал из этого приемлемую статью. Естественно от своего имени. Что было обидно, но не смертельно.
Со временем, среди своих интервьюируемых «жертв чего-то-там» я стал достаточно быстро определять сумасшедших, а среди колдунов – явных шарлатанов. Нет, и реальные жертвы и колдуны тоже присутствовали, но они оставались (наверное, и сейчас остаются) в печальном меньшинстве перед толпой чокнутых и обманщиков.
И тут мне подфартило во второй раз.
Совершенно неожиданно я встретил родственную душу. И какую!
Однажды мне пришлось возвращаться из Москвы ночным поездом. В столице особых дел у меня не было, кроме одного интервью (не самого удачного) и посещения двух приятелей. Вообще, эта поездка была далеко не моя инициатива. На самом деле, Первопрестольную я перевариваю только в трех вариантах: когда некуда деваться и ехать туда надо, ранним утром в ясную погоду и поздним вечером (лучше ночью). В остальные временные промежутки мне всегда хотелось как можно скорее убраться из этого города. Что я периодически и делал. К стыду своему, признаюсь, что иногда даже в ущерб выполняемой задаче.
В ту ночь я сел в поезд и был приятно удивлен тем, что в моем купе был только один попутчик. Поздоровавшись, я уселся напротив, закинул свою сумку на полку, и через некоторое время, с известной долей нетерпения, открыл недавно приобретенную в столице книгу Елены Елеонской «Сказка, заговор и колдовство в России», помню, в Питере достать такую было невозможно. Мой визави внимательно посмотрел на книгу, и задал мне какой-то вопрос (сейчас уже не помню о чем), но в итоге мы разговорились. Эта дорожная беседа не только определила дальнейшее направление моих исследований, но и, в лице случайного попутчика, подарила мне учителя и друга.
Знаете, это примерно, как… Скажем, со стрельбой.
Вы можете угрохать кучу денег на патроны, и где-нибудь на даче с друзьями жестоко изничтожить целую грядку стеклотары или консервных банок. Все это будет, конечно, весело, но, к сожалению, относительно бесполезно. Ибо, приобретя некоторые навыки обращения с оружием и даже определенную меткость, Вы стабильно проиграете тому, кто обучался под руководством серьезного наставника. Возможно, пример не очень удачный (просто это первое, что пришло в голову). Но лично у меня после знакомства с «человеком из поезда», сложилось впечатление, что до этого я стрелял по бутылкам, причем часто мазал, а потом попал в профессиональный тир, где представились такие возможности, о которых раньше и не мечталось.
Мой неожиданный товарищ, оказался, ни много ни мало, кандидатом исторических наук, а, до кучи, страстным фольклористом и этнографом. И я, многогрешный, под его чутким, а иногда и настойчивым, руководством ощутил, как мои дилетантские исследования вышли на качественно новый уровень.
Дело было не только в его личном обаянии или кипучей энергии (он, например, мог запросто позвонить среди ночи, чтобы обсудить несколько своих новых мыслей по поводу скифской мифологии). Но и в том, что через него я получил возможность копаться в таком количестве материала (от недавно изданного до архивного), что и Интернет может позавидовать.
Собственно, к чему это я? Дескать, опять ударился в воспоминания «и тут Остапа понесло»? Есть немного. Но в основном сие довольно затянувшееся вступление напрямую относится к нашему рассказу.
Вообще, как говаривал мой наставник, при изучении истории, а в особенности истории суеверий, магии, колдовства и просто фольклора, надо придерживаться нескольких правил. Основных – три:
- Забудь фразу дураков (обычных или «от науки» - не важно) «Этого не может быть, потому что не может быть никогда».
- Не бойся удивляться.
- Докапывайся до истоков. Никогда не думай, что «и так сойдет».
Следуя этим нехитрым правилам (особенно последнему), мне почти всегда удавалось избежать некоторых ошибочных заблуждений и попаданий впросак по собственному невежеству.
