Развитие эмоционального интеллекта
Что такое эмоциональный интеллект? Каждое из слов по отдельности вам наверняка хорошо знакомо, а вот что они обозначают вместе, уверена, знают далеко не все.
Между тем эмоциональный интеллект – это неотъемлемая часть эмоционального капитала, без которого сложно будет достичь успеха как в бизнесе, так и в личной жизни.
Основными исследователями понятия «эмоциональный интеллект» являются наши современники - ученые Джон Майер из Нью-Гемпширского университета, Питер Саловей и Дэвид Карузо из Йельского университета.
По их мнению, эмоциональный интеллект – это гармоничное сочетание наших эмоций с интеллектом, а именно - умение считывать эмоции других людей (наших родных, бизнес-партнеров, клиентов, подчиненных, начальства и т.д.) и преобразовывать их в нужные нам с целью достижения взаимопонимания, успеха, получения экономической и других выгод. С другой стороны, эмоциональный интеллект предполагает умение контролировать собственные эмоции и жонглировать ими в зависимости от ситуации - опять же с целью получения определенных бонусов для себя. Развитие всех вышеперечисленных способностей и есть развитие эмоционального интеллекта. Каким же образом его можно развивать?
Начнем с умения считывать эмоции других людей. Помощником в развитии этого важного умения является так называемый эмоциональный термометр, который совместными усилиями разработали уже упомянутые выше «отцы» науки об эмоциональном интеллекте Джон Майер, Питер Саловей и Дэвид Карузо. Эмоциональный термометр - это шкала, на которую нанесены различные по силе эмоции. Базовых эмоций по сути всего 8. Это злость, страх, радость, печаль, доверие, отвращение, удивление и интерес. Однако существует множество оттенков этих эмоций. Всего с оттенками психологи выделяют 27 эмоций. Все они нанесены на эмоциональный барометр.
Ваша задача - научиться распознавать их у своего собеседника. С этой целью можно потренироваться с близкими вам людьми (можно даже с ребенком) или коллегами. Для этого выдайте своему партнеру по обучению эмоциональный термометр. Пусть он выберет любую эмоцию на нем и, не называя ее вам, изобразит. Ваша задача – распознать ее. Затем поменяйтесь местами – изобразите вы теперь любую эмоцию из эмоционального термометра, а ваш собеседник пусть отгадает ее.
Чем больше людей будет вовлечено в подобное обучение, тем успешнее будет результат. В скором времени вы молниеносно, без особо труда научитесь считывать эмоции людей, с которыми вынуждены общаться по работе или личной жизни. При этом помните, что самая искренняя эмоция – это импульс, он выдается в течение 30 секунд как реакция на то или иное сообщение. Поэтому все силы вы должны бросить на идентификацию именно этой самой первой эмоции собеседника.
Также потренироваться в идентификации той или иной эмоции можно, просматривая художественные фильмы и обращая внимания на реакции их героев.
Итак, предположим, вы грамотно считали эмоцию своего собеседника. Что это вам дает? А дает это ни много ни мало ключ к вашим корректным дальнейшим действиям. Считанная эмоция – не что иное, как понимание причины, почему этот человек ведет себя в данный момент с вами именно таким образом.
Зная причину, вам легче будет выбрать линию собственного поведения. В тех же продажах задача сводится к тому, чтобы у клиента преобразовать его эмоцию в начале переговоров в эмоцию интереса к их предмету. Есть мнение, что именно умение вызвать эмоцию, интерес правит миром. Если, скажем, тому же руководителю проекта удастся у всех его участников вызвать интерес к общему делу, то результат будет наилучшим.
Что же касается умения контролировать собственные эмоции и вовремя преобразовывать их в выгодные для вас в той или иной ситуации, то тут пригодится так называемая периодическая система эмоций, которая была составлена все теми же Джоном Майером, Питером Саловейем и Дэвидом Карузо. Внимательно изучите ее.
