«Здесь и сейчас», но не всегда и везде - «Эзотерика» » Женскими глазами
Навигация: Женскими глазами » Виды гаданий, лечение народными средствами... » Молитвы для спасения души » «Здесь и сейчас», но не всегда и везде - «Эзотерика»

«Здесь и сейчас», но не всегда и везде - «Эзотерика»

«Здесь и сейчас», но не всегда и везде - «Эзотерика»
«Здесь и сейчас», но не всегда и везде - «Эзотерика»Попытка находиться «здесь и сейчас», осознанно присутствовать, а не витать в сожалениях о прошлом и пребывать в страхе за свое будущее - важная и правильная идея, о которой говорят многие духовные традиции. В последнее время она стала особенно популярной благодаря книге Экхарта Толле "The Power of Now" (В русском переводе «Сила Настоящего» или «Сила момента сейчас»). В таком состоянии успокоенный ум, не вовлеченный в бесконечную череду ассоциаций, перестает проецировать на мир собственные проблемы, а отражает его непосредственно, таким, каков он есть, - словно поверхность воды, отражающая деревья.

В рамках традиционных учений в этой связи можно упомянуть буддийское памятование. Сатипаттхана сутта (Основы памятования) гласит: "...о монахи, когда идет, знает монах: "Я иду", когда стоит, знает монах: "Я стою", когда сидит, знает он: "Я сижу", когда лежит, знает он: "Я лежу" - и каково всегда его положение, это в точности знает он. Так живет он, созерцая тело в теле...". Г.Гюрджиев говорит о самовспоминании - это переживание "я есмь" посредством разделения внимания. Часть внимания переводится с объектов, на которые оно обычно направлено, на самого наблюдающего. Сходные практики можно найти в исихазме (трезвение), суфизме (тихий зикр) и других учениях.

Важно отметить, что для выполнения этих практик требуется целенаправленно и сосредоточенно перевести внимание на себя в данном мгновении и месте, используя в качестве фокуса внимания позу, дыхание, некое слово или же содержание внутреннего пространства, ума.

Концепции "здесь и сейчас" придается сакральный статус, но хотелось бы исследовать - почему так? Что именно делает "здесь и сейчас" столь важным, что ради него нужно жертвовать и прошлым, и будущим? Как и любая плодотворная идея, эта концепция имеет смысл в каких-то рамках. Когда идею пытаются абсолютизировать, она теряет смысл и рискует превратиться в заблуждение. Необходимо понять, в каких пределах практика "здесь и сейчас" является важной и ценной, а не считать ее средством от любых психологических и духовных проблем.

Прежде всего, cуществуют ситуации, когда пребывание "здесь и сейчас" мало что меняет или даже оказывается помехой. Скажем, когда я читаю книгу, то нет ощущения, что "здесь и сейчас" как-то заметно положительно отражается на восприятии или понимании прочитанного. Возможно, что даже наоборот - при чтении художественной литературы некоторое погружение в грезы автора способствуют усилению эстетического эффекта. Когда смотришь фильм, приходится забыть, что мы видим обман, краску, а не настоящую кровь, - нужно то, что по-английски называют suspension of disbelief, вера в предлагаемые обстоятельства. Требуется некоторое отождествление с происходящим, а полная осознанность в данном случае, в отличие от других ситуаций, может быть излишней.

Из исключений упомяну также, что мне трудно писать стихи в таком состоянии. Видимо, практически любое творчество требует, хотя бы на ранних этапах создания произведения, свободного течения ассоциаций, пребывания в мире хаотических связей и грез. Затем наступает момент, когда необходимо задействовать фильтры осознанности, но это на более поздних этапах. Упорядоченность законченного произведения рождается из случайностей и хаоса творческого процесса.

Исследования с использованием MRI (магниторезонансная визуализация) показали, что грезы могут быть более эффективным способом решения некоторых задач, чем сосредоточенность. Когда нам кажется, что ум отключается и "уплывает" в грезах, в этот момент мозг как раз работает более активно, привлекая дополнительные ресурсы. Ум погружается в грезы, поскольку это нормальное состояние мозга, а не бессмысленное отвлечение.

"Белый шум", роение мыслей и эмоций в сознании только кажутся бессмысленными и "бездуховными". У такой активности ума тоже есть своя важная роль. Это заблуждение - считать, что каждое непонятное нам явление психики есть нечто лишнее и вредное: "...люди то и дело норовят списать со счетов какую-нибудь мелочь в поведении или морфологии животных как бесполезную и неадаптивную, только чтобы впоследствии убедиться, что не понимали, какова ее функция" (Ричард Докинз. Расширенный фенотип.М.2010.С.419.).