I. Итак,… ВЕРЕТНИКИ.
Первое упоминание о веретниках мне встретилось сравнительно недавно. Где-то около восьми лет назад в книге, которую лишь с большой натяжкой можно было бы отнести к посвященным истории колдовства. Надо сказать, что в то время я активно занимался темой европейской демонологии, и на отечественные магические традиции не обращал должного внимания. Но обратить пришлось, так как информация о веретниках стала попадаться достаточно регулярно, а с почти всеобщим распространением Интернета, даже часто. Что же это за колдуны такие?
Этимология самого слова «веретник» двойная:
- От «еретник» (ст. слав.) значение: «еретик», «богохульник».
- От «веретено», так как считалось, что такой колдун получает через него посвящение. Каким образом – не знаю. Не нарылось как-то.
На самом деле, веретники здорово отличаются от обычных чародеев. Они не просто заключают договор с силами тьмы, но и являются, так называемыми, «добровольными одержимыми».
Напомню, - одержимым считался человек, в которого вселился нечистый дух, контролирующий его действия и управляющий ими. И хотя многие одержимые приобретали некоторые удивительные способности (могли говорить на незнакомых ранее языках, могли летать, получали невиданную силу и пр.), мало кому нравился такой «подарочек». Достаточно сказать, что в те периоды, когда демоническая сущность проявляла себя, сам одержимый ничего не понимал, а впоследствии не помнил. У веретников все иначе.
Человек, так сказать, сам «подселяет» в себя беса, а за такое «гостеприимство» тот не только наделяет одержимого колдовскими способностями, но и не вредит ему (до определенного момента). Здесь нет формального договора с Дьяволом, когда заклинатель получает черта себе в услужение на некоторый срок. Это не фамилиар, коего презентует Сатана в качестве помощника колдуну. Все гораздо глубже.
Нечистый сидит в самом человеке, создавая убедительную иллюзию, что колдун все делает самостоятельно и по своей воле. В отличие от обычных одержимых, эти колдуны прекрасно осознают все свои действия, и помнят о результатах.
Веретники считались (во многих случаях вполне справедливо) самыми сильными чародеями. Правда, надо сказать, что их колдовство зачастую носило несколько однобокий характер. Несомненно, некоторые из этих чародеев делали «присушки-остуды», но основным направлением ремесла веретников была порча.
Считается, что в стародавние времена, а именно в период крещения Руси, отдельные особо ретивые волхвы начали уничтожать иконы, церковную утварь, кресты и пр. И некоторые из них (у веретников они впоследствии именовались «лютые старцы») получили некие откровения от бесов, коим такое глумление над святынями было, как бальзам на душу. Кроме откровений, многим была дарована определенная сила. Затем потомками этих волхвов и их учениками стали составляться бесовские молитвы (так называемые «замолы»), разрабатываться обряды и заклинания, большинство из которых связаны с прямым богохульством, надругательстве над иконами и другими атрибутами христианской церкви.
Хотя веретники и обладали всеми признаками обычных чернокнижников, добровольная одержимость, так или иначе, накладывала свой отпечаток. Многие серьезные чародеи рассказывали, что сталкивались с чувством некоторого дискомфорта, если долго не колдовали. Некоторые прямо говорили: «это черти работы просят». Что же можно сказать о том, в ком бес обитает непосредственно?
Нечистому нравится любое обращение к нему за помощью, но больше всего беса тешит, когда человек намеревается нанести вред себе подобному. Опытные веретники рассказывали, что если долго никого не портят, у них начинаются всякие мелкие неприятности. Поначалу демон напоминает колдуну о себе получением небольшой царапины или ожога, но, если товарищ не отреагирует, то могут начаться и серьезные пакости. Вплоть до галлюцинаций, лишения сна и лихорадки. Про такого говорят, что его «бес крутит» или «черт дерет». Зачем же веретники подвергают себя такому риску?
Для ответа на этот вопрос, нужно обратить внимание на их теологическое представление об окружающем мире.
