Оборотни и оборотничество - «Демонология» » Женскими глазами
Навигация: Женскими глазами » Черная магия » Оборотни и оборотничество - «Демонология»

Оборотни и оборотничество - «Демонология»

Оборотни и оборотничество - «Демонология»
Оборотни и оборотничество - «Демонология»

Демонология » Оборотни


Вурдалаки-упыри расплодились очень,

Закошмарили народ, надломили дух.

Если полная луна выглянула ночью,

Может оборотнем стать даже Винни-Пух.


(Трофим)

Не помню, говорил ли я об этом в цикле статей, посвященных вампирам, но в старину представления о кровососах и оборотнях кардинально отличались от современных взглядов на этих существ. Надо сказать, что теперешнее суждение об оборотнях начало формироваться только с конца XVIII века, и впоследствии развивалось при непосредственном участии художественной литературы, а позднее и кинематографа. Давайте рассмотрим его в общих чертах. Но сначала дадим краткое определение.

Содержание публикации Кто такой оборотеньОборотни из глубины веков
  • Тотемы и божества
  • Оборотни в античность
  • Ликантропы и Вервольфы
Почему именно волк?Как становятся оборотнем
  • Группы ликантропов
  • Обортни вынужденные и осознанные
Защита от оборотня
  • Средства защиты и уничтожения оборотня
  • Серебро
Родина оборотней
  • Зверь из Жеводана
Обортни на Руси

Кто такой оборотень

оборотень – это человек: которого либо укусил другой оборотень, либо он сам родился оборотнем, либо путем колдовских манипуляций, приобрел способность превращаться в животное, либо он начал периодически превращаться в зверя в виду иных обстоятельств.

На счет того, когда происходит превращение, есть два мнения:

  1. Превращение происходит вне зависимости от воли оборотня, и только в полнолуние.
  2. По фигу полнолуние. Оборотень сам может превращаться, в любое время, когда ему захочется.

Определили? Довольны? Вот и славно.

Только, нужно заметить, что данное определение хоть и правильное, но достаточно обобщенное и размытое. Ибо в нем совсем не отражены эти самые «обстоятельства» и оно совершенно не подходит к тем людям, которых против их воли обрекли на периодическое превращение в зверя. Поэтому нам необходимо рассмотреть, что же предшествовало столь радикальным переменам в жизни обычного человека, и, что за этим следовало.

Началось все это, как Вы, наверное, уже догадались, с древнейших времен.

Оборотни из глубины веков

Тотемы и божества

Исторически оборотни гораздо древнее вампиров. Это в современных фильмах («Другой мир», например) они практически ровесники. На самом деле, оборотничество было популярно еще в каменном веке. Известны наскальные рисунки, где изображались люди с ярко выраженными звериными признаками. А все дело в тотемах.

Древние племена первобытных людей, как и не очень древние, но оставшиеся почти на том же уровне развития, считали, что их род берет свое начало от некоего первопредка. Им считалось определенное животное, чаще всего опасный хищник, реже птица. Кстати, если птица, то тоже хищная. Никаких там нежных соловушек с малиновками. Ибо прародитель априори должен был быть силен и грозен, дабы обожествленный, мог защищать своих человеческих потомков.

Превратив зверя в бога, другими словами, создав тотем, человек встал перед «небольшой» проблемой: а как общаться с этим божеством? Но постепенно из общей массы выделялись люди способные донести просьбы соплеменников до адресата. Позже им дали общее название – шаманы. Но ведь и шаман не знал звериного языка. Что же делать? Элементарно, Ватсон! Шаману надо было просто превратиться в такую же зверюгу и дело в шляпе.

Доподлинно неизвестно, как первобытные шаманы это делали. Действительно превращались, или довольствовались разными интересными травками, да грибочками, которые, так сказать, «расширяют сознание». Но это, в принципе, и не важно. Важно то, что в те ну очень стародавние времена, появилось вера в то, что человек (не каждый, конечно) может на некоторое время стать зверем.

Довольно долгое время, а именно вплоть до появления полностью человекоподобных божеств, оборотничество не несло в себе никакого негативного оттенка. Способность превращаться в «брата нашего меньшего» считалась большой привилегией, которой обладали только избранные. Даже, когда пантеон населили вполне обычно выглядевшие боги, оборотней еще не «мазали» черной краской.

Так у древних скандинавов бытовало поверье, что самые могучие воины (берсерки) в минуты неукротимой ярости могли превращаться в волков или медведей. Это были люди необыкновенной силы и храбрости. Считалось, что в бою они могли на расстоянии ослеплять и оглушать врагов, даже при тяжелом ранении не чувствовали боли и пр. Они с самого раннего детства клялись служить Одину, который помимо того, что был верховным богом скандинавского пантеона, являлся еще и покровителем колдовства. На самом деле, зачастую и сами берсерки верили в такое перевоплощение, так как перед боем они не только психологически доводили себя до крайней степени злобы, но и употребляли выжимку из мухоморов, которая является довольно сильным галлюциногеном. Вера в то, что оборачивались именно в медведей, уходит корнями в далекое норманнское прошлое. Она восходит к древнейшим преданиям и сагам Северной Европы, одним из которых было сказание о Беовульфе (нам известно по староанглийскому тексту VIII в.) (от «бео» - пчела и «вульф» - волк, ст. англ.), то есть «пчелиный волк» - медведь. На приведенном выше древнем норвежском рисунке с изображением берсерков без труда можно определить зооморфные признаки таких воинов.