Погружаться в грезы и не быть "здесь и сейчас" - наша природная особенность. Не обязательно, что мы можем преодолеть эту склонность полностью, как бы того ни желали. Даже тому, кто считает сон не самым возвышенным состоянием, иногда необходимо прилечь и поспать. Такой корифей эзотерики, как Г.И.Гюрджиев, без стеснения приписывавший себе сверхъестественные способности, жаловался, что не может преодолеть "сон и дремоту":

"... несмотря на все мои желания и старания, я не мог добиться успеха в "само-воспоминании" в процессе моей обычной жизни с другими людьми; так, чтобы быть способным проявлять себя не в соответствии с моей натурой, а в соответствии с предварительными указаниями моего "сосредоточенного сознания".

Я не мог достичь состояния "само-воспоминания", достаточного даже для того, чтобы остановить ассоциации, текущие во мне автоматически вследствие некоторых нежелательных наследственных факторов моей природы". (Г.И.Гюрджиев. Жизнь реальна только тогда, когда "Я есть")

У разума, сформированного эволюционными процессами, есть свои задачи, и порой состояние "здесь и сейчас" этим задачам не вполне соответствует. Согласно некоторым современным теориям, "...сущностью разума является составление прогнозов" (Джефф Хокинс. Об интеллекте. М.2007.С.86.). Прогнозы осуществляются на основании памяти - предыдущего опыта: "...восприятие действительности является комбинацией наших ощущений и прогнозов, составляемых на основе воспоминаний". (Джефф Хокинс. Об интеллекте. М.2007. С.89.)

Таким образом, сканирование прошлого и создание прогнозов - то есть пребывание не здесь и не сейчас - является важней функцией мозга. И никакие ухищрения духовных практик не могут и не должны эту функцию отменять.

Почему вообще возникает эта проблематика - включать самого себя в объекты внимания, что подразумевается в концепции "здесь и сейчас"; откуда берется нужда в пристальном внимании к собственному внутреннему миру? Видимо, это связано с тем, что личность становится источником проблем - искажает информацию при восприятии, не в состоянии ее полноценно обработать, не справляется с возросшим числом объектов внимания и т.п. То есть оказывается не готовой к тем ситуациям, которые предлагает современная жизнь.

Например, если наше восприятие затуманено отрицательной эмоцией и мы отвергаем справедливые слова собеседника только из-за этого, то требуется отключить "автопилот", сделать сознательное усилие, переведя внимание на себя как на внешний объект, который, так сказать, ведет себя неподобающе. Это дает шанс скорректировать вредоносный эффект отрицательной эмоции.

Нескончаемое беспокойство о нереальных или маловероятных событиях, которые в любом случае от нас не зависят - вроде конца света - совершенно бессмысленно и ни к чему, кроме неврозов, вести не может. И в этом случае пребывание в "здесь и сейчас" - отличное средство, компенсирующее сбои врожденных навыков. Такие случаи входят в область применения концепции.

Как мне видится, сильная сторона и ценность "здесь и сейчас" - в решении тех задач, которые на "автопилоте" принципиально не решаются. Сама эта идея - помнить себя, осознанно присутствовать - является ответом на ограниченные возможности наших естественных состояний.

Какие задачи не решаются на "автопилоте"


В первую очередь речь идет о тех ситуациях, к которым мы эволюционно оказались не готовы. "Автопилот" - природные силы в нас, а также приобретенные и хорошо усвоенные навыки. Но жизнь в сверхсложном современном обществе предлагает задачи, для которых нет готового природного решения и не всегда возможно выработать автоматические навыки:

- Включение объектов в сферу внимания, даже если они не вызывают эмоционального интереса. Внимание к объекту привлекается прежде всего потребностями и основанными на них эмоциями, но не всегда эмоции включаются тогда, когда следовало бы.

- Одновременное поддержание нескольких объектов в сфере внимания, поскольку это не является естественной особенностью нашей психофизиологии; далеким предкам обычно не приходилось иметь дело одновременно со многими объектами. (При этом объектов не может быть слишком много: чрезвычайно трудно пребывать в "здесь и сейчас", когда приходится решать одновременно много задач, поскольку ресурсы психики ограничены и часть их расходуется на поддержание самого состояния осведомленности).

- Способность к конструктивному страданию - то есть смирение в отношении неприятных проявлений других людей и негативных cобытий, на которые мы повлиять не можем; отказ от противостояния, когда оно бесполезно. (Поскольку природой мы, как известно, запрограммированы в основном на два вида реакций - "убегай или нападай").

