Некромантия. Часть I. Возникновение и эволюция. ( Предсказание и гадание ) - «Прикоснись к тайнам» » Женскими глазами
Навигация: Женскими глазами » Черная магия » Ритуалы и заговоры черной магии » Некромантия. Часть I. Возникновение и эволюция. ( Предсказание и гадание ) - «Прикоснись к тайнам»

Некромантия. Часть I. Возникновение и эволюция. ( Предсказание и гадание ) - «Прикоснись к тайнам»

Некромантия. Часть I. Возникновение и эволюция. ( Предсказание и гадание ) - «Прикоснись к тайнам»
Некромантия. Часть I. Возникновение и эволюция. ( Предсказание и гадание ) - «Прикоснись к тайнам»

История гадания


«…Если тучи и дождь зас­ти­ла­ют
Звез­ды покро­вом сво­им, поки­да­ет тогда фес­са­лий­ка

Скле­пов пус­тын­ный при­ют и мол­нии ловит ноч­ные.
Поступь ее семе­на пепе­лит на полях пло­до­род­ных
И отрав­ля­ет она смер­то­нос­ным дыха­ни­ем воз­дух.
Просьб не воз­но­сит богам и пеньем сми­рен­ным не молит
Выш­них помочь, не хочет и жертв, искуп­ле­нье несу­щих,

Ведать, но любит она воз­жи­гать погре­баль­ное пла­мя
На алта­рях, и со смерт­ных кост­ров похи­щен­ный ладан».

Марк Анней Лукан «Фарсалия, или поэма о гражданской войне»


В преддверии Самхейна я решил отойти от своей излюбленной темы и написать публикацию, посвящённую такой интересной и волнующей сердца многих юных магов области, как некромантия. Довольно часто мне приходится наблюдать сетования по поводу того, что информации по этой теме крайне мало, что она труднодоступна и прочее. Что можно ответить на это? На самом деле, всё совсем не так. Информации по этой теме вполне достаточно. Притом информации довольно грамотной и хорошей. Просто в этой области есть два нюанса. Первый – многие затрудняются сказать, а как же на самом деле должна выглядеть некромантия, и что, собственно, к ней относится. Второй прямо вытекает из первого и заключается в том что, не определившись с тем, что же такое некромантия, её начинают искать «не там», и набредают на сомнительную и довольно бредовую информацию. Поэтому в этой статье я ставлю перед собой две задачи. Первая – объяснить, что собственно такое эта самая некромантия и «с чем её едят». Вторая – для примера привести какую-либо практику из этого направления.


Поначалу это задумывалось как краткая публикация, однако когда её размер превысил объём моих привычных статей (при всём этом, на тот момент не было готово ещё и половины публикации, и многие вопросы были раскрыты довольно поверхностно), я решил разбить её на несколько частей. В этой части мы поговорим об истории некромантии, перечислим основные некромантические практики и подробнее остановимся на источнике, в котором описывается проведение ритуала «подъёма мертвеца». Не обольщайтесь, едва ли он является рабочим в изложенном виде, однако из его описания можно выделить довольно много полезных элементов, имеющих прямое отношение к некромантии. Во второй части мы разберём традиционный ритуал призыва мертвых для прорицания (а вот он, на мой взгляд, является вполне рабочим), поговорим о возможных истоках некромантии и порассуждаем о том, как можно использовать классические некромантические практики в наше время. Как и всегда я буду ссылаться на традиционные исторические источники, и исходить из них. Никакой самодеятельности, только факты, только хардкор. Приступим.