Оборотни в античность

Но давайте ненадолго вернемся в более ранние времена античности.

Известнейший поэт своего времени Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. – 17 г. н. э.) в своем труде «Метаморфозы» (в 15 книгах) пересказал в стихах более двухсот (!) древнегреческих и древнеримских легенд и преданий о превращениях. Понятно, что эти истории, и связанные с ними верования существовали намного раньше их пересказа Овидием.

Немного позднее эстафетную палочку подхватил Луций Апулей (124 г. н. э. - ?) древнеримский писатель и философ, написавший роман в 11 книгах «Метаморфозы или Золотой осел», где речь так же шла об оборотничестве, причем о превращении в результате не очень удачного колдовства.

Кто заинтересовался, тексты обоих произведений можно легко найти в Интернете.

Даже когда христианство почти повсеместно вытеснило язычество, способность оборачиваться животным зачастую приписывалась вполне достойным людям.

Например, в древнеславянских источниках («Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве») упоминается такой персонаж, как Вольх (от слав. «волхв», то есть языческий колдун) Всеславович, который «...князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал... Херсоню великому волком путь перерыскивал...» («Слово о полку Игореве»). Его так же называют князем-чародеем, а то и просто колдуном. Этот былинный герой имел вполне реального прототипа. Полоцкий князь Всеслав Брячиславович (1029-1101 гг.) по сведениям «Повести временных лет» был рожден «от волхования».
По некоторым источникам – от земной женщины и некоего Змия (ср. др. слав. Змей-Огненный-Волк).

Понятно, что ребенок, родившийся от такого союза, не мог не стать неординарной личностью. Всеслава считали оборотнем и колдуном, но одновременно мудрым правителем и славным воином. То есть, современниками спокойно признавалось, что князь-чародей, периодически оборачивающийся зверем – это вполне нормально, а его княжение считалось достаточно успешным. Недаром, в современной Белоруссии, а Полоцк – старейший город в этой республике, до наших времен выпускают юбилейные монеты с изображением этого князя, и ставят ему памятники. Здесь надо заметить, что, несмотря на возведение Всеславом в Полоцке собора Св. Софии, князя считали язычником или двоевером.

Ликантропы и Вервольфы

Но старые боги все дальше уходили в прошлое, средневековые европейские державы с разной скоростью, но неуклонно принимали христианство, а оборотничество в народном сознании перестало восприниматься, как норма.

Здесь мы не будем рассматривать склонность к метаморфозам у персонажей низшей, если хотите, народной демонологии. И так понятно, что леший, водяной, домовой, их коллеги и родственники вообще не ограничивают себя в объектах для превращений. Впрочем, каждый из них имел наиболее любимые образы.

Так же мы оставим в стороне сказочных оборотней, таких как Царевна-лягушка, братец Иванушка, серый волк или князь Гвидон, которого, как мы знаем благодаря Александру Сергеевичу, Царевна-Лебедь обращала, то в шмеля, то в комара, то в муху.

Лучше сосредоточим наше внимание на простых смертных. И поговорим о самом распространенном типе оборотней, а именно о ликантропах или вервольфах.

Первые литературные упоминания о ликантропах мы находим в Древней Греции. Название этимологически восходит к имени аркадского царя Ликаона, который подал на стол пришедшему к нему гостю блюдо из человечины (монарх был не в курсе, что к нему пожаловал сам Зевс в людском обличье). Надо сказать, что начальник богов не просто так зарулил на огонек к царю – до него доходили многочисленные слухи о нечеловеческой жестокости Ликаона и его сыновей. Вот и решил проверить на месте.

Увидев такое, мягко говоря, оригинальное меню, Громовержец пришел в ярость. Он опрокинул стол, и низверг молнии на царских отпрысков, коих было аж 50 штук. По одной вариации молнией был поражен и сам Ликаон, но Овидий в своих «Метаморфозах» (I, 220-239) утверждал, что за такую кровожадность Зевс превратил царя в волка. Версия знаменитого античного поэта получила наибольшее распространение. Оно и понятно: гораздо интереснее читать про превращение в зверя от лица разгневанного бога, чем просто свидетельство о смерти от традиционной молнии.

Почему именно волк?

На самом деле, оборотни существовали и в тех странах, где о волках и слыхом не слыхивали. Там были другие, не менее интересные объекты для превращений (леопард, лисица, кошка, даже змея). Но в Европе, России, а потом и в Америке волк лидировал с большим отрывом.

Изначально волков не демонизировали, а в некоторых местах даже боготворили. Вспомним, хотя бы, Капитолийскую волчицу, вскормившую своим молоком детей бога войны Марса, близнецов Ромула и Рэма, основателей столицы Италии. Или постоянных спутников скандинавского Одина, двух волков с откровенными именами: Geri («жадный») и Freki («прожорливый»). Но со временем ситуация изменилась. И не в лучшую для волков сторону.