Веретники считали, что Дьявол был вовсе не сотворенным ангелом, а старшим сыном Бога (младшим, по их мнению, был Христос). Верили, что именно Сатана являлся творцом материального мира, властителем которого он является. А Бог, по их мнению, создав людей по собственному образу и подобию, преследовал исключительно своекорыстные цели. Он как бы питался людскими душами. Дьявол же, напротив, считался другом «несчастного» человечества. Этаким «Прометеем», несущим некие знания. Веретники считали, что Сатана не только соблазнил первую женщину отведать запретный плод, но и был отцом Каина. От которого, в свою очередь, произошли все рода потомственных колдунов. Победа и полное воцарение Дьявола на Земле является предметом стремления чернознатов (другое название веретников). Которые, разумеется, по их собственному мнению, за свои заслуги станут полубесами. Что такое «полубес» ни один веретник внятно объяснить так и не смог. Вернее, объясняли, но каждый по-своему. Так что вопрос можно считать открытым.
В любом случае, эти чародеи являются наиболее последовательными из сатанистов. По крайней мере, из тех, кто мне встречался, а перевидал я их немало.
Кроме плотного общения с подселенными в себя сущностями, веретники старались наладить контакты и с ребятами поглавнее. Всего насчитывали девять адских князей. Это, конечно, не 72 демона Соломона, но тоже не лишено интереса.
- На первом месте, конечно же, САТАНА.
Как ни странно, веретники употребляют именно иудейское имя Верховного Князя ада. Это главнейшая фигура в пантеоне. Он царь над всеми бесами. Является падшим ангелом и старшим сыном Бога по имени Сатанаэль. После падения он лишился суффикса «эль» (от евр. «элохим» - божественный) и превратился в привычного нам Сатану. Запомним этот факт. К нему еще вернемся.
- ВЕЛИГОР (ср. Бельфегор – от евр. Баал-Фегор, букв. «хозяин горы Фегор») – его называют Великим Черным Князем. Считают, что он имел высокое положение в ангельских чинах, и подбил на бунт Сатанаэля. После падения стал воплощением зла. Любит кровавые жертвы.
- ВЕРЗАУЛ (ср. Вельзевул, - от евр. Баал-Зебуб, букв. «повелитель летающих вещей», иноск. «повелитель мух») – на Небесах входил в совет ангелов, но по призыву Сатанаэля первый перешел на его сторону. Покровительствует сборищам ведьм и колдунов. Любит представать перед ними в образе высокого черного человека с крыльями за спиной и рогами на голове. Так же может выглядеть, как уродливая черная муха с человеческим лицом.
- АСПИД (от греч. аспида – «змея»; в русских поверьях крылатый змей) – Черный Князь, входивший в совет ангелов. Говорят, что именно он, а не Сатана соблазнил Еву. Выглядит, как большой змей с человеческой головой и крыльями летучей мыши. Обитает в воде. Является бесом алчности и зависти. Считается, что ему подчиняется вся водоплавающая нечисть. Что-то вроде водяного.
- ЕНАХА – бес похоти и разврата (по функциям соответствует западному Асмодею). Вселяет в людей похоть, любит толкать к азартным играм и пьянству. Имеет вид мужчины с козлиной головой, покрытого черной шерстью (здесь явное сходство с греческим Паном).
- КНЯГИНЯ ЧЕРНАЯ ВДОВА (почти самка каракурта, хи-хи) – она хозяйка кладбищ (ср. Геката). В ее подчинении души грешных при жизни людей и полчища кладбищенских бесов. В своей прежней (небесной) жизни она была (внимание!) женой(!) одного из ангелов. Но Бог разгневался за что-то на этого ангела, и казнил его (тоже неслабо!). После этого женушка затаила на Всевышнего злобу и, как только представился случай, примкнула к восстанию Станы. Выглядит, как очень высокая женщина в черном балахоне, который полностью скрывает ее тело и лицо, с крыльями за спиной и небольшими рожками на голове.
- МАФАВА – бес алчности и наживы (соответствует библейскому Мамоне). За любовь к богатству Сатана доверил ему власть над земными недрами. Бес любит находиться в окружении золота и драгоценностей.
- ИНДИК (скорее всего, соотносится с языческим Индрик-зверем, - мифическое животное, упоминаемое в таких древнеславянских источниках, как «Стих о Голубиной книге», «Алфавитник» и др.) – еще один подземный житель. Только в отличие от сребролюбца Мафавы, этот вызывает землетрясения, оползни и прочие катаклизмы, связанные с почвой или земной корой.
