Прокрастинируйте, это полезно! - «Эзотерика»
Мы зря проклинаем прокрастинацию, доказывает Адам Грант — профессор менеджмента и психологии Уортонской школы бизнеса, изучающий нестандартные подходы к управлению.
В обычной ситуации я бы закончил эту колонку несколько недель назад. Но я все откладывал и откладывал ее, потому что на Новый год пообещал себе: прокрастинировать побольше.
Пожалуй, я должен объясниться. Рано или поздно.
Мы считаем прокрастинацию проклятьем. Больше 80% студентов страдают от нее, сидя ночами над докладами и готовясь к экзаменам. Порядка 20% взрослых людей говорят, что у них прокрастинация приобрела хронический характер. И можно только догадываться, насколько выше была бы эта оценка, если бы все прокрастинаторы заставили себя пройти опрос.
Но хотя прокрастинация — враг продуктивности, я понял, что она — настоящее благо для креативности.
Много лет я верил, что любое стоящее дело стоит закончить пораньше. Когда я был в аспирантуре, я закончил диссертацию на два года раньше срока. В университете я сдавал доклады за неделю или более до дедлайна, а дипломную работу доделал за четыре месяца до сдачи. Мои соседи по общежитию шутили, что у меня психическое расстройство. Психологи даже придумали термин для такого состояния: прекрастинация.
Прекрастинация — это желание начать выполнять задачу сразу же, как только она поступает, и заканчивать ее как можно раньше. Для прекрастинатора прогресс — это как кислород, а откладывать дела означает агонию. Когда в вашей почте появляется очередная серия сообщений, и вы не отвечаете на них сразу же, вы чувствуете, что ваша жизнь выходит из-под контроля. Если вам предстоит выступать где-то через месяц, каждый день, когда вы не работаете над речью, приносит жуткое чувство пустоты, как будто воздух вокруг вас постепенно улетучивается.
В колледже мое представление о продуктивном дне заключалось в следующем: начать писать в 7 часов утра и не вставать со стула до ужина. Я гнался за «потоком» — ментальным состоянием, которое описывает психолог Михай Чиксентмихайи, когда вы настолько поглощены своей задачей, что уже не чувствуете время или пространство.
А вот прокрастинаторы, как отметил писатель Тим Урбан, подвластны «обезьяне сиюминутного удовольствия», обитающей в их голове, и постоянно задают вопросы типа: «Зачем использовать компьютер для работы, если у нас есть весь этот интернет, где столько интересного?»
Прокрастинаторам, чтобы справиться с этой обезьяной, нужна колоссальная сила воли. Но прекрастинатору может понадобиться не менее мощная сила воли, чтобы не работать.
Несколько лет назад одна из моих самых креативных студенток Чжихи Син поставила мои склонности под сомнение. Она рассказала, что самые оригинальные идеи приходят ей в голову после прокрастинации. Я предложил ей доказать это. Она получила доступ к паре компаний, опросила сотрудников о том, как часто они прокрастинируют, и попросила их начальников оценить их креативность. Прокрастинаторы оказались, согласно этим оценкам, более креативными, чем прекрастинаторы вроде меня.
Но меня это не убеждало. Тогда Чжихи — сейчас она профессор Висконсинского университета — организовала несколько экспериментов. Она попросила людей придумывать новые бизнес-идеи. Половине участников поручили начать работу сразу, другим же дали пять минут, чтобы поиграть в «Сапера» или «Солитер». Затем все представили свои идеи, и независимые эксперты оценили их оригинальность. Идеи прокрастинаторов оказались на 28% креативнее.
«Сапер» — отличная игра, но не она была причиной этого эффекта. Когда люди играли в игры перед тем, как получить задачу, их креативность не увеличивалась. Она росла только тогда, когда они сначала получали задачу, а потом были вынуждены отложить ее.
Дело в том, что первые идеи, которые приходят нам в голову, обычно самые очевидные. Когда вы прокрастинируете, мозг отклоняется от курса, и это дает шанс набрести на необычные идеи, заметить необычные паттерны. Почти сто лет назад психолог Блюма Зейгарник обнаружила, что люди лучше запоминают незаконченные задачи, чем законченные. Когда мы завершаем проект, мы откладываем его подальше. А когда он не завершен, он остается активным в нашем сознанием.