- Способность активно переключать внимание с себя на другого человека - поскольку эгоизм или эгоцентризм естественны, а отказ от себя обычно, хотя и не всегда, требует сознательного усилия.

- Чрезмерная эмоциональность в тех ситуациях, где требуется осознанность и присутствие духа.

- Кроме того, действия на автопилоте чреваты механической забывчивостью, когда мы не можем вспомнить, куда положили ключи и выключен ли чайник. Следуя привычному поведению, легко допустить ошибку, когда ситуация меняется: например, поехать по обычному маршруту, даже если сегодня нужно попасть в другое место.

* * *

Следует отметить, что популярные представления о "здесь и сейчас" могут довольно значительно отличаться от традиционных воззрений на этот вопрос и представлять собой значительное упрощение. Например, авторитетный буддийский исследователь и наставник Алан Уоллес, автор и переводчик многих текстов о буддизме, говорит:

"Английский термин mindfulness, применяемый для обозначения памятования, в широком употреблении попросту означает способность удерживать внимание, отдавать отчет. Сати же имеет гораздо более широкую коннотацию, поэтому желающим практиковать буддийскую медитацию советуют как можно лучше разобраться с этим и другими связанными терминами на основании самых авторитетных источников, какие только доступны. Иначе буддийская медитация быстро деградирует в размытое «быть здесь и сейчас», где утеряны невероятная глубина и богатство буддийских медитативных традиций. (Источник)

Одна из причин этой деградации в том, что в секулярной версии концепции "здесь и сейчас" исчезает стремление к Абсолюту, то есть концентрация идет на психике и теле - что тоже конечно важно - но задача еще и в том, чтобы выйти за пределы своего наличного бытия. Смысл практики не только в обретении психологического покоя, она служит трамплином для прыжка в трансцендентное. Сама попытка смотреть на себя со стороны подразумевает выход за пределы личности.

Как пишет Жанна де Зальцман (фактически возглавившая гюрджиевское движение после смерти основателя): "Мое внимание разделено в двух направлениях, а я нахожусь в центре. Это акт самовспоминания. Я хочу держать часть своего внимания на осознании принадлежности к более высокому уровню, и под этим влиянием попробовать открыться внешнему миру..." (Жанна де Зальцман. Реальность бытия. Четвертый Путь Гурджиева).

* * *

Памятование, трезвение и подобные практики - важная часть духовной традиции. Но следует учесть, что традиция ими не исчерпывается, а наиболее интенсивный мистический опыт описывается часто не как алертность и присутствие "здесь и сейчас", а как экстаз, исчезновение, отсутствие, транс, восхищенность. То есть как бы пребывание в иных мирах, не здесь и не сейчас. (Мистический экстаз у Плотина, христианских мистиков, суфиев и др.)

Почему бы не предположить, что отсутствие и присутствие, пробужденность в "здесь и сейчас" с одной стороны и экстатическое переживание с другой - дополняют друг друга. Если это так, то вполне можно допустить возможность чередования, фаз изменения активности этих двух важных и необходимых сторон развитой человеческой психики. Иногда - трезвенность и присутствие доминируют, иногда усиливается экстатичность - возникает отсутствие и опьяненность. И, наконец, иногда можно предаться вольному течению мысли, грезам, побыть в творческом внутреннем хаосе, не испытывая при этом чувства вины. То есть нам следует быть не "здесь и сейчас", а "где и когда действительно нужно".
Источник:
ЧасКор