Содержание публикации Некромантия Месопотамии и Древней Греции. История, основные ритуалы"Поднятие" мёртвыхЭволюция представлений о некромантииЗаключение

Некромантия Месопотамии и Древней Греции. История, основные ритуалы


Само слово «некромантия» имеет греческое происхождение, и дословно переводится как «прорицание с помощью умерших». Однако это искусство было известно задолго до расцвета культуры Древней Греции. Древнейшим историческим источником, в котором упоминается некромантия, является «Эпос о Гильгамеше», который был записан на глиняных табличках примерно в XVIII—XVII веках до н. э., а в устной форме существовал ещё тысячелетием ранее. Существует несколько версий эпоса, в одной из которых упоминается о том, как Гильгамеш, который, по мнению исследователей, был реально существующей фигурой – военным правителем города Урук, обращается к богу смерти и войны Нергалу, дабы тот дал ему возможность пообщаться с его другом Энкиду, находящимся в царстве мёртвых. Нергал внял просьбам и отворил «проход в земле», через который «подобно дуновению ветра», прибыл дух его товарища. Интересной и довольно важной деталью является то, что Гильгамеш обращается к Нергалу не напрямую, а через Эа (Энки) – одного из величайших божеств шумеро-аккадского пантеона. К сожалению, никаких пояснений касательно того, проводил ли Гильгамеш какой-либо ритуал, обращался ли он за помощью к жрецам Эа или Нергала мы не имеем.


Также существует несколько клинописных табличек того времени, в которых можно найти упоминания о некромантических практиках. Из них мы узнаём, что мужчин, занимавшихся подобным, называли ša etemmi и mušēlû etemmi, женщин – mušēlitum. Также из них мы узнаём, что подобные ритуалы проводились как с целью «упокоения мёртвых», так и для получения пророчеств. В частности, сохранились фрагменты ритуала, в котором для этого использовался человеческий череп. К сожалению, состояние данных табличек оставляет желать лучшего.


Зато о некромантических практиках, дошедших до нас из Древней Греции, можно говорить очень долго. Наверное, ни одна культура не внесла такой вклад в развитие некромантии, как древнегреческая. Позже эти ритуалы позаимствовали римляне, отдельные элементы вошли в состав христианства и, пройдя сквозь средневековый оккультизм, практически растворились в нём. Однако и сейчас, благодаря стараниям античных авторов, мы можем без труда найти описание традиционных некромантических ритуалов. Кратко перечислим некоторые из них:

