Внешность вампира и эволюция образа - «Демонология» » Женскими глазами
Навигация: Женскими глазами » Черная магия » Внешность вампира и эволюция образа - «Демонология»

Внешность вампира и эволюция образа - «Демонология»

Внешность вампира и эволюция образа - «Демонология»
Внешность вампира и эволюция образа - «Демонология»

Демонология » Вампиры

Темы: демонология
Итак, в предыдущей статье, уважаемые читатели, мы с Вами немного поговорили о причинах, при наличии которых, мертвец может вернуться в качестве вампира. Как же выглядит такой «возвращенец» и что может указывать на его вампирскую сущность? I.
Дело в том, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Во-первых, в разных странах и кровососа представляли по-разному, в соответствии с индивидуальными национальными и религиозными особенностями каждой отдельной местности. А во-вторых, с течением времени образ вампира, впрочем, как и многих других из нечистого племени, видоизменялся. Дабы не быть голословным, разберем внешность некоторых видов вампиров из группы оживших покойников.

Наверное, одними из самых древних кровососущих мертвецов были вампиры Индии и Китая. В стране слонов, обезьян и священных коров они назывались чепиди. При жизни эти существа были женщинами, с которыми скверно обращались муж и родственники. После смерти чепиди превращались в ослепительных красоток, а транспортным средством для них служил тигр. Свою месть они начинали с семьи мужа, а потом, видимо, собравшись с силами, начинали гасить всех подряд в ближайшей округе. Правда, надо отдать им должное – кровь они пьют исключительно у взрослых мужчин и только из большого пальца ноги. Экзотика, однако,… Хорошо хоть не как у японцев – из заднего прохода. Бр-р-р-р… Как вспомню – так вздрогну! (См. статью «Вампиры-монстры»).
Китайские чиан-ши больше похожи на классического вампира Европы. Это люди, которые погибли в результате несчастного случая (утонули, сгорели), самоубийцы и прочие лишенные достойного погребения. Они появляются по ночам, чтобы пить кровь живых. Выглядит чиан-ши, как нормальный оживший труп: в меру разложившимся и в меру воняющим. После регулярного употребления крови следы разложения исчезают, вампир покрывается белыми волосами и получает способность превращаться в белого волка.

Славянский упырь – это человек, умерший неестественной или преждевременной смертью, от загадочной болезни, не отпетый или умерший без исповеди, убийца, еретик или колдун. Почти всегда он имеет облик определенного человека, который сравнительно недавно отправился на тот свет. По польским поверьям у него огромный хвост (по румынским – хвост короткий и покрыт шерстью), высокий рост и отсутствуют брови. Болгары и сербы считают, что у вампира несообразно большая голова, нет носа, а также позвоночника. Украинцы уверены, что вампир хвостат и раздут, как пузырь, потому что у него вместо скелета и мышц только кожа, наполненная кровью. Общий для всех признак славянского упыря – это красное лицо и глаза.
Европейский вампир ненамного симпатичнее своего славянского собрата. Вот какое описание внешности мы находим у Монтегю Саммерса: «Он ни мертв, ни жив, но живет в смерти. Он - аномалия; андроген в мире призраков, пария среди чудовищ. Наяву он тощий и волосатый, а когда насосется, становится таким жирным, что едва не лопается от сытости. Свежая кровь сочится у него изо рта, носа, и ушей. Его тело всегда остается ледяным; дряблая кожа всегда хранит мертвенно - бледный и фосфоресцирующий оттенок; но губы у него красные и чувственные, и между ними сверкают выпирающие острые клыки. Ногти, загнутые, словно когти хищной птицы, грязны и сочатся кровью; его чудовищно зловонное дыхание распространяет запах тления, гниющей плоти. Наконец, волосы у него рыжие, как у Каина и Иуды». Кстати, на счет вампирских клыков велись достаточно серьезные диспуты, которые так ни к чему не привели. На повестке дня был один единственный вопрос: удлиненные клыки (или глазные зубы) у вампира постоянно торчат изо рта или они появляются только перед тем, как он соизволит откушать? Спорили демонологи XVIII века, вампирологи более позднего времени, а также, разумеется, писатели, сценаристы и режиссеры наших дней. Вопрос остается открытым.