По понятным причинам, в странах принявших христианство отношение к волкам стало, мягко говоря, прохладным. А тут еще подоспели и социальные мотивы. Эпоха набегов и кочевых племен постепенно становилась историей, большинство людей все чаще предпочитали спокойный оседлый образ жизни внутри многочисленной общины, а не рискованные предприятия, типа «ограбь соседа и быстро смойся». Засунув за пояса мечи и отправив в сарай копья, народ постепенно стал заниматься земледелием и скотоводством, начали развиваться ремесла. И здесь интересы человека и волка стали пересекаться уже напрямую. Люди выбрались из землянок, стали строить прочные дома, вырубали лес под пашни, и с оружием в руках охраняли пасущийся скот. Волки тоже в долгу не остались. Лишенные привычных мест обитания, они сбивались в большие стаи (так было легче охотиться), нападали, как на пастухов, так и на простых путников. Рассказывали, что волки в течение продолжительного времени терроризировали целые деревни, причем так серьезно, что иногда требовалось вмешательство специальных охотничьих команд. Так волк прочно завоевал малопочетное звание «врага человека №1». И это явилось одной из причин возникновения волка, как образа для перевоплощений оборотней.

Другой причиной была схожесть волчьих поведенческих стереотипов с человеческими. Волк, так же, как и человек, живет в общине, подчиненной определенной иерархии, у него есть семья, даже место обитания волчьей стаи имеет довольно четкие границы. В кого ж еще, как не в серого разбойника, превращаться человеку?

Так в разных языках именно волк фигурирует в названиях оборотня:

- волколак или волкодлак (рус.) – от «волк» и «длака» (шкура);

- вовкулака – (укр.);
- ваўкалак – (белор.);

- мардагайл – (арм.);
- wilkolak – (польск.);

- vilkolakis – (литов.);
- вълколак – (болг.);

- vlkodlak – (чеш.);
- vlkolak – (словац.);

- вукодлак – (серб.);
- Werwolf – (нем.);

- hombre lobo – (исп.);
- loupgarou – (фр.);

- lupo mannaro – (итал).

Как становятся оборотнем

Теперь давайте посмотрим, как человек становится ликантропом, и какие события этому способствуют.

Группы ликантропов

Как и в случае с ведьмами, мир оборотней разделяется на несколько неравных подгрупп:


Первую, и самую немногочисленную, составляют люди, у которых оборотничество в крови.

Другими словами – оборотни по рождению. То есть, потомки родителей-оборотней. В основном это представители древних династий, которые из-за постепенного вырождения в наши дни практически не встречаются. Ребенок, выросший в такой семье, наверное, наиболее безобиден из всего оборотнического сообщества. С самого раннего детства его учили контролировать свою звериную сущность. И когда чадо обретает способность к полной трансформации (обычно это происходит к 13 годам), он или она никогда, без крайней необходимости, не выпустят своего волка наружу. Тем более, по неосторожности не причинят вреда обычным людям.

Есть еще один тип врожденных оборотней. Согласно древним поверьям, это люди:

- рожденные с избыточным волосяным покровом (вариант – с зубами);

- мать, будучи беременной, ела волчье мясо (вариант – мясо животного, убитого
волком);

- потомство было проклято сильным колдуном или ведьмой;

- рожденные в «неудачное» время (канун Рождества и пр.);

- будущую мать укусил волк;

- беременную внезапно испугал волк.

Были и другие мнения, но разбирать их все – не хватит ни времени, ни места.


Вторую группу ликантропов составляют те, кто сознательно избрал для себя возможность превращения в зверя.

На первом месте здесь, конечно же, колдуны и ведьмы. С древних времен известны предания о том, как люди, заключившие договор с силами тьмы получали способность к оборотничеству. Согласно некоторым славянским источникам, чтобы обернуться зверем, ночью чародей приходит на некую поляну в самой глухой части леса, где втыкает в землю или в пень нож (вариант – 12 ножей) лезвиями вверх. После произнесения заклинаний, человек делает кувырок через воткнутые клинки и дальше бежит уже в облике большого волка. Дабы превратиться обратно, колдун должен прийти на ту же поляну и кувырнуться через нож(и) в обратную сторону. Сделать это можно только ночью. Если не успел до восхода – придется дожидаться следующей ночи, целый день, бегая в волчьей шкуре. Но горе чародею или ведьме, если кто-либо набредет на эту поляну, вытащит из земли нож, и унесет с собой. В этом случае человек может остаться волком до конца своих дней.

Сложно, не так ли? Ничего, вот рецепт попроще.

Колдун изготавливает заговоренную волчью шкуру (вариант – пояс из волчьей шерсти), которую набрасывает на себя ночью при полной Луне, когда ему заблагорассудится обернуться зверем. Те, кто что-то читал о магических практиках, а тем более те, кто сам занимался колдовством, могут подтвердить, что многие обряды проводятся в полнолуние. А волков всегда традиционно связывали с ночью и Луной. Ее даже называли «волчьим Солнцем». Отсюда берет начало вера в зависимость оборотней от ночного светила.