  1. «Вызов» призрака умершего.
    На мой взгляд, это наиболее хорошо описанный ритуал который, помимо всего прочего, позволяет провести многочисленные параллели и сделать интересные выводы. Также забавным является то, что источник, о котором я буду вести речь, практически всем знаком ещё со школьной скамьи. Но вот прочесть его в оригинале удосужился мало кто. А зря, ибо информация действительно стоящая. Данный ритуал мы подробно рассмотрим и проанализируем в следующей части статьи.
  2. Инкубация сновидений.
    Практика, позволявшая общаться с мёртвыми во сне. Человек, желающий провести её, придерживался определённого поста в течение нескольких дней, приносил жертву (как правило, барана, чаще – чёрного), после чего погружался в сон. Засыпать следовало на шкуре того самого барана в определённом месте. Обычно это была либо могила того самого человека, с кем хотел «пообщаться» проводящий ритуал, либо специальные святилища – некромантейоны, служившие обителью греческих жрецов-некромантов, которые всячески наставляли человека, жаждущего общения с мёртвыми. Данные святилища располагались в пещерах – природных или искусственных, в дикой местности вблизи рек и озёр. Есть информация о четырёх «больших» некромантейонах - святилище близ реки Ахерон в Теспротии, святилище близ озера Аверно в Кампании, святилище в Гераклее Понтийской и святилище близ мыса Тенарон. Существовали и святилища поменьше. Нужно отметить, что эти места «по атмосфере» вполне соответствовали проводимым там ритуалам. К примеру, река Ахерон (в переводе – «река скорби») считалась связанной со Стиксом, а озеро Аверно является затопленным вулканическим кратером возле которого, в описываемые времена, гибли пролетавшие над ним птицы. Святилище Ахерона, кстати, вполне неплохо сохранилось и до наших дней.
  3. Гоэтия.
    Нет, это не ошибка, как вы могли бы подумать, если уже где-то сталкивались с тем, что сейчас принято обозначать этим термином. Гоэтия является одной из форм древнегреческой некромантии и не имеет никакого отношения к так называемой гоэтии царя Соломона. Более того, это слово имеет именно греческое происхождение и является производным от слова goos, что переводится как «плач». Гоэты облачались в тёмные одеяния и провожали умершего, сопровождая процессию своеобразным ритуальным «плачем», дабы душа покойного могла спокойно отправиться в мир иной. Однако помимо этого, они также занимались упокоением «неспокойных душ» и точно так, как провожали их в последний путь, могли вернуть их и обратно, дабы получить ответы на некоторые вопросы. И довольно мрачный оттенок это искусство приобретало тогда, когда гоэт возвращал умершего не для прорицания, а для других целей. Именно поэтому со временем данный термин приобрёл негативный оттенок, а впоследствии стал нередко отождествляться с «чёрной магией». И возможно, именно из-за способности гоэта призывать духов, гримуар, приписываемый царю Соломону, стали именовать гоэтией.
  4. Гиеромантия/гиероскопия.
    Гадание по внутренностям ритуально убитого животного. Разница между гиеромантией и гиероскопией в том, что первое – это собственно искусство прорицания, а второе – осмотр какого-либо органа с данной целью. Чаще всего для этого использовали печень животного. Известны случаи, когда известных греческих философов обвиняли в убийстве детей с целью гиеромантии, однако реальная практика подобных действий находится под большим сомнением.
  5. Использование частей трупов в магических целях.
    Подобные практики нечасто имели место в Древней Греции, однако с течением времени они применялись всё чаще и уже в средние века это «направление» стало ключевым. Собственно в нём лежат истоки так называемой «кладбищенской» магии и некоторых «чёрномагических» практик. Одной из самых частых являлась практика призыва призрака умершего с использованием для этого частей его тела. Чаще всего в подобных ритуалах использовались черепа. Считалось, что душа человека при жизни была заключена именно там, и после смерти некроманту не обязательно было возиться с самим трупом – достаточно было одного черепа. Из довольно редких ингредиентов изготавливалась специальная мазь, которой смазывался череп, читались воззвания к богам (к каким именно – рассмотрим ниже), приносилась жертва. После чего практик смазывал этой мазью свои веки – и лицезрел призрак умершего.

"Поднятие" мёртвых


Вот мы и перечислили основные некромантические практики. Что касается практик оживления трупа – действительно, есть источник, в котором упоминается о подобном. Речь идёт о «Фарсалии» римского поэта Марка Аннея Лукана. Тут я немного отступлю от темы и поясню, почему я рассматриваю поэму, т.е. литературное произведение в качестве источника.


Представьте себе такую ситуацию: к примеру, вы являетесь исследователем гипотетической цивилизации будущего, который интересуется, скажем, автотранспортом нашей цивилизации. Безусловно, если бы вам в руки попало некое руководство по ремонту и эксплуатации, инструкции или ещё какие-либо профессионально-технические материалы, вы были бы без ума от счастья. Но вот незадача – не попадаются. Не могут их найти. И тут археологи находят художественное произведение, в котором есть фрагмент о том, как главный герой ремонтирует свой автомобиль. Будете ли вы его изучать? Да естественно! Конечно, это не профессиональная литература, но, за неимением лучшего, и это уже неплохо. И это весьма правильный подход, который всегда крайне широко применялся. По сути, точно так же историки-скандинависты и маги, работающие в русле Северной Традиции, изучают «Старшую Эдду» и другие литературные источники. «Старшая Эдда» не является «религиозным» источником, вовсе нет, это именно художественное произведение. Однако она всё равно признаётся самым значимым источником на данный момент. Теперь, после необходимого пояснения, приступим к упомянутому произведению.


В нём есть фрагмент, где описывается, как фессалийская ведьма Эрихто с целью получения пророчества поднимает труп война (если точнее – призывает его душу и заставляет войти в мёртвое тело). И хотя автор сильно демонизирует облик и повадки колдуньи, видимо стремясь вызвать у читателя максимальное отвращение, да и сам факт оживления мертвеца – вещь поистине фантастическая даже для мага, некоторые элементы ритуала довольно интересны, и скорее всего, действительно применялись в тех либо иных некромантических практиках.