- ЕНАРЕЙ – бес лесов и лесной нечисти. Образ напрямую списан с персонажа народной демонологии – Лешего. Как и Леший, Енарей универсальный оборотень. Может легко превратиться в любой объект, от человека до куста или дерева. При появлении Енарея, как и Лешего, поднимался сильный ветер, а любимым местом его пребывания является всевозможный бурелом и непроходимая чаща.
Каждый из перечисленный девяти князей окружен многочисленными помощниками из более мелких бесов, которых они дают ведьмам и колдунам, как фамилиаров.
Как можно заметить, почти все бесовские князья веретнического пантеона (за исключением Сатаны и Велигора) достаточно узкоспециальные, как, впрочем, и остальные, менее знатные черти.
Например:
- Масека – гуменник или овинный бес;
- Ехандр – болотник;
- Мятал – банник;
- Халей – полевой;
- Скоропея и Спирипея – змеиные бесы;
- Ирхут и Рагуил – бесы содомского греха;
- Синеон – лесной бес, покровитель волков;
- Василиск – царь змей;
- Щириха – домовой;
- Морозей – бес холода и лютых морозов;
- Абара – церковный бес.
Нетрудно заметить, что подавляющее большинство веретнических демонов – это почти точная калька со славянских языческих стихийных духов. Только теперь их назвали «бесами» и «прикрепили» к Сатане. Но таковые далеко не все.
Тот же церковный бес Абара, конечно же, никак не мог находиться в славянском языческом пантеоне. Это явный новодел (именно так, без кавычек).
Веретники почитают Абару, как некоего помощника-вдохновителя, так называемого, соборного колдовства. Считается, что этот черт живет в церкви, где оказывает посильное участие в наведении порч посредством хуления церковных обрядов и таинств. Понятно, что ни один колдун в храме в открытую ничего сделать не способен. В лучшем случае его просто-напросто вежливо выпроводят из помещения, а в худшем еще и настучат по сусалам. Вот и прибегает товарищ к услугам церковного беса. По мнению веретников, при деятельной помощи Абары, колдун мог:
- навести порчу или «перекидывать» болезнь;
- плевать на иконы;
- гасить и переворачивать чужие свечи;
- читать «черные псалмы», стоя спиной к алтарю;
- портить церковные церемонии (особенно венчание);
- омолаживаться за счет других и пр.
Для всего этого церковного беса просили отвести глаза священнику и служкам, чтобы произвести нужные действия.
Говорили, что сильный чародей мог вообще «очернить» («споганить») весь храм, и, якобы, после этого все людские молитвы и поклоны пойдут не Богу, а Сатане или Абаре.
На самом деле, последнее утверждение – глупость первостатейная.
Можно представить себе, что сильный колдун способен навести порчу через поругание церковных обрядов или икон. Но даже осквернение храма, не способно перенаправить человеческие молитвы от Бога к Дьяволу. И наоборот. Если, по той или иной причине, человек начинает взывать к силам тьмы, то никто, кроме него самого, разумеется, не может при помощи каких-либо обрядов устремить такое обращение к ангелам или Богу.
В старину любой, кто желает встать на колдовской путь, проходит некий обряд раскрещивания. Смысл такого обряда в том, чтобы уничтожить силу другого обряда – крещения, дабы Бог потерял власть над таким человеком.
Для этого в течение девяти дней носится под левой пяткой нательный крест, после чего в ночное время (обычно в «час ведьм» - 3 часа ночи) на перекрестке он выбрасывается через левое плечо, и затем читается специальный текст на старославянском, в котором содержатся отречения от Бога, церковной благодати, своего рода и племени. Далее совершаются богохульные действия (ломается крест, оскверняется икона, и произносится клятва верности Сатане). Взамен своей души отрекающийся получает колдовскую силу.
Стоит заметить, что обряд этот более чем серьезный. И проводить его по описанию из Интернета или из книжки очень не рекомендуется. Здесь важна каждая мелочь. Например, воск, из которого делаются черные свечи для церемонии, становится черным не потому, что применяют гуашь или акварель. Его чернят, примешивая сажу от сожженного креста и/или иконы.