Она представляет собой таблицу, в ячейки которой вписаны те же упомянутые выше 27 эмоций, что и на шкале термометра эмоций. Однако в периодической системе они представлены со знаками «+», «-» или «+/-». Со знаком минус выделены те эмоции, которые снижают эффективность деятельности и подлежат устранению в случае возникновения. Обратите внимание, что по мере возрастания порядкового номера таких эмоций снижается степень отрицательного влияния на вашу эффективность. Со знаком плюс, наоборот, приведены те эмоции, которые способствуют росту вашей эффективности. Возрастающий порядковый номер такой эмоции расскажет вам о нарастании степени положительного влияния на вашу эффективность. Что же касается эмоций с двойным знаком, то они в зависимости от ситуации могут как снижать, так и повышать эффективность вашей деятельности.
С каждой собственной эмоцией предстоит работать отдельно. Например, возьмем такую разрушительную эмоцию, как гнев. В момент ее возникновения задайте себе вопрос: «Если я продемонстрирую окружающим, собеседнику эту эмоцию, она исправит возникшую ситуацию? Будет положительный результат?». Если ответ будет отрицательным, задайте себе следующий вопрос: «Что нужно сделать, чтобы результат все же был?». Вот так просто эмоция гнева будет преобразована и направлена на созидание. Почему мы говорим об эмоции гнева с двойным знаком? Иногда бывает, что только «выпустив пар», мы можем начать думать рационально. В этом случае гнев оправдан и подразумевает знак «+».
Существуют специальные методики определения уровня вашего эмоционального интеллекта. Если вы решите расширить свой эмоциональный капитал, логичным будет провести оценку уровня развития своего эмоционального интеллекта до и после обучения. Таким образом вы сможете оценить достигнутые результаты. Развивайте свой эмоциональный интеллект и будьте успешны во всех сферах своей жизни!
При написании статьи использованы материалы мастер-класса Виталия Худякова «Развитие эмоционального интеллекта».
Средняя оценка: 5.0 (1 голос)
Что такое эмоциональный интеллект? Каждое из слов по отдельности вам наверняка хорошо знакомо, а вот что они обозначают вместе, уверена, знают далеко не все. Между тем эмоциональный интеллект – это неотъемлемая часть эмоционального капитала, без которого сложно будет достичь успеха как в бизнесе, так и в личной жизни. Основными исследователями понятия «эмоциональный интеллект» являются наши современники - ученые Джон Майер из Нью-Гемпширского университета, Питер Саловей и Дэвид Карузо из Йельского университета. По их мнению, эмоциональный интеллект – это гармоничное сочетание наших эмоций с интеллектом, а именно - умение считывать эмоции других людей (наших родных, бизнес-партнеров, клиентов, подчиненных, начальства и т.д.) и преобразовывать их в нужные нам с целью достижения взаимопонимания, успеха, получения экономической и других выгод. С другой стороны, эмоциональный интеллект предполагает умение контролировать собственные эмоции и жонглировать ими в зависимости от ситуации - опять же с целью получения определенных бонусов для себя. Развитие всех вышеперечисленных способностей и есть развитие эмоционального интеллекта. Каким же образом его можно развивать? Начнем с умения считывать эмоции других людей. Помощником в развитии этого важного умения является так называемый эмоциональный термометр, который совместными усилиями разработали уже упомянутые выше «отцы» науки об эмоциональном интеллекте Джон Майер, Питер Саловей и Дэвид Карузо. Эмоциональный термометр - это шкала, на которую нанесены различные по силе эмоции. Базовых эмоций по сути всего 8. Это злость, страх, радость, печаль, доверие, отвращение, удивление и интерес. Однако существует множество оттенков этих эмоций. Всего с оттенками психологи выделяют 27 эмоций. Все они нанесены на эмоциональный барометр.