Во-первых, ведьме нужен труп, на который ещё не успел упасть солнечный свет:

«Будь лишь недав­но убит, — и уста неос­тыв­шие тру­па
Гром­ко нач­нут гово­рить, а коль солн­це сожжет ему тело, —
Будет загроб­ная тень бор­мо­тать невнят­но для слу­ха».


Во-вторых, у трупа должны были быть неповреждённые лёгкие, дабы тот мог говорить.


В-третьих, найдя подходящий труп, ведьма тащит его в довольно мрачного вида пещеру – поближе к подземному миру, подальше от мира земного и огней небесных светил:

«…В пеще­ре пус­той, отве­ден­ной для мрач­ных обрядов,
Под непри­с­туп­ной ска­лой мерт­ве­ца поло­жи­ла Эрих­то.
Грот этот невда­ле­ке от Дита глу­хих под­зе­ме­лий
В нед­ра зем­ли ухо­дил; над без­дной скло­нив­шись вет­вя­ми,
Блед­ный тес­нил­ся там лес, чьи вер­ши­ны не виде­ли неба,

Тисы кида­ли там тень, недо­с­туп­ную Фебо­вым взо­рам.
Мрак там и пле­сень внут­ри, под сво­дом пеще­ры без­жиз­нен
Дол­гой ночи покров, и свет туда про­ни­ка­ет
Толь­ко рож­ден­ный волш­бой…»


В-четвёртых, интерес вызывают своеобразные заклинания Эрихто, которые заставляют вспомнить о гоэтических практиках. И хоть Лукан был римским поэтом, да и со времён некромантии Древней Греции на тот момент прошло уже достаточное количество времени, однако всё равно связь явно прослеживается:

«Голос ее, кото­рый силь­ней, чем вся­кие тра­вы,
Может скли­кать летей­ских богов, нес­трой­ные зву­ки
Начал спер­ва изда­вать, несхо­жие с речью люд­скою.
Воет по-вол­чьи она и лает она по-соба­чьи.
Так же, как филин ноч­ной, как сова бес­по­кой­ная стонет,

Так же, как змеи шипят, как зве­ри ревут и взы­ва­ют, —
Стонет она: и гро­хот вол­ны, что бьет­ся о ска­лы,
И завы­ва­нье дуб­рав, и гром, раз­ры­ва­ю­щий тучи, —
Все в этом вопле сли­лось…»


Далее ведьма начинает зачитывать воззвание к богам подземного мира. Оно также интересно и, на мой взгляд, может использоваться в некоторых некромантических практиках, особенно если зачитывать данный отрывок на латыни. Так как оно довольно громоздкое, а у меня нет желания переписывать всю поэму себе в статью, я предлагаю заинтересованным самостоятельно отыскать данный отрывок. Обращаю внимание на то, что именно в таком варианте, в котором оно представлено в поэме, его использовать не стоит (особенно ту его часть, где Эрихто перечисляет свои «подвиги»). Однако, если вы готовы поработать с ним – т.е. дословно перевести (ибо перевод там литературный), понять что к чему, выбросить ненужные строки либо заменить их на свои, то в конечном итоге вы можете получить крайне мощный ритуальный текст.


Интересным является и упоминание Эрихто о том, что у эриний (демонические существа подземного мира) есть «истинные имена», что позволяет предположить, что возможно ранее с ними можно было взаимодействовать примерно таким же образом, как и сегодня демонологи взаимодействуют с различными другими сущностями.


По окончании ритуала колдунье всё же удаётся поднять труп. И хоть поэма имеет огромное значение для желающих изучать некромантию, к отдельным её элементам не возможно не отнестись скептически (присутствие в составе зелья, которое Эрихто вливает в грудную клетку трупа, таких ингредиентов как глаза дракона, пепел феникса; излишняя демонизация образа колдуньи и др.). Мы должны помнить о том, что хоть Лукан и был выдающейся личностью своего времени – однако он вовсе не был некромантом. Он был поэтом. Могли ли греко-римские некроманты поднимать мертвецов и вдыхать в них некое подобие жизни? - Едва ли. Во всяком случае, это явно не было «рядовой» практикой. Однако в «Фарсалии» описаны различные элементы некромантических ритуалов, которые явно имели место быть на практике. Поэтому я настоятельно рекомендую ознакомиться с этим источником.

