Владимир Высоцкий: 35 лет со дня смерти
Более 700 поэтических произведений, роли в кино и театре, знаменитый голос с хрипотцой…
25 июля исполнилось 35 лет с момента смерти Владимира Высоцкого, но его популярность год от года не меркнет. Он вошел в историю прежде всего как автор-исполнитель собственных песен под семиструнную гитару. Но кем в действительности Высоцкий является для нас - поэтом, композитором, актером или кем-то большим? Давайте попытаемся понять.
Личность Владимира Семеновича – какая она? Если упомянуть об актерском таланте, то назвать его выдающимся мастером подмостков и съемочных площадок нельзя - скорее, умеренно талантливым. Он играл чаще характерные роли, а не универсальные: их на счету Высоцкого почти 30. К тому же его пагубная страсть к алкоголю порой приводила к срыву репетиций, неожиданным отменам спектаклей, а без уколов спирта в вену актер зачастую просто не мог выйти на сцену.
Был ли Высоцкий умелым рифмовальщиком? Большую часть текстов песен назвать стихами никак нельзя: аритмичность, множество слов, без которых можно обойтись, или неточно подобранных, нарушение размера... Законы стихосложения нарушаются «на корню», а использовать текст песни в качестве стихов для чтения порой просто невозможно. К тому же содержание песен не отличается замысловатостью и сюжетной линией, чтобы держать зрителя в напряжении от начала до конца произведения.
Может, дело в голосе? Да, он очень характерный: низкий, мощный, хорошо поставленный и с фирменной хрипотцой, но не отличается «цветом» (разнообразием тембра), а при долгом прослушивании и вовсе может начать утомлять.
Лирический герой песен Владимира Семеновича «приходит» со своим языком, отличающимся от формы подачи любого другого исполнителя. Приблатненный, насыщенный короткими, точными фразами и надрывной интонацией, разговорный и непредсказуемый, он становится той «фишкой», которой нет у других артистов.
Какой Высоцкий был в жизни? Бывали времена, когда он не раз был на грани самоубийства, но каждый раз выбирался из пропасти. Звезду окружало множество друзей, но многие ли из них были истинными? Лишь пара-тройка, остальные же относились к категории собутыльников и лжетоварищей, которые только после смерти поэта трубили на каждом углу о великой «дружбе с Володей». Личная жизнь также не отличалась стабильностью: за плечами народного любимца несколько браков, официальные дети и внебрачный ребенок.
Пять лет назад (2010 г.) итоги опроса ВЦИОМ на предмет выявления русских кумиров ХХ века показали: 31% опрошенных считают таковым героя нашей статьи, поместив его на второе место. К слову, на первом находится Юрий Гагарин с 35 %.
Феномен Высоцкого
Почему именно он является кумиром миллионов, а не те же Галич или Окуджава, над каждой фразой которых нужно задумываться? В противовес вторым, чьи произведения были для «узкой» аудитории (определенная степень образованности и осведомленности), песни Высоцкого рассчитаны больше на эмоции, а не на разум и чувства. Кому из нас непонятен язык эмоций? Ему внемлет и рабочий за станком, и криминальный авторитет, и большой начальник.
Сила Владимира Семеновича и бешеная популярность кроются не в скандальной ауре, сопровождавшей поэта по жизни, или напряженности сюжета произведений, а в его народности. Она же заключается в образе мышления исполнителя, в способности подмечать житейские ситуации-парадоксы, повествуя о них в яркой ироничной манере.
Некая двойственность кроется и в смехе, который сопровождает значительную часть творений Владимира Семеновича. Вернее, она «один в один» совпадает с особенностью психологии русского народа: не только подмечать наши реалии, но и при помощи смеха и сатиры преодолевать самые трудные жизненные условия. Высоцкий лишь мастерски облачает это «народное умение» в хлесткую языковую форму, заставляя людей как рыдать, так и хохотать над самими собой.
Удачей являлось то, что время его становления как автора песен и исполнителя совпало с эпохой распространения магнитофонов, аудиотехники, а аудитория сама начала «собираться» вокруг Высоцкого, пусть даже и на расстоянии. Владимир Семенович, пусть и неофициально, признан одним из основателей жанра авторской песни, а его творчество косвенно повлияло на развитие советского рока. Юрий Шевчук, Игорь Тальков, Андрей Макаревич, Константин Кинчев, Александр Башлачев и многие другие отдельными моментами своего творчества лишь подтверждают сей факт.
Сегодня именем Высоцкого называют отечественные и зарубежные улицы, набережные, скверы, аллеи, бульвары, горные перевалы, а также ледники, каньоны, корабли, театры, кафе и даже… сорт гладиолусов, а музеев и монументов и вовсе не перечесть. Однако наилучшим памятником является участие в судьбе родного народа, который до сих пор не устает петь, смеяться и плакать вместе с исполнителем. Живее всех живых – точнее и не скажешь про ярчайшее явление отечественной культуры, имя которому Владимир Семенович Высоцкий.