Тогда я неохотно признал, что прокрастинация может помочь с повседневной креативностью. Но вот большие проекты — это другая история, нет?
Нет. Стив Джобс прокрастинировал постоянно, как рассказали мне несколько его коллег. Билла Клинтона характеризовали как «хронического прокрастинатора», который тянет с доработкой своих речей до последней минуты. Архитектор Фрэнк Ллойд Райт почти целый год прокрастинировал над проектом, пока его спонсор не настоял, чтобы он немедленно представил разработку. И тот представил «Дом над водопадом» — свой шедевр. Аарон Соркин, сценарист «Стива Джобса» и «Западного крыла», откладывает написание сценариев до самого последнего. Когда его спросили об этом, он ответил: «Вы называете это прокрастинацией, я называю это мышлением».
То есть креативность возникает не вопреки прокрастинации, а благодаря ей? Я решил попробовать. Я-то знаю, что такое дисциплина, так что я проснулся как-то утром и написал список дел, в которых мне предстоит прокрастинировать. И поставил цель — откладывать продвижение к цели. Пошло не очень.
Первым делом я решил откладывать творческие задачи — и прежде всего эту статью. Я сопротивлялся желанию сесть и начать писать — просто ждал. Прокрастинируя (то есть, простите, думая), я вспомнил статью о прекрастинации, которую я прочел несколько месяцев назад. Мне пришло в голову, что я могу использовать свой опыт прекрастинации, чтобы обрисовать для читателей контекст.
Затем я вдохновился Джорджем Костанцей из «Сайнфелда», который взял за правило бросать дела на высокой ноте. Когда я начинал писать предложение, которое казалось мне хорошим, я останавливался посередине и вставал из-за стола. Позже, возвращаясь к тексту, я подхватывал брошенную мысль. Писатель Митч Албом использует этот же прием. «Когда ты бросаешь писать в середине предложения, это здорово, — говорил он мне. — Ты ждешь не дождешься, когда вернешься к тексту завтра утром».
Закончив черновик, я отложил его на три недели. Когда я вернулся к этой работе, я уже выстроил достаточную дистанцию между мной и текстом, чтобы задаться вопросом «Что за идиот написал эту дрянь?» и переписать практически все заново. К моему удивлению, у меня за это время появился свежий материал. Например, мой коллега рассказал, что Аарон Соркин — прокрастинатор.
Я обнаружил, что в каждом творческом проекте возникают моменты, которые требуют более «латерального» — и более медленного — мышления. Моя естественная склонность заканчивать все раньше приводила к тому, что я блокировал сложные мысли, которые направляли меня по новому пути. Я избегал страданий дивергентного мышления, но лишал себя его плодов.
Конечно, прокрастинация может зайти слишком далеко. Чжихи в своем эксперименте выделила еще одну группу людей, которые ждали до последней минуты, прежде чем начать проект. Они оказались не слишком креативными — им приходилось спешно реализовывать самую простую идею, а не придумывать более интересную.
Как ограничить эту вредную прокрастинацию? Наука предлагает несколько полезных советов. Например, представьте, что вы терпите катастрофическое поражение — тогда тревога может побудить вас к действию. Также можно снизить свои требования к «прогрессу», и вас уже не будет так сдерживать ваш перфекционизм. Еще полезно выделять небольшие отрезки времени. Скажем, психолог Роберт Бойс помогал аспирантам преодолеть нежелание писать, научив их писать по 15 минут в день. Мой любимый прием — это обязательство: если, например, вы против свободного ношения оружия, воспользуйтесь приложением stickK, чтобы зарезервировать некоторую сумму денег. Если вы не справитесь с задачей к дедлайну, деньги будут пожертвованы Национальной стрелковой ассоциации. Страх, что вы поддержите презираемую вами организацию, может серьезно мотивировать.