Ваша задача - научиться распознавать их у своего собеседника. С этой целью можно потренироваться с близкими вам людьми (можно даже с ребенком) или коллегами. Для этого выдайте своему партнеру по обучению эмоциональный термометр. Пусть он выберет любую эмоцию на нем и, не называя ее вам, изобразит. Ваша задача – распознать ее. Затем поменяйтесь местами – изобразите вы теперь любую эмоцию из эмоционального термометра, а ваш собеседник пусть отгадает ее. Чем больше людей будет вовлечено в подобное обучение, тем успешнее будет результат. В скором времени вы молниеносно, без особо труда научитесь считывать эмоции людей, с которыми вынуждены общаться по работе или личной жизни. При этом помните, что самая искренняя эмоция – это импульс, он выдается в течение 30 секунд как реакция на то или иное сообщение. Поэтому все силы вы должны бросить на идентификацию именно этой самой первой эмоции собеседника. Также потренироваться в идентификации той или иной эмоции можно, просматривая художественные фильмы и обращая внимания на реакции их героев. Итак, предположим, вы грамотно считали эмоцию своего собеседника. Что это вам дает? А дает это ни много ни мало ключ к вашим корректным дальнейшим действиям. Считанная эмоция – не что иное, как понимание причины, почему этот человек ведет себя в данный момент с вами именно таким образом. Зная причину, вам легче будет выбрать линию собственного поведения. В тех же продажах задача сводится к тому, чтобы у клиента преобразовать его эмоцию в начале переговоров в эмоцию интереса к их предмету. Есть мнение, что именно умение вызвать эмоцию, интерес правит миром. Если, скажем, тому же руководителю проекта удастся у всех его участников вызвать интерес к общему делу, то результат будет наилучшим. Что же касается умения контролировать собственные эмоции и вовремя преобразовывать их в выгодные для вас в той или иной ситуации, то тут пригодится так называемая периодическая система эмоций, которая была составлена все теми же Джоном Майером, Питером Саловейем и Дэвидом Карузо. Внимательно изучите ее.
Она представляет собой таблицу, в ячейки которой вписаны те же упомянутые выше 27 эмоций, что и на шкале термометра эмоций. Однако в периодической системе они представлены со знаками « », «-» или « /-». Со знаком минус выделены те эмоции, которые снижают эффективность деятельности и подлежат устранению в случае возникновения. Обратите внимание, что по мере возрастания порядкового номера таких эмоций снижается степень отрицательного влияния на вашу эффективность. Со знаком плюс, наоборот, приведены те эмоции, которые способствуют росту вашей эффективности. Возрастающий порядковый номер такой эмоции расскажет вам о нарастании степени положительного влияния на вашу эффективность. Что же касается эмоций с двойным знаком, то они в зависимости от ситуации могут как снижать, так и повышать эффективность вашей деятельности. С каждой собственной эмоцией предстоит работать отдельно. Например, возьмем такую разрушительную эмоцию, как гнев. В момент ее возникновения задайте себе вопрос: «Если я продемонстрирую окружающим, собеседнику эту эмоцию, она исправит возникшую ситуацию? Будет положительный результат?». Если ответ будет отрицательным, задайте себе следующий вопрос: «Что нужно сделать, чтобы результат все же был?». Вот так просто эмоция гнева будет преобразована и направлена на созидание. Почему мы говорим об эмоции гнева с двойным знаком? Иногда бывает, что только «выпустив пар», мы можем начать думать рационально. В этом случае гнев оправдан и подразумевает знак « ». Существуют специальные методики определения уровня вашего эмоционального интеллекта. Если вы решите расширить свой эмоциональный капитал, логичным будет провести оценку уровня развития своего эмоционального интеллекта до и после обучения. Таким образом вы сможете оценить достигнутые результаты. Развивайте свой эмоциональный интеллект и будьте успешны во всех сферах своей жизни! При написании статьи использованы материалы мастер-класса Виталия Худякова «Развитие эмоционального интеллекта». Средняя оценка: 5.0 (1 голос)