В отличие от обычных чародеев, веретники не раскрещиваются. Они посвящаются, согласно первому из 13-ти Заклинаний зла, в котором описан целый ритуал, где предлагалось «на иконы лик становися на скрест его поклав да глас держи – я еретник новопреставлен на сторону сотаны во службу преставлен самого сотану призываю да всю рать бесову да смерть со мертвяками словесами сими созываю сотанину силу выкликаю двери кованы злат белого во ад открываю знати силушку таину да могучу желаю да люд божь ею порчить да сурочить». Так же в посвящение может входить суровое требование к неофиту: для доказательства преданности и серьезности своих намерений, сначала он должен испортить кого-нибудь из своей семьи.
II.
«Но позвольте», - скажет внимательный читатель – «автор что-то заговаривается. В первой статье о колдовстве в России, он ничтоже сумняшеся заявлял, что исконного колдовства у нас не было. А было лишь привнесенное от разных народов. Откуда же у него взялись какие-то волхвы и прочие атрибуты «русского чернокнижия»?
А, на самом деле, ни откуда. И вовсе не у меня. Но обо всем по порядку.
В случае с веретниками, как, впрочем, и со всеми остальными, я сначала удивился («Не бойся удивляться»), а потом стал внимательно копать («Никогда не думай, что «и так сойдет»). И понял, что эта «колдовская традиция» никакой традицией не является, а всего-навсего лишь чья-то не очень умелая компиляция из еретических верований и колдовских преданий других народов. Судите сами:
Во-первых, история падения Сатанаэля и его, якобы, родственная связь с Богом – это примитивный пересказ еретических воззрений богомилов. Такое название они получили, конечно, не потому, что были «милы Богу», а просто по имени своего идейного вдохновителя попа Богомила. Это движение возникло в Х веке в южной и юго-западной Болгарии на основе учения малоазийских еретиков павликиан. Богомилы считали Сатанаэля старшим сыном Бога и творцом всего материального мира. Он даже сотворил человека, но при производстве человеческой души, что-то не заладилось, и ему пришлось обратиться за помощью к своему Всемогущему Отцу. Тот помог. Но неблагодарный отпрыск соблазнил первую женщину (Еву) и поднял бунт против Родителя, за что был низвергнут, и лишился не только ангельского достоинства, но и «божественного» суффикса, став просто Сатаной.
После разгрома секты византийским императором Алексеем I Комниным (1057-1118 гг.) богомилы просочились на Запад через юг Италии. В Германии их стали называть катарами, во Франции – альбигойцами, а в Италии – патаренами. Общее же название осталось прежним – манихеи.
Через Болгарию идеи богомилов проникли и в Россию. Но случилось это не ранее XIV века. Понятно, что к этому времени, ни о каких серьезных волхвах-язычниках на Руси речь идти не может. Так что с ведением своей истории от «древних лютых старцев» веретники здорово пролетают.
Во-вторых, пролетают и со своими, якобы, славянскими корнями.
Весь веретнический бесовский пантеон – это сплошное недоразумение. Видимо из-за отсутствия собственной фантазии, его составители надергали персонажей из европейской и античной демонологий, наклепав им более-менее славянские прозвища. Так называемые «замолы» этим «бесам» так же не выдерживают никакой критики. Это явные и довольно корявые переделки из христианских молитв.
Некоторые утверждают, что веретничество возникло и получило распространение в XVII веке, а именно во время реформ патриарха Никона и раскола православной церкви. Дескать, в то время начали писать так называемые «адописные» или «окаянные» иконы. Но даже в подробнейших исторических исследованиях того времени, как-то не появляется практически ни одного упоминания о «веретнических общинах» или «черных приходах», не говоря уже об адописных иконах.
И наконец, в-третьих, несколько не вяжется с нормальной теорией колдовства эта веретническая добровольная одержимость.
Любой практикующий черную магию вам скажет, что важно не только установить контакт с темной сущностью и принудить подчиниться, но и как можно надежней ограничить ее свободу и влияние на заклинателя. Именно по этому, стал так знаменит Соломон, который заставил повиноваться демонов без всякого ущерба для себя и окружающих. Правда, и он вскоре осознал, что с такими «игрушками» пора завязывать, ибо риск был и оставался достаточно серьезным.