Но вообще, если вы прокрастинатор, то в следующий раз, когда вас охватит темное облако вины и ненависти к себе, вспомните, что бывает и правильная прокрастинация — которая делает вас креативнее. А если вы прекрастинатор вроде меня, стоит овладеть мастерством принудительной прокрастинации. Не стоит бояться оставить свою работу незаконч
Источник:
Идеономика
Мы зря проклинаем прокрастинацию, доказывает Адам Грант — профессор менеджмента и психологии Уортонской школы бизнеса, изучающий нестандартные подходы к управлению. В обычной ситуации я бы закончил эту колонку несколько недель назад. Но я все откладывал и откладывал ее, потому что на Новый год пообещал себе: прокрастинировать побольше. Пожалуй, я должен объясниться. Рано или поздно. Мы считаем прокрастинацию проклятьем. Больше 80% студентов страдают от нее, сидя ночами над докладами и готовясь к экзаменам. Порядка 20% взрослых людей говорят, что у них прокрастинация приобрела хронический характер. И можно только догадываться, насколько выше была бы эта оценка, если бы все прокрастинаторы заставили себя пройти опрос. Но хотя прокрастинация — враг продуктивности, я понял, что она — настоящее благо для креативности. Много лет я верил, что любое стоящее дело стоит закончить пораньше. Когда я был в аспирантуре, я закончил диссертацию на два года раньше срока. В университете я сдавал доклады за неделю или более до дедлайна, а дипломную работу доделал за четыре месяца до сдачи. Мои соседи по общежитию шутили, что у меня психическое расстройство. Психологи даже придумали термин для такого состояния: прекрастинация. Прекрастинация — это желание начать выполнять задачу сразу же, как только она поступает, и заканчивать ее как можно раньше. Для прекрастинатора прогресс — это как кислород, а откладывать дела означает агонию. Когда в вашей почте появляется очередная серия сообщений, и вы не отвечаете на них сразу же, вы чувствуете, что ваша жизнь выходит из-под контроля. Если вам предстоит выступать где-то через месяц, каждый день, когда вы не работаете над речью, приносит жуткое чувство пустоты, как будто воздух вокруг вас постепенно улетучивается. В колледже мое представление о продуктивном дне заключалось в следующем: начать писать в 7 часов утра и не вставать со стула до ужина. Я гнался за «потоком» — ментальным состоянием, которое описывает психолог Михай Чиксентмихайи, когда вы настолько поглощены своей задачей, что уже не чувствуете время или пространство. Я так глубоко нырял в этот поток, что однажды мои соседи по комнате устроили вечеринку, пока я что-то писал, и я ничего не заметил. А вот прокрастинаторы, как отметил писатель Тим Урбан, подвластны «обезьяне сиюминутного удовольствия», обитающей в их голове, и постоянно задают вопросы типа: «Зачем использовать компьютер для работы, если у нас есть весь этот интернет, где столько интересного?» Прокрастинаторам, чтобы справиться с этой обезьяной, нужна колоссальная сила воли. Но прекрастинатору может понадобиться не менее мощная сила воли, чтобы не работать. Несколько лет назад одна из моих самых креативных студенток Чжихи Син поставила мои склонности под сомнение. Она рассказала, что самые оригинальные идеи приходят ей в голову после прокрастинации. Я предложил ей доказать это. Она получила доступ к паре компаний, опросила сотрудников о том, как часто они прокрастинируют, и попросила их начальников оценить их креативность. Прокрастинаторы оказались, согласно этим оценкам, более креативными, чем прекрастинаторы вроде меня. Но меня это не убеждало. Тогда Чжихи — сейчас она профессор Висконсинского университета — организовала несколько экспериментов. Она попросила людей придумывать новые бизнес-идеи. Половине участников поручили начать работу сразу, другим же дали пять минут, чтобы поиграть в «Сапера» или «Солитер». Затем все представили свои идеи, и независимые эксперты оценили их оригинальность. Идеи прокрастинаторов оказались на 28% креативнее. «Сапер» — отличная игра, но не она была причиной этого эффекта. Когда люди играли в игры перед тем, как получить задачу, их креативность не увеличивалась. Она росла только тогда, когда они сначала получали задачу, а потом были вынуждены отложить ее. Дело в том, что первые идеи, которые приходят нам в голову, обычно самые очевидные. Когда вы прокрастинируете, мозг отклоняется от курса, и это дает шанс набрести на необычные идеи, заметить необычные паттерны. Почти сто лет назад психолог Блюма Зейгарник обнаружила, что люди лучше