В Средней Азии было обнаружено такое существо, как гуль. Многие авторы, принимая во внимание схожесть персонажей, автоматически причисляют его к вампирам
Оно действительно относится к классу оживших покойников (им становится после смерти колдун). Однако от кровососов гули здорово отличаются. Они классические вурдалаки. То есть трупоеды. Днем эти малопривлекательные создания прячутся в темных пещерах, а ночью навещают кладбища, где разрывают могилы и утоляют свой голод. Живых людей гули предпочитают избегать. Говорят, что голодный гуль может напасть на живого человека (чаще на ребенка), но он не высасывает кровь, а как дикий зверь пожирает мясо.
В могиле живой покойник тоже выглядит не ахти. Раздувшийся от выпитой крови, а иногда и плавающий в крови, сочащейся из пор его кожи, с непомерно отросшими волосами и ногтями, он совершенно не напоминает смазливых героев байроновского типа периодически воплощаемых на экране разными актерами. Вот мы и подошли к рассмотрению эволюции образа вампира.
II.
Заметьте, когда формировался первичный образ вампира, его никогда никто не наделял ни красотой, ни сексуальностью, ни благородной или привлекательной внешностью и прочими атрибутами, которые так любимы современным кинематографом и литературой. Никому из первых исследователей вампиров и в страшном сне не могло присниться, что кровосос может выглядеть, как обычный человек. В истории были примеры преступлений связанных с вампиризмом, например, процессы Жиля де Ре (1440 г.) и кровавой графини Элизабет Батори (1610 г.). Но в тех случаях на скамье подсудимых находились все-таки люди. Пусть с неуравновешенной психикой, пусть с извращенными сексуальными фантазиями, пусть маньяки, но обычные человеки без всякого намека на нежить. За всю историю существования вампиров никогда перед судом не представал нормальный живой мертвец.
Для людей, живших в эпоху повсеместной веры в вампиров, считалось само собой разумеющимся, что любое существо, относящееся к разряду нечисти, должно кардинально отличаться от них самих. Верили, что даже сам Дьявол, принимая человеческий облик, не может окончательно скрыть свою истинную природу. Или его выдают копыта, или хвост, торчащие из-под шляпы рога, резкий запах серы, или еще какое-нибудь внешний отличительный признак. Впрочем, и образ самого Князя Тьмы со временем претерпел серьезные изменения. От страшного зооморфного существа с триптихов Иеронима Босха, до щеголеватого джентльмена в шляпе с петушиным пером, явившегося Фаусту. С вампирами произошла такая же метаморфоза. Начиная с XIX века, литература, а затем и кинематограф старательно изображали кровососов в том облике, который теперь хорошо нам известен. С чего же все началось?