На западе Европы, известной своими фармакологическими пристрастиями, считали, что ведьмы изготавливают некую мазь, позволяющую превращаться в животное. Штука эта была настолько многофункциональная, что могла обернуть владельца не только в волка, но и в кошку, собаку, лошадь, зайца (Ирландия: «Я войду в зайца. С печалью и большой заботой. И я войду во имя дьявола! Ах, пока не вернусь домой снова») и др. Состав мази для оборотней несильно отличался от состава летательной мази, которая доставляла ведьм на шабаш. Те же аконит, белладонна и прочие галлюциногены, та же кровь убитого младенца и перемолотые кости повешенного. Правда, заклинания произносились другие.



В последнюю, и самую многочисленную группу, входят так называемые невольные оборотни.

О некоторых из них мы упомянули выше (группа 1), но, надо заметить, что ликантропы по факту рождения, существенно отличаются от людей, которых вынужденное превращение в животное застигло в зрелом возрасте.

Как известно, психика ребенка довольно пластична. И если такое дитя с самых первых дней подвержено некой аномалии, - ему справиться с этим гораздо легче, чем, скажем, подростку или взрослому. Ребенок легче приспосабливается к тому, что он изначально не такой, как другие, проще переживает собственные ошибки и промахи, почти не думает, и скоро забывает о последствиях. Совсем другое дело человек взрослый. Для него периодическое вынужденное превращение – это глубокий эмоциональный шок. Далеко не каждый сможет спокойно воспринять известие, что он жестокий убийца.

Обортни вынужденные и осознанные

Здесь нужно сказать о некоторых отличиях невольных оборотней от людей, превращавшихся в волков при помощи колдовства или оборотней по факту рождения:

Во-первых, считали, что товарищ, превратившийся в зверя при помощи магического обряда или имевший такую способность с детства, в новом облике сохранял человеческий разум и прочие личностные особенности. Только говорить не мог. Он легко оборачивался волком в любое время по своему желанию, но делал это чаще все-таки ночью, ибо зрелище было явно не для посторонних глаз. Во время метаморфозы такие оборотни испытывали минимум неприятных ощущений. Первые – потому что колдовство гарантировало нечувствительность к боли, а вторые, потому, что с самого рождения организм привыкал к периодическим изменениям.

С людьми, укушенными ликантропом, или которые напились водой из волчьего следа, или попавшими под колдовское проклятие, или вынужденные превращаться в волка вследствие церковного проклятия, и т. п. дело обстояло с точностью до наоборот.

Верили, что они превращались в волков независимо от своего желания и точно в полнолуние. Процесс изменения сопровождался сильнейшей болью во всем теле, вызываемой деформацией головы и конечностей, сравнимой разве что с предсмертной агонией. После окончания превращения, оборотень чувствовал страшный голод. Он начинал свою охоту, нападая практически на все, что движется. Его жертвой могло стать любое животное, взрослый человек или ребенок. В зверином состоянии такой ликантроп не делал различий. Хоть он и становился сильнее и быстрее обычных волков, человеческий разум полностью поглощался животными инстинктами. Зачастую на утро, вновь обретя людское обличие, невольный оборотень не мог вспомнить событий прошедшей ночи. Он просыпался голый, грязный и перемазанный в крови, часто в незнакомой местности, куда бы ни за что не отправился, будь он обычным человеком.

Избавится от необходимости каждое полнолуние трансформироваться в зверя, можно было только одним способом: с момента заражения ликантропией на протяжении семи лет оборотень должен воздерживаться от человеческого мяса. Если же он совершит хотя бы одно убийство, то проклятие становится необратимым.

Защита от оборотня

В свое время, мы достаточно подробно рассмотрели способы обнаружения, защиты и уничтожения вампиров. Теперь давайте посмотрим, как обстоят дела с оборотнями.

Опознать волколака в человеческом обличье немного сложнее, чем кровососа. Оборотни, все-таки, живые люди. Но и у них есть отличительные признаки:

Во-первых, пристальное внимание уделялось тем, кто так или иначе связанным с лесом и колдовством. Заметим, что это могли быть не только классические ведьмы и колдуны, но и пастухи (особенно те, чье стадо никогда не трогали волки), а также охотники (опять же необычно удачливые стрелки, никогда не убивавшие волков). Еще говорили, что на возможного ликантропа могли указать сросшиеся на переносице брови. Их так и называли «волчьими бровями».

Во-вторых, в тех местах, где действует ликантроп, под подозрение попадал тот, кто питается исключительно мясом, причем предпочитает его употреблять почти сырым, как говорят «с кровью». На Западе, как в Америке, так и в Европе, стейк из недожаренного мяса блюдо довольно популярное (ваш покорный слуга тоже пробовал – гадость еще та). Но, согласитесь, человек, изо дня в день поглощающий исключительно такой полуфабрикат, игнорируя все прочее, в любом случае выглядит несколько странновато. Однако, одна лишь приверженность подобной диете, конечно же, не могла служить достаточным основанием для обвинения.