запоминают незаконченные задачи, чем законченные. Когда мы завершаем проект, мы откладываем его подальше. А когда он не завершен, он остается активным в нашем сознанием. Тогда я неохотно признал, что прокрастинация может помочь с повседневной креативностью. Но вот большие проекты — это другая история, нет? Нет. Стив Джобс прокрастинировал постоянно, как рассказали мне несколько его коллег. Билла Клинтона характеризовали как «хронического прокрастинатора», который тянет с доработкой своих речей до последней минуты. Архитектор Фрэнк Ллойд Райт почти целый год прокрастинировал над проектом, пока его спонсор не настоял, чтобы он немедленно представил разработку. И тот представил «Дом над водопадом» — свой шедевр. Аарон Соркин, сценарист «Стива Джобса» и «Западного крыла», откладывает написание сценариев до самого последнего. Когда его спросили об этом, он ответил: «Вы называете это прокрастинацией, я называю это мышлением». То есть креативность возникает не вопреки прокрастинации, а благодаря ей? Я решил попробовать. Я-то знаю, что такое дисциплина, так что я проснулся как-то утром и написал список дел, в которых мне предстоит прокрастинировать. И поставил цель — откладывать продвижение к цели. Пошло не очень. Первым делом я решил откладывать творческие задачи — и прежде всего эту статью. Я сопротивлялся желанию сесть и начать писать — просто ждал. Прокрастинируя (то есть, простите, думая), я вспомнил статью о прекрастинации, которую я прочел несколько месяцев назад. Мне пришло в голову, что я могу использовать свой опыт прекрастинации, чтобы обрисовать для читателей контекст. Затем я вдохновился Джорджем Костанцей из «Сайнфелда», который взял за правило бросать дела на высокой ноте. Когда я начинал писать предложение, которое казалось мне хорошим, я останавливался посередине и вставал из-за стола. Позже, возвращаясь к тексту, я подхватывал брошенную мысль. Писатель Митч Албом использует этот же прием. «Когда ты бросаешь писать в середине предложения, это здорово, — говорил он мне. — Ты ждешь не дождешься, когда вернешься к тексту завтра утром». Закончив черновик, я отложил его на три недели. Когда я вернулся к этой работе, я уже выстроил достаточную дистанцию между мной и текстом, чтобы задаться вопросом «Что за идиот написал эту дрянь?» и переписать практически все заново. К моему удивлению, у меня за это время появился свежий материал. Например, мой коллега рассказал, что Аарон Соркин — прокрастинатор. Я обнаружил, что в каждом творческом проекте возникают моменты, которые требуют более «латерального» — и более медленного — мышления. Моя естественная склонность заканчивать все раньше приводила к тому, что я блокировал сложные мысли, которые направляли меня по новому пути. Я избегал страданий дивергентного мышления, но лишал себя его плодов. Конечно, прокрастинация может зайти слишком далеко. Чжихи в своем эксперименте выделила еще одну группу людей, которые ждали до последней минуты, прежде чем начать проект. Они оказались не слишком креативными — им приходилось спешно реализовывать самую простую идею, а не придумывать более интересную. Как ограничить эту вредную прокрастинацию? Наука предлагает несколько полезных советов. Например, представьте, что вы терпите катастрофическое поражение — тогда тревога может побудить вас к действию. Также можно снизить свои требования к «прогрессу», и вас уже не будет так сдерживать ваш перфекционизм. Еще полезно выделять небольшие отрезки времени. Скажем, психолог Роберт Бойс помогал аспирантам преодолеть нежелание писать, научив их писать по 15 минут в день. Мой любимый прием — это обязательство: если, например, вы против свободного ношения оружия, воспользуйтесь приложением stickK, чтобы зарезервировать некоторую сумму денег. Если вы не справитесь с задачей к дедлайну, деньги будут пожертвованы Национальной стрелковой ассоциации. Страх, что вы поддержите презираемую вами организацию, может серьезно мотивировать. Но вообще, если вы прокрастинатор, то в следующий раз, когда вас охватит темное облако вины и ненависти к себе, вспомните, что бывает и правильная прокрастинация — которая делает вас креативнее. А если вы прекрастинатор вроде меня, стоит овладеть мастерством принудительной прокрастинации. Не стоит бояться оставить свою работу незаконч Источник: Идеономика
В обычной ситуации я бы закончил эту колонку несколько недель назад. Но я все откладывал и откладывал ее, потому что на Новый год пообещал себе: прокрастинировать побольше.