Весной 1816 года на вилле Диодати в Женеве собралась теплая компания отдыхающих. Там были: тогда уже вовсю популярный лорд Байрон, его друг и по совместительству личный врач Джон Уильям Полидори, английский поэт-романтик Перси Биши Шелли и Мери Годвин, впоследствии известная, как Мери Шелли, автор знаменитого романа «Франкенштейн или современный Прометей». Возможно, с целью развеять скуку, Байрон предложил каждому из присутствующих рассказать страшную историю о привидениях. Сам он поведал коротенькую новеллу, героем которой был вампир. Через некоторое время Полидори, вдохновленный сюжетом Байрона, пишет рассказ «Вампир», который увидел свет в 1819 году. Впервые перед читателями предстает кровосос в облике человека «из общества», с утонченными манерами и магнетической притягательностью. Сначала авторство рассказа приписывали Байрону, хотя сам поэт неоднократно и публично заявлял об ошибке. Очень возможно, что издатель попросту преследовал рекламную цель. Имя Байрона было хорошо известно. Он был, как бы сейчас выразились, кумиром толпы (хоть Фан-клуб создавай), а кто такой Полидори знали единицы. Скорее всего, из-за такого «нарушения авторских прав» рассказ был более чем благосклонно принят критиками и уже в 1820 году он был поставлен на лондонской сцене. За этой небольшой вещицей последовал целый шквал вампирических произведений. В 1847 году Джеймс Малькольм Раймер публикует первые главы (их было всего 220) сериала «Варни вампир», в 1867 г. печатается рассказ «Последние хозяева Гордонала» Уильяма Гилберта, в 1872 г. появляется «Кармилла» Джозефа Шеридана Ле Фаню. Другие писатели тоже пишут подобные вещи. Наконец в 1897 году издают «Дракулу» Брэма Стокера. В этом романе представлены практически все знания о природе вампиров в Западной и Восточной Европе. Также впервые личность главного антигероя взята не «с потолка», а с реально существовавшего человека.
Дракула Стокера благороден по происхождению и совершенно аморален по жизни, он наделен определенной силой, но в то же время, по словам Ван Хельсинга: «Он не может идти куда хочет; он – выродок природы – должен подчиняться, однако, некоторым ее законам. Почему? – Этого мы не знаем. Он не может никуда войти, пока кто– нибудь из домочадцев не пригласит его, хотя потом он может входить куда угодно. Его мощь исчезает с наступлением дня, как у всякой нечистой силы. Только в известное время у него бывает ограниченная свобода, так например, если он находится не на месте, с которым связан, то может менять личину только в полдень, или точно в моменты восхода или захода солнца. Все это нам известно наверняка, и в настоящем нашем докладе мы имеем доказательства всего этого. Таким образом, все фокусы и прекращения доступны ему в отведенных для него пределах, но только тогда, когда он находится в своем земном доме, в гробу, доме, заменяющем ему преисподнюю. Во всех же остальных случаях он может превращаться только в известный час. Кроме того, утверждают, что он может проходить через проточную воду только в час прилива или отлива». Надо заметить, что даже у Стокера, который с такой тщательностью разработал образ вампира, Дракула, все-таки, не вызывает положительных эмоций у читателя. Он жестокий подлец ради достижения своих целей идущий на любое преступление. Наверное, писатель был бы, если не в шоке, то несказанно удивлен, прочитай он сценарий фильма Френсиса Форда Копполы «Дракула Брэма Стокера» (1992 г.), где вампир предстает в образе этакого сильно разнесчастного гражданина, ставшего жертвой обстоятельств (дескать, «это не мы такие – это жизнь такая»). Сам же граф в начале картины, мягко говоря, не блещущий красотой, по прибытии в Лондон становится просто лапочкой, настолько, что в него влюбляется невеста главного героя (и настолько, насколько может быть обворожителен Гэри Олдман… хе-хе-хе).
Приняв эстафету от копполовского «Дракулы», в 1994 году выходит «Интервью с вампиром», экранизация романа Энн Райс с двумя уси-пуси-красавчиками в главных ролях. Один, такой несчастный и обманутый (Луис – Брэд Питт), весь фильм пускает розовые слюни и плачется в зрительскую жилетку. А второй, тоже не менее несчастный (Лестат – Том Круз), но более демонический и кровожадный, составляет первому герою хорошую компанию, своим поведением выгодно подчеркивая душевные муки товарища. Эти двое ни в начале, ни в конце фильма отрицательных эмоций не вызывают. Они тоже просто жертвы обстоятельств.
Апофеозом всего этого стало слезливо-сопливое мелодраматическое занудство под названием «Сумерки» (2008 г.). В этом не-фильме не-ужасов, рассчитанном на девочек периода начала полового созревания, проживает не один, а целое семейство вампиров. «Все красавцы молодые… И равны, как на подбор. С ними дядька Черно…», то есть с ними Эдвард Каллен (Роберт Паттинсон). Оказывается, по мнению писательницы Стефани Майер и создателей фильма, вампиры не только создают семьи, но и размножаются таким же способом, как и обычные люди.
Давным-давно в некоторых странах Восточной Европы действительно верили, что от связи кровососа и обычной женщины может появиться потомство (это поверье было особенно распространено в среде румынских цыган). Такие полувампиры-полулюди назывались дампирами и считались лучшими охотниками на своих неживых сородичей. Вампир и человеческая женщина способная к деторождению – еще куда ни шло, но потомство от вампира и вампира – это уже ни в какие ворота.
А еще в фильме Каллены вегетарианцы. То есть они употребляют в пищу только кровь животных. Честно говоря, не представляю с чем это связано. Наверное, с моральными качествами упомянутого семейства, или просто для того, чтобы у зрителя (читателя) закрепить образ «хороших» вампиров. Действительно, некоторое время кровосос может поддерживать свои силы, используя в пищу кровь братьев наших меньших. Но это только для того, чтобы окончательно не свихнуться с голодухи. Как только появляются условия для, так сказать, «нормального» питания – вампир совершенно спокойно переключается на людей.
Продолжение следует. Ваш Darek.