В-третьих, на оборотня, как и на вампира, могло указать поведение наиболее близких к человеку домашних животных. Собаки, без всякой видимой причины, начинали яростно бросаться на предполагаемого ликантропа, лошади – сильно пугались, вставали на дыбы и быстро пытались избавиться от его общества. Вообще присутствие оборотня вблизи мест содержания любых домашних животных вызывало у них реакцию такую же, как при появлении обычного волка.

В-четвертых, ликантропа могло выдать зеркало. Мы помним, как враждебно относились к зеркалам вампиры. Они там просто не отражались. Такое верование основывалось на придании зеркальному отражению определенных магических свойств. Считали, что в зеркале отражалась сама душа. А так как, по большинству преданий вампиры были лишены этой важнейшей составляющей обычного человека, то они были лишены и отражения. С оборотнями происходило примерно то же самое. Отличие состояло в том, что кровосос не отражался в любом зеркале, а оборотень, будучи в облике человека, отражался. Но из некоторых на человека смотрел волк. Это были древние зеркала, специально освященные по старинному обряду, которых к нашему времени почти не осталось. Ходили неподтвержденные слухи об одном странном витраже, находящемся во Франции в некой католической базилике, в зеркальных вставках которого оборотень мог увидеть свою истинную сущность. Говорили, что эти фрагменты были сделаны из кусочков некоего старинного зеркала, освященного папой в Риме.

В-пятых,… На самом деле, мне кажется, что это не более чем слухи. Дело в том, что для того, чтобы отразиться в витраже, ликантроп должен был прийти в церковь, а это противоречит другому достаточно распространенному поверью. Оно определенно говорит о том, что оборотень не может не только войти в храм, но и ступить на освященную землю. Плохо ему там становится.

Исходя из всех этих «во-первых, во-вторых», мы можем нарисовать небольшой портрет человека, которого могли заподозрить в оборотничестве.

Итак, это пастух или охотник, возможно, с бровями сросшимися на переносице, про которого поговаривают, что он знается с нечистой силой; было замечено, что он очень любит полусырое мясо и никто не мог вспомнить, что видел, как он ест что-нибудь другое; он не содержит никаких домашних животных, а когда выбирается из дома, то старается держаться как можно дальше от соседских загонов и стойл, чтобы не потревожить скотину; его никогда не видели не только в церкви, но и внутри церковной ограды.

Средства защиты и уничтожения оборотня

Теперь поговорим о средствах защиты и уничтожения оборотня.

Первым вспоминается, конечно, серебро. Но оно относится скорее к оружию, способному убить. А если убивать не нужно? Ведь оборотень часто был всего лишь жертвой колдовства.

Говорили, что вернуть человеческий облик ликантропу можно:

- если нанести ему рану, так, чтобы на землю упали три капли крови и в этот момент громко назвать ликантропа его именем, данным при крещении;

- если накрыть его благословленной одеждой;

- накормить освященной едой;

- или обвязать его специальным поясом с узелками, при завязывании которых повторяли «Господи, помилуй».

Впрочем, эти утверждения довольно спорные. Как-то сложно себе представить, каким образом на агрессивно настроенного голодного оборотня кто-то накидывает одежду или одевает пояс. Отсюда вывод: гораздо проще было элементарно грохнуть волколака, не дожидаясь, когда он перережет в округе всю скотину и местное население.

Серебро

Теперь давайте немного о серебре.

В обиходе считается, что любое оружие, сделанное из этого металла, является смертельно опасным для оборотней. Это мнение раз за разом подтверждают всевозможные книги и фильмы. В некоторых из них утверждается, что раны, нанесенные ликантропу серебряной пулей, клинком или стрелой, не заживают (по-видимому, так оно и есть). Тогда как ранения от обычного оружия ничего кроме легкого дискомфорта у оборотня не вызывают. В других серебро действует, как концентрированная серная кислота, выжигая внутренности и оставляя страшные шрамы на шкуре. На самом деле, все это еще раз показывает, насколько вольно некоторые не лишенные фантазии люди обращаются с древними преданиями.

Ну, посудите сами, если бы обычное серебро для тела оборотня действительно обладало столь разрушительным эффектом, на кой было бы заморачиваться с трудоемкой отливкой серебряных пуль или наконечников для стрел? Ликантроп не вампир. Он не способен загипнотизировать жертву на расстоянии, а вред может причинить только при непосредственном контакте. Если бы этот металл действительно прожигал тело оборотня, то не логичней было бы сделать простой серебряный клинок, обвешаться серебряными украшениями или столовыми приборами? Однако в старых преданиях мы нигде не встречаем упоминаний о серебряных мечах или кинжалах, а вот о стрелах с серебряными наконечниками, а потом и о пулях – сколько угодно. Дело в том, что серебро никого не жгло, и не разъедало. И чтобы причинить ощутимый вред ликантропу, нужно было как-то пробить его прочную шкуру, на что клинок из этого мягкого металла совершенно не годился. Другое дело пуля, стрела или арбалетный болт с серебряным наконечником.

Нужно заметить, что изготовление серебряного «снаряда» было не просто технологической операцией. Пулю отливали, произнося специальные заклинательные молитвы и остужая в святой воде. Затем на нее наносился знак креста и только после этого, ею заряжали нечто стреляющее.