Пожалуй, я должен объясниться. Рано или поздно.
Мы считаем прокрастинацию проклятьем. Больше 80% студентов страдают от нее, сидя ночами над докладами и готовясь к экзаменам. Порядка 20% взрослых людей говорят, что у них прокрастинация приобрела хронический характер. И можно только догадываться, насколько выше была бы эта оценка, если бы все прокрастинаторы заставили себя пройти опрос.
Но хотя прокрастинация — враг продуктивности, я понял, что она — настоящее благо для креативности.
Много лет я верил, что любое стоящее дело стоит закончить пораньше. Когда я был в аспирантуре, я закончил диссертацию на два года раньше срока. В университете я сдавал доклады за неделю или более до дедлайна, а дипломную работу доделал за четыре месяца до сдачи. Мои соседи по общежитию шутили, что у меня психическое расстройство. Психологи даже придумали термин для такого состояния: прекрастинация.
Прекрастинация — это желание начать выполнять задачу сразу же, как только она поступает, и заканчивать ее как можно раньше. Для прекрастинатора прогресс — это как кислород, а откладывать дела означает агонию. Когда в вашей почте появляется очередная серия сообщений, и вы не отвечаете на них сразу же, вы чувствуете, что ваша жизнь выходит из-под контроля. Если вам предстоит выступать где-то через месяц, каждый день, когда вы не работаете над речью, приносит жуткое чувство пустоты, как будто воздух вокруг вас постепенно улетучивается.
В колледже мое представление о продуктивном дне заключалось в следующем: начать писать в 7 часов утра и не вставать со стула до ужина. Я гнался за «потоком» — ментальным состоянием, которое описывает психолог Михай Чиксентмихайи, когда вы настолько поглощены своей задачей, что уже не чувствуете время или пространство.
Я так глубоко нырял в этот поток, что однажды мои соседи по комнате устроили вечеринку, пока я что-то писал, и я ничего не заметил.
А вот прокрастинаторы, как отметил писатель Тим Урбан, подвластны «обезьяне сиюминутного удовольствия», обитающей в их голове, и постоянно задают вопросы типа: «Зачем использовать компьютер для работы, если у нас есть весь этот интернет, где столько интересного?»
Прокрастинаторам, чтобы справиться с этой обезьяной, нужна колоссальная сила воли. Но прекрастинатору может понадобиться не менее мощная сила воли, чтобы не работать.
Несколько лет назад одна из моих самых креативных студенток Чжихи Син поставила мои склонности под сомнение. Она рассказала, что самые оригинальные идеи приходят ей в голову после прокрастинации. Я предложил ей доказать это. Она получила доступ к паре компаний, опросила сотрудников о том, как часто они прокрастинируют, и попросила их начальников оценить их креативность. Прокрастинаторы оказались, согласно этим оценкам, более креативными, чем прекрастинаторы вроде меня.
Но меня это не убеждало. Тогда Чжихи — сейчас она профессор Висконсинского университета — организовала несколько экспериментов. Она попросила людей придумывать новые бизнес-идеи. Половине участников поручили начать работу сразу, другим же дали пять минут, чтобы поиграть в «Сапера» или «Солитер». Затем все представили свои идеи, и независимые эксперты оценили их оригинальность. Идеи прокрастинаторов оказались на 28% креативнее.
«Сапер» — отличная игра, но не она была причиной этого эффекта. Когда люди играли в игры перед тем, как получить задачу, их креативность не увеличивалась. Она росла только тогда, когда они сначала получали задачу, а потом были вынуждены отложить ее.
Дело в том, что первые идеи, которые приходят нам в голову, обычно самые очевидные. Когда вы прокрастинируете, мозг отклоняется от курса, и это дает шанс набрести на необычные идеи, заметить необычные паттерны. Почти сто лет назад психолог Блюма Зейгарник обнаружила, что люди лучше запоминают незаконченные задачи, чем законченные. Когда мы завершаем проект, мы откладываем его подальше. А когда он не завершен, он остается активным в нашем сознанием.