Только окончательно свихнувшийся на сатанизме колдун будет настолько любезен, что позволит бесу вселиться в него.
Впрочем, по моему глубокому убеждению, веретники этим вовсе не занимаются.
Выводы:
Современные чернознаты появились на фоне общего, если не сказать повального, увлечения язычеством Древней Руси. В периодической печати все чаще стали появляться статьи со всевозможными «откровениями» разных «волхвов» и языческих «пророков». А уж когда издатели почувствовали, что «пипл хавает»… Поток разнообразной неоязыческой и около языческой литературы стал практически неконтролируемым. Издавали (и издают) сборники камланий разным «богам» и «богиням», пособия из «древних» заговоров составленных за рюмкой чая у компьютера и другие «бессмертные» творения современных «волхвов». Сознаюсь, что разок из любопытства я даже приобрел один толстый фолиант в черной обложке со славянскими символами (к стыду своему, должен признаться, что глупо купился на солидность обложки). Читал где-то около часа-двух, периодически ловя себя на мысли, что при желании сам смог бы написать не хуже. Потом выкинул в помойку. А что еще было делать?
В ту же самую помойку можно смело выкидывать всевозможные веретнические тетради и прочую «литературу», если вас угораздило-таки их приобрести. Реально колдовского там не просто кот наплакал, а вообще жук начихал. Ведь, как мы уже говорили, за, так называемым, веретничеством нет ни одной из древних магических традиций.
Очень возможно, что личности, пропагандирующие эту систему, действительно обладают какими-то магическими навыками и колдовскими знаниями. Но остальных они привлекают вовсе не для того, чтобы этими знаниями делиться. Судя по крайней малочисленности (если не сказать ничтожности) вретнических общин и отдельных товарищей, позиционирующих себя, как чернознаты, можно сделать вывод, что никто ни кого ничему серьезному учить не собирается.
Спрашивается: для чего ж все это? Мне кажется, здесь две причины.
Первая и самая тривиальная – тупо вытрясти из лохов побольше денег (за «книжки» и за, якобы, обучение).
И вторая, гораздо менее безобидная, - заморочить человека и, лишив способности и воли защищаться, сделать его открытым для неких темных сущностей, которым такой сатанист служит.
На этом, пожалуй, все. Спасибо за внимание.
Darek.
История магии Те из Вас, уважаемые посетители сайта, кто почитывал мои публикации, вероятно, обратили внимание, что обычно сначала я представляю саму статью, то есть пытаюсь, по мере своих скромных, раскрыть тему, а потом иногда развлекаю читателя какой-нибудь историей (обычно со мной, любимым, в главной роли). Здесь же все будет немного не так. Сначала поговорим обо мне люби… (да что такое! хватит уже!), а потом возьмемся непосредственно за сам очерк. Примерно с середины 90-х годов я начал интересоваться историей магии и ведовства. Правда, сначала мои взгляды были обращены на историю католической церкви средних веков, затем последовал краткий до безобразия (тогда другого не было) «курс» по истории инквизиции, от которой я плавно перешел к демонологии и колдовству. Наверное, этому в немалой степени поспособствовало появление в городе видеосалонов. Полуподвалов, где за 50 копеек, а позднее за рубль, на обычном цветном телевизоре «Радуга» с видеомагнитофоном ВМ-12 можно было посмотреть что-нибудь из старых американских ужастиков с обязательным гнусавым переводом. Надо заметить, что в то время достать какие-либо серьезные материалы по теме представлялось, мягко говоря, затруднительным, а зачастую и вовсе невозможным. В ходу были лишь общеупотребительные источники советских времен. Напечатали только «Молот ведьм» (киевское издание в мягкой обложке) и то кастрированный. Вместо буллы папы Иннокентия VIII «Всеми силами души», которая всегда служила предисловием к книге, впихнули статью атеиста Лозинского. Все остальное, кроме упомянутой книги добывалось неимоверным трудом. Читались переведенные на русский немногочисленные работы западных историков, большинство из которых не относились ни к исследованиям колдовства, ни к фольклору. Но в них проскальзывали цитаты из Бодена, Дель Рио, Реми