Эволюция представлений о некромантии


Как мы видим из приведённых примеров – преимущественно некромантические практики были связаны именно с взаимодействием с душой умершего и получении от неё ответов на волнующие вопросы. Мы видим, что многие некромантические практики очень тесно связаны с похоронной обрядностью и в некоторых случаях являлись её частью. Однако как же получилось так, что по прошествии времени это искусство приобрело такой сильный негативный оттенок, а сам образ некроманта из жреца, связанного с загробным миром, превратился в этакого элитного «чёрного мага», творившего несомненно злую волшбу? Существуют различные точки зрения на этот вопрос. Приведу те, которые кажутся мне наиболее убедительными.


Во-первых, некромантия никогда не была чем-то «светлым». Помимо того, что человек инстинктивно испытывает страх перед смертью и связанными с ней вещами, само это искусство имеет не самые приятные истоки. Подробнее об этом мы поговорим в следующей части статьи.


Во-вторых, огромную роль в этом сыграло возникновение христианства и значительное усиление позиций этой религии. Как мы все хорошо знаем, согласно христианским верованиям после смерти душа человека попадает в Рай либо Ад. Таков порядок вещей установленный Господом Богом. А совсем рядом есть колдуны, которые плевать хотели на все порядки и законы, и которые самостоятельно по своему желанию выдёргивают бессмертные души в сей бренный мир. Безусловно, подобные действия сильно подрывали авторитет христианской церкви и самого христианского Бога. Но священнослужители нашли довольно хитрый выход из этой ситуации. Они объявили, что подобные «мероприятия» под силу лишь Господу Богу, некромантам же в обличии мертвецов являются демоны, которые и ведут с ними беседы. Несмотря на голословность и абсурдность подобного заявления, позиция церкви на тот момент была уже довольно сильна, и люди без промедления приняли подобное утверждение. Тот факт, что в христианской обрядности мы и по сей день прослеживаем множество некромантических элементов, как не смущает никого и сейчас, так не вызывал удивления и тогда.


В-третьих, весьма сильно на это повлияло такое искусство, как нигромантия (лат. niger – чёрный, греч. manteia – гадание). Несмотря на своё название, никакого отношения к гаданию оно не имело. Вполне возможно, что этот термин произошёл от слова «некромантия», более того – некоторые авторы вообще не разделяют два этих понятия. По своей сути, нигромантия представляла собой обычную «чёрную магию». Возможно, нигроматия выделилась из той «ветви» некромантии, которая включала в себя ритуалы с частями умершего тела, при этом вобрав в себя некоторые элементы, присущие другим магическим «направлениям», к примеру, таким как демонология. С течением времени некромантические ритуалы практиковались всё реже, в отличие от нигромантических, однако сам термин «некромантия» намного лучше прижился и закрепился в обществе чем «нигромантия». Поэтому уже в Средние века некромантией стали называть обычную чёрную магию.
Многие средневековые трактаты, которые многие века подряд считали именно некромантическими, уже при беглом осмотре переходят в ряд «черномагических». Кому интересно – советую поискать такие книги как Kieckhefer. R., "Forbidden Rites: A Necromancer's Manual of the Fifteenth Century", и P. Foreman, F. Young "The Cambridge Book of Magic: A Tudor Necromancer's Manual". Это перевод двух средневековых гримуаров с латыни (Munich Manual of Demonic Magic – CLM849 и Tudor Necromancer's Manual – Add.3544) с некоторыми пояснениями. Это отличные книги для тех, кто интересуется «чёрной магией» и средневековым оккультизмом. Однако уверяю – не смотря на слово «necromancer» в названии, максимум, что вы там найдёте – это использование некоторых «ингредиентов», полученных от мертвецов, в магических целях.