Средняя оценка: 4.8 (5 голосов)
Более 700 поэтических произведений, роли в кино и театре, знаменитый голос с хрипотцой… 25 июля исполнилось 35 лет с момента смерти Владимира Высоцкого, но его популярность год от года не меркнет. Он вошел в историю прежде всего как автор-исполнитель собственных песен под семиструнную гитару. Но кем в действительности Высоцкий является для нас - поэтом, композитором, актером или кем-то большим? Давайте попытаемся понять. Личность Владимира Семеновича – какая она? Если упомянуть об актерском таланте, то назвать его выдающимся мастером подмостков и съемочных площадок нельзя - скорее, умеренно талантливым. Он играл чаще характерные роли, а не универсальные: их на счету Высоцкого почти 30. К тому же его пагубная страсть к алкоголю порой приводила к срыву репетиций, неожиданным отменам спектаклей, а без уколов спирта в вену актер зачастую просто не мог выйти на сцену. Был ли Высоцкий умелым рифмовальщиком? Большую часть текстов песен назвать стихами никак нельзя: аритмичность, множество слов, без которых можно обойтись, или неточно подобранных, нарушение размера. Законы стихосложения нарушаются «на корню», а использовать текст песни в качестве стихов для чтения порой просто невозможно. К тому же содержание песен не отличается замысловатостью и сюжетной линией, чтобы держать зрителя в напряжении от начала до конца произведения. Может, дело в голосе? Да, он очень характерный: низкий, мощный, хорошо поставленный и с фирменной хрипотцой, но не отличается «цветом» (разнообразием тембра), а при долгом прослушивании и вовсе может начать утомлять. Лирический герой песен Владимира Семеновича «приходит» со своим языком, отличающимся от формы подачи любого другого исполнителя. Приблатненный, насыщенный короткими, точными фразами и надрывной интонацией, разговорный и непредсказуемый, он становится той «фишкой», которой нет у других артистов. Какой Высоцкий был в жизни? Бывали времена, когда он не раз был на грани самоубийства, но каждый раз выбирался из пропасти. Звезду окружало множество друзей, но многие ли из них были истинными? Лишь пара-тройка, остальные же относились к категории собутыльников и лжетоварищей, которые только после смерти поэта трубили на каждом углу о великой «дружбе с Володей». Личная жизнь также не отличалась стабильностью: за плечами народного любимца несколько браков, официальные дети и внебрачный ребенок. Пять лет назад (2010 г.) итоги опроса ВЦИОМ на предмет выявления русских кумиров ХХ века показали: 31% опрошенных считают таковым героя нашей статьи, поместив его на второе место. К слову, на первом находится Юрий Гагарин с 35 %. Феномен Высоцкого Почему именно он является кумиром миллионов, а не те же Галич или Окуджава, над каждой фразой которых нужно задумываться? В противовес вторым, чьи произведения были для «узкой» аудитории (определенная степень образованности и осведомленности), песни Высоцкого рассчитаны больше на эмоции, а не на разум и чувства. Кому из нас непонятен язык эмоций? Ему внемлет и рабочий за станком, и криминальный авторитет, и большой начальник. Сила Владимира Семеновича и бешеная популярность кроются не в скандальной ауре, сопровождавшей поэта по жизни, или напряженности сюжета произведений, а в его народности. Она же заключается в образе мышления исполнителя, в способности подмечать житейские ситуации-парадоксы, повествуя о них в яркой ироничной манере. Некая двойственность кроется и в смехе, который сопровождает значительную часть творений Владимира Семеновича. Вернее, она «один в один» совпадает с особенностью психологии русского народа: не только подмечать наши реалии, но и при помощи смеха и сатиры преодолевать самые трудные жизненные условия. Высоцкий лишь мастерски облачает это «народное умение» в хлесткую языковую форму, заставляя людей как рыдать, так и хохотать над самими собой. Удачей являлось то, что время его становления как автора песен и исполнителя совпало с эпохой распространения магнитофонов, аудиотехники, а аудитория сама начала «собираться» вокруг Высоцкого, пусть даже и на расстоянии. Владимир Семенович, пусть и неофициально, признан одним из основателей жанра авторской песни, а его творчество косвенно повлияло на развитие советского рока. Юрий Шевчук, Игорь Тальков, Андрей Макаревич, Константин Кинчев, Александр Башлачев и многие другие отдельными моментами своего творчества лишь подтверждают сей факт. Сегодня именем Высоцкого называют отечественные и зарубежные улицы, набережные, скверы, аллеи, бульвары, горные перевалы, а также ледники, каньоны, корабли, театры, кафе и даже… сорт гладиолусов, а музеев и монументов и вовсе не перечесть. Однако наилучшим памятником является участие в судьбе родного народа, который до сих пор не устает петь, смеяться и плакать вместе с исполнителем. Живее всех живых – точнее и не скажешь про ярчайшее явление отечественной культуры, имя которому Владимир Семенович Высоцкий. Средняя оценка: 4.8 (5 голосов)