С серебром разобрались, - едем дальше.

Родина оборотней

Как Венгрию совершенно несправедливо сделали «родиной вампиров», так Францию до сих пор считают рассадником оборотней. Как и в случае с Венгрией, такое мнение сформировалось только лишь в конце XVIII века.

А началось все с неуловимого Зверя из Жеводана.

Зверь из Жеводана

Согласно официальным документам, за все время, то есть, с 1 июня 1764 года (первое нападение) и по 19 июня 1767 года (его уничтожение), Зверь совершил 230 нападений на взрослых и детей, 51 человека изувечил, и 123 убил.

За эти три года Зверь с поразительной легкостью избегал массовых охотничьих облав, игнорировал отравленную пищу, спокойно обходил умело расставленные капканы и ловушки. Уже с конца октября 1764 года появились слухи об оборотне, рыскающем по мрачным лесам графства. Именно в это время двое охотников неожиданно заметили Зверя, недалеко от леса и сделали по нему несколько выстрелов. После каждого залпа Зверь падал, что говорило о том, что пули не летели мимо. Но каждый раз вставал и, наконец, скрылся в лесу.

Зверь не убивал скотину, как делали другие волки. Его интересовала только человеческая плоть, хотя охота на человека была сопряжена с гораздо более серьезной опасностью.

Но ни боевые ветераны-драгуны капитана Жака Дюамеля, ни знаменитый охотник из Нормандии Вомсель Дюневаль с сыном, убивший за свою карьеру более тысячи волков, ни придворный охотник самого короля и носитель королевской аркебузы Антуан де Ботерн не смогли справиться с напастью. Казалось, Зверь читает мысли своих преследователей.

Он исчезал оттуда, где надеялись его найти, и внезапно появлялся там, где его никто не мог ожидать. Он мог напасть на женщину или ребенка среди бела дня, прямо посреди деревни, но благоразумно не приближался к мужчинам. Он мог исчезнуть чуть ли не на три месяца, а потом, появившись, за один месяц совершить 19 нападений.

В Жеводане уже отчаялись уничтожить людоеда, посчитав его бичом Божьим, но 19 июня 1767 года чудовище все-таки нашло свой конец.

Во время одной далеко не самой массовой облавы, Зверь неожиданно выскочил из кустов на поляну, прямо перед охотником Жаном Шастелем, который отдыхал на привале. Шастель не растерялся, и в упор выстрелил в животное, а потом, перезарядив ружье, выстрелил еще раз. Зверь упал замертво, и больше не поднялся.

Казалось бы, что тут такого? Ну, повезло стрелку. Однако в Зверя стреляли и раньше, и, между прочим, попадали. Но он всегда находил в себе силы подняться, и скрыться в лесу.

Не сыграло ли здесь решающую роль то, что Шастель, будучи глубоко верующим человеком, зарядил свое ружье освященными серебряными пулями?

Кто знает…

Обортни на Руси

Теперь ненадолго заглянем к нам, на Русь-Матушку.

У нас колдуны принимали животный облик в новолуние, чтобы вредить людям. А еще на Святки (с 7 по 19 января) колдуны-оборотни перекидывались волками или (внимание!) свиньями в полночь выходили кусать прохожих. Укушенный превращался в животное сроком на семь лет. Если человек хотел получить свой нормальный облик раньше означенного срока, то он должен был так же в новолуние или на Святках укусить кого-нибудь: женщина – женщину, мужчина – мужчину. Тем самым, передав проклятие.

В наших краях оборачивались преимущественно в волка, свинью, корову, собаку, козла, кошку и сороку (ведьмы). В облике волка, оборотня выдавали задние лапы. Они у него коленками вперед, как у человека.

Считалось, что наши невольные оборотни не вредят людям, в отличие от чародеев, принявших на себя волчью личину.

Вообще, люди, пережившие кошмар невольного оборотничества, стараются поскорее это забыть. Но есть те, кто кое-что еще помнит.

Был у одного паренька дядька-колдун. Любитель людей на свадьбах портить, да в разную живность обращать. Уж не знаю, чем племянник ему насолил, но…

«Я будто проснулся: вижу себя волком, побежал в лес, а там жутко мне стало, все около деревни своей ходил. Хочу утащить овцу, а силы моей не хватает, потому что не волк я. Так и питался тем, что оставят волки, но и от них я сторонился, заходил под ветер, чтоб не услышали запах.

Прошло три года, и опротивела мне жизнь. Знал я, что дядя мне это сделал, хотел отомстить, да боялся, как бы не убили меня в деревне. В воскресный день сел я недалеко от дороги. Люди в церковь идут, кричат, гонят меня, а я все не ухожу. Жду дядю.

Вот идет он – я прямо на него, хотел схватить за горло зубами, да задрать, а он положил мне руку на голову, и говорит: «Ты что, Ванюша»?

Гляжу – а я и впрямь человек. Только одежонка на мне за три года вся истлела, да порвана волчьими зубами.

Собрался народ и повели меня к старосте, а потом к попу, а потом и в волость. В волости к тому времени меня уже умершим считали».

Ну, вот так, как-то.