Попытка находиться «здесь и сейчас», осознанно присутствовать, а не витать в сожалениях о прошлом и пребывать в страхе за свое будущее - важная и правильная идея, о которой говорят многие духовные традиции. В последнее время она стала особенно популярной благодаря книге Экхарта Толле "The Power of Now" (В русском переводе «Сила Настоящего» или «Сила момента сейчас»). В таком состоянии успокоенный ум, не вовлеченный в бесконечную череду ассоциаций, перестает проецировать на мир собственные проблемы, а отражает его непосредственно, таким, каков он есть, - словно поверхность воды, отражающая деревья. В рамках традиционных учений в этой связи можно упомянуть буддийское памятование. Сатипаттхана сутта (Основы памятования) гласит: ".о монахи, когда идет, знает монах: "Я иду", когда стоит, знает монах: "Я стою", когда сидит, знает он: "Я сижу", когда лежит, знает он: "Я лежу" - и каково всегда его положение, это в точности знает он. Так живет он, созерцая тело в теле.". Г.Гюрджиев говорит о самовспоминании - это переживание "я есмь" посредством разделения внимания. Часть внимания переводится с объектов, на которые оно обычно направлено, на самого наблюдающего. Сходные практики можно найти в исихазме (трезвение), суфизме (тихий зикр) и других учениях. Важно отметить, что для выполнения этих практик требуется целенаправленно и сосредоточенно перевести внимание на себя в данном мгновении и месте, используя в качестве фокуса внимания позу, дыхание, некое слово или же содержание внутреннего пространства, ума. Концепции "здесь и сейчас" придается сакральный статус, но хотелось бы исследовать - почему так? Что именно делает "здесь и сейчас" столь важным, что ради него нужно жертвовать и прошлым, и будущим? Как и любая плодотворная идея, эта концепция имеет смысл в каких-то рамках. Когда идею пытаются абсолютизировать, она теряет смысл и рискует превратиться в заблуждение. Необходимо понять, в каких пределах практика "здесь и сейчас" является важной и ценной, а не считать ее средством от любых психологических и духовных проблем. Прежде всего, cуществуют ситуации, когда пребывание "здесь и сейчас" мало что меняет или даже оказывается помехой. Скажем, когда я читаю книгу, то нет ощущения, что "здесь и сейчас" как-то заметно положительно отражается на восприятии или понимании прочитанного. Возможно, что даже наоборот - при чтении художественной литературы некоторое погружение в грезы автора способствуют усилению эстетического эффекта. Когда смотришь фильм, приходится забыть, что мы видим обман, краску, а не настоящую кровь, - нужно то, что по-английски называют suspension of disbelief, вера в предлагаемые обстоятельства. Требуется некоторое отождествление с происходящим, а полная осознанность в данном случае, в отличие от других ситуаций, может быть излишней. Из исключений упомяну также, что мне трудно писать стихи в таком состоянии. Видимо, практически любое творчество требует, хотя бы на ранних этапах создания произведения, свободного течения ассоциаций, пребывания в мире хаотических связей и грез. Затем наступает момент, когда необходимо задействовать фильтры осознанности, но это на более поздних этапах. Упорядоченность законченного произведения рождается из случайностей и хаоса творческого процесса. Исследования с использованием MRI (магниторезонансная визуализация) показали, что грезы могут быть более эффективным способом решения некоторых задач, чем сосредоточенность. Когда нам кажется, что ум отключается и "уплывает" в грезах, в этот момент мозг как раз работает более активно, привлекая дополнительные ресурсы. Ум погружается в грезы, поскольку это нормальное состояние мозга, а не бессмысленное отвлечение. "Белый шум", роение мыслей и эмоций в сознании только кажутся бессмысленными и "бездуховными". У такой активности ума тоже есть своя важная роль. Это заблуждение - считать, что каждое непонятное нам явление психики есть нечто лишнее и вредное: ".люди то и дело норовят списать со счетов какую-нибудь мелочь в поведении или морфологии животных как бесполезную и неадаптивную, только чтобы впоследствии убедиться, что не понимали, какова ее функция" (Ричард Докинз. Расширенный фенотип.М.2010.С.419.). Погружаться в грезы и не быть "здесь и сейчас" - наша природная особенность. Не обязательно, что мы можем преодолеть эту склонность полностью, как бы того ни желали. Даже тому, кто считает сон не самым возвышенным состоянием, иногда необходимо прилечь и поспать. Такой корифей эзотерики, как Г.И.Гюрджиев, без стеснения приписывавший себе сверхъестественные способности, жаловался, что не может преодолеть "сон и дремоту": ". несмотря на все мои желания и старания, я не мог добиться успеха в "само-воспоминании" в процессе моей обычной жизни с другими людьми; так, чтобы быть способным проявлять себя не в соответствии с моей натурой, а в соответствии с предварительными указаниями моего "сосредоточенного сознания". Я не мог достичь состояния "само-воспоминания", достаточного даже для того, чтобы остановить ассоциации, текущие во мне автоматически вследствие некоторых нежелательных наследственных факторов моей природы". (Г.И.