Демонология » Вампиры Темы: демонология Итак, в предыдущей статье, уважаемые читатели, мы с Вами немного поговорили о причинах, при наличии которых, мертвец может вернуться в качестве вампира. Как же выглядит такой «возвращенец» и что может указывать на его вампирскую сущность? I. Дело в том, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Во-первых, в разных странах и кровососа представляли по-разному, в соответствии с индивидуальными национальными и религиозными особенностями каждой отдельной местности. А во-вторых, с течением времени образ вампира, впрочем, как и многих других из нечистого племени, видоизменялся. Дабы не быть голословным, разберем внешность некоторых видов вампиров из группы оживших покойников. Наверное, одними из самых древних кровососущих мертвецов были вампиры Индии и Китая. В стране слонов, обезьян и священных коров они назывались чепиди. При жизни эти существа были женщинами, с которыми скверно обращались муж и родственники. После смерти чепиди превращались в ослепительных красоток, а транспортным средством для них служил тигр. Свою месть они начинали с семьи мужа, а потом, видимо, собравшись с силами, начинали гасить всех подряд в ближайшей округе. Правда, надо отдать им должное – кровь они пьют исключительно у взрослых мужчин и только из большого пальца ноги. Экзотика, однако,… Хорошо хоть не как у японцев – из заднего прохода. Бр-р-р-р… Как вспомню – так вздрогну! (См. статью «Вампиры-монстры»). Китайские чиан-ши больше похожи на классического вампира Европы. Это люди, которые погибли в результате несчастного случая (утонули, сгорели), самоубийцы и прочие лишенные достойного погребения. Они появляются по ночам, чтобы пить кровь живых. Выглядит чиан-ши, как нормальный оживший труп: в меру разложившимся и в меру воняющим. После регулярного употребления крови следы разложения исчезают, вампир покрывается белыми волосами и получает способность превращаться в белого волка. Славянский упырь – это человек, умерший неестественной или преждевременной смертью, от загадочной болезни, не отпетый или умерший без исповеди, убийца, еретик или колдун. Почти всегда он имеет облик определенного человека, который сравнительно недавно отправился на тот свет. По польским поверьям у него огромный хвост (по румынским – хвост короткий и покрыт шерстью), высокий рост и отсутствуют брови. Болгары и сербы считают, что у вампира несообразно большая голова, нет носа, а также позвоночника. Украинцы уверены, что вампир хвостат и раздут, как пузырь, потому что у него вместо скелета и мышц только кожа, наполненная кровью. Общий для всех признак славянского упыря – это красное лицо и глаза. Европейский вампир ненамного симпатичнее своего славянского собрата. Вот какое описание внешности мы находим у Монтегю Саммерса: «Он ни мертв, ни жив, но живет в смерти. Он - аномалия; андроген в мире призраков, пария среди чудовищ. Наяву он тощий и волосатый, а когда насосется, становится таким жирным, что едва не лопается от сытости. Свежая кровь сочится у него изо рта, носа, и ушей. Его тело всегда остается ледяным; дряблая кожа всегда хранит мертвенно - бледный и фосфоресцирующий оттенок; но губы у него красные и чувственные, и между ними сверкают выпирающие острые клыки. Ногти, загнутые, словно когти хищной птицы, грязны и сочатся кровью; его чудовищно зловонное дыхание распространяет запах тления, гниющей плоти. Наконец, волосы у него рыжие, как у Каина