Традиционно спасибо за внимание, особенно тем, кто умудрился дочитать до конца, и не заснуть. До скорой встречи.

Darek.


Демонология » Оборотни Вурдалаки-упыри расплодились очень, Закошмарили народ, надломили дух. Если полная луна выглянула ночью, Может оборотнем стать даже Винни-Пух. (Трофим) Не помню, говорил ли я об этом в цикле статей, посвященных вампирам, но в старину представления о кровососах и оборотнях кардинально отличались от современных взглядов на этих существ. Надо сказать, что теперешнее суждение об оборотнях начало формироваться только с конца XVIII века, и впоследствии развивалось при непосредственном участии художественной литературы, а позднее и кинематографа. Давайте рассмотрим его в общих чертах. Но сначала дадим краткое определение. Содержание публикации Кто такой оборотеньОборотни из глубины веков Тотемы и божества Оборотни в античность Ликантропы и Вервольфы Почему именно волк?Как становятся оборотнем Группы ликантропов Обортни вынужденные и осознанные Защита от оборотня Средства защиты и уничтожения оборотня Серебро Родина оборотней Зверь из Жеводана Обортни на Руси Кто такой оборотень оборотень – это человек: которого либо укусил другой оборотень, либо он сам родился оборотнем, либо путем колдовских манипуляций, приобрел способность превращаться в животное, либо он начал периодически превращаться в зверя в виду иных обстоятельств. На счет того, когда происходит превращение, есть два мнения: Превращение происходит вне зависимости от воли оборотня, и только в полнолуние. По фигу полнолуние. Оборотень сам может превращаться, в любое время, когда ему захочется. Определили? Довольны? Вот и славно. Только, нужно заметить, что данное определение хоть и правильное, но достаточно обобщенное и размытое. Ибо в нем совсем не отражены эти самые «обстоятельства» и оно совершенно не подходит к тем людям, которых против их воли обрекли на периодическое превращение в зверя. Поэтому нам необходимо рассмотреть, что же предшествовало столь радикальным переменам в жизни обычного человека, и, что за этим следовало. Началось все это, как Вы, наверное, уже догадались, с древнейших времен. Оборотни из глубины веков Тотемы и божества Исторически оборотни гораздо древнее вампиров. Это в современных фильмах («Другой мир», например) они практически ровесники. На самом деле, оборотничество было популярно еще в каменном веке. Известны наскальные рисунки, где изображались люди с ярко выраженными звериными признаками. А все дело в тотемах. Древние племена первобытных людей, как и не очень древние, но оставшиеся почти на том же уровне развития, считали, что их род берет свое начало от некоего первопредка. Им считалось определенное животное, чаще всего опасный хищник, реже птица. Кстати, если птица, то тоже хищная. Никаких там нежных соловушек с малиновками. Ибо прародитель априори должен был быть силен и грозен, дабы обожествленный, мог защищать своих человеческих потомков. Превратив зверя в бога, другими словами, создав тотем, человек встал перед «небольшой» проблемой: а как общаться с этим божеством? Но постепенно из общей массы выделялись люди способные донести просьбы соплеменников до адресата. Позже им дали общее название – шаманы. Но ведь и шаман не знал звериного языка. Что же делать? Элементарно, Ватсон! Шаману надо было просто превратиться в такую же зверюгу и дело в шляпе. Доподлинно неизвестно, как первобытные шаманы это делали. Действительно превращались, или довольствовались разными интересными травками, да грибочками, которые, так сказать, «расширяют сознание». Но это, в принципе, и не важно. Важно то, что в те ну очень стародавние времена, появилось вера в то, что человек (не каждый, конечно) может на некоторое время стать зверем. Довольно долгое время, а именно вплоть до появления полностью человекоподобных божеств, оборотничество не несло в себе никакого негативного оттенка. Способность превращаться в «брата нашего меньшего» считалась большой привилегией, которой обладали только избранные. Даже, когда пантеон населили вполне обычно выглядевшие боги, оборотней еще не «мазали» черной краской. Так у древних скандинавов бытовало поверье, что самые могучие воины (берсерки) в минуты неукротимой ярости могли превращаться в волков или медведей. Это были люди необыкновенной силы и храбрости. Считалось, что в бою они могли на расстоянии ослеплять и оглушать врагов, даже при тяжелом ранении не чувствовали боли и пр. Они с самого раннего детства клялись служить Одину, который помимо того, что был верховным богом скандинавского пантеона, являлся еще и покровителем колдовства. На самом деле, зачастую и сами берсерки верили в такое перевоплощение, так как перед боем они не только психологически доводили себя до крайней степени злобы, но и употребляли выжимку из мухоморов, которая является довольно сильным галлюциногеном. Вера в то, что оборачивались именно в медведей, уходит корнями в далекое норманнское прошлое. Она восходит к древнейшим преданиям и сагам Северной Европы, одним из которых было сказание о Беовульфе (нам известно по староанглийскому тексту VIII в.) (от «бео» - пчела и «вульф» - волк, ст. англ.), то есть «пчелиный волк» - медведь. На приведенном выше древнем норвежском рисунке