Навигация: Эзотерика » Эзотерика » Ловушка двойственности восприятия. От эгоцентризма к мироцентризму. Часть 2. Эзотерика - Живое Знание - «Эзотерика»

Ловушка двойственности восприятия. От эгоцентризма к мироцентризму. Часть 2. Эзотерика - Живое Знание - «Эзотерика»

Ловушка двойственности восприятия. От эгоцентризма к мироцентризму. Часть 2. Эзотерика - Живое Знание - «Эзотерика»
Ловушка двойственности восприятия. От эгоцентризма к мироцентризму. Часть 2. Эзотерика - Живое Знание - «Эзотерика»

В ловушку двойственного восприятия человек неизбежно попадает с первых лет жизни как существо, наделённое мышлением и способностью к самопознанию. В статье кратко рассмотрены психологические портреты эгоцентричного человека, пребывающего в этой ловушке, и мироцентричного человека, вырвавшегося из неё. Источник - Эзотерика. Живое Знание[/i]


  • Человек в ловушке двойственного восприятия

  • Человек пробуждённый

  • Выводы





Часть 1 см. здесь.


Вместо того, чтобы быть потерянными в вечном думании, вы, пробуждаясь, познаете себя как осознанность, молча стоящую за ним.


Э. Толле


Эгоцентричное мировоззрение проявляет себя в разных формах эгоизма: от полного равнодушия (порой враждебности) к окружающему миру до жажды приобщения к социальным группам. Несмотря на кажущуюся полярность этих поведенческих паттернов, причина у них одна – глубоко укоренившееся в подсознании ощущение тревоги, разобщенности и враждебности токсичного внешнего мира. Такое зауженное мировосприятие, в центр которого помещён обиженный "внутренний ребёнок", вынужденный постоянно менять социальные маски, чтобы выглядеть вполне благополучным, считается нормой именно потому, что оно свойственно подавляющему большинству урбанизированного населения планеты, подсаженного на иглу тотального потребления «благ цивилизации». Эгоцентризм как мировоззрение не только не рассматривается современными направлениями психологии как проявление психической патологии, но, напротив, оправдывается и всячески стимулируется. С позиции приверженцев современной эволюционной психологии – это единственно верное и эволюционно целесообразное мировоззрение в борьбе за выживание.


В 1980 г. психолог-эволюционист Энтони Гринвальд в своей работе «Тоталитарное эго» вводит даже специальный термин «бенефектанс» (от английского benefit — выгода) для обозначения генетически определяемого свойства человеческой психики представлять себя в выгодном свете. Это вполне соотносится с общемировой тенденцией к глобализации человечества, где каждый из его атомов должен быть оторван от своих духовных корней, конкурентоспособен и превращён в идеального потребителя «благ прогресса».


Человек в ловушке двойственного восприятия


Следствиями эгоцентричного сна сознания современного «цивилизованного» человека являются весьма опасные проявления его психики: угнетённое состояние, депрессия, жажда спрятаться от внешних проблем (в социальных группах, в виртуальной реальности, в наркотическом трансе и т. п.). Так проявляет себя чувство собственной хрупкости и уязвимости, возникающее в результате отделённости от мира. В частности стремление к групповой идентичности отражает подсознательный энергетический голод, удовлетворить который человек может, лишь подключив себя к ближайшему антропогенному эгрегору. Ниже мы опишем три наиболее явных признака эгоцентричного мировосприятия.


Непрерывный метальный шум (внутренний диалог)


Дар абстрактного мышления оборачивается для взрослого человека кошмаром беспрестанной ментальной активности, которая не осознаётся человеком как шум, лишающий его возможности пробудиться. По оценкам С. Тейлора внимание человека сконцентрировано на настоящем лишь эпизодически (не более, чем в 10% дневного распределения времени). Все остальное время человек выпадает из текущего мгновения. Для того, чтобы убедиться в этом достаточно попытаться задержать фокус внимания в текущем моменте, отбросив все ментальные шлейфы. Сделать это неподготовленному медитативными практиками человеку будет чрезвычайно трудно.