Тогда я неохотно признал, что прокрастинация может помочь с повседневной креативностью. Но вот большие проекты — это другая история, нет?
Нет. Стив Джобс прокрастинировал постоянно, как рассказали мне несколько его коллег. Билла Клинтона характеризовали как «хронического прокрастинатора», который тянет с доработкой своих речей до последней минуты. Архитектор Фрэнк Ллойд Райт почти целый год прокрастинировал над проектом, пока его спонсор не настоял, чтобы он немедленно представил разработку. И тот представил «Дом над водопадом» — свой шедевр. Аарон Соркин, сценарист «Стива Джобса» и «Западного крыла», откладывает написание сценариев до самого последнего. Когда его спросили об этом, он ответил: «Вы называете это прокрастинацией, я называю это мышлением».
То есть креативность возникает не вопреки прокрастинации, а благодаря ей? Я решил попробовать. Я-то знаю, что такое дисциплина, так что я проснулся как-то утром и написал список дел, в которых мне предстоит прокрастинировать. И поставил цель — откладывать продвижение к цели. Пошло не очень.
Первым делом я решил откладывать творческие задачи — и прежде всего эту статью. Я сопротивлялся желанию сесть и начать писать — просто ждал. Прокрастинируя (то есть, простите, думая), я вспомнил статью о прекрастинации, которую я прочел несколько месяцев назад. Мне пришло в голову, что я могу использовать свой опыт прекрастинации, чтобы обрисовать для читателей контекст.
Затем я вдохновился Джорджем Костанцей из «Сайнфелда», который взял за правило бросать дела на высокой ноте. Когда я начинал писать предложение, которое казалось мне хорошим, я останавливался посередине и вставал из-за стола. Позже, возвращаясь к тексту, я подхватывал брошенную мысль. Писатель Митч Албом использует этот же прием. «Когда ты бросаешь писать в середине предложения, это здорово, — говорил он мне. — Ты ждешь не дождешься, когда вернешься к тексту завтра утром».
Закончив черновик, я отложил его на три недели. Когда я вернулся к этой работе, я уже выстроил достаточную дистанцию между мной и текстом, чтобы задаться вопросом «Что за идиот написал эту дрянь?» и переписать практически все заново. К моему удивлению, у меня за это время появился свежий материал. Например, мой коллега рассказал, что Аарон Соркин — прокрастинатор.
Я обнаружил, что в каждом творческом проекте возникают моменты, которые требуют более «латерального» — и более медленного — мышления. Моя естественная склонность заканчивать все раньше приводила к тому, что я блокировал сложные мысли, которые направляли меня по новому пути. Я избегал страданий дивергентного мышления, но лишал себя его плодов.
Конечно, прокрастинация может зайти слишком далеко. Чжихи в своем эксперименте выделила еще одну группу людей, которые ждали до последней минуты, прежде чем начать проект. Они оказались не слишком креативными — им приходилось спешно реализовывать самую простую идею, а не придумывать более интересную.
Как ограничить эту вредную прокрастинацию? Наука предлагает несколько полезных советов. Например, представьте, что вы терпите катастрофическое поражение — тогда тревога может побудить вас к действию. Также можно снизить свои требования к «прогрессу», и вас уже не будет так сдерживать ваш перфекционизм. Еще полезно выделять небольшие отрезки времени. Скажем, психолог Роберт Бойс помогал аспирантам преодолеть нежелание писать, научив их писать по 15 минут в день. Мой любимый прием — это обязательство: если, например, вы против свободного ношения оружия, воспользуйтесь приложением stickK, чтобы зарезервировать некоторую сумму денег. Если вы не справитесь с задачей к дедлайну, деньги будут пожертвованы Национальной стрелковой ассоциации. Страх, что вы поддержите презираемую вами организацию, может серьезно мотивировать.