и Иуды». Кстати, на счет вампирских клыков велись достаточно серьезные диспуты, которые так ни к чему не привели. На повестке дня был один единственный вопрос: удлиненные клыки (или глазные зубы) у вампира постоянно торчат изо рта или они появляются только перед тем, как он соизволит откушать? Спорили демонологи XVIII века, вампирологи более позднего времени, а также, разумеется, писатели, сценаристы и режиссеры наших дней. Вопрос остается открытым. В Средней Азии было обнаружено такое существо, как гуль. Многие авторы, принимая во внимание схожесть персонажей, автоматически причисляют его к вампирам Оно действительно относится к классу оживших покойников (им становится после смерти колдун). Однако от кровососов гули здорово отличаются. Они классические вурдалаки. То есть трупоеды. Днем эти малопривлекательные создания прячутся в темных пещерах, а ночью навещают кладбища, где разрывают могилы и утоляют свой голод. Живых людей гули предпочитают избегать. Говорят, что голодный гуль может напасть на живого человека (чаще на ребенка), но он не высасывает кровь, а как дикий зверь пожирает мясо. В могиле живой покойник тоже выглядит не ахти. Раздувшийся от выпитой крови, а иногда и плавающий в крови, сочащейся из пор его кожи, с непомерно отросшими волосами и ногтями, он совершенно не напоминает смазливых героев байроновского типа периодически воплощаемых на экране разными актерами. Вот мы и подошли к рассмотрению эволюции образа вампира. II. Заметьте, когда формировался первичный образ вампира, его никогда никто не наделял ни красотой, ни сексуальностью, ни благородной или привлекательной внешностью и прочими атрибутами, которые так любимы современным кинематографом и литературой. Никому из первых исследователей вампиров и в страшном сне не могло присниться, что кровосос может выглядеть, как обычный человек. В истории были примеры преступлений связанных с вампиризмом, например, процессы Жиля де Ре (1440 г.) и кровавой графини Элизабет Батори (1610 г.). Но в тех случаях на скамье подсудимых находились все-таки люди. Пусть с неуравновешенной психикой, пусть с извращенными сексуальными фантазиями, пусть маньяки, но обычные человеки без всякого намека на нежить. За всю историю существования вампиров никогда перед судом не представал нормальный живой мертвец. Для людей, живших в эпоху повсеместной веры в вампиров, считалось само собой разумеющимся, что любое существо, относящееся к разряду нечисти, должно кардинально отличаться от них самих. Верили, что даже сам Дьявол, принимая человеческий облик, не может окончательно скрыть свою истинную природу. Или его выдают копыта, или хвост, торчащие из-под шляпы рога, резкий запах серы, или еще какое-нибудь внешний отличительный признак. Впрочем, и образ самого Князя Тьмы со временем претерпел серьезные изменения. От страшного зооморфного существа с триптихов Иеронима Босха, до щеголеватого джентльмена в шляпе с петушиным пером, явившегося Фаусту. С вампирами произошла такая же метаморфоза. Начиная с XIX века, литература, а затем и кинематограф старательно изображали кровососов в том облике, который теперь хорошо нам известен. С чего же все началось? Весной 1816 года на вилле Диодати в Женеве собралась теплая компания отдыхающих. Там были: тогда уже вовсю популярный лорд Байрон, его друг и по совместительству личный врач Джон Уильям Полидори, английский поэт-романтик Перси Биши Шелли и Мери Годвин, впоследствии