Притуплённое и зауженное восприятие реальности


Средний человек воспринимает мир размыто – сквозь туман мысленной болтовни, через фильтры шаблонных представлений, не задерживаясь на деталях, упуская целостную картину. Точно так же, как человек, взрослея, теряет остроту восприятия нового, человечество, все более погружаясь в джунгли искусственной природы, создаваемой научно-техническим прогрессом, теряет свою связь с природой естественной. Заметим, что наши предки, лишённые «благ цивилизации», воспринимали окружающий их мир совершенно иначе, чем современный «цивилизованный» человек. Мифы, сакральные тексты и другие культурные памятники, дошедшие до наших дней, позволяют утверждать, что для наших предков вся природа вокруг ощущалась как живая, разумная и пронизанная особой сакральностью. Здесь коренится одна из причин — почему сохранившиеся до наших дней «дикари», избежавшие оков цивилизации, с таким уважением относятся к природе и с таким отвращением – к эксплуататорским замашкам «цивилизованных людей». Помимо ощущения единства с природой, им свойственно чувство, что все вокруг не просто живое, но обладает духовным измерением.


Ригидность эгоцентричной ментальной матрицы


Ригидность (закостенелость) двойственного восприятия складывается годами жизни по соответствующим лекалам. Она, как и сами ментальные шаблоны восприятия, эволюционно целесообразна. В самом деле, невозможно же постоянно переживать новизну первого столкновения со скрипящим снегом, восхищаться красотой закатного неба, смаковать терпкий вкус солёных морских брызг! Человеческий мозг – это прежде всего инструмент, обеспечивающий биологическое выживание и психологическую устойчивость своего обладателя. Именно поэтому он невероятно пластичен и на любую новизну реагирует либо активацией имеющихся нейронных сетей, либо специализацией новой. Важно, что однажды специализированная сеть будет всякий раз активироваться при повторном появлении аналогичной ситуации. Это экономит ресурсы организма и время на опережающее отражение. О том, насколько ригидно двойственное восприятие мира, можно судить, рассматривая примеры устойчивости иллюзорного восприятия, собранные в книге Джозефа Халлинана «Почему мы ошибаемся». В частности, в ней приводится отчет Мариуса фон Зендена, содержащий свидетельства более чем 60-ти слепорожденных пациентов, которым операция по удалению катаракты позволила впервые увидеть мир. Глядя на мир впервые, эти люди сообщали об аморфном поле расплывчатых цветовых и световых пятен, лишенных смысла; на зрительные стимулы они реагировали с беспокойством, раздражением и им требовалась многонедельная практика, чтобы научиться распознавать даже простейшие объекты. Трудности оказались столь значительными, что большинство пациентов были готовы отказаться от зрения и вновь одеть повязку на глаза, чтобы вернуться в привычный мир звуков, тактильных ощущений и запахов. Если коротко резюмировать выводы автора, то получается, что жить в норке узкой зоны психологического комфорта для человеческого эго спокойнее и комфортнее. Риск высунуться из нее и увидеть мир в более полной гамме ощущений и представлений порождает страх и отторжение.


Человек пробуждённый


Есть ли у нас основания оппонировать современной эволюционной психологии и считать, что все выше перечисленное скорее патология психики, чем её норма? Не является ли пробуждённое состояние сознания чем-то уникальным, неким мифическим идеалом, который недостижим для современного человека при жизни?