Таким образом, в настоящее время, людям, не знакомым с историей некромантии, довольно трудно ответить, что она из себя представляла. Многовековая традиция называть некромантией «чёрную магию» крайне хорошо сыграла свою роль. Встаёт вопрос – а что же сегодня следует понимать под этим словом?


На мой взгляд, естественно путать некромантию и «чёрную магию» не стоит. Однако в настоящее время практически никто не воспринимает некромантию как призыв мёртвых для прорицания. Употребляя этот термин исключительно в вышеприведенном значении, вы рискуете столкнуться с непониманием в «магических кругах», либо вам постоянно придётся пояснять, что же вы понимаете под некромантией. Я считаю, более правильным в настоящее время обозначать этим термином как призыв мёртвых, так и магические действия с «ингредиентами» мертвецов. Впрочем, это «вопрос вкуса» и вы вполне имеете право со мной не согласиться.

Заключение


На этом первая часть публикации подходит к концу. Следующая часть ориентировочно выйдет в первой половине ноября. Если вам интересны какие-либо вопросы, касающиеся перечисленного материала, либо вы хотите подробнее рассмотреть какие-либо другие аспекты данного направления – пишите в комментариях свои предложения. Если вопросы будут достаточно серьёзными и актуальными – я заострю на них внимание в следующей части статьи. Поясню, что я имею в виду именно историю некромантии и древний ритуальный подход. О различных «некротических энергиях», «хозяине кладбища» и прочем я писать не буду. По этим вопросам обращайтесь к другим авторам.


Ну и по традиции – любите историю, лингвистику, археологию. Маги всегда были самыми грамотными и образованными людьми. Именно из них вышли учёные, врачи и философы. Если ваши умения будут базироваться на твёрдом фундаменте знаний – вы сможете избежать многих подводных камней современного оккультизма и значительно обезопасить свою практику.

Dixi, 2016г.