Но вообще, если вы прокрастинатор, то в следующий раз, когда вас охватит темное облако вины и ненависти к себе, вспомните, что бывает и правильная прокрастинация — которая делает вас креативнее. А если вы прекрастинатор вроде меня, стоит овладеть мастерством принудительной прокрастинации. Не стоит бояться оставить свою работу незаконч
Источник:
Идеономика
Мы зря проклинаем прокрастинацию, доказывает Адам Грант — профессор менеджмента и психологии Уортонской школы бизнеса, изучающий нестандартные подходы к управлению. В обычной ситуации я бы закончил эту колонку несколько недель назад. Но я все откладывал и откладывал ее, потому что на Новый год пообещал себе: прокрастинировать побольше. Пожалуй, я должен объясниться. Рано или поздно. Мы считаем прокрастинацию проклятьем. Больше 80% студентов страдают от нее, сидя ночами над докладами и готовясь к экзаменам. Порядка 20% взрослых людей говорят, что у них прокрастинация приобрела хронический характер. И можно только догадываться, насколько выше была бы эта оценка, если бы все прокрастинаторы заставили себя пройти опрос. Но хотя прокрастинация — враг продуктивности, я понял, что она — настоящее благо для креативности. Много лет я верил, что любое стоящее дело стоит закончить пораньше. Когда я был в аспирантуре, я закончил диссертацию на два года раньше срока. В университете я сдавал доклады за неделю или более до дедлайна, а дипломную работу доделал за четыре месяца до сдачи. Мои соседи по общежитию шутили, что у меня психическое расстройство. Психологи даже придумали термин для такого состояния: прекрастинация. Прекрастинация — это желание начать выполнять задачу сразу же, как только она поступает, и заканчивать ее как можно раньше. Для прекрастинатора прогресс — это как кислород, а откладывать дела означает агонию. Когда в вашей почте появляется очередная серия сообщений, и вы не отвечаете на них сразу же, вы чувствуете, что ваша жизнь выходит из-под контроля. Если вам предстоит выступать где-то через месяц, каждый день, когда вы не работаете над речью, приносит жуткое чувство пустоты, как будто воздух вокруг вас постепенно улетучивается. В колледже мое представление о продуктивном дне заключалось в следующем: начать писать в 7 часов утра и не вставать со стула до ужина. Я гнался за «потоком» — ментальным состоянием, которое описывает психолог Михай Чиксентмихайи, когда вы настолько поглощены своей задачей, что уже не чувствуете время или пространство. Я так глубоко нырял в этот поток, что однажды мои соседи по комнате устроили вечеринку, пока я что-то писал, и я ничего не заметил. А вот прокрастинаторы, как отметил писатель Тим Урбан, подвластны «обезьяне сиюминутного удовольствия», обитающей в их голове, и постоянно задают вопросы типа: «Зачем использовать компьютер для работы, если у нас есть весь этот интернет, где столько интересного?» Прокрастинаторам, чтобы справиться с этой обезьяной, нужна колоссальная сила воли. Но прекрастинатору может понадобиться не менее мощная сила воли, чтобы не работать. Несколько лет назад одна из моих самых креативных студенток Чжихи Син поставила мои склонности под сомнение. Она рассказала, что самые оригинальные идеи приходят ей в голову после прокрастинации. Я предложил ей доказать это. Она получила доступ к паре компаний, опросила сотрудников о том, как часто они прокрастинируют, и попросила их начальников оценить их креативность. Прокрастинаторы оказались, согласно этим оценкам, более креативными, чем прекрастинаторы вроде меня. Но меня это не убеждало. Тогда Чжихи — сейчас она профессор Висконсинского университета — организовала несколько экспериментов. Она попросила людей придумывать новые бизнес-идеи. Половине участников поручили начать работу сразу, другим же дали пять минут, чтобы поиграть в «Сапера» или «Солитер». Затем все представили свои идеи, и независимые эксперты оценили их оригинальность. Идеи прокрастинаторов оказались на 28% креативнее. «Сапер» — отличная игра, но не она была причиной этого эффекта. Когда люди играли в игры перед тем, как получить задачу, их креативность не увеличивалась. Она росла только тогда, когда они сначала получали задачу, а потом были вынуждены отложить ее. Дело в том, что первые идеи, которые приходят нам в голову, обычно самые очевидные. Когда вы прокрастинируете, мозг отклоняется от курса, и это дает шанс набрести на необычные идеи, заметить необычные паттерны. Почти