Исследования наших современников (психологов, социологов, антропологов и философов), многие из которых сами являются в той или иной степени пробуждёнными духовно людьми, однозначно утверждают – да, основания есть! Более того, духовное пробуждение как процесс осознанной трансформации психики охватывает значимое множество людей в современном человечестве (см. например, С. Тейлор «Скачок. Психология духовного пробуждения»). Удивляться, однако, этому не приходится. Есть все основания утверждать, что подобный тренд в человеческом восприятии и самоидентификации соответствует метацели эволюции – все большему одухотворению материи. Такие трансформации должны происходить совершенно естественным путём на определённом возрастном рубеже. Мы адресуем на этом пункте читателей к книгам Ричарда Бёкка «Космическое сознание», Эдуарда Шюре «Великие посвящённые» , Дэвида Хокинса «Глаз «Я», от которого ничего не скрыто». В этих книгах феномен духовного пробуждения описан в деталях на множестве примеров из судеб людей (в том числе, и наших современников) его переживших. Здесь мы лишь приведём краткий психологический портрет пробуждённого человека.


Концептуальные характеристики пробуждённости


Эти характеристики спрятаны глубже эмоциональных и поведенческих. Поэтому они определяются не явно, а лишь опосредованно (через суждения, тексты и т. п.). Вместе с этим именно они определяют все то, что человек в состоянии проявить внешне. Человек, выбравшийся из ловушки двойственного восприятия, теряет эгоцентричность мировоззрения. Отражается это, прежде всего, в расширении перспективы и масштаба взгляда на жизнь. Кен Уилбер («Проект Атман») называет такой взгляд «мироцентричным» или «вселенским». Если с эгоцентричной перспективы человека интересует только его собственные благополучие и телесное здоровье; то с «мироцентричной» — он озабочен больше проблемами этноса (этноцентризм) и планеты в целом (экоцентризм). Мир для него становится живым и одухотворённым домом его души. Он не принимает свой интуитивный панпсихизм интеллектуально, но скорее переживает его всем сердцем.


Поведенческие характеристики


С пробуждением потребность в принадлежности к антропогенным эгрегорам низкого уровня отпадает. Человек больше не ощущает необходимости быть связанным с какой-то конкретной общностью лиц, объединенных «по интересам», по социальной страте и даже по национальной принадлежности. В каком-то смысле он становится человеком мира. Способ вероисповедания, равно как и все прочие атрибуты религии, для пробуждённого духовно человека становятся вторичными по сравнению с необходимостью следования естественным путём ко все большей целостности. Максима индийского мистика Рамакришны: «Все религии истинны. Сколько верований, столько путей» - приобретает для такого человека непреложное значение. Меняются также нравственные ориентиры. Пробужденные люди не признают «нравственность только для своих». Они одинаково благожелательны к человеку вообще. С энергетической точки зрения можно толковать такой поворот к альтруизму, как выход из зоны притяжения антропогенных эгрегоров. Полностью пробуждённый человек видит духовное начало во всей окружающей его природе, с которой он отныне слит неразрывно.


Представления пробуждённого человека о добре и зле перестают быть культурно обусловленными. Они основаны на глубоком внутреннем знании (Внутренний нравственной закон, открытый Кантом). Эти представления выходят далеко за пределы как своих личных интересов, так и предписаний той культуры, в пределах которой они вырастали.


Одним из важнейших вновь обретаемых качеств поведения пробуждённого человека является его созерцательность, пришедшая на смену постоянной суете и вовлечённости в ежедневные дела. Склонность к созерцанию с позиции наблюдающего «я» является следствием остановки ментального шума (постоянного внутреннего диалога) и все более полного пребывания в текущем моменте. Автоматизм поведения, выстроенный на этических шаблонах, сменяется спонтанностью. Своим поведением пробуждённый человек больше похож на ребёнка, чем на взрослого человека. Он позитивен, непосредственен и преисполнен любопытства.


Освобождённый от хватки эго, человек в фазе духовного пробуждения все меньше повёрнут на свои телесные «хотелки», его не увлекает страсть к потреблению и накопительству материальных благ, его все меньше интересует социальный статус и положение в обществе. Он чужд тщеславию, комплексам неполноценности, зависти и ревности.