История гадания «…Если тучи и дождь зас­ти­ла­ют Звез­ды покро­вом сво­им, поки­да­ет тогда фес­са­лий­ка Скле­пов пус­тын­ный при­ют и мол­нии ловит ноч­ные. Поступь ее семе­на пепе­лит на полях пло­до­род­ных И отрав­ля­ет она смер­то­нос­ным дыха­ни­ем воз­дух. Просьб не воз­но­сит богам и пеньем сми­рен­ным не молит Выш­них помочь, не хочет и жертв, искуп­ле­нье несу­щих, Ведать, но любит она воз­жи­гать погре­баль­ное пла­мя На алта­рях, и со смерт­ных кост­ров похи­щен­ный ладан». Марк Анней Лукан «Фарсалия, или поэма о гражданской войне» В преддверии Самхейна я решил отойти от своей излюбленной темы и написать публикацию, посвящённую такой интересной и волнующей сердца многих юных магов области, как некромантия. Довольно часто мне приходится наблюдать сетования по поводу того, что информации по этой теме крайне мало, что она труднодоступна и прочее. Что можно ответить на это? На самом деле, всё совсем не так. Информации по этой теме вполне достаточно. Притом информации довольно грамотной и хорошей. Просто в этой области есть два нюанса. Первый – многие затрудняются сказать, а как же на самом деле должна выглядеть некромантия, и что, собственно, к ней относится. Второй прямо вытекает из первого и заключается в том что, не определившись с тем, что же такое некромантия, её начинают искать «не там», и набредают на сомнительную и довольно бредовую информацию. Поэтому в этой статье я ставлю перед собой две задачи. Первая – объяснить, что собственно такое эта самая некромантия и «с чем её едят». Вторая – для примера привести какую-либо практику из этого направления. Поначалу это задумывалось как краткая публикация, однако когда её размер превысил объём моих привычных статей (при всём этом, на тот момент не было готово ещё и половины публикации, и многие вопросы были раскрыты довольно поверхностно), я решил разбить её на несколько частей. В этой части мы поговорим об истории некромантии, перечислим основные некромантические практики и подробнее остановимся на источнике, в котором описывается проведение ритуала «подъёма мертвеца». Не обольщайтесь, едва ли он является рабочим в изложенном виде, однако из его описания можно выделить довольно много полезных элементов, имеющих прямое отношение к некромантии. Во второй части мы разберём традиционный ритуал призыва мертвых для прорицания (а вот он, на мой взгляд, является вполне рабочим), поговорим о возможных истоках некромантии и порассуждаем о том, как можно использовать классические некромантические практики в наше время. Как и всегда я буду ссылаться на традиционные исторические источники, и исходить из них. Никакой самодеятельности, только факты, только хардкор. Приступим. Содержание публикации Некромантия Месопотамии и Древней Греции. История, основные ритуалы"Поднятие" мёртвыхЭволюция представлений о некромантииЗаключение Некромантия Месопотамии и Древней Греции. История, основные ритуалы Само слово «некромантия» имеет греческое происхождение, и дословно переводится как «прорицание с помощью умерших». Однако это искусство было известно задолго до расцвета культуры Древней Греции. Древнейшим историческим источником, в котором упоминается некромантия, является «Эпос о Гильгамеше», который был записан на глиняных табличках примерно в XVIII—XVII веках до н. э., а в устной форме существовал ещё тысячелетием ранее. Существует несколько версий эпоса, в одной из которых упоминается о том, как Гильгамеш, который, по мнению исследователей, был реально существующей фигурой – военным правителем города Урук, обращается к богу смерти и войны Нергалу, дабы тот дал ему возможность пообщаться с его другом Энкиду, находящимся в царстве мёртвых. Нергал внял просьбам и отворил «проход в земле», через который «подобно дуновению ветра», прибыл дух его товарища. Интересной и довольно важной деталью является то, что Гильгамеш обращается к Нергалу не напрямую, а через Эа (Энки) – одного из величайших божеств шумеро-аккадского пантеона. К сожалению, никаких пояснений касательно того, проводил ли Гильгамеш какой-либо ритуал, обращался ли он за помощью к жрецам Эа или Нергала мы не имеем. Также существует несколько клинописных табличек того времени, в которых можно найти упоминания о некромантических практиках. Из них мы узнаём, что мужчин, занимавшихся подобным, называли ša etemmi и mušēlû etemmi, женщин – mušēlitum. Также из них мы узнаём, что подобные ритуалы проводились как с целью «упокоения мёртвых», так и для получения пророчеств. В частности, сохранились фрагменты ритуала, в котором для этого использовался человеческий череп. К сожалению, состояние данных табличек оставляет желать лучшего. Зато о некромантических практиках, дошедших до нас из Древней Греции, можно говорить очень долго. Наверное, ни одна культура не внесла такой вклад в развитие некромантии, как древнегреческая. Позже эти ритуалы позаимствовали римляне, отдельные элементы вошли в состав христианства и, пройдя сквозь средневековый оккультизм, практически растворились в нём. Однако и сейчас, благодаря стараниям античных авторов, мы можем без труда найти описание традиционных некромантических ритуалов. Кратко перечислим