и других демонологов. В некоторых книгах упоминались колдовские процессы, естественно, только с одной позиции: все ведьмы – сплошь невинные овечки, а инквизиторы – поголовно кровавые маньяки, что было идиотизмом и с исторической точки зрения, и с точки зрения простого здравого смысла. В целом, из выдернутых из контекста цитат, обрывков историй, которые частенько смахивали на предания, и неподтвержденных фактов складывалась довольно мутная, но все же цельная картинка. В некоторых местах мутность здорово превалировала над цельностью, но становилось понятно, что сей исторический пейзаж здорово отличается от общепринятых воззрений. С изучением колдовства в России было еще сложнее. Здесь, мне кажется, причины (исторические и социальные) достаточно глобальны. Дело в том, что ни одна страна за всю свою историю не пережила такой «переоценки ценностей», которая произошла у нас в начале ХХ века. Ни в одной стране мира (может быть, за исключением карликовых Кубы, Венесуэлы и им подобных) к власти не приходили воинствующие атеисты, правление которых продолжалось бы более 70-ти лет. Ни в одной стране не уничтожались морально и физически носители отечественной самобытности. А почти вся народная история, как и фольклор, до определенного момента (революции 17-го года) подавалась исключительно как некое буйство необразованных мракобесов. Похожая ситуация была с американскими индейцами. Но здесь случай несколько другого рода. Индейцев изводили не свои соотечественники, а люди другой нации, носители совершенно другого сознания и менталитета. Давно велись, и ведутся споры: 70 лет - много это или мало. Честно скажу – не знаю. Но за эти семь десятков выросло целое поколение (которое успело воспитать еще одно), с пеной у рта охаивавшее собственную историю и культуру, существовавшую до 17-го года. Обычному обывателю «преданья старины глубокой» были доступны в формате школьной программы, карамзинской «Истории государства Российского» и исторического фантаста Пикуля. С демонологией дело обстояло совсем плохо. Человек не учащийся на каком-либо специальном факультете в ВУЗе практически ничего не мог найти по этой теме. Работы Максимова и Орлова еще не печатали, Афанасьева низвели до простого собирателя сказок и только Гоголь со своими «Вечерами» чуть-чуть приоткрывал завесу над миром ведьм, чертей и прочей нечисти. Конечно, при огромном желании в некоторых библиотеках можно было найти кой-какую литературу, но желание действительно должно было присутствовать. Хотя вначале 90-х издали «Дракулу» Стокера и начали регулярно печатать других авторов мистической беллетристики (Кинга, Маккаммона, Баркера и пр.), коими Ваш покорный слуга, конечно, зачитывался, но отдавал себе отчет в том, что в историческом плане эти вещи помогали очень слабо, если помогали вообще. И тут мне здорово повезло (из серии «это не я такой умный, просто само так вышло»), причем аж целых два раза. Во-первых, через одну знакомую я устроился на относительно непыльную должность внештатного корреспондента небольшой газеты, которая специализировалась на всякого рода мистике и оккультизме. Название газеты я вам не скажу, ибо это не важно. Важно то, что именно это назначение привело меня к личному общению с интереснейшими людьми и в итоге к «повезло №2». Стоит отметить, что в этой газетке почти все статьи писались тремя способами. Способ первый заключался в переписывании своими словами интернет-публикации на тему зомби, вампиров или колдунов. Вторым способом пользовались те, у кого с собственной фантазией было все в порядке, и статья писалась методом «палец-пол-потолок», то есть просто придумывалась, но выдавалась, однако за реальную историю. И способ третий (для чего, собственно, и требовался внештатный мальчик на побегушках). Он заключался в том, что мальчика засылали к какому-нибудь чародею, потомственной ведьме или астрологу (коих расплодилось великое множество) или к жертве (колдовства, вампиров, пришельцев, пси-оружия, трансформеров, телепузиков – нужное подчеркнуть), с целью взять у него/нее интервью. Потом послушный ребенок притаскивал то, что нарыл в редакцию, и уже умудренный