Эмоциональные характеристики


Целостное восприятие, сменяющее двойственное, наполняет мир утерянными деталями, оттенками, звуками и красками. Человек будто сбрасывает с себя очки-фильтры шаблонных предустановок, покидает свой окоп потенциальной жертвы враждебных обстоятельств и осознанно входит в условную сцену, где разыгрывается жизнь, становясь её соучастником. Остановка ментального шума, которая помогает человеку сделать все это и ощутить себя в текущем моменте, ключевым образом перераспределяет длительность фаз его перцептивного цикла (см. «Ловушка двойственности восприятия. Часть1»). Намеренно укорачивая фазу «планирования шага», человек как бы отдаёт себя потоку жизни. С точки зрения выживания этот шаг может выглядеть крайне рискованным и опрометчивым. Тем не менее, только отказываясь от погружения в прошлое и проигрывания в уме вариантов будущего, человек получает шанс выбраться из ловушки двойственности и полностью отдаться потоку жизни. Поразительно, но если это происходит естественным путём, то вместе с утерей эго как центра восприятия теряется и базовый страх смерти. Это вполне естественно, поскольку речь может идти лишь о смерти тела, с которым его новое (наблюдающее) «я» более не отождествлено. В результате высвобождается колоссальный запас внутренней энергии, который организм был вынужден расходовать на поддержание высокой тревожности (секрецию соответствующих гормонов: прежде всего кортизола, а иногда и адреналина). Изменённый баланс энергообмена меняет палитру восприятия и, как следствие, эмоциональный фон, на котором оно происходит.


Вот как описывают трансформацию восприятия, люди, пережившие пробуждение (цитируется по книге Стива Тейлора «Скачок»): «Я больше не ощущаю, что нахожусь «тут, внутри», а весь мир – «там, снаружи». Я больше не наблюдаю мир издалека, но становлюсь частью потока, непрестанно реализующего бытие. Чувство отделённости уходит, уступая место чувству тотальной связи».


Ощущение единства с миром может переживаться по-разному: от обострения способности к сопереживанию и состраданию (эмпатии) – до полного растворения «я-отдельности» и отождествления себя с естественной природой. Всё это является следствием восприятия тонких планов бытия, где квантовая запутанность существенно возрастает. Самым сильным по взаимодействию (при этом и наиболее локальным) является эмоциональный уровень астрального плана. Он и проявляется первым. Возможны также проявления ясновидения и телепатии, что свидетельствует о включенности сознания на уровне все более тонких тел (астрального и ментального). В целом, ощущение целостности эмоционально проявляется в обретении внутреннего покоя, уравновешенности и гармонии с окружением. Раздраженность, негативное восприятие мира уступают место благостности и чувству постоянной благодарности за право быть осознанным соучастником эволюционного процесса.


Выводы


Приведенные свидетельства духовного пробуждения позволяют делать важные выводы. Черты пробуждённости, равно как и пути выхода из ловушки двойственного восприятия, во многом индивидуальны. Общим же является то, что достигший духовной пробуждённости человек видит вокруг себя не то же самое, что человек, сохраняющий двойственность восприятия. Миры первого и второго отличаются так же, как мир ребенка отличается от мира взрослого или мир «дикаря» — от мира «цивилизованного» человека. Люди, достигшие духовной пробужденности, с детской непосредственностью восприятия составляют ту самую редчайшую категорию блаженных людей, о которых Христос говорил: «Будьте, как дети, и войдёте в царствие небесное».


Выход из ловушки двойственного восприятия через преодоление в себе эгоцентризма — не призрачная цель, но вполне досягаемый ориентир. Более того, соответствующая трансформация восприятия потенциально уготована каждому человеку при условии осознания им своего эволюционного предназначения и следования ему. Путь обретения целостности – дорога возвращения к истинному себе. Этапы этого многотрудного пути, препятствия на нем и способы их преодоления – этому посвящена третья часть данной статьи.


Автор: Аркадий Мадатов

Похожие статьи

Оставить комментарий

Комментарии для сайта Cackle

ВАША РЕКЛАМА

ДОБАВИТЬ БАННЕР
  «Прикоснись к тайнам настоящего и будущего,а также лечение народными способами и не традиционной медициной и многое полезное для вашего благополучия...»