Гюрджиев. Жизнь реальна только тогда, когда "Я есть") У разума, сформированного эволюционными процессами, есть свои задачи, и порой состояние "здесь и сейчас" этим задачам не вполне соответствует. Согласно некоторым современным теориям, ".сущностью разума является составление прогнозов" (Джефф Хокинс. Об интеллекте. М.2007.С.86.). Прогнозы осуществляются на основании памяти - предыдущего опыта: ".восприятие действительности является комбинацией наших ощущений и прогнозов, составляемых на основе воспоминаний". (Джефф Хокинс. Об интеллекте. М.2007. С.89.) Таким образом, сканирование прошлого и создание прогнозов - то есть пребывание не здесь и не сейчас - является важней функцией мозга. И никакие ухищрения духовных практик не могут и не должны эту функцию отменять. Почему вообще возникает эта проблематика - включать самого себя в объекты внимания, что подразумевается в концепции "здесь и сейчас"; откуда берется нужда в пристальном внимании к собственному внутреннему миру? Видимо, это связано с тем, что личность становится источником проблем - искажает информацию при восприятии, не в состоянии ее полноценно обработать, не справляется с возросшим числом объектов внимания и т.п. То есть оказывается не готовой к тем ситуациям, которые предлагает современная жизнь. Например, если наше восприятие затуманено отрицательной эмоцией и мы отвергаем справедливые слова собеседника только из-за этого, то требуется отключить "автопилот", сделать сознательное усилие, переведя внимание на себя как на внешний объект, который, так сказать, ведет себя неподобающе. Это дает шанс скорректировать вредоносный эффект отрицательной эмоции. Нескончаемое беспокойство о нереальных или маловероятных событиях, которые в любом случае от нас не зависят - вроде конца света - совершенно бессмысленно и ни к чему, кроме неврозов, вести не может. И в этом случае пребывание в "здесь и сейчас" - отличное средство, компенсирующее сбои врожденных навыков. Такие случаи входят в область применения концепции. Как мне видится, сильная сторона и ценность "здесь и сейчас" - в решении тех задач, которые на "автопилоте" принципиально не решаются. Сама эта идея - помнить себя, осознанно присутствовать - является ответом на ограниченные возможности наших естественных состояний. Какие задачи не решаются на "автопилоте" В первую очередь речь идет о тех ситуациях, к которым мы эволюционно оказались не готовы. "Автопилот" - природные силы в нас, а также приобретенные и хорошо усвоенные навыки. Но жизнь в сверхсложном современном обществе предлагает задачи, для которых нет готового природного решения и не всегда возможно выработать автоматические навыки: - Включение объектов в сферу внимания, даже если они не вызывают эмоционального интереса. Внимание к объекту привлекается прежде всего потребностями и основанными на них эмоциями, но не всегда эмоции включаются тогда, когда следовало бы. - Одновременное поддержание нескольких объектов в сфере внимания, поскольку это не является естественной особенностью нашей психофизиологии; далеким предкам обычно не приходилось иметь дело одновременно со многими объектами. (При этом объектов не может быть слишком много: чрезвычайно трудно пребывать в "здесь и сейчас", когда приходится решать одновременно много задач, поскольку ресурсы психики ограничены и часть их расходуется на поддержание самого состояния осведомленности). - Способность к конструктивному страданию - то есть смирение в отношении неприятных проявлений других людей и негативных cобытий, на которые мы повлиять не можем; отказ от противостояния, когда оно бесполезно. (Поскольку природой мы, как известно, запрограммированы в основном на два вида реакций - "убегай или нападай"). - Способность активно переключать внимание с себя на другого человека - поскольку эгоизм или эгоцентризм естественны, а отказ от себя обычно, хотя и не всегда, требует сознательного усилия. - Чрезмерная эмоциональность в тех ситуациях, где требуется осознанность и присутствие духа. - Кроме того, действия на автопилоте чреваты механической забывчивостью, когда мы не можем вспомнить, куда положили ключи и выключен ли чайник. Следуя привычному поведению, легко допустить ошибку, когда ситуация меняется: например, поехать по обычному маршруту, даже если сегодня нужно попасть в другое место. * * * Следует отметить, что популярные представления о "здесь и сейчас" могут довольно значительно отличаться от традиционных воззрений на этот вопрос и представлять собой значительное упрощение. Например, авторитетный буддийский исследователь и наставник Алан Уоллес, автор и переводчик многих текстов о буддизме, говорит: "Английский термин mindfulness, применяемый для обозначения памятования, в широком употреблении попросту означает способность удерживать внимание, отдавать отчет. Сати же имеет гораздо более широкую коннотацию, поэтому желающим практиковать буддийскую медитацию советуют как можно лучше

Похожие статьи

Оставить комментарий

ВАША РЕКЛАМА


ДОБАВИТЬ БАННЕР
  «Прикоснись к тайнам настоящего и будущего,а также лечение народными способами и не традиционной медициной и многое полезное для вашего благополучия...»