Только в ночь на Ивана Купалу цветет папоротник
С древних времен матушки Руси самым почитаемым, самым важным и самым разгульным праздником в году считали торжество в ночь на 7 июля. Это праздник Ивана Купалы, в котором участвовало все население. Причем традиции требовали активного вовлечения каждого жителя во все обряды, действия особого поведения и обязательного выполнения и неукоснительного соблюдения ряда правил, запретов и обычаев, связанных с водой, огнем, и сбором трав.
Накануне Ивана Купалы девушки гадают по травам:
1. Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтобы приснился суженый. Мысленно звали его: «Суженый, ряженый, приходи в мой сад гулять!»
2. В полночь надо было набрать цветов и положить под подушку. Утром следовало проверить, набралось ли 12 разных трав. Если набралось, то замуж выйдешь.
3. Под голову на ночь клали подорожник (трипутник) со словами «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи имя моего суженого!»
Купальские приметы, поговорки:
Сильна роса на Ивана – к урожаю огурцов.
На Иванову ночь звездно – много будет грибов.
Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало и они будут пустые.
Ивановские дожди вызывают у земледельца и радость, и тревогу: они очень нужны хлебам и уже опасны для травы перед самым сенокосом.
Ивановские дожди лучше золотой горы.
Перед дождем цветы сильнее пахнут.
До Иванова дня дождь в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь из засека.
Пройти до солнышка два покоса - ходить будешь в сапогах, а не босо.
Иванов день пришел – траву собирать пошел.
Поутру в Иванов день купаться как в воде, так и в росе – обычай всенародный.
Ранним утром на Руси крестьянки «черпали росу». Для этого бралась чистая скатерть и «бурак», с которым и отправлялись на луг, где скатерть таскали по мокрой траве, потом выжимали в бурак и этой росой умывали лицо и руки, чтобы лицо оставалось чистым, без угрей и прыщей, чтобы прогнать всякую болезнь.
Точно так же вычерпанной купальской росой кропили кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.
Один из довольно распространенных обрядов - обливание водой всякого встречного и поперечного.
Во многих местах в этот день устраивали баню. В пинежских деревнях после бани девушки закидывали веник через себя в реку. Считалось, что если он потонет, то в этот год помрешь.
На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров. И гадали о своем будущем, перебрасывая веники через головы или бросая с крыши бань. Смотрели: если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, если не вершиной, то останется жить. Костромские девушки обращали внимание, куда комлем упадет веник - туда и замуж выходить.
В Пошехонском уезде Ярославской губернии существовала вера в то, что если на Иванов день перелезть 12 огородов, желание может исполниться.
Главная особенность купальской ночи – очищающие костры.
Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше – тот будет счастливее.
Костры устраивали за селением, обычно в высоком месте или на росстанях, на меже. В огонь подбрасывали бересту, чтобы горело ярче и веселей. Обвязывали соломой старые колеса и спускали с пригорков.
Огонь очищает от всякой скверны плоть и дух. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.
В купальских кострах матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и сами болезни.
Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.
Участники выстраивались парами друг за другом, водящий ходил перед ними и выкрикивал, или все пели вместе хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Диди-дон, диди-дон,
Убегай скорее вон!
При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежит вперед, а водящий пытается догнать. Если кого-то поймает, то становится с пойманным в последние пары, а кто отделился от своей пары, становится впереди гореть (водить). Ежели «горевший» никого не поймал, то становится снова гореть (водить).
По поверьям крестьян в купальскую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть – домовые, лешие, ведьмы, оборотни, русалки и змеи.
В Иванов день часть трав собирают днем, часть ночью, и только некоторые – по утренней росе.
В ночь на Ивана, до восхода солнца, чтобы никто не видел, нужно вырвать чернобыльник. Под корнем – уголь, от многих болезней облегчение доставляет: от брюха, тошноты и прочее. Если кто увидит – уголь уйдет в землю…
Когда рвут травы, говорят: «Земля-мати, благослови меня трави брати, а трава мне – мати!»
Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время.
В день Ивана Купала девушки завивают венки из трав - Ивана-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего уха. Вечером пускают эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
Из чудесных трав, собираемых в это время, стоит назвать плакун-траву, особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в ее корне, имеющем свойство прогонять злого духа. Владелец же корня будет внушать к себе страх.
Терлич-трава употребляется для очарования парней девушками. Они носят ее у себя за пазухой и приговаривают: «Терлич, терлич, хлопцев покличь!»
Трава чернобыльник по народному поверью противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Ее же заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: «Мать-земля, отец-небо! Дайте рабам вашим от этой травы здоровья!»
Травка зяблица помогает от ребяческого крика и от бессонницы.
Высушенным расперстьицем присыпают больные места на теле - порезы, нарывы, опухоли.
Пастушью сумку издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях.
Страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву.
Для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой.
На случай простуды, кашля необходимо было иметь мать-и-мачеху, душицу и багульник.
Главным героем в Иванов день все же являлся папоротник, с которым связывались все предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно было видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад.
По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь ввысь, то заколышется, то остановится. И вдруг зашатается, перевернется и…. запрыгает!
Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском. И взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть. Невидимая рука срывает его, а человеку – почти никогда не удается сделать это. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства.
Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем. Перед ним бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении. Он может знать, где скрыты клады. Во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдет как хозяин. Ибо двери сами растворятся перед ним, стоит только приложить к замку чудесный цветок. Невидимкою обладатель его пробирается к любой красавице. И нет ничего, что бы было невозможно для него. Такова сила и власть этого цветка!