известная, как Мери Шелли, автор знаменитого романа «Франкенштейн или современный Прометей». Возможно, с целью развеять скуку, Байрон предложил каждому из присутствующих рассказать страшную историю о привидениях. Сам он поведал коротенькую новеллу, героем которой был вампир. Через некоторое время Полидори, вдохновленный сюжетом Байрона, пишет рассказ «Вампир», который увидел свет в 1819 году. Впервые перед читателями предстает кровосос в облике человека «из общества», с утонченными манерами и магнетической притягательностью. Сначала авторство рассказа приписывали Байрону, хотя сам поэт неоднократно и публично заявлял об ошибке. Очень возможно, что издатель попросту преследовал рекламную цель. Имя Байрона было хорошо известно. Он был, как бы сейчас выразились, кумиром толпы (хоть Фан-клуб создавай), а кто такой Полидори знали единицы. Скорее всего, из-за такого «нарушения авторских прав» рассказ был более чем благосклонно принят критиками и уже в 1820 году он был поставлен на лондонской сцене. За этой небольшой вещицей последовал целый шквал вампирических произведений. В 1847 году Джеймс Малькольм Раймер публикует первые главы (их было всего 220) сериала «Варни вампир», в 1867 г. печатается рассказ «Последние хозяева Гордонала» Уильяма Гилберта, в 1872 г. появляется «Кармилла» Джозефа Шеридана Ле Фаню. Другие писатели тоже пишут подобные вещи. Наконец в 1897 году издают «Дракулу» Брэма Стокера. В этом романе представлены практически все знания о природе вампиров в Западной и Восточной Европе. Также впервые личность главного антигероя взята не «с потолка», а с реально существовавшего человека. Дракула Стокера благороден по происхождению и совершенно аморален по жизни, он наделен определенной силой, но в то же время, по словам Ван Хельсинга: «Он не может идти куда хочет; он – выродок природы – должен подчиняться, однако, некоторым ее законам. Почему? – Этого мы не знаем. Он не может никуда войти, пока кто– нибудь из домочадцев не пригласит его, хотя потом он может входить куда угодно. Его мощь исчезает с наступлением дня, как у всякой нечистой силы. Только в известное время у него бывает ограниченная свобода, так например, если он находится не на месте, с которым связан, то может менять личину только в полдень, или точно в моменты восхода или захода солнца. Все это нам известно наверняка, и в настоящем нашем докладе мы имеем доказательства всего этого. Таким образом, все фокусы и прекращения доступны ему в отведенных для него пределах, но только тогда, когда он находится в своем земном доме, в гробу, доме, заменяющем ему преисподнюю. Во всех же остальных случаях он может превращаться только в известный час. Кроме того, утверждают, что он может проходить через проточную воду только в час прилива или отлива». Надо заметить, что даже у Стокера, который с такой тщательностью разработал образ вампира, Дракула, все-таки, не вызывает положительных эмоций у читателя. Он жестокий подлец ради достижения своих целей идущий на любое преступление. Наверное, писатель был бы, если не в шоке, то несказанно удивлен, прочитай он сценарий фильма Френсиса Форда Копполы «Дракула Брэма Стокера» (1992 г.), где вампир предстает в образе этакого сильно

Похожие статьи

Оставить комментарий

ВАША РЕКЛАМА


ДОБАВИТЬ БАННЕР
  «Прикоснись к тайнам настоящего и будущего,а также лечение народными способами и не традиционной медициной и многое полезное для вашего благополучия...»