с изображением берсерков без труда можно определить зооморфные признаки таких воинов. Оборотни в античность Но давайте ненадолго вернемся в более ранние времена античности. Известнейший поэт своего времени Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. – 17 г. н. э.) в своем труде «Метаморфозы» (в 15 книгах) пересказал в стихах более двухсот (!) древнегреческих и древнеримских легенд и преданий о превращениях. Понятно, что эти истории, и связанные с ними верования существовали намного раньше их пересказа Овидием. Немного позднее эстафетную палочку подхватил Луций Апулей (124 г. н. э. - ?) древнеримский писатель и философ, написавший роман в 11 книгах «Метаморфозы или Золотой осел», где речь так же шла об оборотничестве, причем о превращении в результате не очень удачного колдовства. Кто заинтересовался, тексты обоих произведений можно легко найти в Интернете. Даже когда христианство почти повсеместно вытеснило язычество, способность оборачиваться животным зачастую приписывалась вполне достойным людям. Например, в древнеславянских источниках («Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве») упоминается такой персонаж, как Вольх (от слав. «волхв», то есть языческий колдун) Всеславович, который «.князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал. Херсоню великому волком путь перерыскивал.» («Слово о полку Игореве»). Его так же называют князем-чародеем, а то и просто колдуном. Этот былинный герой имел вполне реального прототипа. Полоцкий князь Всеслав Брячиславович (1029-1101 гг.) по сведениям «Повести временных лет» был рожден «от волхования». По некоторым источникам – от земной женщины и некоего Змия (ср. др. слав. Змей-Огненный-Волк). Понятно, что ребенок, родившийся от такого союза, не мог не стать неординарной личностью. Всеслава считали оборотнем и колдуном, но одновременно мудрым правителем и славным воином. То есть, современниками спокойно признавалось, что князь-чародей, периодически оборачивающийся зверем – это вполне нормально, а его княжение считалось достаточно успешным. Недаром, в современной Белоруссии, а Полоцк – старейший город в этой республике, до наших времен выпускают юбилейные монеты с изображением этого князя, и ставят ему памятники. Здесь надо заметить, что, несмотря на возведение Всеславом в Полоцке собора Св. Софии, князя считали язычником или двоевером. Ликантропы и Вервольфы Но старые боги все дальше уходили в прошлое, средневековые европейские державы с разной скоростью, но неуклонно принимали христианство, а оборотничество в народном сознании перестало восприниматься, как норма. Здесь мы не будем рассматривать склонность к метаморфозам у персонажей низшей, если хотите, народной демонологии. И так понятно, что леший, водяной, домовой, их коллеги и родственники вообще не ограничивают себя в объектах для превращений. Впрочем, каждый из них имел наиболее любимые образы. Так же мы оставим в стороне сказочных оборотней, таких как Царевна-лягушка, братец Иванушка, серый волк или князь Гвидон, которого, как мы знаем благодаря Александру Сергеевичу, Царевна-Лебедь обращала, то в шмеля, то в комара, то в муху. Лучше сосредоточим наше внимание на простых смертных. И поговорим о самом распространенном типе оборотней, а именно о ликантропах или вервольфах. Первые литературные упоминания о ликантропах мы находим в Древней Греции. Название этимологически восходит к имени аркадского царя Ликаона, который подал на стол пришедшему к нему гостю блюдо из человечины (монарх был не в курсе, что к нему пожаловал сам Зевс в людском обличье). Надо сказать, что начальник богов не просто так зарулил на огонек к царю – до него доходили многочисленные слухи о нечеловеческой жестокости Ликаона и его сыновей. Вот и решил проверить на месте. Увидев такое, мягко говоря, оригинальное меню, Громовержец пришел в ярость. Он опрокинул стол, и низверг молнии на царских отпрысков, коих было аж 50 штук. По одной вариации молнией был поражен и сам Ликаон, но Овидий в своих «Метаморфозах» (I, 220-239) утверждал, что за такую кровожадность Зевс превратил царя в волка. Версия знаменитого античного поэта получила наибольшее распространение. Оно и понятно: гораздо интереснее читать про превращение в зверя от лица разгневанного бога, чем просто свидетельство о смерти от традиционной молнии. Почему именно волк? На самом деле, оборотни существовали и в тех странах, где о волках и слыхом не слыхивали. Там были другие, не менее интересные объекты для превращений (леопард, лисица, кошка, даже змея). Но в Европе, России, а потом и в Америке волк лидировал с большим отрывом. Изначально волков не демонизировали, а в некоторых местах даже боготворили. Вспомним, хотя бы, Капитолийскую волчицу, вскормившую своим молоком детей бога войны Марса, близнецов Ромула и Рэма, основателей столицы Италии. Или постоянных спутников скандинавского Одина, двух волков с откровенными именами: Geri («жадный») и Freki («прожорливый»). Но со временем ситуация изменилась. И не в лучшую для волков

Похожие статьи

Оставить комментарий

ВАША РЕКЛАМА


ДОБАВИТЬ БАННЕР
  «Прикоснись к тайнам настоящего и будущего,а также лечение народными способами и не традиционной медициной и многое полезное для вашего благополучия...»