сто лет назад психолог Блюма Зейгарник обнаружила, что люди лучше запоминают незаконченные задачи, чем законченные. Когда мы завершаем проект, мы откладываем его подальше. А когда он не завершен, он остается активным в нашем сознанием. Тогда я неохотно признал, что прокрастинация может помочь с повседневной креативностью. Но вот большие проекты — это другая история, нет? Нет. Стив Джобс прокрастинировал постоянно, как рассказали мне несколько его коллег. Билла Клинтона характеризовали как «хронического прокрастинатора», который тянет с доработкой своих речей до последней минуты. Архитектор Фрэнк Ллойд Райт почти целый год прокрастинировал над проектом, пока его спонсор не настоял, чтобы он немедленно представил разработку. И тот представил «Дом над водопадом» — свой шедевр. Аарон Соркин, сценарист «Стива Джобса» и «Западного крыла», откладывает написание сценариев до самого последнего. Когда его спросили об этом, он ответил: «Вы называете это прокрастинацией, я называю это мышлением». То есть креативность возникает не вопреки прокрастинации, а благодаря ей? Я решил попробовать. Я-то знаю, что такое дисциплина, так что я проснулся как-то утром и написал список дел, в которых мне предстоит прокрастинировать. И поставил цель — откладывать продвижение к цели. Пошло не очень. Первым делом я решил откладывать творческие задачи — и прежде всего эту статью. Я сопротивлялся желанию сесть и начать писать — просто ждал. Прокрастинируя (то есть, простите, думая), я вспомнил статью о прекрастинации, которую я прочел несколько месяцев назад. Мне пришло в голову, что я могу использовать свой опыт прекрастинации, чтобы обрисовать для читателей контекст. Затем я вдохновился Джорджем Костанцей из «Сайнфелда», который взял за правило бросать дела на высокой ноте. Когда я начинал писать предложение, которое казалось мне хорошим, я останавливался посередине и вставал из-за стола. Позже, возвращаясь к тексту, я подхватывал брошенную мысль. Писатель Митч Албом использует этот же прием. «Когда ты бросаешь писать в середине предложения, это здорово, — говорил он мне. — Ты ждешь не дождешься, когда вернешься к тексту завтра утром». Закончив черновик, я отложил его на три недели. Когда я вернулся к этой работе, я уже выстроил достаточную дистанцию между мной и текстом, чтобы задаться вопросом «Что за идиот написал эту дрянь?» и переписать практически все заново. К моему удивлению, у меня за это время появился свежий материал. Например, мой коллега рассказал, что Аарон Соркин — прокрастинатор. Я обнаружил, что в каждом творческом проекте возникают моменты, которые требуют более «латерального» — и более медленного — мышления. Моя естественная склонность заканчивать все раньше приводила к тому, что я блокировал сложные мысли, которые направляли меня по новому пути. Я избегал страданий дивергентного мышления, но лишал себя его плодов. Конечно, прокрастинация может зайти слишком далеко. Чжихи в своем эксперименте выделила еще одну группу людей, которые ждали до последней минуты, прежде чем начать проект. Они оказались не слишком креативными — им приходилось спешно реализовывать самую простую идею, а не придумывать более интересную. Как ограничить эту вредную прокрастинацию? Наука предлагает несколько полезных советов. Например, представьте, что вы терпите катастрофическое поражение — тогда тревога может побудить вас к действию. Также можно снизить свои требования к «прогрессу», и вас уже не будет так сдерживать ваш перфекционизм. Еще полезно выделять небольшие отрезки времени. Скажем, психолог Роберт Бойс помогал аспирантам преодолеть нежелание писать, научив их писать по 15 минут в день. Мой любимый прием — это обязательство: если, например, вы против свободного ношения оружия, воспользуйтесь приложением stickK, чтобы зарезервировать некоторую сумму денег. Если вы не справитесь с задачей к дедлайну, деньги будут пожертвованы Национальной стрелковой ассоциации. Страх, что вы поддержите презираемую вами организацию, может серьезно мотивировать. Но вообще, если вы прокрастинатор, то в следующий раз, когда вас охватит темное облако вины и ненависти к себе, вспомните, что бывает и правильная прокрастинация — которая делает вас креативнее. А если вы прекрастинатор вроде меня, стоит овладеть мастерством принудительной прокрастинации. Не стоит бояться оставить свою работу незаконч Источник: Идеономика
Может вам это будет интересно