опытом журналист стряпал из этого приемлемую статью. Естественно от своего имени. Что было обидно, но не смертельно. Со временем, среди своих интервьюируемых «жертв чего-то-там» я стал достаточно быстро определять сумасшедших, а среди колдунов – явных шарлатанов. Нет, и реальные жертвы и колдуны тоже присутствовали, но они оставались (наверное, и сейчас остаются) в печальном меньшинстве перед толпой чокнутых и обманщиков. И тут мне подфартило во второй раз. Совершенно неожиданно я встретил родственную душу. И какую! Однажды мне пришлось возвращаться из Москвы ночным поездом. В столице особых дел у меня не было, кроме одного интервью (не самого удачного) и посещения двух приятелей. Вообще, эта поездка была далеко не моя инициатива. На самом деле, Первопрестольную я перевариваю только в трех вариантах: когда некуда деваться и ехать туда надо, ранним утром в ясную погоду и поздним вечером (лучше ночью). В остальные временные промежутки мне всегда хотелось как можно скорее убраться из этого города. Что я периодически и делал. К стыду своему, признаюсь, что иногда даже в ущерб выполняемой задаче. В ту ночь я сел в поезд и был приятно удивлен тем, что в моем купе был только один попутчик. Поздоровавшись, я уселся напротив, закинул свою сумку на полку, и через некоторое время, с известной долей нетерпения, открыл недавно приобретенную в столице книгу Елены Елеонской «Сказка, заговор и колдовство в России», помню, в Питере достать такую было невозможно. Мой визави внимательно посмотрел на книгу, и задал мне какой-то вопрос (сейчас уже не помню о чем), но в итоге мы разговорились. Эта дорожная беседа не только определила дальнейшее направление моих исследований, но и, в лице случайного попутчика, подарила мне учителя и друга. Знаете, это примерно, как… Скажем, со стрельбой. Вы можете угрохать кучу денег на патроны, и где-нибудь на даче с друзьями жестоко изничтожить целую грядку стеклотары или консервных банок. Все это будет, конечно, весело, но, к сожалению, относительно бесполезно. Ибо, приобретя некоторые навыки обращения с оружием и даже определенную меткость, Вы стабильно проиграете тому, кто обучался под руководством серьезного наставника. Возможно, пример не очень удачный (просто это первое, что пришло в голову). Но лично у меня после знакомства с «человеком из поезда», сложилось впечатление, что до этого я стрелял по бутылкам, причем часто мазал, а потом попал в профессиональный тир, где представились такие возможности, о которых раньше и не мечталось. Мой неожиданный товарищ, оказался, ни много ни мало, кандидатом исторических наук, а, до кучи, страстным фольклористом и этнографом. И я, многогрешный, под его чутким, а иногда и настойчивым, руководством ощутил, как мои дилетантские исследования вышли на качественно новый уровень. Дело было не только в его личном обаянии или кипучей энергии (он, например, мог запросто позвонить среди ночи, чтобы обсудить несколько своих новых мыслей по поводу скифской мифологии). Но и в том, что через него я получил возможность копаться в таком количестве материала (от недавно изданного до архивного), что и Интернет может позавидовать. Собственно, к чему это я? Дескать, опять ударился в воспоминания «и тут Остапа понесло»? Есть немного. Но в основном сие довольно затянувшееся вступление напрямую относится к нашему рассказу. Вообще, как говаривал мой наставник, при изучении истории, а в особенности истории суеверий, магии, колдовства и просто фольклора, надо придерживаться нескольких правил. Основных – три: Забудь фразу дураков (обычных или «от науки» - не важно) «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». Не бойся удивляться. Докапывайся до истоков. Никогда не думай, что «и так сойдет». Следуя этим нехитрым правилам (особенно последнему), мне почти всегда удавалось избежать некоторых ошибочных заблуждений и попаданий впросак по собственному невежеству. I. Итак,… ВЕРЕТНИКИ. Первое упоминание о веретниках мне встретилось сравнительно недавно. Где-то около восьми лет назад в книге, которую лишь с большой натяжкой можно было бы отнести к посвященным истории колдовства. Надо