некоторые из них: «Вызов» призрака умершего. На мой взгляд, это наиболее хорошо описанный ритуал который, помимо всего прочего, позволяет провести многочисленные параллели и сделать интересные выводы. Также забавным является то, что источник, о котором я буду вести речь, практически всем знаком ещё со школьной скамьи. Но вот прочесть его в оригинале удосужился мало кто. А зря, ибо информация действительно стоящая. Данный ритуал мы подробно рассмотрим и проанализируем в следующей части статьи. Инкубация сновидений. Практика, позволявшая общаться с мёртвыми во сне. Человек, желающий провести её, придерживался определённого поста в течение нескольких дней, приносил жертву (как правило, барана, чаще – чёрного), после чего погружался в сон. Засыпать следовало на шкуре того самого барана в определённом месте. Обычно это была либо могила того самого человека, с кем хотел «пообщаться» проводящий ритуал, либо специальные святилища – некромантейоны, служившие обителью греческих жрецов-некромантов, которые всячески наставляли человека, жаждущего общения с мёртвыми. Данные святилища располагались в пещерах – природных или искусственных, в дикой местности вблизи рек и озёр. Есть информация о четырёх «больших» некромантейонах - святилище близ реки Ахерон в Теспротии, святилище близ озера Аверно в Кампании, святилище в Гераклее Понтийской и святилище близ мыса Тенарон. Существовали и святилища поменьше. Нужно отметить, что эти места «по атмосфере» вполне соответствовали проводимым там ритуалам. К примеру, река Ахерон (в переводе – «река скорби») считалась связанной со Стиксом, а озеро Аверно является затопленным вулканическим кратером возле которого, в описываемые времена, гибли пролетавшие над ним птицы. Святилище Ахерона, кстати, вполне неплохо сохранилось и до наших дней. Гоэтия. Нет, это не ошибка, как вы могли бы подумать, если уже где-то сталкивались с тем, что сейчас принято обозначать этим термином. Гоэтия является одной из форм древнегреческой некромантии и не имеет никакого отношения к так называемой гоэтии царя Соломона. Более того, это слово имеет именно греческое происхождение и является производным от слова goos, что переводится как «плач». Гоэты облачались в тёмные одеяния и провожали умершего, сопровождая процессию своеобразным ритуальным «плачем», дабы душа покойного могла спокойно отправиться в мир иной. Однако помимо этого, они также занимались упокоением «неспокойных душ» и точно так, как провожали их в последний путь, могли вернуть их и обратно, дабы получить ответы на некоторые вопросы. И довольно мрачный оттенок это искусство приобретало тогда, когда гоэт возвращал умершего не для прорицания, а для других целей. Именно поэтому со временем данный термин приобрёл негативный оттенок, а впоследствии стал нередко отождествляться с «чёрной магией». И возможно, именно из-за способности гоэта призывать духов, гримуар, приписываемый царю Соломону, стали именовать гоэтией. Гиеромантия/гиероскопия. Гадание по внутренностям ритуально убитого животного. Разница между гиеромантией и гиероскопией в том, что первое – это собственно искусство прорицания, а второе – осмотр какого-либо органа с данной целью. Чаще всего для этого использовали печень животного. Известны случаи, когда известных греческих философов обвиняли в убийстве детей с целью гиеромантии, однако реальная практика подобных действий находится под большим сомнением. Использование частей трупов в магических целях. Подобные практики нечасто имели место в Древней Греции, однако с течением времени они применялись всё чаще и уже в средние века это «направление» стало ключевым. Собственно в нём лежат истоки так называемой «кладбищенской» магии и некоторых «чёрномагических» практик. Одной из самых частых являлась практика призыва призрака умершего с использованием для этого частей его тела. Чаще всего в подобных ритуалах использовались черепа. Считалось, что душа человека при жизни была заключена именно там, и после смерти некроманту не обязательно было возиться с самим трупом – достаточно было одного черепа. Из довольно редких ингредиентов изготавливалась специальная мазь, которой смазывался череп, читались воззвания к богам (к каким именно – рассмотрим ниже), приносилась жертва. После чего практик смазывал этой мазью свои веки – и лицезрел призрак умершего. "Поднятие" мёртвых Вот мы и перечислили основные некромантические практики. Что касается практик оживления трупа – действительно, есть источник, в котором упоминается о подобном. Речь идёт о «Фарсалии» римского поэта Марка Аннея Лукана. Тут я немного отступлю от темы и поясню, почему я рассматриваю поэму, т.е. литературное произведение в качестве источника. Представьте себе такую ситуацию: к примеру, вы являетесь исследователем гипотетической цивилизации будущего, который интересуется, скажем, автотранспортом нашей цивилизации. Безусловно, если бы вам в руки попало некое руководство по ремонту и

Похожие статьи

Оставить комментарий

ВАША РЕКЛАМА


ДОБАВИТЬ БАННЕР
  «Прикоснись к тайнам настоящего и будущего,а также лечение народными способами и не традиционной медициной и многое полезное для вашего благополучия...»