Средняя оценка: 5.0 (4 голоса)
С древних времен матушки Руси самым почитаемым, самым важным и самым разгульным праздником в году считали торжество в ночь на 7 июля. Это праздник Ивана Купалы, в котором участвовало все население. Причем традиции требовали активного вовлечения каждого жителя во все обряды, действия особого поведения и обязательного выполнения и неукоснительного соблюдения ряда правил, запретов и обычаев, связанных с водой, огнем, и сбором трав. Накануне Ивана Купалы девушки гадают по травам: 1. Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтобы приснился суженый. Мысленно звали его: «Суженый, ряженый, приходи в мой сад гулять!» 2. В полночь надо было набрать цветов и положить под подушку. Утром следовало проверить, набралось ли 12 разных трав. Если набралось, то замуж выйдешь. 3. Под голову на ночь клали подорожник (трипутник) со словами «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи имя моего суженого!» Купальские приметы, поговорки: Сильна роса на Ивана – к урожаю огурцов. На Иванову ночь звездно – много будет грибов. Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало и они будут пустые. Ивановские дожди вызывают у земледельца и радость, и тревогу: они очень нужны хлебам и уже опасны для травы перед самым сенокосом. Ивановские дожди лучше золотой горы. Перед дождем цветы сильнее пахнут. До Иванова дня дождь в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь из засека. Пройти до солнышка два покоса - ходить будешь в сапогах, а не босо. Иванов день пришел – траву собирать пошел. Поутру в Иванов день купаться как в воде, так и в росе – обычай всенародный. Ранним утром на Руси крестьянки «черпали росу». Для этого бралась чистая скатерть и «бурак», с которым и отправлялись на луг, где скатерть таскали по мокрой траве, потом выжимали в бурак и этой росой умывали лицо и руки, чтобы лицо оставалось чистым, без угрей и прыщей, чтобы прогнать всякую болезнь. Точно так же вычерпанной купальской росой кропили кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы. Один из довольно распространенных обрядов - обливание водой всякого встречного и поперечного. Во многих местах в этот день устраивали баню. В пинежских деревнях после бани девушки закидывали веник через себя в реку. Считалось, что если он потонет, то в этот год помрешь. На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров. И гадали о своем будущем, перебрасывая веники через головы или бросая с крыши бань. Смотрели: если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, если не вершиной, то останется жить. Костромские девушки обращали внимание, куда комлем упадет веник - туда и замуж выходить. В Пошехонском уезде Ярославской губернии существовала вера в то, что если на Иванов день перелезть 12 огородов, желание может исполниться. Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше – тот будет счастливее. Костры устраивали за селением, обычно в высоком месте или на росстанях, на меже. В огонь подбрасывали бересту, чтобы горело ярче и веселей. Обвязывали соломой старые колеса и спускали с пригорков. Огонь очищает от всякой скверны плоть и дух. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и сами болезни. Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. Участники выстраивались парами друг за другом, водящий ходил перед ними и выкрикивал, или все пели вместе хором: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо – Птички летят, Колокольчики звенят: Диди-дон, диди-дон, Убегай скорее вон! При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежит вперед, а водящий пытается догнать. Если кого-то поймает, то становится с пойманным в последние пары, а кто отделился от своей пары, становится впереди гореть (водить). Ежели «горевший» никого не поймал, то становится снова гореть (водить). По поверьям крестьян в купальскую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть – домовые, лешие, ведьмы, оборотни, русалки и змеи. В Иванов день часть трав собирают днем, часть ночью, и только некоторые – по утренней росе. В ночь на Ивана, до восхода солнца, чтобы никто не видел, нужно вырвать чернобыльник. Под корнем – уголь, от многих болезней облегчение доставляет: от брюха, тошноты и прочее. Если кто увидит – уголь уйдет в землю… Когда рвут травы, говорят: «Земля-мати, благослови меня трави брати, а трава мне – мати!» Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. В день Ивана Купала девушки завивают венки из трав - Ивана-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего уха. Вечером пускают эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. Из чудесных трав, собираемых в это время, стоит назвать плакун-траву, особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в ее корне, имеющем свойство прогонять злого духа. Владелец же корня будет внушать к себе страх. Терлич-трава употребляется для очарования парней девушками. Они носят ее у себя за пазухой и приговаривают: «Терлич, терлич, хлопцев покличь!» Трава чернобыльник по народному поверью противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Ее же заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: «Мать-земля, отец-небо! Дайте рабам вашим от этой травы здоровья!» Травка зяблица помогает от ребяческого крика и от бессонницы. Высушенным расперстьицем присыпают больные места на теле - порезы, нарывы, опухоли. Пастушью сумку издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях. Страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву. Для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой. На случай простуды, кашля необходимо было иметь мать-и-мачеху, душицу и багульник. Главным героем в Иванов день все же являлся папоротник, с которым связывались все предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно было видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь ввысь, то заколышется, то остановится. И вдруг зашатается, перевернется и…. запрыгает! Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском. И взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть. Невидимая рука срывает его, а человеку – почти никогда не удается сделать это. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем. Перед ним бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении. Он может знать, где скрыты клады. Во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдет как хозяин. Ибо двери сами растворятся перед ним, стоит только приложить к замку чудесный цветок. Невидимкою обладатель его пробирается к любой красавице. И нет ничего, что бы было невозможно для него. Такова сила и власть этого цветка! Средняя оценка: 5.0 (4 голоса)